Целостность территории РФ и ее конституционный статус

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 18:30, реферат

Краткое описание

Актуальность данной работы заключается в том, что исследование темы «Государственная территория РФ» касается нашего большого государства, в состав которого входят 83 субъекта, которые являются территорией РФ и требуют качественного и эффективного контроля со стороны государства. Государственная территория – это земное пространство, находящееся под суверенитетом данного государства. Пространство, в пределах которого государство осуществляет верховную власть и которым оно распоряжается, организуя его в административном (для целей управления) отношении и устанавливая его правовой режим (в целом, а также отдельных его составляющих частей).

Оглавление

Введение 2
1. Понятие территории Российской Федерации
1.1Сухопутные границы………………………………………..…....5
1.2Морские границы………………………………………………….6
1.3Воздушные границы………………………………………...…….9
2.Территориальная целостность государства………………………………… ..10
2.1Обеспечение территориальной целостности государства……………………………………………………...……10
2.2 Осуществление мер территориальной целостности государства…………………………………………………………...11
3.Территория РФ и ее конституционно-правовой статус 11
3.1 Определение конституционно-правового статуса РФ………...11
3.2Государственная целостность РФ……………………………….15
3.3Территориальная целостность РФ……………………………....19
Заключение 28
Список использованной литературы 29

Файлы: 1 файл

Целостность территории РФ и ее конституционный статус.doc

— 181.50 Кб (Скачать)

На континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне государство не обладает суверенитетом, так как эти территории не включаются в территорию государства. На данных территориях государство обладает суверенными правами и юрисдикцией по разведке, разработке и сохранению естественных ресурсов, находящихся в водной толще, на дне и в его недрах;

3) государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык (ст. 68 Конституции РФ). Республики вправе устанавливать свои государственные языки, которые употребляются наряду с русским языком в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик;

4) Единое гражданство Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации16 является единым и равным независимо от оснований приобретения. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и имеет равные обязанности;

5) наличие высших органов государственной власти. В соответствии со ст. 11 Конституции РФ государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ как глава государства. Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума) как законодательный (представительный) орган государственной власти Российской Федерации, Правительство РФ как орган исполнительной власти Российской Федерации, суды Российской Федерации как единая федеральная система (за исключением конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и мировых судей). Прокуратура Российской федерации, составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации17;

6) единая Конституция и правовая система. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Правовую систему Российской Федерации составляют Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации. В правовую систему Российской Федерации включаются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры18;

7) единое экономическое пространство. В Российской Федерации товары, услуги и финансовые средства свободно перемешаются на всей ее территории. Не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. На территории Российской Федерации установлена единая денежная система: денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются;

8) государственные символы Российской Федерации. Российской Федерации имеет свои флаг, герб, гимн и столицу. Согласно ст. 70 государственные символы Российской Федерации должны регулироваться федеральными законами. В настоящее время статус столицы Российской Федерации урегулирован Законом Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. «О статусе столицы Российской Федерации». Описание и порядок официального использования государственного флага, герба и гимна определяются указами Президента РФ от 11 декабря 1993 г. «О Государственном флаге Российской Федерации», от 30 ноября 1993 г. «О Государственном гербе Российской Федерации», от 11 декабря 1993 г. «О государственном гимне Российской Федерации»;

9) право участия в межгосударственных объединениях. В соответствии со ст. 79 Конституции РФ Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации.

 

3.2Государственная целостность РФ

Государственная целостность РФ - конституционный  принцип федеративного устройства, означающий, что РФ представляет собой  не сумму отдельных составных  частей, а целостное неделимое государство. Его целостность обеспечивается единством системы власти, единым экономическим пространством, территориальным верховенством, верховенством федерального права. Государственная целостность РФ характеризуют территориальная целостность и политическая целостность или политическое (государственное) единство страны19.

Существование народов и государств немыслимо  без их суверенитета. В конституциях всех стран закреплено, что источником суверенитета является народ. А инструментом реализации его суверенитета является государство.

Важной гарантией  территориальной целостности России является сосредоточение решения всех вопросов определения статуса и  защиты государственной границы, территориального моря, воздушного пространства и т.п. в исключительном ведении федеральных органов власти. К этому необходимо добавить включение в их ведение вопросов войны и мира, обороны и безопасности, определения порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества, а также внешней политики и международных отношений, международных договоров и внешнеэкономических отношений России и др. (ст. 71).

Конституция с  ее базовыми ценностями, с одной  стороны, признает верховенство, приоритет  международного права над национальными законами. И это прежде всего признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, а с другой стороны, Конституция закрепляет государственный суверенитет РФ как нации, объединенной с другими суверенными и равноправными нациями в рамках ООН. Главенство Конституции является высшим выражением суверенитета всего народа России.

Гарантиями, обеспечивающими  целостность России как федеративного  государства, являются отсутствие в  Конституции страны нормы, предусматривающей право субъектов Федерации на сецессию - односторонний выход из нее; закрепление в Конституции принципа взаимного согласия субъектов Федерации при изменении между ними границ20. Это является логичным следствием того, что Россия - конституционная федерация. Прямой обязанностью государства является всеми законными способами не допустить ущемления интересов государственной целостности, осуществляющегося в любой форме. Политическую целостность характеризует единство государственной власти. Целостность федеративного государства невозможна, если нет политической целостности (государственного единства) на всей его территории. Политическая целостность21, в свою очередь, обеспечивается равенством всех граждан перед законом и судом; закреплением единого и равного гражданства независимо от оснований его приобретения22; определением в качестве единого на всей территории государственного языка РФ русского языка 23 и др.

На современном этапе развития международного сообщества, межгосударственных и межнациональных отношений проблема суверенитета и территориальной целостности становится все более значимой. Среди общенациональных задач в настоящее время рассматриваются повышение конкурентоспособности экономики, инвестиционной привлекательности России, противодействие дискриминации на внешних рынках, кардинальное увеличение ВВП, интеграция России в мировую хозяйственную систему, развитие внешнеполитической деятельности с целью модернизации страны на основе сотрудничества в области научно-технической, образовательной, культурной, гуманитарных контактов.

В нашей стране разработана и введена в действие Концепция внешней политики Российской Федерации, которая представляет собой систему взглядов на содержание и основные направления внешнеполитической деятельности России. В соответствии с Концепцией высшим приоритетом внешнеполитического курса России является защита интересов личности, общества и государства. В рамках этого процесса главные усилия направлены на достижение одной из основных целей, такой как обеспечение надежной безопасности страны, сохранение и укрепление ее суверенитета и территориальной целостности, прочных и авторитетных позиций в мировом сообществе, которые в наибольшей мере отвечают интересам Российской Федерации как великой державы, как одного из влиятельных центров современного мира и которые необходимы для роста ее политического, экономического, интеллектуального и духовного потенциала.

Президентом в 2007 г. была озвучена его позиция, касающаяся суверенитета России. "Суверенитет - это очень дорогая вещь, и  на сегодняшний день, можно сказать, эксклюзивная в мире. Для России суверенитет - не политическая роскошь, не предмет гордости, а условие выживания в этом мире. Россия - такая страна, которая... будет либо независимой и суверенной, либо, скорее всего, ее вообще не будет\"24. Российское понимание суверенитета можно определить как условие физического и психологического сохранения России, российской государственности и этнической идентичности в современном мире, достижение суверенитета путем сохранения и расширения демократии в России.

Несмотря на многочисленные изменения, которые  происходят в мире в последние  десятилетия, суверенитет остается основой конституционного строя большинства государств. Сильное государство - ядро национальной и экономической безопасности.

Как утверждают некоторые авторы, сегодня не обсуждается  необходимость суверенитета для  России, эта тема и без того признана первостепенной и актуальной. Вопрос в том, как сохранить суверенитет и гарантировать наличие демократических институтов. Применяемые ранее механизмы стандартной государственной военной машины для сохранения страны от внешних угроз не дают прежнего эффекта. Напротив, эффективным средством являются сильная национальная экономика, промышленность, занятость граждан, справедливые, обеспечивающие достойную жизнь доходы и как следствие всего этого - национальная безопасность страны.

3.3Территориальная целостность РФ

На территориальную  целостность влияют как внутренние, так и внешние факторы. К их пониманию можно подходить как  с межгосударственных, так и с  внутригосударственных позиций, доктрин, сложившихся на международном и  внутригосударственном уровнях. Особый интерес представляет международный подход. Воздействия извне на государство нередко приводят к тем или иным территориальным изменениям. Хотя и внутригосударственные процессы, не связанные с внешним воздействием, также могут привести к нарушению территориальной целостности государств. 
Чтобы разобраться в этом научном вопросе, что же все-таки понимать под территориальной целостностью, следует обратиться прежде всего к понятию государственной территории, о целостности которой следует говорить, в том числе и с международно-правовых позиций. 
Согласно Конвенции "О правах и обязанностях государств", которая не вступила в силу, территория является важной чертой государства как субъекта международного права наряду с такими его элементами, как постоянное население, правительство, способность вступать в отношения с другими государствами. По мнению С.Н. Бабурина, территория государства возникает в силу действия естественно-исторических закономерностей и развивается по социальным законам, является материальным отражением уровня развития общества и находит свое воплощение в том или ином территориальном устройстве25 
геополитические проблемы.

Несмотря на понимание территории как объективного явления, в доктрине упускается, что  представление о территории конкретного государства (его расположения, состава, очертания границ) связано и с отношением к ней как самого суверена, так и других, прежде всего сопредельных, государств.

Исходя из геометрических и правовых представлений государственная  территория - это не некоторая плоскость, это объем, в пределах которого распространяется суверенитет государства, который ограничен его границами. Принято считать, что государственная территория имеет четкие границы. Это идеальная модель, однако на практике это не всегда так.

Как известно, государственная  территория включает в себя сухопутную территорию, водную территорию, воздушное  пространство над ним и недра.

Государственные границы в пределах сухопутной и  водной территорий, как правило, устанавливаются  на основе международных договоров и международных обычаев. Они определяются координатами или проходят с учетом рельефа местности (по рекам, хребтам гор и т.п.). Однако довольно часто границы сопредельных государств на отдельных участках в правовом отношении могут быть и не оформлены. Тому причиной могут быть или организационные, технические причины, в силу которых границы между государствами не установлены, или территориальные споры между государствами по поводу прохождения таких границ. При территориальном споре каждая из сторон придерживается своего варианта прохождения границы. Предметом спора могут быть как небольшие участки, так и значительные территории. 
Границы могут быть и подвижными. Такое возможно при прохождении государственной границы по рекам. Имеют место договоры, в которых указывается, что граница проходит с учетом изменения русла реки. 
При разграничении территорий сопредельных или смежных государств морские границы проводятся согласно международным договорам, а при их отсутствии - по срединным линиям. Хотя каждая из сторон может оспаривать их прохождение.

Морская территория государства ограничивается внешним  пределом территориального моря, который  согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. не должен превышать 12 морских  миль. Обычная норма международного права по данному вопросу еще не сложилась. Однако ряд государств (Аргентина, Бразилия, Сомали и некоторые другие) в одностороннем порядке установили внешний предел своей территории на удалении в 200 морских миль, что не признается большинством государств мирового сообщества. 
Говорить о четких границах государства в пределах его воздушного пространства, недр также не приходится. 
Как известно, воздушная территория государства - это воздушный столб над его воздушной и водной территориями, в пределах которого оно осуществляет свой суверенитет. Верхний предел территории государства до сих пор не установлен, и принято считать, что он находится условно на высоте 100 - 110 км. В практике государств этот предел нередко нарушается (например, при запуске баллистических ракет).

Информация о работе Целостность территории РФ и ее конституционный статус