Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 22:33, курсовая работа
Итак, целью курсовой является: изучить влияние европейского и американского конституционализма на украинский.
Задачи курсовой:
1. Ознакомится с протеканием процесса развития как украинского, так и европейского, и американского конституционализма.
2. Проанализировать положительные и отрицательные факторы влияния Европы и США на правовые аспекты в области украинского конституционализма.
3. Изучить исторические источники и труды украинских,европейских и американских ученых в данной сфере.
В общем контексте темы
украинского конституционализма представляют
интерес также отдельные
Интересные замечания
о политическом характере украинцев
принадлежат также
Свободолюбие украинцев, о котором писал В.Шамберлайн, конечно же имело не одну лишь позитивную сторону. Взрывоопасную способность украинцев восставать против угнетения А.Шульгин, например, называл "гайдаматчиной". При этом он добавлял, что либо украинцы научатся в будущем организованному прогрессу и конструктивной политике, либо "гайдаматчина" сделает их вечными политическими аутсайдерами. По мнению А.Шульгина, политическая умеренность также требует своих героев. Украинскими конституционными идеями А.Шульгин считал идею государственности и независимости, идею защиты прав национальных меньшинств, а также идею соборности украинской нации.
Думать "великодержавными" категориями и в соответствии с ними действовать призывал украинцев и Д.Скоропадский. Определяя украинскую демократию, как "полуобразованную, разнузданную, недисциплинированную и нетрадиционную", он считал украинский анархизм ("отаманию") настоящим политическим бедствием страны. Между тем идеологи и практики политической анархии на Украине отрицали связь между демократией и государственностью. Один из них - М.Шаповал, например, писал, что Украина нуждается в демократии без государства, основанной лишь на правах и прогрессе "единицы".
В целом, как не раз подчеркивал И.Лысяк-Рудницкий, на своем историческом пути Украина не испытывала недостатка в политической энергии и воле. Ей недоставало не эроса, а логоса. Если бы та сила, которая была растрачена украинцами в братоубийственных войнах, писал он, была использована конструктивно, Украина уже давно бы стала крупным независимым государством. Чертами украинской политической ментальности И.Лысяк-Рудницкий называл народничество, революционную романтику и утопизм. Оценивая народничество ("мужикопоклонство"), как в основном чуждое западному пониманию демократии, И.Лысяк-Рудницкий писал, что ущербность украинской конституционной идеи была заметна уже в самом названии Украинского государства как "Народной Республики". И хотя в период с 1840 по 1917 г. в Украине образовалось и действовало множество политических партий, украинский народ вступил в ХХ в. так и не обретя политического единства. Диапазон политических предпочтений растянулся в Украине этого периода от конституционной монархии до социалистической республики.
На рубеже веков Украине не удалось воспитать доверия граждан к своей политической элите, утвердить толерантность, посеять в обществе дух сотрудничества и политического компромисса. В итоге "безгосударственность" и неумение создать и удержать политическую власть укрепились в сознании украинцев. Поэтому, как писал М.Маринович, неудивительно, что и сегодня попытки создать гражданское общество в Украине все еще наталкиваются на как бы незримую стену, а эффективно работающие в структурированном западном обществе политические и правовые модели в Украине пробуксовывают. Причиной этого продолжает оставаться недостаточное развитие у украинского народа чувства сакрального единства.
4.1 Политико-правовые
предпосылки украинского
Анализируя периодизацию
истории украинского
В свою очередь, И.Лысяк-Рудницкий в подобном же значении различал три украинские "эпохи": а) от упадка казацкой государственности до 1840 г.; б) от 1840 до 1880 г.; в) от 1890 г. до первой мировой войны. Эти эпохи он называл шляхетской, народнической и модерной. Примечательно, что именно в первую из эпох Украина предприняла попытку конституционного законотворчества, исторически представленную Конституцией П.Орлика.
Как писали О.Трофимук и М.Трофимук, Конституция П.Орлика (1710 г.) стала итогом и памятником коллективных законотворческих усилий П.Орлика и близкой ему казацкой старшины, соединившим в себе главные политические и правовые идеи своего времени. Изложенные в сравнительно коротком документе, эти идеи были результатом длительного развития Украины, реальным свидетельством демократического сознания украинского народа, конкретным свидетельством ее политической культуры. По оценке Е.Прицака, Конституция П.Орлика 1710 г. близка по своему значению Конституции Польши 1791 г. Она действовала почти такое же время (польская - 1791-1795 г., украинская - 1710-1714 г.), будучи символическим воплощением украинской модели демократии.
С политической точки зрения
Конституция П.Орлика интересна
прежде всего тем, что уже в
самом начале она демонстрирует
приверженность идее политической цикличности.
Констатируя вечную изменчивость политических
судеб государств, Конституция выражает
убежденность ее авторов в позитивных
возможностях демократии построенной
по образцу самоуправления Запорожского
казачьего войска. Организация власти
в Конституции 1710 г. строилась на
основе выборности Гетмана и коллегиального
отправления власти генеральной
старшиной, городовыми полковниками и
генеральными советниками. Проведение
сессий Генеральной Рады предусматривалось
не менее трех раз в год. Гетман
мог принимать важнейшие
В 1897 г. в Харькове образовалось Украинское Студенческое Товарищество, главными идейными требованиями которого были "отличать свою нацию от других", всюду поднимать национальный вопрос, бороться за обретение свободы украинским народом. Примерно в это же время в печати развернулась полемика Л.Украинки с И.Франко о перспективах украинского национального возрождения. В споре со своей оппоненткой И.Франко отстаивал принципы федерализма, защиты индивидуальных ценностей и гражданского самоуправления. Как считал И.Франко, к обретению политической свободы украинский народ необходимо специально готовить. Ведь одних реформ и конституции для этого недостаточно. В противном случае, как напоминал И.Франко, "дурака и в церкви поколотят".
Понимание необходимости воспитания национального сознания в украинском народе было сильной стороной политической позиции Н.Михновского. Будучи политическим радикалом, Н.Михновский считал, что для достижения Украиной политической независимости и свободы не жалко, чтобы пролились "реки крови" и зашаталась вся Россия.
Заметное влияние на политическую
культуру галицких украинцев оказала
на рубеже веков практика австрийского
конституционализма. В статье под
названием "На склоне века", опубликованной
от имени Украинской Социал-демократической
партии (образована в 1899 г.) подчеркивалось,
что австрийский
Духом стремления к политической независимости был проникнут документ Украинской Народной партии (образована в 1901-1902 г.) под названием "Положение российских украинцев рабочих". Как считали его авторы, украинские рабочие и крестьяне не должны были добиваться конституции в России, которая принесла бы им лишь временное облегчение. Наоборот, они должны добиваться единой, неделимой, свободной, самостоятельной, демократической Украины. Уже осенью 1905 г. Украинская Народная Партия опубликовала свой проект Конституции Украины, предусматривающий национализацию ("социализацию") украинских земель в пределах всего народного хозяйства.
В наброске программы Революционной Украинской партии (1905 г.) содержались требования автономии Украины, принятия демократической конституции, избрания Народной Рады. Предполагалось также введение прямых, равных и тайных выборов, признание верховенства референдума над решениями Народной Рады, самоуправление "громад". Программа требовала запрета на любое ограничение демократических прав и свобод. Сословная и паспортная системы также подлежали отмене. В программе особо подчеркивались требования независимости суда, отмены смертной казни и всеобщего вооружения народа. Методы политического террора, как несвоевременные, программой отвергались. Позднее данные требования были дополнены также пунктом о гарантиях свободного культурного и социального развития нации.
Программа Украинской Демократической партии (1903-1904 гг.) в свою очередь предусматривала: введение парламентаризма на основе всеобщего прямого, равного и тайного избирательного права; утверждение свободы личности, слова, веры, собраний, союзов, организаций и стачек; применение украинского языка в судах, административных и гражданских учреждениях; автономию для территорий, населенных украинцами.
Платформа Украинской Радикальной
партии (1905 г.) выступала за: политическую
самостоятельность украинского
народа; принятие конституции в России;
гарантии общепризнанных прав человека;
свободный выбор места
Принятый в мае 1918 г. "Мемориал"
Украинского Национально-
Некоторые положения конституционного
характера содержались также
в статуте Украинского
4.2 Конституционное
регулирование советской
Конституция Украинской Социалистической Советской Республики, утвержденная Всеукраинским съездом Советов 10 марта 1919 г. в своих основных чертах следовала образцу Конституции РСФСР 1918 г. Она закрепила государственную власть за представителями рабочих и беднейших крестьян, полностью отстранив от нее "господствовавшие ранее классы" ( п. б ст. 2).
В ст. 23-30 Конституция УССР
признавала за трудящимися право
пропаганды антирелигиозных учений,
гарантировала им технические средства
для издания печатной продукции,
предоставляла помещения для
собраний. Политическими правами
могли пользоваться также трудящиеся
иностранцы. Перечень категорий лиц,
лишенных избирательных прав ("лишенцев")
закреплялся в ст. 21 Конституции
УССР. Активное и пассивное избирательное
право предоставлялось
С образованием СССР в 1922 г. текст Конституции УССР 1919 г. был изменен. В редакции II Всеукраинского съезда Советов от 15 мая 1929 г. Конституция УССР провозгласила предоставление политических прав трудящимся без различия пола, веры, расы и национальности, по-прежнему лишая права на политическое участие эксплуататорские элементы. В ст. 9-11 Конституции УССР за гражданами Республики был закреплен перечень общедемократических прав и свобод. Положение о том, что Украинская Республика лишает отдельные группы лиц конституционных прав, содержалось в ст. 17. Точное установление категории "лишенцев" было отнесено к ведению ВУЦИК в ст. 68. Этот же орган должен был определять порядок выборов в украинские Советы.
Существенным дополнением к Конституции СССР 1922 г. и Конституции УССР в ред. 1929 г. стали отдельные акты союзного и республиканского законодательства. Так, общесоюзная Инструкция о выборах в Советы 1926 г. не только впервые закрепила правило об открытом голосовании на выборах в представительные органы (в конституциях этот вопрос ранее не регулировался), но также и возможность восстановления этого права некоторыми категориями граждан СССР. Этой цели служили также Постановление ЦИК СССР от 27 мая 1934 г. "О порядке восстановления в гражданских правах бывших кулаков", Инструкция ЦИК СССР "О выборах в Советы в 1934-1935 г.", Постановление ЦИК СССР "О снятии с казачества ограничений по службе в РККА" от 20 апреля 1936 г. Конституционное значение в то время имели также отдельные статьи Положения об обществах и союзах, не преследующих целей извлечения прибыли, утвержденного Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР 6 февраля 1928 г.
Информация о работе Влияние европейского и американского конституционализма на украинский