Статус судьи Конституционного Суда РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2011 в 15:15, контрольная работа

Краткое описание

Целью моей контрольной работы является рассмотрение статуса судей Конституционного Суда РФ.

Оглавление

1 Введение. Стр.3
2 Требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации. Стр.5
3 Порядок назначения на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации. Стр.7
4 Порядок принятия присяги судьёй Конституционного Суда Российской Федерации. Стр.9
5 Перечень занятий и действий, которые не совместимые с должностью судьи Конституционного Суда Российской Федерации. Стр.10
6 Срок полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации. Стр.11
7 Гарантии независимости судьи Конституционного Суда Российской Федерации. Стр.12
8 Несменяемость судьи Конституционного Суда Российской Федерации. Стр.16
9 Неприкосновенность судьи Конституционного Суда Российской Федерации. Стр.17
10 Равенство прав судей Конституционного Суда Российской Федерации. Стр.18
11 Приостановление полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации. Стр.19
12 Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации. Стр.20
13 Отставка судьи Конституционного Суда Российской Федерации. Стр.22
14 Заключение. Стр.25
15 Список использованной литературы. Стр.28

Файлы: 1 файл

готовое конституционное судопроизводство.doc

— 145.50 Кб (Скачать)

     Разумеется, как гражданин судья обязан быть столь же законопослушным, что и  остальные члены общества. Но при  отправлении конституционного правосудия он находится в особом положении: при разрешении дел его "кодекс" — Конституция и только она. Основное предназначение Конституционного Суда — проверять соответствие законов, других нормативных актов Конституции Российской Федерации. Понятно, что судья — именно в этом своем качестве — законами и другими нормативными актами руководствоваться не может и не должен.7 

     Перечень  занятий и действий, которые не совместимые  с должностью судьи  Конституционного Суда Российской Федерации.

     Судья Конституционного Суда Российской Федерации не может быть членом (депутатом) Совета Федерации, депутатом Государственной Думы, иных представительных органов, занимать либо сохранять за собой другие государственные или общественные должности, иметь частную практику, заниматься предпринимательской, иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, занятие которой не должно препятствовать выполнению обязанностей судьи Конституционного Суда Российской Федерации и не может служить уважительной причиной отсутствия на заседании, если на то не дано согласия Конституционного Суда Российской Федерации.

     Судья Конституционного Суда Российской Федерации  не вправе осуществлять защиту или  представительство, кроме законного  представительства, в суде, арбитражном суде или иных органах, оказывать кому бы то ни было покровительство в получении прав и освобождении от обязанностей.

     Судья Конституционного Суда Российской Федерации  не может принадлежать к политическим партиям и движениям, материально их поддерживать, участвовать в политических акциях, вести политическую пропаганду или агитацию, участвовать в кампаниях по выборам в органы государственной власти и органы местного самоуправления, присутствовать на съездах и конференциях политических партий и движений, заниматься иной политической деятельностью. Он не может также входить в руководящий состав каких-либо общественных объединений, даже если они и не преследуют политических целей.

     Судья Конституционного Суда Российской Федерации  не вправе, выступая в печати, иных средствах массовой информации и перед любой аудиторией, публично высказывать свое мнение о вопросе, который может стать предметом рассмотрения в Конституционном Суде Российской Федерации, а также который изучается или принят к рассмотрению Конституционным Судом Российской Федерации, до принятия решения по этому вопросу.

     Ничто в настоящей статье не может рассматриваться  как ограничение права судьи  Конституционного Суда Российской Федерации  свободно выражать свою волю гражданина и избирателя путем голосования на выборах и референдуме.8

     Срок  полномочий судьи  Конституционного Суда Российской Федерации.

     Полномочия  судьи Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены определенным сроком. Предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного Суда Российской Федерации - семьдесят лет. Судья Конституционного Суда Российской Федерации считается вступившим в должность с момента принятия им присяги. Его полномочия прекращаются в последний день месяца, в котором ему исполняется семьдесят лет. Судья Конституционного Суда Российской Федерации, достигший предельного возраста пребывания в должности судьи, продолжает исполнять обязанности судьи до принятия итогового решения по делу, начатому с его участием, или до назначения на должность нового судьи9. 

     Гарантии  независимости судьи  Конституционного Суда Российской Федерации.

     Независимость судьи Конституционного Суда Российской Федерации обеспечивается его несменяемостью, неприкосновенностью, равенством прав судей, установленными настоящим Федеральным конституционным законом порядком приостановления и прекращения полномочий судьи, правом на отставку, обязательностью установленной процедуры конституционного судопроизводства, запретом какого бы то ни было вмешательства в судебную деятельность, предоставлением судье материального и социального обеспечения, гарантий безопасности, соответствующих его высокому статусу.

     Материальные  гарантии независимости судьи Конституционного Суда Российской Федерации, связанные  с оплатой его труда, предоставлением ежегодного отпуска, социальным обеспечением, обеспечением жильем, социально-бытовым обслуживанием, обязательным государственным страхованием жизни и здоровья судьи, а также принадлежащей ему и членам его семьи собственности, устанавливаются применительно к соответствующим гарантиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации для судей иных высших федеральных судов. В случаях, если другими правовыми актами для судей Конституционного Суда Российской Федерации предусмотрены иные нормы, повышающие уровень их правовой защиты, материального и социального обеспечения, применяются положения этих актов10. 

     Правовой  статус судей Конституционного Суда в основе своей производен от статуса  судебной власти в Российском государстве  и статуса Конституционного Суда как особого органа этой власти. Такое соотношение по сути предопределено взаимодействием принципа независимости правосудия и принципа независимости судей. Наряду с другими элементами он включает целую систему разнообразных по содержанию юридических гарантий. Именно благодаря им правовой статус судьи носит реальный характер. В процессе реализации гарантий независимости судей обеспечиваются охрана их прав и свобод, независимость конституционного судопроизводства и создаются предпосылки для непосредственного применения конституционных норм в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина. Не случайно поэтому закреплено положение о том, что обеспечение гарантий независимости судей Конституционного Суда, установленных законодательством Российской Федерации, является приоритетной задачей федеральных органов государственной власти.11 Существенное значение в обеспечении независимости судей Конституционного Суда имеет и то обстоятельство, что они согласно Сводному перечню государственных должностей Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 01 декабря 2008 г. №1658 "О государственных должностях Российской Федерации" занимают государственные должности Российской Федерации.

     Важнейшая особенность гарантий, перечисленных в ст.13 настоящего Закона, состоит в том, что они либо прямо закреплены в Конституции (ст.ст. 120-125, 128), либо их содержание вытекает из смысла соответствующих конституционных норм. Отмеченная особенность обусловливает пределы их детализации в законах и иных нормативных правовых актах. Причем используются «ограничители» различного рода. Так, гарантии независимости судей Конституционного Суда устанавливаются нормативными актами такого вида, как федеральный конституционный закон либо федеральный закон.

     Так гарантией независимости Суда и судей является положение о том, что закрепленные до принятия настоящего Федерального конституционного закона в различных нормативных правовых актах нормы о финансировании потребностей Суда, условиях труда, социальном обеспечении и социально-бытовом обслуживании, а также нормы, относящиеся к другим условиям обеспечения деятельности судей, сохраняют свою силу и не могут быть отменены. Дополняет это требование Федерального конституционного закона и норма, запрещающая понижение достигнутого уровня правовой защиты статуса судей при принятии новых федеральных законов и иных нормативных правовых актов. В Указе Президента Российской Федерации также содержится норма, не допускающая снижение уровня материальных гарантий независимости судей Конституционного Суда, в том числе размера денежного вознаграждения, продолжительности отпуска, условий медицинского, санаторно-курортного и социально-бытового обслуживания, транспортного и информационного обеспечения12. Следует также иметь в виду, что в ч.4 ст.9 Закона Российской Федерации от 23.12.2010 г. №371 "О статусе судей в Российской Федерации" содержатся аналогичные нормы о недопустимости отмены или снижения гарантий статуса судей. Этим достигается защита независимости всех судей в России от конъюнктурных посягательств законодательной или исполнительной власти.

     Одно  из наиболее важных и принципиальных нововведений настоящего Закона состоит  в создании достаточно обширной совокупности процедурных норм, регулирующих осуществление конституционного судопроизводства. Процедурные нормы были и в прежнем Законе о Конституционном Суде и на их основе принимались его решения. Однако пробелов в этой области имелось больше, нежели самих процедурных норм. Такая пробельность могла сказаться и на независимости судей. Ведь одним из поводов вмешательства в их деятельность по отправлению конституционного судопроизводства являлось бы стремление навязать рассмотрение того или иного дела в Суде по удобной, скажем так, для одной из сторон процедуре. А обоснованием тому служило отсутствие в Законе соответствующей процедуры. Установление четкой процедуры осуществления конституционного судопроизводства, регламентация прав и обязанностей всех участников этого процесса — одна из основ независимости судей и Конституционного Суда в целом.

     Соблюдение  предусмотренной в Законе процедуры  для данной формы правосудия обязательно  как для судей Суда, так и  для других участников процесса, в  первую очередь для сторон и их представителей.

     Никто не вправе обязать судью Конституционного Суда разрешать дело вне рамок установленной процедуры. Но и судья не может по своему усмотрению применять или не применять процедурную норму настоящего Закона, произвольно ее трактовать. Следование установленной в комментируемом Законе процедуре - не только гарантия независимости судьи, но и его обязанность.

     Запрет  какого бы то ни было вмешательства  в судебную деятельность фактически дополняет принцип, согласно которому судьи при осуществлении своих  полномочий руководствуются только Конституцией и данным Законом.

     В своей деятельности судья Конституционного Суда выступает в личном качестве и в принимаемом Судом решении  по конкретному делу он выражает лишь собственную правовую позицию. Он не обязан давать какие-либо объяснения по существу рассматриваемых и разрешенных дел, а также представлять эти объяснения кому бы то ни было для ознакомления. Никто не вправе вмешиваться в деятельность судьи по осуществлению конституционного судопроизводства. Нарушение данного запрета влечет за собой различные виды ответственности.13  

     Несменяемость судьи Конституционного Суда Российской Федерации.

     Судья Конституционного Суда Российской Федерации  несменяем.

     Полномочия  судьи Конституционного Суда Российской Федерации могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде РФ».14

     Несменяемость судьи означает, что судья не может  быть лишен своего статуса иначе  чем в законном порядке и по законным основаниям. Более того, судью нельзя переводить в другой суд или на другую должность без его согласия.

     Несменяемость служит важной гарантией независимости  судьи. Ни Председатель Конституционного Суда, ни какое бы то ни было иное должностное  лицо или орган не может своим решением избавиться от судьи, который осуществляет правосудие по своему внутреннему убеждению, подчиняясь исключительно Конституции, руководствуясь только ею и Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации", не внимая ничьим указаниям или советам.

     Приостановление и прекращение полномочий конституционного судьи, а также его отставка могут  иметь место лишь в случаях  и порядке, предусмотренных ФКЗ «О Конституционном Суде РФ». 
 

     Неприкосновенность  судьи Конституционного Суда Российской Федерации.

     Судья Конституционного Суда Российской Федерации  неприкосновенен. Гарантии неприкосновенности судьи Конституционного Суда Российской Федерации устанавливаются настоящим  Федеральным конституционным законом  и федеральным законом о статусе судей.

     Судья Конституционного Суда Российской Федерации  не может быть привлечен к какой-либо ответственности, в том числе  после прекращения его полномочий, за мнение, выраженное им при рассмотрении дела в Конституционном Суде Российской Федерации, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность данного судьи в преступном злоупотреблении своими полномочиями.

     За  совершение дисциплинарного проступка (нарушение норм настоящего Федерального конституционного закона, федерального закона о статусе судей, а также положений кодекса судейской этики, утверждаемого Всероссийским съездом судей) на судью Конституционного Суда Российской Федерации по решению Конституционного Суда Российской Федерации может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде:

     предупреждения;

Информация о работе Статус судьи Конституционного Суда РФ