Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2015 в 17:13, курсовая работа
Авторское право в России появилось лишь в начале XIX веке (1828г.), где право автора на созданное им произведение трактовалось как право собственности, которым можно торговать. Сто семьдесят лет, прошедших с того дня, это сравнительно небольшой отрезок времени для развития отрасли права. Некоторые проблемы, поднимаемые в прошлом веке актуальны и сегодня
ВВЕДЕНИЕ 3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 5
ГЛАВА I 5
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ АВТОРСКОГО ПРАВА В РОССИИ
ГЛАВА II 9
ОБЪЕКТЫ АВТОРСКОГО ПРАВА
ГЛАВА III 18
СУБЪЕКТЫ АВТОРСКОГО ПРАВА
ГЛАВА IV 23
ПРАВА АВТОРОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30
По-иному, однако, обстоит дело с осуществлением авторских прав несовершеннолетними и недееспособными. За малолетних и полностью недееспособных граждан авторские права осуществляют их родители и опекуны. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет распоряжаются своими авторскими правами самостоятельно.
Субъектами авторского права признаются не только граждане РФ, но и иностранцы, а также лица без гражданства. Однако, если произведения российских граждан охраняются независимо от места их обнародования или нахождения в иной объективной форме, то произведения иностранных авторов и лиц без гражданства охраняются при условии, что они:
Авторские произведения нередко создаются не одним, а двумя или несколькими лицами. В таком случае можно говорить о соавторстве.
Для соавторства требуется, чтобы произведение представляло собой единое целое и являлось результатом творческой деятельности двух или нескольких лиц, т. е. чтобы оно выступало как коллективное произведение. При отсутствии хотя бы одного из указанных условий нет и соавторства.40
Закон устанавливает, что авторское право на коллективное произведение принадлежит соавторам совместно, независимо от того, образует ли такое произведение одно целое или состоит из частей, которые могут быть использованы самостоятельно. При "неделимом" соавторстве особых прав для каждого автора не существует, так как произведение нельзя разделить на части; при "раздельном" соавторстве каждый автор сохраняет право на созданную лично им часть коллективного произведения (если только в соглашении не указано иного).41
Условием признания тех или иных лиц соавторами произведения является наличие соглашения о возникновении соавторства. При этом под соглашением следует понимать взаимное волеизъявление авторов, направленное на совместную творческую работу над произведением. Оно может быть выражено в любой форме и на любой стадии работы над произведением. Более того, предметом соглашения может быть доработка уже законченного произведения, если возникает необходимость внести в него изменения и дополнения творческого характера. Важно лишь, чтобы соавторство было добровольным и не нарушало ничьих охраняемых законом авторских прав.
Соглашение о соавторстве не следует, однако, понимать как возможность возникновения соавторства без совместной творческой работы над произведением. В силу одного только соглашения соавторство возникнуть не может.42
В отличие от предварительного соглашения о совместной работе, которое не является соавторским, для использования уже созданного произведения требуется согласие всех соавторов. Если хотя бы один из них возражает, то произведение может быть использовано только по решению суда; при недостижении соглашения в отношении делимого коллективного произведения, соавторы могут использовать принадлежащие им части по своему усмотрению.43
Нет соавторства при помещении статей различных авторов в научных сборниках, энциклопедических словарях, журналах или в других периодических изданиях. В этом случае появляется единое произведение, например — журнал как таковой, словарь в целом и т.д. Но здесь единство достигается благодаря такой творческой работе (тематическая подборка, расположение материала и т. п.), в которой отдельные авторы никакого участия не принимали. Поэтому, будучи авторами своих собственных произведений, они не становятся соавторами журнала или словаря.44
Соавторство также не возникает при создании творчески самостоятельного произведения на основе чужого опубликованного (если имеет место дозволение).
Если автор умирает, то носителями его авторских прав выступают наследники. Наследование авторских прав может происходить как по закону, так и по завещанию. Наследование по закону имеет место, если оно не изменено завещанием. Важной особенностью наследования авторских прав является то, что авторские права переходят к наследникам в бездолевом порядке, как единое целое, не подлежащее разделу. Это означает, что распоряжаться перешедшими по наследству авторскими правами наследники должны совместно и по взаимному согласию, а в случае спора — по решению суда.
Стоит отметить некоторые особенности перехода авторского права по наследству.
Прежде всего, по наследству к наследникам переходят не все авторские права, а только их часть. В законе указывается, что по наследству не переходят право авторства, право на авторское имя и право на защиту репутации автора.
Однако и в отношении этих прав к наследникам переходят права на защиту названных прав от нарушений со стороны третьих лиц, если только автор не назначил для этих целей специальное лицо.45
В ст. 27 Закона подробно расписаны все возможные сроки действия авторского права:
Помимо наследников авторские права могут переходить к иным правопреемникам. В их роли выступают издательства, театры, киностудии и другие организации, занимающиеся использованием произведений. Они приобретают авторские права на основании заключенных с авторами и наследниками авторских договоров.
Становясь обладателями авторских прав, эти организации используют произведения и распоряжаются ими теми способами, которые предусмотрены конкретными авторскими договорами, и в установленных ими пределах.
К числу субъектов авторского права относятся также организации, управляющие имущественными правами авторов на коллективной основе. Такого рода организации могут создаваться непосредственно обладателями авторских и смежных прав в целях обеспечения этих прав в случаях, когда их практическое осуществление в индивидуальном порядке затруднено (публичное исполнение, в том числе по радио и телевидению, воспроизведение путем записи, репродуцирование и др.).
Организации, управляющие имущественными правами на коллективной основе, действуют в пределах полученных от авторов полномочий на основе устава. Они не вправе заниматься коммерческой деятельностью и самостоятельно осуществлять использование произведений. Сами они обладателями авторских прав не становятся, а являются лишь представителями авторов и действуют в их интересах.
Среди функций организаций, управляющих имущественными правами авторов на коллективной основе, можно выделить три основные:
Самой распространенной и в то же время самой спорной классификацией авторских прав является их деление на личные неимущественные и имущественные. Действительно, авторские права настолько взаимосвязаны, что выделить среди них права чисто имущественного или неимущественного характера довольно трудно.
Тем не менее закон признает такое деление и указывает на то, какие права являются личными неимущественными, а какие носят имущественный характер. Важность этого деления состоит в том, что личные неимущественные права (в законах западных стран — так называемые моральные права) могут принадлежать лишь самому создателю произведения, они, как правило, непередаваемы другим лицам и охраняются бессрочно. Напротив, имущественные права могут свободно отчуждаться другим лицам и носят сугубо срочный характер. Рассмотрим важнейшие личные и имущественные права автора.47
Одним из главных личных неимущественных прав, возникающих в связи с созданием произведения, является право авторства. Этим обозначениям отмечаются правомочия автора, связанные с возможностью именовать себя автором произведения, а все другие лица при использовании произведения (например, цитировании, включении отрывков из него в сборники или хрестоматии) обязаны ссылаться на автора.48 Опираясь на это право, автор требует защиты своих интересов в случае присвоения авторства другим лицом (плагиат).
Право авторства характеризуется следующими чертами:
Вокруг права авторства группируются другие предоставляемые автору правомочия и самое близкое — право на имя.
Сущность этого права состоит в том, что оно позволяет автору воспользоваться при выпуске произведения одной из трех возможностей. Произведение может быть выпущено в свет с указанием подлинного имени автора (его фамилии и инициалов). В подавляющем большинстве случаев так именно и бывает. Но автор вправе обозначить свое произведение условным именем (псевдонимом). К псевдонимам прибегают по самым различным причинам: для большего благозвучия или краткости имени, во избежание смешения разных видов творческой деятельности одного и того же автора (например, издающего как научные, так и литературно-художественные произведения) и т. п. Разрешается также опубликование произведения без указания имени автора (анонимно), Такие случаи встречаются сравнительно редко и обусловливаются особыми соображениями, в том числе и спецификой самого издания (например, помещение кратких статей в энциклопедических словарях или справочниках).50
С момента создания произведения за его автором закрепляется право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора. Закон устанавливает, что без согласия автора не разрешается вносить какие-либо изменения как в само произведение, так и в его название. Кроме того, без согласия автора запрещается снабжать произведение при его издании иллюстрациями, предисловиями, послесловиями, комментариями и какими бы то ни было пояснениями.51 Допускается цитирование отрывков из произведения в научных, полемических и информационных целях. Автор не может, ссылаясь на принадлежащее ему право на защиту репутации, воспрепятствовать созданию другими лицами соответствующих пародий и стилизаций, а также "преградил" дорогу критикам и комментаторам.
Следующим личным неимущественным правом автора является право на обнародование произведения и на его отзыв. Сущность данного права можно определить как юридически обеспеченную автору возможность публичной огласки созданного им произведения.
Закон предоставляет автору возможность отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения либо, если произведение уже было обнародовано, он может дезавуировать действия по его доведению до всеобщего сведения, публично оповестив об отзыве произведения.
В качестве единственного условия реализации данного права закон устанавливает возмещение пользователю причиненных таким решением убытков, включая упущенную выгоду. Ранее изготовленные экземпляры произведения также изымаются из обращения за счет самого автора. Закон не требует от автора обосновывать уважительность причин отзыва произведения.52
Закон специально не упоминает о праве автора на опубликование произведения. Тем не менее такое право существует. Право на опубликование состоит в выпуске в свет (опубликовании) автором произведения. При этом с произведением может ознакомиться неопределенный круг лиц. Это — одно из важнейших личных неимущественных прав авторов. В определенных случаях автор может либо сам опубликовать свое произведение (сделать доклад и т.д.), либо дать согласие на публикацию произведения по договору (передать рукопись в издательство, в выставочный комитет для демонстрации на выставках и т.п.)
Право на опубликование произведения может быть реализовано автором только один раз.
Право на опубликование переходит по наследству. Это право принадлежит автору любого произведения науки, литературы или искусства; однако оно может быть ограничено, если опубликование произведения может затронуть "личную сферу" автора или иного лица, т.е. содержит материалы личного или интимного характера. Опубликование такого произведения должно быть согласовано с этим лицом, а после его смерти — с его родственниками.53
Таковы личные неимущественные права автора. Наряду с ними у автора имеется целый ряд имущественных правомочий. Имущественные права автора связаны с возможностями автора по использованию его произведения.
Прежде всего автор пользуется таким имущественным правом, как право на воспроизведение.
Воспроизводить — значит размножать произведение путем снятия копий или каким-либо иным способом. Оно всегда связано с повторением его на материальном носителе. Воспроизведение считается состоявшимся независимо от того, стали ли экземпляры произведения доступны неопределенному кругу лиц.54
С правом воспроизведения, принадлежащим авторам произведений изобразительного искусства, тесно связано право доступа. Сущность данного права заключается в том, что автор произведения изобразительного искусства вправе требовать от собственника произведения предоставления возможности осуществления им права на воспроизведение своего произведения. Иными словами, художник или скульптор может делать копии со своего произведения, для чего собственник картины или скульптуры должен обеспечить доступ автора к произведению. При реализации данного права автор не должен создавать собственнику излишних неудобств, в частности, он не может требовать доставки ему произведения.