Влияние европейского и американского конституционализма на украинский

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 22:33, курсовая работа

Краткое описание

Итак, целью курсовой является: изучить влияние европейского и американского конституционализма на украинский.
Задачи курсовой:
1. Ознакомится с протеканием процесса развития как украинского, так и европейского, и американского конституционализма.
2. Проанализировать положительные и отрицательные факторы влияния Европы и США на правовые аспекты в области украинского конституционализма.
3. Изучить исторические источники и труды украинских,европейских и американских ученых в данной сфере.

Файлы: 1 файл

_главы .docx

— 84.58 Кб (Скачать)

 В Конституции УССР 1978 г. закреплялась принадлежность власти всему украинскому народу. Осуществление власти возлагалось на систему Советов народных депутатов, составляющих "политическую основу" УССР. В ст. 3 Конституции УССР закреплялся принцип демократического централизма, на основе которого единое партийное руководство должно было сочетаться с творческой активностью масс на местах. В ст. 4 Конституции закреплялся принцип социалистической законности, охраны прав и свобод граждан. Институт референдума и всенародных обсуждений наиболее важных вопросов государственной жизни предусматривался в ст. 5. Руководящей и направляющей силой общества была названа КПСС, которая, как предполагалось, должна была действовать в рамках Конституции Украины.

Право политического участия  Конституция УССР 1978 г. предоставила также профсоюзам, ВЛКСМ, кооперативным  и иным общественным организациям (ст. 7). Основным направлением развития политической системы было названо дальнейшее развитие социалистической демократии. В ст. 37 Конституции УССР гражданам  Украины гарантировалась вся  полнота политических прав и свобод. Однако эти права обеспечивались лишь с целью укрепления и развития социалистического строя (ст. 48). Право  на объединение в общественные организации  также закреплялось в Конституции  Украины в целях коммунистического  строительства (ст. 49). В ст. 46 Конституции  было записано комплексное право  граждан Украины на участие в  управлении государственными и общественными  делами. Интересно отметить, что  данное право своими дробными подразделениями охватывало почти все элементы политической системы Украины.

Избирательная система по Конституции УССР 1978 г. строилась  на основе равного, прямого, всеобщего  избирательного права при тайном голосовании (ст. 84). Кандидаты на выборы могли выдвигаться КПСС, профсоюзами, ВЛКСМ, кооперативными и другими  общественными организациями, трудовыми коллективами и собраниями военнослужащих. Предусматривались также наказы избирателей депутатам (императивный мандат - ст. 91).

Конституция исходила из идеи планирования социального развития Украины (глава 16), что подтверждается также анализом статей Конституции  Украины 1978 г. о правах и свободах граждан. В Конституции Украины 1978 г. не признавалась возможность политической оппозиции. Ее отличали шаблонизированные  и унифицированные в соответствии с требованиями Конституции СССР 1977 г. нормы. В ней не проявилась да и не могла проявиться этнокультурная и политическая самобытность Украины. Конституция Украины 1978 г. никак  не подчеркивала доказанного исторически  свободолюбия украинского народа, его  стремления к независимости. Пересмотр  ее положений начался лишь с распадом СССР и обретением Украиной независимого политического статуса. Впервые  же политические векторы официальной  и неофициальной конституционной  эволюции Украины пересеклись в  Декларации о государственном суверенитете Украины принятой 16 июля 1990 г.

Глава 5 Влияние Европы и США на украинский конституционализм на современном этапе

Становление в Украине демократического, социального, правового государства, как свидетельствует опыт конституционного строительства этого государства, возможно лишь при условии внедрения новодемократического конституционализма, то есть системы публичного властвования на основании и в соответствии с действующей Конституцией Украины, устанавливающей определенный баланс и ограничение в отношениях ветвей государственной власти, а также - в отношении государства к гражданам. Эта разновидность конституционализма существенно отличается от предшествующего, постсоветского конституционализма, который в значительной степени являлся отражением старого авторитарного, так называемого номенклатурно-олигархического режима.

Для Украины новодемократический  конституционализм - это новый этап в развитии конституционной системы, обусловленный изменениями ее политического  режима вследствие победы демократической Оранжевой революции 2004 г. Данный тип конституционализма характерен для новодемократических стран Центральной и Восточной Европы, Балтии, а это значит, что Украина реально становится на путь модернизации и освобождения своей конституционной системы от элементов постсоветского конституционализма, основанного на так называемом формальном или фиктивном конституционализме.[18]

Особенность новодемократического конституционализма, на наш взгляд, состоит в том, что он является переходной формой от постсоветского (посттоталитарного - для стран Центральной  и Восточной Европы) к современному европейскому конституционализму. Конституционный опыт этих стран, указывает на то, что при этом сохраняются определенные остатки посттоталитарного конституционализма, которые преодолеваются на протяжении довольно длительного времени.

В научной литературе используются различные термины для обозначения  конституционализма в странах бывшего  социалистического лагеря и Советского Союза. Одни авторы ограничиваются национальной идентификацией конституционализма в  этих странах, например, украинский конституционализм, российский конституционализм, румынский  конституционализм и т.п. Другие авторы рассматривают конституционализм  в данных странах через призму посткоммунистического (постсоциалистического) конституционализма. Третьи авторы употребляют термин «постсоветский конституционализм» для его характеристики в бывших советских республиках (Россия, Казахстан, Беларусь и т.п.). Некоторые авторы вообще не выделяют дополнительных признаков и характеристик для категории конституционализм, употребляя её, как некий универсум, то есть независимо от существующего политического режима, формы правления, государственного устройства и прочих характеристик государства.

По нашему мнению, в условиях острой политической борьбы вокруг проблем  конституционно-правового развития общества и государства в Украине  в последнее время, необходимо характеризовать  конституционализм с точки зрения действующего демократического политического  режима. Ведь довольно часто специалисты  и даже известные ученые делают теоретические  и практические ошибки именно из-за того, что стараются истолковать  украинский конституционализм без  учета общественно-политических методов  осуществления публичной политической власти в государстве.

Очевидно, что остатки  постсоветского конституционализма в  Украине являются довольно ощутимыми, так как мало что изменилось в  реальной конституционной жизни, над  которой все еще довлеют тенденции  возвращения к дооранжевым временам. Речь идет о возвращении к традициям  «управляемой демократии» в отношении  территориальных громад и регионов после партийных местных выборов 2006 г., о конституционно-правовом нигилизме  не только простых граждан, но и определенной части политической элиты, воспитанной  на авторитарно-тоталитарных доктринах, о перманентных посягательствах  на конституционные принципы национальной независимости и суверенитета со стороны антигосударственной оппозиции  и т.п., которые зачастую дискредитируют украинскую государственность и  т.п.

Тем не менее, очевидно, что  историческое развитие Украины еще  никому не удалось изменить. И потому новодемократический конституционализм, без сомнения, утвердится, но для  этого требуется время и кропотливая  работа.

Понятие конституционализма. В украинской науке дискуссионным  является не только понятие новодемократического конституционализма, но и понимание  базового понятия конституционализма.

Что же такое конституционализм? С современных позиций конституционализм - это совокупность принципов, порядок  деятельности и механизмов, которые  традиционно используются с целью  ограничения государственной власти. Пределы ограничения Конституцией государственной власти и всестороннего  гарантирования конституционных прав и свобод человека и гражданина зависят, в значительной мере, от нашей веры в механизм конституционного регулирования  и от активных действий органов государственной  власти и местного самоуправления по реализации ее положений. Собственно говоря, вера в то, что конституционные  нормы, принципы и ценности способны юридически ограничить государственную  власть и нивелировать ее произвольное осуществление, которая воплощена  в соответствующую научную теорию и соответствующую политическую и юридическую практику, называется доктриной конституционализма.

В широком понимании это  явление охватывает теорию конституции, историю и практику конституционного развития той или иной страны, группы стран, мирового сообщества в целом. В узком понимании под конституционализмом  понимается система идей и знаний о фундаментальных ценностях  демократии: их система, формы выражения, методы и степень реализации, совокупность логических представлений о таком  устройстве государства и общества, которое отвечает общепризнанным началам  демократического развития, при этом «правовой аспект характеристики конституционализма связан с юридическим закреплением основных его идей в конституции». То есть, по сути, конституционализм это система представлений об общедемократической, общецивилизационной политико-правовой ценности государственно организованного общества.

Поэтому для того, чтобы  ответить на вопрос: существует ли конституционализм  в том или ином государстве, необходимо оценить уровень развития в нем  конституционной законности и легитимности самой конституции, то есть его восприятие и поддержку массовым общественным сознанием. На основе такой оценки также  можно ответить на вопрос о том, следует  ли изменять конституцию или как  осуществлять конституционную модернизацию, насколько народ и политическая элита страны способны к такой  модернизации и на основе каких ценностей она может проводиться.

Следует указать, что ценности конституционализма следует толковать  исторически. Это значит, что их нельзя рассматривать как определенный абсолют, так как иначе это  может привести к подмене настоящих  ценностей формальными критериями. Ведь конституционализм, как и конституционное  право, имеет дело, прежде всего, с  формализованными понятиями и категориями.

Известно, что существуют страны, которые, безусловно, являются демократическими, однако не имеют  ряда элементов, которые традиционно  считаются атрибутами демократического конституционного государства. Например, Великобритания не имеет конституции  как единого документа в обычном  для нас понимании; в ней не проводятся общегосударственные референдумы - высшая и приоритетная форма народного  волеизъявления; нет там конституционного суда и жесткого разделения властей; для верхней палаты парламента сохраняется  средневековый порядок ее формирования и др. То есть, на первый взгляд, вследствие отсутствия этих атрибутов, есть существенные основания для того, чтоб отказать этому государству в наличии  конституционализма. Однако едва ли кто-то осмелится сделать это, поскольку, кроме формальных критериев и  внешних атрибутов, здесь, прежде всего, следует ориентироваться на практику конституционализма, который опирается  на вековые традиции демократии.

В свою очередь, некоторые  страны могут гордиться тем, что  в них есть весь арсенал конституционных  ценностей: наличие писаной конституции, провозглашение всех форм непосредственной демократии, в частности, общегосударственных  и местных референдумов, наличие  конституционного суда, омбудсмана и  т.п. Однако состояние дел с обеспечением демократических прав и свобод граждан  в этих странах выглядит далеко неидеально, а значит, о конституционализме в  этих странах зачастую говорить не приходиться.

Также следует отметить, что конституции и конституционализм  не являются тождественными категориями: первое - это писаный документ, второе - способ мышления (ожидание и норма), благодаря которому политика может  быть направлена в соответствии с  писаными правилами или политическими  конвенциями. Считаем, что конституционализм  следует, прежде всего, связывать со следующими моментами: конституционные  идеи и теории; наличие соответствующего нормативно-правового фундамента; достижение определенного фактического демократического режима; система защиты прав и свобод граждан, конституционного порядка  и самой конституции.

Предпосылкой конституционализма являются, конечно, конституционные  идеи. Их достаточно много, а поэтому  попробуем указать важнейшие. Во-первых, конституционализм существует лишь там, где главное внимание уделяется  не тексту конституции (пусть и насыщенному  наиболее демократичными институтами), а глубокому уважению связи государства  и общества с правом и конституцией. Во-вторых, конституционализм заключается  во внедрении в общественное сознание и бытие людей идеи высокого авторитета человеческой личности, уважении к  ее чести и достоинству. В-третьих, конституционализм означает сознательное и реальное участие народа в осуществлении  функций власти; не простое наличие  определенных государственных органов (парламента, президента, правительства), а, главным образом, демократический порядок их формирования, взаимоотношений между ними, общая подчиненность интересам народа и т.п. В-четвертых, конституционализм - это и наличие процессуально-процедурных механизмов защиты прав и свобод граждан от деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления; это также создание и участие в публичных делах общественных объединений. В-пятых, конституционализм - это общественное сознание, построенное на убежденности в необходимости и пользе институтов власти и законов, которые позволяют гражданам реализовать их возможности в достижении социальной справедливости и защиты обоснованных интересов с помощью своих действий и соответствующих шагов власти, основанных на нормах права.

Информация о работе Влияние европейского и американского конституционализма на украинский