Управление конкуренцией: методы и формы

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 12:54, курсовая работа

Краткое описание

цель курсовой работы – показать важность конкуренции и исследовать методы и формы управления конкуренцией.
В соответствии с целью определяем задачи:
1. Раскрыть понятие конкуренции и ее основные виды.
2.Изучить механизм конкуренции и особенности конкурентоспособности предприятия.
3. Исследовать систему, формы и методы управления конкуренцией.
4. Выявить основные направления совершенствования управления конкуренцией.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………...стр. 3
Глава 1. Теоретические основы функционирования конкуренции………...….5
Понятие конкуренции и ее основные виды………………………………5
Механизм конкуренции и особенности конкурентоспособности предприятия ………………………………………………………………15
Глава 2. Основы управления конкуренцией…………………………………...22
2.1. Система, формы и методы управления конкуренцией…………………...22
2.2. Основные направления совершенствования управления конкуренцией…………………………………………………………………….33
Заключение ……………………………………………………………………....38
Список использованной литературы…………………………………………...40

Файлы: 1 файл

kursovaya.doc

— 194.00 Кб (Скачать)

В настоящее время  понятие «конкурентоспособность» чаще всего используется в системе маркетинга, как области деятельности, направленной на достижение конкурентных преимуществ.

В последние годы экономическая  теория и практика существенно продвинулись в изучении вопросов конкурентных преимуществ  и применении выводов теории на практике. Среди авторов последних лет необходимо отметить М. Портера- профессора Гарвардской школы бизнеса, родоначальника современной теории конкуренции и конкурентоспособности. Он разработал основы многих современных представлений о сущности конкуренции и соответственно конкурентоспособности.8

Факторы конкурентоспособности  предприятия.

Анализ конкурентных позиций предприятия на рынке  предполагает выяснение его сильных  и слабых сторон, а также тех  факторов, которые в той или  иной степени воздействуют на отношение  покупателей к предприятию и, как результат, на изменение его доли в продажах на конкретном товарном рынке. Сталкиваясь с международной и внутренней конкуренцией, по мнению французских экономистов А. Олливье, А. Дайана и Р. Урсе, оно должно обеспечить себе уровень конкурентоспособности по восьми факторам:

  • концепция товара и услуги, на которой базируется деятельность предприятия;
  • качество, выражающееся в соответствии продукта высокому уровню товаров рыночных лидеров и выявляемое путем опросов и сравнительных тестов;
  • цена товара с возможной наценкой;
  • финансы - как собственные, так и заемные;
  • торговля - с точки зрения коммерческих методов и средств деятельности;
  • послепродажное обслуживание, обеспечивающее предприятию постоянную клиентуру;
  • внешняя торговля предприятия, позволяющая ему позитивно управлять отношениями с властями, прессой и общественным мнением;
  • предпродажная подготовка, которая свидетельствует о его способности не только предвидеть запросы будущих потребителей, но и убедить их в исключительных возможностях предприятия удовлетворить эти потребности.

Весьма схожую точку  зрения высказывают и отечественные  экономисты. В частности, к «ключевым факторам рыночного успеха» относят: финансовое положение предприятия, развитость базы для собственных НИОКР и уровень расходов на них, наличие передовой технологии, обеспеченность высококвалифицированными кадрами, способность к продуктовому (и ценовому) маневрированию, наличие сбытовой сети и опытных кадров сбытовиков, состояние технического обслуживания, возможности по кредитованию своего экспорта (в том числе, с помощью государственных организаций), действенность рекламы и системы связей с общественностью, обеспеченность информацией, кредитоспособность основных покупателей.

Анализ же отобранных факторов, по мнению авторов, заключается в выявлении сильных и слабых сторон как в своей деятельности, так и в работе конкурентов, что может позволить, с одной стороны, избежать наиболее острых форм конкуренции, а с другой - использовать свои преимущества и слабости конкурента.

Но, пожалуй, наиболее фундаментальное исследование факторов конкурентоспособности предприятий было приведено в работах М. Портера. При этом факторы конкурентоспособности понимаются им как одна из четырех основных детерминант конкурентного преимущества наряду со стратегией фирм, их структурой и конкурентами, условиями спроса и наличием родственных или смежных отраслей и предприятий, конкурентоспособных на мировом рынке.

Все эти четыре детерминанты составляют, по мнению М. Портера, систему (ромб), компоненты которой взаимно усиливаются. Каждый детерминант влияет на все остальные. Кроме того, преимущества в одном детерминанте могут создать или усилить преимущества в других.

Чтобы получить и удержать преимущества в наукоемких отраслях, составляющих основу любой развитой экономики, необходимо обладать преимуществами во всех составляющих системы.9

Из изложенного выше подхода ясно видно, на сколько велика роль правильного выявления и  использования факторов конкурентоспособности.

Факторы конкурентоспособности  М. Портер напрямую связывает с факторами производства.

Как мы уже отмечали, факторы - это те явления и процессы производственно-хозяйственной  деятельности предприятия и социально- экономической жизни общества, которые  вызывают изменение абсолютной и  относительной величины затрат на производство, а в результате изменение уровня конкурентоспособности самого предприятия.

Факторы могут воздействовать как в сторону повышения конкурентоспособности  предприятия, так и в сторону  уменьшения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Основы управления конкуренцией

2.1. Система,  формы и методы управления  конкуренцией

Итак, поговорим о том, какие формы, методы, способы и  подходы применяют организации, чтобы выстроить эффективную  систему управления конкуренцией.

Наиболее известные  на сегодняшний день модели и методы управления конкуренцией можно разделить на две группы: аналитические и графические методы. Данное деление на методы достаточно условно, так как они во многом совпадают, меняется только объект исследования.

Поговорим о  таком методе, как ограничение свободы выбора.

Современные предприятия  используют не только сугубо экономические  рычаги воздействия на участников конкуренции. Поэтому существуют способы неэкономического давления. Так весьма типичным приемом  ограничения свободы выбора конкурентом является представление «доказательств» того, что это нужно для общего блага с последующим инициированием государственных актов.

Также, говоря о методах  управления конкуренцией, нельзя не вспомнить  о таком методе, как демпинг, то есть вытеснение конкурента установлением цены ниже издержек с целью потом возместить все убытки Смысл этого метода достаточно прозрачен, и он нашел отражение в антимонопольной политике ряда стран.

Также в современном  обществе применятся различные подходы  к управлению конкуренцией.

1. Системный  подход.

Системный подход в современной  интерпретации является для экономики  изобретением XX века, позволяющим повысить качество и эффективность управляемых  объектов. Системный подход - философия  управления, метод выживания на рынке, метод превращения сложного в простое, восхождения от абстрактного к конкретному.

Системный подход - методология исследования объектов как систем. Система состоит  из двух составляющих: 1) внешнее окружение, включающее вход и выход системы, связь с внешней средой, обратную связь; 2) внутренняя структура - совокупность взаимосвязанных компонентов, обеспечивающих процесс воздействия субъекта управления на объект, переработку входа в выход и достижение целей системы.

2. Логический подход.

В связи с бурным развитием  новых информационных технологий в  последние годы в вузах наблюдается  усиление внимания к логике как к  науке о мышлении.

К методологическим принципам диалектической логики относят: 1) принцип объективности рассмотрения объекта; 2) принцип всесторонности рассмотрения объекта; 3) принцип историзма.

Принцип объективности  рассмотрения вытекает из материалистического решения основного вопроса философии, т.е. из мировоззренческого принципа первичности материального и вторичности идеального.

В диалектической логике также используется принцип всесторонности рассмотрения, т.е. требование рассматривать объект во всех его связях и отношениях. Этот принцип следует из мировоззренческого принципа всеобщей связи. В самом деле, если предмет представляет собой единство взаимосвязанных сторон, свойств и т.д., если он находится в многочисленных связях с другими предметами, то чтобы познать предмет, необходимо стремиться охватить все эти связи и отношения.

3.Инновационный  подход при управлении конкуренцией.

Сущность инновационного подхода к управлению конкуренцией заключается в ориентации развития предприятия на активизацию инновационной деятельности в области базовых наукоёмких отраслей, являющихся двигателями развития экономики. Факторы производства и инвестиций должны быть средствами научно обоснованной инновационной деятельности, а не её целью.

4. Комплексный  подход управления конкуренцией.

При применении комплексного междисциплинарного подхода должны учитываться технические, экологические, организационные, социальные, психологические, а при необходимости и другие (например, политические) аспекты управления конкуренцией на предприятии и их взаимосвязи. Если упустить один из обязательных аспектов управления, то проблема не будет полностью решена.

5. Интеграционный подход.

Интеграционный подход к управлению конкуренцией нацелен на исследование и усиление взаимосвязей: а) между отдельными подсистемами и компонентами; б) между стадиями жизненного цикла объекта управления конкуренцией на предприятии (стратегический маркетинг, НИОКР и т.д.); в) между уровнями управления по вертикали (страна, регион, город, фирма); г) между субъектами управления по горизонтали.

6.Виртуальный подход.

Сущность виртуального подхода заключается в применении сети Интернет и других средств электронной связи с целью формирования виртуальных организационных структур, получения, обработки, использования и передачи информации для удовлетворения потребностей при возможности действовать на местном уровне, и конкурировать в глобальном масштабе без прямых контактов с клиентами и партнёрами, виртуально преодолевая огромные расстояния.

7. Маркетинговый подход к управлению конкуренцией является одним из важнейших подходов.

Маркетинговый подход предусматривает ориентацию управляющей подсистемы при решении любых задач на потребителя. Например, выбор стратегии фирмы должен осуществляться на основе анализа существующих и прогнозирования будущих стратегических потребностей в данном виде товара или услуг, прогнозирования жизненных циклов будущих товаров, анализа конкурентоспособности товаров фирмы и товаров конкурентов. Прогнозирования их конкурентных преимуществ, прогнозирования механизма действия закона конкуренции. Выполнение перечисленных функций стратегического маркетинга является наисложнейшей проблемой.

8.Эксклюзивный подход.

Сущность эксклюзивного  подхода к управлению конкуренцией заключается в приобретении субъектом управления исключительного права на пользование по своему усмотрению новшеством в любой области деятельности или конкурентным преимуществом. Чтобы в меньшей мере зависеть от конкурентов, иметь перед ними дополнительные преимущества, каждый субъект управления должен иметь что-то своё (новшество, устойчивое конкурентное преимущество и т.п.).

Наиболее характерными объектами для реализации эксклюзивного  подхода, приобретения исключительного  права, являются: конкурентоспособный  персонал, патент, прогрессивное технологическое оборудование, ноу-хау и др.

9. Процессный  подход.

Процессный подход рассматривает функции управления конкуренцией как взаимосвязанные. Процесс управления является цепью непрерывных взаимосвязанных действий по стратегическому маркетингу, планированию, организации процессов, учёту и контролю, мотивации, регулированию.

Процесс управления начинается со стратегического маркетинга - комплекса работ по прогнозированию нормативов конкурентоспособности и формированию портфеля новшеств и инноваций, рыночной стратегии фирмы на основе стратегической сегментации рынка.10

Также при формировании системы управления конкуренцией на предприятии применяется такой  метод, как управление знаниями.

К основным элементам данного метода отнесены следующие:

Во-первых, управление интеллектуальным капиталом - авторскими правами, патентами, лицензиями, использованием дохода и др.

Во-вторых, выявление, организация  и распространение имеющейся  в компании информации и реальных знаний.

В-третьих, создание рабочего климата для распространения и передачи знаний.

В-четвертых, передача в  компанию знаний от акционеров для  создания инновационной корпоративной  стратегии.

Центральной задачей  функции управления знаниями является выявление и дополнительное использование внутренних ресурсов на основе поиска передового опыта и неповторения уже пройденного.

При управлении конкуренцией на предприятии вырабатывается также система показателей, по которым  и производится оценка и управление.

За основные показатели, учитываемые при управлении конкуренцией фирмы принимаются:

  • экономический потенциал и эффективность деятельности (активы, основной капитал, собственный и заемный капитал, объем продаж, доля на рынке, прибыль);
  • уровень управления (формы организации и опыт функционирования элементов хозяйственнного механизма с позиции нововведений и ответственности);
  • производственный и сбытовой потенциалы, указывающие на возможность фирмы производить и реализовывать ту или иную продукцию в требуемых количествах в необходимые сроки (наличие сырьевой базы; производственные и сбытовые мощности; объем и направления капиталовложений, определяющих производственную политику и т.д.);
  • научно-исследовательский потенциал (организация и направление научных исследований, ежегодные расходы на НИОКР, число патентов на изобретения, область патентоведения, оценка возможности занятия фирмой монопольного положения в какой-либо области техники и т.д.);
  • финансовое положение (платежеспособность, кредитоспособность и условия кредитования, структура капитала - отношение собственного капитала к общей сумме активов и т.д.);
  • репутация фирмы, ее рыночная стратегия, инновационная деятельность;
  • состояние и квалификация трудовых ресурсов. 11

Информация о работе Управление конкуренцией: методы и формы