Авторское право

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2015 в 17:13, курсовая работа

Краткое описание

Авторское право в России появилось лишь в начале XIX веке (1828г.), где право автора на созданное им произведение трактовалось как право собственности, которым можно торговать. Сто семьдесят лет, прошедших с того дня, это сравнительно небольшой отрезок времени для развития отрасли права. Некоторые проблемы, поднимаемые в прошлом веке актуальны и сегодня

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 5
ГЛАВА I 5
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ АВТОРСКОГО ПРАВА В РОССИИ
ГЛАВА II 9
ОБЪЕКТЫ АВТОРСКОГО ПРАВА
ГЛАВА III 18
СУБЪЕКТЫ АВТОРСКОГО ПРАВА
ГЛАВА IV 23
ПРАВА АВТОРОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30

Файлы: 1 файл

11 курсовая по а п.doc

— 666.50 Кб (Скачать)

Закон закрепляет за автором самостоятельное право на распространение экземпляров произведения любым способом, в частности право на продажу экземпляров произведения и сдачу их в прокат.

Закон не содержит исчерпывающего перечня способов распространения произведения, называя лишь наиболее типичные из них — продажу и сдачу в прокат. Продажа означает реализацию копий произведения за плату. Сдача в прокат — это предоставление экземпляра произведения во временное пользование в целях извлечения прямой или косвенной коммерческой выгоды. Существуют, однако, и другие способы распространения произведений, например, передача экземпляра произведения третьим лицам бесплатно. Типичный пример такого распространения — деятельность библиотек.

Параду с правом на распространение закон особо выделяет исключительное право автора импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт).

Следующими имущественными правами автора являются право на публичный показ и на публичное исполнение. Право на публичный показ реализуется в отношении произведений изобразительного искусства, а право на публичное исполнение — в отношении музыкальных, драматических, хореографических, литературных и некоторых других произведений.

Показ произведения состоит в праве продемонстрировать оригинал или экземпляр произведения.55 Исполнением произведения признается его представление посредством игры, декламации, пения, танца как в живом исполнении, так и с помощью технических средств, например экрана.

Для обоих рассматриваемых прав характерен признак публичности, т. е. показ или исполнение должно осуществляться в месте, открытом для свободного посещения.

Передача произведения в эфир или по кабелю предполагают его доведение до сведения наиболее широкой аудитории, что, безусловно, затрагивает особый интерес авторов, нуждающихся в правовой охране. Указанный интерес охраняется посредством закрепления за автором права на передачу произведения в эфир и права сообщать произведение для всеобщего сведения по кабелю.

В эфир могут передаваться как уже обнародованные произведения, так и произведения, которые еще не обнародованы. Передачей в эфир признается и прямая трансляция произведения из места его показа или исполнения.

К имущественным правам авторов относятся также право на перевод и право на переработку произведения. В субъективное право на перевод входит возможность автора самому переводить и использовать перевод своего произведения, а также его право давать разрешение на перевод и использование перевода другими лицами. На практике авторы довольно редко переводят произведение сами, поскольку эта работа требует особых знаний и навыков. Поэтому фактически право на перевод сводится к праву давать согласие на использование произведения в переводе. Запретить перевод произведения в целях личного использования автор не может ни фактически, ни юридически.

Свое согласие на перевод автор обычно выражает путем заключения договора с той организацией, которая намерена использовать его произведение в переводе. Данная организация принимает на себя обязанность обеспечить качественный перевод произведения, а также по просьбе автора представить ему перевод для ознакомления (или одобрения).

К праву на перевод близко примыкает право автора переделывать, аранжировать или другим образом переделывать произведение. Оно также включает возможность автора или самому перерабатывать произведение в другой вид, форму или жанр либо давать разрешение на переработку другим лицам.

Создаваемые в результате творческой переработки произведения являются новыми объектами авторского права. Но их использование может осуществляться лишь с согласия авторов оригинальных произведений. Как правило, дача автором согласия на переработку означает и его согласие на использование созданного в результате переработки нового произведения. Однако автор может оставить за собой право на одобрение переработки как предварительное условие ее использования.

Авторы произведений изобразительного искусства обладают особым правом следования. Сущность данного права состоит в том, что в каждом случае публичной перепродажи произведения изобразительного искусства по цене, превышающей предыдущую не менее чем на 20%, автор имеет право на получение 5% перепродажной цены (п. 2 ст. 17 Закона об авторском праве).

Основной целью этого права является защита имущественных интересов художников и авторов других произведений изобразительного искусства, которые зачастую, особенно в начале творческого пути, продают свои произведения различного рода перекупщикам значительно дешевле их реальной стоимости. Право на получение части прибыли, выручаемой от перепродажи произведения при переходе его от одного владельца к другому, в известной мере компенсирует ту несправедливость, которая была допущена по отношению к автору вначале.

К числу имущественных прав авторов ранее действовавшее законодательство и наука традиционно относили право на вознаграждение за использование произведения. Новое авторское законодательство, безусловно, также признает за авторами указанное право, хотя в общем перечне авторских правомочий оно прямо не названо.  Рассмотренные ранее правомочия автора возникают одновременно с тем, как произведение создано и выражено вовне при помощи тех или иных способов. В отличие от этого право на получение вознаграждения от какого-либо конкретного лица с момента создания произведения не связывается.56 В состав права на вознаграждение входит не только "голое" право требовать соответствующих выплат, но и возможность оговорить размер, порядок, срок и другие условия получения вознаграждения. Все эти вопросы решаются в авторских договорах, на основе которых и осуществляется использование произведений.

Вместе с тем закон выделяет несколько случаев, когда права авторов на получение вознаграждения лежат за пределами авторского договора.57

Таковы основные права авторов творческих произведений. Они достаточно разнообразны и охраняют как личные, так и имущественные интересы создателей произведений. 

 

 

Заключение

 

Целью данной работы не являлось рассмотрение всего авторского права. В работе ничего не сказано об авторском договоре, носящем гражданско-правовой характер и являющимся самостоятельным в ряду других гражданско-правовых договоров.

Не рассмотрена охрана смежных прав, т.е. прав исполнителей, производителей фонограмм и организаций эфирного и кабельного вещания, права которых близки и тесно связаны с правами авторов.

Очень важным аспектом является собственно защита авторских прав, под которой следует понимать совокупность мер, направленных на признание и восстановление этих прав при их нарушении или оспаривании.

Каждый из вышеуказанных аспектов может быть предметом детального исследования и серьезного анализа и может стать темой следующей работы.

 

 

Список литературы

 

  1. Авторское право: Нормативные акты. Национальное законодательство и международные конвенции / Сост., авт. ст. И.Силонов; оформл. Г.Сыроватского. — М.: Элит-Клуб; Юрид. книга, 1998.
  2. Антимонов Б.С., Флейшиц Е.А. Авторское право. — М.: Госуд. изд-во юр. литературы, 1957.
  3. Гаврилов Э.П. Авторское право. Издательские договоры. Авторский гонорар. — М.: Юрид.лит., 1988.
  4. Гаврилов Э.П. Советское авторское право. Основные положения. Тенденции развития. — М.: Юрид.лит., 1984.
  5. Гордон М.В. Советское авторское право. — М.: Изд. юрид.литература, 1995.
  6. Гражданское право. Учебник. Часть III / Под ред. А.П.Сергеева, Ю.К.Толстого. — М.: ПРОСПЕКТ, 1998.
  7. Грингольц И.А. Права автора сценического произведения в СССР. Канд. дисс. — М., 1953.
  8. Ионас В.Я. Произведения творчества в гражданском праве. — М.: Изд. юрид.литература, 1972.
  9. Иоффе О.С. Основы авторского права. — М.: изд-во "Знание", 1969.
  10. Иоффе О.С. Советское гражданское право. Т.3.— Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1965.
  11. Камышев В.Г. Права авторов литературных произведений. — М.: Изд. юрид.литература, 1972.
  12. Канторович А.Я. Авторское право на литературные, музыкальные, художественные и фотографические произведения. — Петроград, 1916.
  13. Сергеев А.П. Авторское право России. — СПб, 1994.
  14. Серебровский В.И. Вопросы советского авторского права. — М.: Изд-во академии наук СССР, 1956.
  15. Шершеневич Г.Ф. Авторское право на литературные произведения. — Казань, 1891.
  16. Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права (по изданию 1907г.). — М., 1995.
  17. Юрченко А.К. Издательский договор. —Л., 1988.

 

 

 

 

  1. Наследование прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации

О составе наследства обладателя прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации рассказывает докт. юрид. наук О.Ю.Шилохвост.

С вступлением в действие четвертой части Гражданского кодекса Российской Федерации сохранилось традиционное[1] для отечественного правопорядка раздельное расположение норм, регулирующих наследование прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. Часть этих норм помещается в разделе Кодекса, определяющем общие условия для всех без исключения объектов наследственного преемства (раздел V «Наследственное право»). К ним относятся правила об основаниях, времени и месте открытия наследства, о правовом статусе наследников (глава 61), форме и содержании распоряжений наследодателя относительно своего имущества (глава 62), составе законных наследников (глава 63), порядке и сроках принятия наследства и отказа от него, об условиях охраны наследственного имущества и управления им, о разделе наследства между наследниками и об ответственности наследников по долгам наследодателя (глава 64).

Другие нормы, определяющие набор и содержание прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, переходящих по наследству, сроки их действия, а также особенности правового положения наследников правообладателя содержатся в разделе VII «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации».

Несмотря на внешнюю автономность разделов V и VII ГК, которая, казалось бы, должна исключать необходимость сопоставления содержащихся в этих разделах норм, они теснейшим образом взаимосвязаны, и без их систематического толкования порою невозможно адекватно определить правовое положение участников наследственных отношений, складывающихся по поводу прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. При этом следует иметь в виду, что применительно к наследованию указанных прав нормы разделов V и VII ГК соотносятся между собой соответственно как общая и особенная части правового регулирования, и именно этим соотношением определяются их соотношение и соподчиненность. Наиболее четко эта соподчиненность проявляется при определении субъективных прав, которые могут являться объектом наследственного преемства.

Исключительное право

Стремясь преодолеть присущие законодательству об интеллектуальной собственности 1990-х гг. разнобой и непоследовательность в определении имущественного характера исключительных прав, законодатель в четвертой части ГК весь комплекс субъективных прав автора и иного правообладателя на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации (обобщенно называемых в ст. 1226 ГК «интеллектуальными правами») свел к следующей триаде – исключительное право, личные неимущественные права и иные права.

Способность к переходу по наследству каждого из элементов обозначенной триады определяется законодателем по-разному. Исключительное право является правом имущественным, что следует не только из легального определения его содержания как принадлежащего правообладателю права использовать результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом (п. 1 ст. 1229), но и из прямого указания закона на его имущественный характер (ст. 1226 ГК). Следовательно, как право имущественное, исключительное право в соответствии с прямым указанием части 1 ст. 1112 ГК входит в состав наследства соответствующего правообладателя. Таким образом, способность к переходу по наследству исключительного права регулируется нормами раздела V ГК, что исключает необходимость повторения соответствующих оговорок в разделе VII Кодекса[2].

В соответствии с этим подходом в состав наследства правообладателя могут входить исключительные права на произведение науки, литературы и искусства (ст. 1270), исполнение (ст. 1317), фонограмму (ст. 1324), исключительное право изготовителя базы данных (ст. 1334)[3], исключительное право публикатора (ст. 1339), исключительные права на изобретение, полезную модель или промышленный образец (ст. 1358), селекционное достижение (ст. 1421), топологию интегральной микросхемы (ст. 1454), товарный знак и знак обслуживания (ст. 1484 ГК), исключительное право на коммерческое обозначение (ст. 1539 ГК).

Целевое назначение средств индивидуализации предопределяет некоторые особенности наследования исключительных прав на эти объекты. Поскольку товарный знак и коммерческое обозначение используются исключительно для индивидуализации производимых участниками экономических отношений товаров, работ, услуг, а также принадлежащих им предприятий, наследодателем исключительных прав на указанные средства индивидуализации может быть только индивидуальный предприниматель. Закон при этом не требует аналогичного статуса от наследников таких наследодателей. При наличии этого статуса наследники смогут, унаследовав исключительные права на товарный знак и коммерческое обозначение, использовать их в своей предпринимательской деятельности.

При отсутствии среди наследников индивидуальных предпринимателей и осуществляющих предпринимательскую деятельность юридических лиц они должны либо отчуждать унаследованные права, полноправными субъектами которых они не могут быть в силу закона, либо приобрести соответствующий статус с тем, чтобы полноправно осуществлять перешедшие к ним исключительные права. Указанного правила нет в разделе VII ГК, однако к изложенным отношениям по аналогии может быть применена норма, регулирующая условия наследования ограниченно оборотоспособных вещей (ст. 1180 раздела V ГК). Помимо указанной особенности субъектного состава, правовой режим исключительного права на коммерческое обозначение допускает его переход к другим лицам (в том числе в порядке универсального правопреемства) только в составе предприятия, для индивидуализации которого оно используется (п. 4 ст. 1539), что исключает, в частности, его выделение из состава указанного комплекса, например, при составлении правообладателем завещания.

Информация о работе Авторское право