Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 22:33, курсовая работа
Итак, целью курсовой является: изучить влияние европейского и американского конституционализма на украинский.
Задачи курсовой:
1. Ознакомится с протеканием процесса развития как украинского, так и европейского, и американского конституционализма.
2. Проанализировать положительные и отрицательные факторы влияния Европы и США на правовые аспекты в области украинского конституционализма.
3. Изучить исторические источники и труды украинских,европейских и американских ученых в данной сфере.
Так или иначе, упорядочение
общественных отношений долгое время
рассматривалось советской
Глава 3 Конституция и ее отношение к свободе
Гарантирование свободы является важнейшей целью органической конституции. Как утверждалось выше, в политическом смысле свобода обладает высшей естественной нормативностью, в силу чего гарантирование свободы составляет основную функцию конституции как правового источника, охраняющего интересы гражданского общества. Иначе говоря, органическая конституция и свобода нераздельно связаны с самого начала. Гарантируя свободу, конституция обеспечивает автономное от государства состояние индивида и социума в целом. Быть автономным политически, писал Р.Дал, означает не быть под контролем другого, то есть быть независимым.[12] Ф.Хайек вообще считал, что у конституции есть лишь одна альтернатива: или свободный парламент, или свободный народ. Именно поэтому конституционные фундаментальные права защищают у него индивидуальную свободу от всякого произвола, в том числе и парламентского.[13] Закономерно, писал Р.Давид, что английская конституция есть комплекс норм законодательного и судебного происхождения, гарантирующих основные свободы граждан и ограничивающих произвол власти.
Гарантирование свободы
конституцией можно трактовать как
отражение осознанного
Как известно, первые признаки кристаллизации интеллектуальной свободы проявились уже в европейских религиозных войнах XVI в. В Англии свободу религии первыми обосновали баптисты, напечатавшие в 1611 г. "Декларацию веры" ("Declaration of Faith"), в которой они утверждали, что власть не должна вмешиваться в религиозные дела. В 1614 г. в печати появляется их "Апология свободы совести" ("Religious Peace or a Plea for Liberty of Conscience"), а в 1644 г. баптисты открыто заявляют о том, что политическая власть некомпетентна в вопросах веры. За это их считали революционерами не только король, но и О.Кромвель. В 1689 г. Парламент признал своим актом ("Act of Toleration") свободу совести, чем и положил начало конституционной охране всего пространства интеллектуальной свободы. В Северной Америке правовая защита свободы совести также положила начало конституционной охране основных прав и свобод индивида. В 1774 г. Континентальный Конгресс в Филадельфии признал, что люди равны, независимы и имеют врожденные права, которые государство не смеет у них отобрать.
Называя свободу "явно желаемой" целью общества, Б.Гаврилишин писал, что вычислить статистически реальный объем свободы в той или иной стране (учитывая возможность политических злоупотреблений) невозможно. Тем не менее, в процессе развития права императив свободы всюду становится все более непререкаемым. "Почвой права является вообще духовное, и его ближайшим местом и исходной точкой - воля, которая свободна; так что свобода составляет ее субстанцию и определение, и система права есть царство осуществленной свободы, мир духа, порожденный им самим как некая вторая природа", - писал Гегель. В ином месте он же замечает: "Право касается свободы, самого достойного и священного в человеке, и он сам, поскольку оно для него обязательно, должен знать его". Гегелю принадлежит также тезис о том, что в гражданском обществе каждый для себя - цель, все же остальное для индивида - ничто,и что разумны только те законы и государственные устройства, которые соответствуют природе человека и понятию человека о его свободе.
Характерно, что и у
И.Канта "государственный строй,
основанный на наибольшей человеческой
свободе согласно законам, благодаря
которым свобода каждого
В целом следует признать, что идея, права как главного защитника и гаранта свободы в России, была предана забвению лишь во времена советского тоталитаризма. До этого Б.Кистяковский, например, писал: "Право - это свобода внешняя, относительная, обусловленная общественной средой. Но внутренняя, более безотносительная духовная свобода возможна только при существовании свободы внешней, и последняя есть самая лучшая школа для первой".Иначе говоря, правовой порядок был для него системой отношений, при котором наибольшая свобода деятельности и самоопределения предоставляется всем. Недаром единственным моральным принципом, который сделал возможным развитие современной цивилизации, Ф.Хайек называет принцип индивидуальной свободы, в состоянии которой индивид руководствуется правилами справедливости, а не командами. Поэтому коллективные правила поведения, которые могли бы как-то излишне связывать индивида, не должны существовать в свободном обществе.
Из-за этого также основой своего бытия правовое государство должно признавать лишь право свободы, ибо как организация, возвышающаяся над гражданами, но не поглощающая их, правовое государство есть система свободы. В этом контексте политическая мечта Д.Вико о создании в обществе судов высшего типа ("совершенно неупорядоченных"), но именно этим своим качеством противостоящих эманации чрезмерного государственного рационализма, обретает свою глубокую практическую сущность. Поскольку права человека стоят выше прав государства, постольку назначением государства является не осуществление мессианских идей, а обеспечение свободной жизни индивидов. Из этого, в свою очередь, вытекает необходимость как можно реже привлекать "тупую скотину государства" (Х.Ортега-и-Гассет) к участию в человеческих делах. Сначала индивид и его права, а потом государство и его права, говорил Р.Пилон. Именно с этой целью конституция ограничивает власть правительства, охраняя право собственности как основу свободного общества.Характерно, что и у Ж.Дюамеля лучшим из всех конституционных режимов в мире является тот, который не сковывает личность, позволяя ей свободно развивать свои способности.[16]
Глава 4 Украинские предконституционные идеи [17]
Как отмечают исследователи, первые попытки перенести достижения западной политической мысли на украинскую почву были предприняты в середине XIX в. Н.Костомаровым и М.Драгомановым. В.Потульницкий писал, что Н.Костомаров может по праву считаться первым украинским политологом. В исследовании государственной жизни украинского народа именно он был пионером, который попытался применить актуальные в его время западные политические концепции к анализу украинской ситуации.
Как политический мыслитель
Н.Костомаров был идеологом "Кирилло-Мефодиевского
братства"", мировоззренческие
идеи которого излагались в журнале
"Основа", выходившем в Петербурге
в 1861-1862 г. В статье "Две русские
народности" ("Основа", 1861, № 3) киевская
традиция свободы и индивидуализма
противопоставлялась Н.
Под влиянием Н.Костомарова
кирилло-мефодиевцы поддерживали перспективу
образования союза славянских республик
по образцу древнегреческих
Теоретическое оформление концепции украинского федерализма, как принято считать, завершил М.Драгоманов. В дальнейшем украинская федералистская традиция была продолжена в социал-демократическом (Н.Порш) и либерально-народническом (М.Грушевский) идейных течениях. Стоит добавить, что как идеолог М.Драгоманов оппонировал народническому направлению украинской политической мысли, выступая за эволюционный социализм.Симпатизируя идеям политической цикличности (Д.Вико, О.Шпенглер, Р.Виппер), М.Драгоманов считал свободу более ранним политическим феноменом, чем насилие.
По мнению Е.Прицака, конституционализм
М.Драгоманова сформировался
Доминирующим же в украинской
политической мысли второй половины
XIX - начала XX в. было народническое направление,
основными представителями
Будучи ярко выраженным демократом,
М.Грушевский ставил интересы народа и
гражданского общества выше интересов
государства. Украинский народ он считал
этническим конгломератом, возникшим
под воздействием многочисленных, порой
малоизвестных исторической науке
воздействий. Признавая при этом
особую роль тюркских влияний, М.Грушевский
считал склад национального характера
украинцев преимущественно
Приписывая идее свободы мощную творческую силу, М.Грушевский считал, что именно свобода создала гражданское общество в Украине. Он легко мирился со стремлением провинций к автономии и ценил политическое единство лишь в его "непринужденном" состоянии.Украинцы желают того, писал он, чтобы парламент республики и правительство заботились только о делах, которые невозможно передать на места. Обдумывая проект Конституции УНР М.Грушевский пришел к идее федерации общин ("Соединенных Штатов Украины"). На этой основе он развивал концепцию украинского самоуправления на основе децентрализации.
Информация о работе Влияние европейского и американского конституционализма на украинский