Управление конкуренцией: методы и формы

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 12:54, курсовая работа

Краткое описание

цель курсовой работы – показать важность конкуренции и исследовать методы и формы управления конкуренцией.
В соответствии с целью определяем задачи:
1. Раскрыть понятие конкуренции и ее основные виды.
2.Изучить механизм конкуренции и особенности конкурентоспособности предприятия.
3. Исследовать систему, формы и методы управления конкуренцией.
4. Выявить основные направления совершенствования управления конкуренцией.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………...стр. 3
Глава 1. Теоретические основы функционирования конкуренции………...….5
Понятие конкуренции и ее основные виды………………………………5
Механизм конкуренции и особенности конкурентоспособности предприятия ………………………………………………………………15
Глава 2. Основы управления конкуренцией…………………………………...22
2.1. Система, формы и методы управления конкуренцией…………………...22
2.2. Основные направления совершенствования управления конкуренцией…………………………………………………………………….33
Заключение ……………………………………………………………………....38
Список использованной литературы…………………………………………...40

Файлы: 1 файл

kursovaya.doc

— 194.00 Кб (Скачать)

4. Факторы, связанные  с маркетингом: хорошо испытанный, проверенный способ продаж, удобный, доступный сервис и техобслуживание, точное удовлетворение покупательских запросов, широта диапазона товаров, коммерческое искусство, притягательные дизайн и упаковка, гарантии покупателям.

5. Факторы, связанные  с квалификацией: выдающиеся таланты, «ноу-хау» в контроле качества, эксперты в области проектирования, эксперты в области технологии, способность к точной и ясной рекламе, способность получить в результате разработки новые продукты в фазе НИОКР и быстро вывести их на рынок.

6. Факторы, связанные с возможностями организации: первоклассные информационные системы, способность быстро реагировать на изменяющиеся рыночные условия, компетентность в управлении и наличие управляющих «ноу-хау».

7. Другие типы КФУ: благоприятный имидж и репутация, осознание себя, как лидера, удобное расположение, приятное, вежливое обслуживание, доступ к финансовому капиталу, патентная защита. 16

Учет всех вышеперечисленных  факторов дает возможность разработки эффективной стратегии управления повышением конкурентоспособности предприятия, основанной на усилении влияния положительных факторов и снижения влияния негативных факторов на деятельность любой организации.

Когда вся отрасль  развивается достаточно быстро, выявляются новые рынки с недорогими и  надежными каналами сбыта, есть ресурсы и возможности расширить свои коммерческие операции, имеется запас производственных мощностей, то возможна реализация стратегии «развитие рынка». Она предполагает выведение традиционной продукции на новые рынки.

Когда основные конкуренты фирмы предлагают продукцию лучшего качества по сопоставимой цене, а отрасль характеризуется высокими темпами развития и быстрыми технологическими изменениями, необходимой становится реализация стратегии «развитие продукта». Эта стратегия предполагает увеличение объемов продаж через улучшение (модификацию) своей продукции. 17

Таким образом, выработка  стратегии управления повышением конкурентоспособности  предприятия позволяет организации  определить направление и способ ее движения к целям, а выполнение разработанной стратегии повышения конкурентоспособности предприятия и ее корректировка создает условия для того, чтобы организация могла реализовать свою стратегию развития на основе конкурентных преимуществ.

Одним из условий повышения  конкурентоспособности предприятия является разработка стратегии управления конкурентоспособностью предприятия. При этом управление повышением конкурентоспособности предприятия - это такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал высокомотивированных сотрудников как основу организации; стремится к всестороннему развитию отношений с потребителями с целью удовлетворения его потребностей за счет производства продукции и предоставления услуг, близких к идеалу; осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности позволяет организации выживать и достигать своей цели в долгосрочной перспективе.

 

 

 

Заключение

Итак, в данной курсовой работе рассмотрена тема – Методы и формы управления конкуренцией.

Конкуренция - это борьба между товаропроизводителями, между поставщиками товаров (продавцами) за лидерство, за первенство на рынке, за «кошелек» потребителя.

В курсовой работе рассмотрен исторический аспект становления и развития данного понятия у различных авторов, ученых и в различных школах.

Конкуренция предполагает борьбу товаропроизводителей и поставщиков  за наиболее выгодные условия производства, сферы приложения капитала, источники  сырья, рынки сбыта.

В курсовой работе представлены и раскрыты положительные и отрицательные  стороны конкуренции, факторы, которые влияют на нее.

В зависимости от той  или иной структуры рынка, выделяют разные формы и виды конкуренции, широкая классификация которых  раскрыта и представлена в курсовой работе.

Далее раскрыта сущность механизма конкуренции и раскрыты особенности конкурентоспособности предприятия.

Конкурентоспособность - это способность конкурировать, а конкурентные преимущества - это те преимущества, которые позволяют конкурировать. Другими словами, конкурентные преимущества - это проявляющиеся у конкурентных субъектов факторы конкурентоспособности.

В российскую экономику  понятие «конкурентоспособность» пришло вместе с развитием рыночных отношений, заменив понятие «социалистическое соревнование», использующееся в плановой экономике для описания процесса конкурентной борьбы.

В курсовой работе раскрыты факторы конкурентоспособности  предприятия.

Далее исследованы непосредственно  методы, формы, способы, подходы управления конкуренцией.

Наиболее известные  на сегодняшний день модели и методы управления конкуренцией можно разделить на две группы: аналитические и графические методы.

Также существуют такие  методы управления, как ограничение свободы выбора, демпинг. Их сущность подробно раскрыта.

Также в современном  обществе применятся различные подходы  к управлению конкуренцией. Их классификация представлена в курсовой работе.

Также при формировании системы управления конкуренцией на предприятии применяется такой  метод, как управление знаниями.

При управлении конкуренцией на предприятии вырабатывается также  система показателей, по которым и производится оценка и управление, их классификация представлена в курсовой работе.

Также в большинстве  организаций в системе управления применяется метод срезов по отдельным  функциональным подразделениям, непосредственно  влияющим на конкурентоспособность предприятия.

Также одной из форм управления конкуренцией является подготовка и  обучение специалиста в данной области, который будет хорошим практиком  и аналитиком организации в конкурентной стратегии.

Управление конкуренцией осуществляется по тем же общим функциям управления (менеджмента), что и управление другими объектами. К общим функциям управления относятся следующие: стратегический маркетинг, планирование, организация процессов, учет и контроль, мотивация, регулирование.

В завершении в табличной  форме представлен ряд и других важнейших методов управления конкуренцией.

Раскрыты и исследована  направления совершенствования  управления конкуренцией в современных  условиях и основные стратегии развития.

Список использованной литературы:

  1. Ахматова М., Попов Е. Теоретические модели конкурентоспособности // Маркетинг. - 2009. - №4.
  2. Бочарова Т. Как повысить конкурентоспособность организации? // Управление персоналом. - 2010. - №4.
  3. Захаров А.Н. Экономическая сущность и механизмы повышения конкурентоспособности предприятия. // Внешнеэкономический бюллетень. - 2010. - №4.
  4. Иванова И. В. Основные направления повышения конкурентоспособности предприятия // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.).Т. II.  - М.: РИОР, 2011г.
  5. Азоев Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия, практика. - М.: ЦЭиМ, 2011г.
  6. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. - СПб: «Питер», 2012г.
  7. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономистъ, 2010г.
  8. Горев В.П. Факторы формирования конкурентного преимущества на макро- и микроуровне. - Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2011г.
  9. Кныш М. И. Конкурентные стратегии. – СПб.: Питер, 2011г.
  10. Кураков Л.П. Экономическая теория: учебное пособие.- М.: Пресс – центр, 2011г. 
  11. Лебедева О.А., Лыгина Н.И. Маркетинговые исследования рынка: Учебник. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2010г.
  12. Лифиц И.М. Формирование и оценка конкурентоспособности товаров и услуг. - Учеб. пособие. - М.: Юрайт-Издат, 2011г.
  13. Немцев А.Д. Стратегия формирования конкурентоспособности продукции. - Саратов: Изд-во Сарат. унив-т<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" style=" font-size: 14pt;

Информация о работе Управление конкуренцией: методы и формы