Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 22:33, курсовая работа
Итак, целью курсовой является: изучить влияние европейского и американского конституционализма на украинский.
Задачи курсовой:
1. Ознакомится с протеканием процесса развития как украинского, так и европейского, и американского конституционализма.
2. Проанализировать положительные и отрицательные факторы влияния Европы и США на правовые аспекты в области украинского конституционализма.
3. Изучить исторические источники и труды украинских,европейских и американских ученых в данной сфере.
Введение
Для того чтобы понять и
проанализировать всю цепь событий,
связанных с формированием
Как писал Х.Линц, конституционные дебаты в посттоталитарных странах не случайно поглощают много энергии, а политики и ученые закономерно уделяют здесь большое внимание достоинствам и недостаткам принятых конституций. Ведь к моменту наступления общего кризиса марксистской идеологии здесь не оказалось ничего готового для конституционных преобразований в сфере экономической свободы, демократии или самоуправления. Вместе с тем, обновленные политические элиты этих стран хотят, чтобы закрепляющие демократический режим конституции действовали не 15-20, а 50-100-200 лет. Естественно, что для этого необходим принципиально иной правовой механизм, обеспечивающий стратегию политических преобразований в обществе на рыночной и демократической основе. По-видимому, именно в этом заключается ключевая проблема конституционализма посттоталитарных стран
Существенные идеи, касающиеся вопроса о содержании предправовых политических норм можно почерпнуть также из рассуждений Д.Ролза о нормативных стандартах восприятия людьми справедливости.
По мнению Д.Ролза, категория справедливости означает условие, на которое все люди согласились бы, не имея возможности сказать многое, если вообще что-либо, относительно содержательного контекста того или иного соглашения.В близком этому смысле он писал о "концепции правильного", как о совокупности общих по содержанию и индивидуальных по применению принципов, оцениваемых общественностью в качестве моральной инстанции, в которую адресуются обычно конфликтующие требования индивидов. Рассуждая о философии справедливого и правильного, Д.Ролз подчеркивал, что понимание главных постулатов философии справедливости как раз и составляет (должно составлять) основу конституционной демократии. Причем, если с одной стороны принципы справедливости можно интерпретировать как конституционное предправо, то с другой стороны они же выступают как конституционное пост- или даже мета- право. По мысли Д.Ролза, публичная концепция справедливости служит тому, чтобы люди обращались к ней, как к регулятору политических отношений и высшему критерию, позволяющему правильно интерпретировать конституцию. Логическим и весьма важным следствием из данного построения является также и то, что ни одна конкретная политическая доктрина не может быть взята в качестве политической основы для оптимального конституционного режима. Что же касается политической роли общества, то оно в данной системе не может рассматриваться как ассоциация, имеющая какие-либо общие цели и интересы. Закономерно поэтому, что свобода в этом случае также может быть ограничена лишь исключительно в интересах свободы.
Вместе с тем, для разработки
конституционных способов обеспечения
политической активности в посттоталитарных
странах вначале необходимо было
разобраться в общих
Итак, целью курсовой является: изучить влияние европейского и американского конституционализма на украинский.
Задачи курсовой:
1. Ознакомится с протеканием процесса развития как украинского, так и европейского, и американского конституционализма.
2. Проанализировать положительные и отрицательные факторы влияния Европы и США на правовые аспекты в области украинского конституционализма.
3. Изучить исторические источники и труды украинских,европейских и американских ученых в данной сфере.
Глава 1 Предконституционное нормирование
Как известно, Д.Локк считал,
что законы, повелевающие людьми, обладают
внутренней иерархией и подразделяются
на три вида: божественные, гражданские
и законы общественного мнения ("доброго
имени").[136] Ф.Хайек соглашался с
этим, подчеркивая, что идея высшего
закона, управляющего ординарными законами,
не является новой. Уже в XVIII в. она
косвенно прочитывалась в концепциях
права Божьего, права Природы
и Разума. Первоначальное же допущение
того, что некий высший закон следует
позитивно изложить на бумаге, принадлежит
американским колонистам. Именно из этого
допущения, как писал Р.Дворкин, выросла
затем двухуровневая
У Ф.Хайека идея конституционализма предполагает глубокое осознание того требования, что политическая власть должна действовать в соответствии с принципами, и что политические руководители избираются на свои посты для осуществления того, что считается правильным, а не того, что считают правильным они сами. Так или иначе, но, как писал О.Гирке, идея естественного публичного или конституционного права оказалась в политическом отношении взрывной, ведь она признавала существование универсального конституционного права, общего для всех государств. И хотя впоследствии реальные конституции могли различаться по своим физическим, экономическим, мировоззренческим, культурным и иным параметрам, идея конституционного права в англосаксонском мире сложилась как универсальное требование индивидуальной свободы, выборности руководителей, права народа контролировать ход государственных и общественных дел. Как писал Д.Сартори, английская неписаная конституция, исходящая из идеи верховенства права, была затем лишь формализована американской писаной Конституцией 1787 г. Поэтому, хотя в Западной Европе конституционализм сложился под большим влиянием концепции парламентского права, в целом конституционализм решил проблему правового обеспечения политической свободы в универсальной форме.
Впрочем, даже после того, как естественно-правовые идеи воплотились в первых писаных конституциях, их первоначальный "неюридический" смысл не был забыт. Как полагал М.Бакунин, фундаментальные законы "социального тела" и далее недопустимо было смешивать с законами политическими и юридическими. Как известно, П.-А.Гольбах также считал писаное право не более, чем возможностью, предварительно одобренной законами природы и общества.[2] В свою очередь, Х.-Г.Гадамер подчеркивал у Аристотеля места, в которых тот различал право конвенциональное и естественное ([правовое] от природы). Сам же Х.-Г.Гадамер считал, что правовые нормы не допускают произвольной договоренности, ибо и в них "природа вещей всегда настаивает на своем". Поддерживая идею "сохранения того, что есть" в точке пересечения свободы и истории, он утверждал, что природа свободы требует осознанного социумом "согласия, принятия, заботы". Понимание свободы как глубокой нормативной традиции было отчетливо выражено у Б.Малиновского, которому свобода казалась резервуаром всех ценностей и культурных мотиваций общества.
Примечательно, что определенная
рефлексия идеи конституционного предправа
прочитывается в признании
По мнению Р.Давида, именно опыт политических революций позволил перейти от понимания природы права как справедливости к позитивистской трактовке права, как возведенной в закон воли государства. Поскольку в результате революций ХХ в. в социалистических странах предправом, взамен справедливости, стала выступать идеология,[3] в СССР "органически" сложилось убеждение, что предправом является нормативная подсистема директивных решений КПСС.[160] Как писал Г.Сапаргалиев, уровень директивных решений партии определял в СССР основное содержание не только права, но даже и морали. О трансформации предправа в право с помощью конституционно-идеологического механизма писал В.Туманов.[161] Таким образом, реальное присутствие феномена предправа, пусть и в утрированно идеологической форме, признавалось и в социалистических странах.
Очевидно также, что партийные директивы даже в тоталитарной стране могли определять содержание правовых норм лишь в основном. Например, в СССР Ю.Тихомиров писал об околоправовой реальности, формируемой не только партийными решениями или решениями общественных организаций, но также и моралью, этикой, политическими обычаями и традициями.[4] Н.Козюбра, в свою очередь, в сходном аспекте анализировал феномены права в жизни и права в законе. О том, что в тоталитарной системе право и справедливость могут сосуществовать автономно, писал и А.Мицкевич.
Учитывая вышеизложенное,
следует по-видимому признать, что
наиболее крупной проблемой современного
понимания органического
С другой стороны, проблеме
конституционного обеспечения свободы
присущ отчетливо выраженный правовой
универсализм. Ведь именно универсальным
кажется нам сегодня
Глава 2 Конституционное регулирование политики
Применительно к политической активности конституционное предназначение устанавливается обычно либо из описания конституционных функций, либо выводится из формальных дефиниций конституции как основного закона. Еще Ж.-Ж.Руссо писал, что конституция складывается из совокупности политических законов, определяющих отношение суверена к государству.[8] Признав, что в его определении сувереном выступает народ, мы можем получить современную интерпретацию конституции как закона, определяющего фундаментальное отношение гражданского общества к государству.
И.Степанов считал предметами конституционного регулирования политическую власть, политические отношения и политический процесс. По мнению Ф.Хайека, появление уже первых конституций знаменовало собой переход от подчинения граждан совместным конкретным целям (характерным для "общества-ассоциации"), к подчинению единым и абстрактным правилам, обеспечивающим простор самой широкой свободе и многообразию. Данная трансформация вполне укладывается в идею конституционного обеспечения либерально-демократического режима в концепции Д.Ролза. Иными словами, появление конституций означало переход к политическим отношениям на основе гегелевского принципа: "Абстрактное есть право, осуществление его - государство".[9]
В России Л.Слонимский в предисловии
к "Конституции Российской Империи"
определял конституцию как
Примечательно однако, что и провозглашенный 17 октября 1905 г. царский "Манифест" В.Дунаев и А.Никитинский окрестили "хартией формальной свободы и фантастических прав". Позднее В.Калягин писал, что конституция в понимании российских политических и общественных деятелей начала XIX в. означала не более чем совокупность обязательных для монарха основных законов, обеспечивающих известную "правильность" государственной деятельности. Позже этот взгляд на конституцию несколько переменился. Так, в предреволюционной России известной популярностью пользовались конституционные взгляды Ф.Лассаля и Ж.де Местра. После Октябрьской революции 1917 г. конституция трактовалась юристами как, преимущественно, результат и запись сложившегося ранее соотношения классовых сил, хотя В.И.Ленин в своих отдельных работах и подчеркивал, что принятие почти всякой конституции знаменует собой существенное расширение участия народа в законодательном процессе и государственном управлении.
Что же касается советской конституционной теории, то здесь, как писал А.Оболонский, конституционная культура сложилась на основе не столько европейской традиции, сколько древнекитайской легистской, в которой закон трактовался как инструмент управления "низами" со стороны "верхов", причем "верхи" при этом особенно не связывающий.Например, в 1974 г. В.Тенненбаум писал, что конституция закрепляет не только установившееся в обществе соотношение политических сил, но и организует его в соответствии с волей творцов основного закона. В советской теории права о конституции писали, что она в юридических формах ("языком закона") моделирует основные параметры социальных процессов при социализме.
В свое время русский этнограф и путешественник О.Коцебу верил, что правильные религия и конституция способны быстро поднять почти любой народ к вершинам цивилизации. Можно сказать, что этот взгляд некоторое время был парадоксальным образом близок и советской конституционной доктрине. С другой стороны, писал О.Коцебу, неудачной конституцией народ можно вечно держать ("подобно туркам") в варварском состоянии, что также получило затем практическое подтверждение в истории советского конституционализма.
Информация о работе Влияние европейского и американского конституционализма на украинский