Толкование норм права

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 00:50, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы настоящего исследования определяется, прежде всего, тем, что основное содержание професси¬ональной деятельности юри-ста (адвоката, следователя, судьи и т.д.) составляет правоприменение либо в право¬охранительной сфере, либо в сфере гражданского производства. Необходимым же условием и компонентом процесса правоприменения являет¬ся толкование норм права. Юристу нужно знать теорию этого вопроса и уметь применять ее в своей работе

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………3
1. ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
ТОЛКОВАНИЯ ПРАВОВЫХ НОРМ ………….………………………… 7
1.1 Пробелы в праве, способы их восполнения, необходимость
толкования права ………………………………………………………..7
1.2 Толкование правовых норм ……………………………………………16
2. ВИДЫ И СПОСОБЫ ТОЛКОВАНИЯ ПРАВА …….…………………….26
2.1 Официальное и неофициальное толкование права ……………………26
2.2 Способы толкования права ……………………………………………...35
2.3 Толкование права по объему ……………………………………………48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИ-КОВ…...……………………...57
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

Dip._Tolkovanie_norm_prava.doc

— 307.50 Кб (Скачать)

В демократически устроенном обществе толкование права служит целям выявления точного смысла правовых норм для того, чтобы обеспечить их правильную, эффективную в соответствии с режимом законности реализацию. История разных государств дает пример такой практики, когда под видом толкования провозглашались новые нормы. Но режим твердой законности и нормальный правопорядок в принципе исключает смешение правотворческого и праворазъяснительного процессов28.

Иными словами задача и цель толкования заключается в том, чтобы установить подлинную волю законодателя, выраженную в данной норме, и правильно ее применить. При этом толкование, прибавляя новое знание о норме, ни в коей мере не изменяет и не заменяет ее; тем более - не создает новой. Речь идет только об анализе, изучении, разборе действующей нормы. Иначе это было бы нарушением законности.

Первым элементом толкования права является уяснение, то есть определенный мыслительный процесс, направленный на установление содержания норм права путем выявления значений и смысла терминов и выражений, заключенных в нормативных актах.

Иными словами, толкование - уяснение представляет собой внутренний мыслительный процесс познания, не выходящий за сознание самого интерпретатора. Толкование-уяснение характеризует познавательную природу толкования норм права. Конкретно уяснение смысла права осуществляется с использованием специальных приемов и способов толкования.

Уяснение норм права предполагает интеллектуально-волевую активность интерпретатора, имеющую зачастую творческий характер, и оно тем успешней, чем выше правовая культура субъектов, осуществляющих толкование.

Закономерно возникает вопрос о том, всякая ли норма права нуждается в толковании или этого требуют только неясные нормы?

Представляется, что наиболее верным является взгляд, согласно которому толкованию-уяснению подлежат все нормы права, хотя интенсивность подобного толкования зависит от индивидуальных правосознания и правовой культуры конкретных интерпретаторов. Оно (толкование) тем «незаметнее», чем выше юридическая подготовка соответствующих лиц29.

Кроме того, необходимость толкования всех правовых норм обусловлена и тем обстоятельством, что мера и степень ясности юридических норм для разных субъектов права не может быть одинаковой. Действительно, едва ли допустимо разграничивать нормы права на «ясные» и «неясные». Такое деление весьма субъективно, оно в большей степени зависит от знания и личного усмотрения толкователя, чем от совершенства техники законодательства30.

Вторая сторона толкования - это толкование-разъяснение, которое рассматривается как деятельность по изложению и доведению до сведения других лиц познанного смысла права. Эта деятельность возможна только после уяснения смысла права интерпретатором «для себя».

Толкование-разъяснение выступает как интеллектуально-волевой процесс интерпретации, так и как его результат в виде акта толкования. Разъяснение выступает в форме суждений, понятий, умозаключений. Его цель - словесно раскрыть интерпретируемые нормы права путем конкретизации правовых требований, развертывания их содержания до уровня дополнительной ясности.

Разъяснение может быть устным или письменным, но независимо от формы оно включает в себя суждения и оценки по поводу содержания правовых норм. Результатом толкования является формулирование акта толкования права. Юристам-практикам очень часто приходится пользоваться актами толкования права в виде разъяснений, издаваемых различными органами государства31.

Таким образом, с учетом вышеизложенного толкование права можно представить как интеллектуально-полевую деятельность по уяснению и разъяснению смысла норм права в целях их наиболее правильной реализации.

Анализ специальной литературы, высказанные в ней мнения, позволяют сделать вывод, что, необходимость толкования права вызывается следующими причинами:

  1. Юридические нормы выражаются специальными правовыми понятиями, имеющими неоднозначный смысл32;
  2. При изложении правовых норм используют термины других наук: медицины, биологии, техники и т. д.;
  3. В праве зачастую приводятся оценочные понятия, требующие разъяснения (например, особо жестокие действия, существенный материальный 
    ущерб). Эти и иные подобные понятия охватывают количественное и качественное содержание правовых норм. Проверка возможности, обоснованности их распространения на те или иные фактические обстоятельства и становится объективной задачей при толковании правовых норм. Здесь имеет место детализация, конкретизация оценочных понятий, их примерка для распространения правовой нормы на конкретные фактические обстоятельства;
  4. Существуют противоречия между нормами права, которые необходимо разъяснить;
  5. Зачастую имеет место несовпадение нормы права с его языковой формой33.

Последняя обычно строится согласно требованию законодательной экономии (например, законодатель излагает свою волю следующим образом: «убийство ... наказывается...»). Хотя, как известно, наказывается не убийство, а человек, его совершивший;

  1. В текстовом изложении нормы права могут быть неудачные, иметь часто неточные формулировки, ошибки, неясности, проистекающие из различий между тем, что хотел сказать законодатель и что сказал на самом деле. Иными словами, необходимость толкования права вызывается возможными противоречиями между его формой и содержанием.

Содержание права находит свое выражение в нормативно-правовых актах, которые не всегда правильно выражают волю законодателя. Низкий уровень юридической техники, недостатки технического порядка приводят к пробелам, противоречиям, искажению содержания права;

  1. Употребление законодателем выражений «и т. д., и т. п.» требует расшифровки;
  2. Толкование права необходимо также в силу противоречия между формальным характером правовых норм и динамикой общественных отношений. В силу формальной определенности правовые предписания остаются неизменными, стабильными до их изменения. В то же время общественная 
    жизнь постоянно изменяется. Поэтому нередко закон применяется в существенно изменившихся по сравнению с моментом его издания условиях;
  3. Сущность толкования как специфической деятельности заключается в особенностях права как общественного явления. Данные свойства таковы (нормативность, общеобязательность, системность, формальная определенность, государственная принудительность, абстрактный характер), что вызывает необходимость толкования.

Как известно, основу права составляют нормы-правила поведения общего характера. Причем нормативность права особого рода, поскольку это равный масштаб, применяемый к фактически неравным людям. Поскольку закон всеобщ, а случай, к которому он применяется, - единичен, индивидуален, необходимо толкование общей нормы, выяснение того, можно ли использовать ее в конкретном случае и по отношению к конкретным субъектам.

Субъект реализации всегда «примеряет» общее правило к конкретным фактам, личности, учитывая особенности места, времени и т. д. Истолковывая норму права, он тем самым определяет, применима ли она и в какой мере к конкретному случаю, конкретному лицу.

Содержание норм права невозможно установить путем непосредственного восприятия с помощью органов чувств или посредством каких-либо приборов. Нормы права невозможно увидеть, ибо видны только знаки языка; нормы права нельзя осязать, измерить, взвесить. Их содержание доступно только мышлению, как познанию, оперирующему понятиями, суждениями, умозаключениями34.

В ходе толкования интерпретатор норм права, опираясь на одни знания (языка, системных связей норм права, их генезиса и т. д.), получает другие, отражающие содержание этих норм.

Следует иметь в виду, что толкование как познание является одновременно объективно и субъективно. Его объективность проявляется в том, что объект познания (нормы права) существует независимо (объективно) от познающего субъекта: процесс толкования протекает в соответствии с объективно действующими законами формальной и диалектической логики и соответствующими им правилами толкования, не зависящими от толкователя35.

Субъективный характер толкования проявляется в осуществлении его конкретным субъектом, а результат выражается в субъективных формах мышления (понятиях, суждениях). Субъекты, осуществляющие толкование, имеют неодинаковые умственные способности, уровень профессиональной подготовки, объем индивидуального опыта. Эти свойства субъектов могут служить источником заблуждений, ошибок, неправильного понимания норм права36.

Если говорить о значение толкования норм права, то необходимо отметить следующие положения. Во-первых, толкование права является важным условием эффективности реализации норм права. Во-вторых, теория и практика стоят на позиции, что неправильно истолкованная норма права - грубое нарушение законности. И, наконец, в-третьих, толкование норм права помогает устранению пробелов в законодательстве.

Толкование как процесс познания – это не только объективный (объект познания независим от познающего субъекта, процесс познания протекает в соответствии с объективно действующими законами формальной и диалектической логики), но и субъективный процесс, ибо он осуществляется конкретным субъектом, а его результат находит выражение в субъективных формах мышления (понятиях, суждениях). Субъект толкования является носителем той или иной идеологии, правосознания, морали, представителем интересов определенного класса.

Именно этим объясняется наличие различных подходов к толкованию – статического и динамического. При статическом подходе в качестве основной ценности правовой действительности рассматривается стабильность и определенность права. Ориентируясь на эти ценности, интерпретатор не должен корректировать, изменять смысл закона, который придал ему законодатель. При динамическом подходе интерпретатор стремится максимально приблизить в ходе толкования закон к жизни, приспосабливая и корректируя его в необходимых случаях37.

Толкование как любой процесс мышления подчинен законам и правилам формальной и диалектической логик. Каждое истолковательное положение должно быть обоснованным, доказанным. Таким качеством оно будет обладать только в случае, если сам процесс толкования протекал в соответствии с указанными правилами.

В заключение данного параграфа выделим основные общие принципы толкования:

- всякое сомнение толкуется  в пользу обвиняемого;

- закон обратной силы  не имеет;

- что законом не запрещено, то разрешено;

- чрезвычайные законы  толкуются ограничительно;

- законы, смягчающие наказание, толкуются расширительно;

- исключения из общего  правила подлежат ограничительному  толкованию;

- позже изданный закон  отменяет предыдущий во всем  том, в чем он с ним расходится;

- толкование не должно  отменять, изменять или создавать  новую норму права.

Указанные постулаты выработаны мировой юридической практикой. Их важно иметь в виду как общие ориентиры во всем процессе толкования и применения права, в утверждении идей законности и правопорядка в данной сфере.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ВИДЫ И СПОСОБЫ ТОЛКОВАНИЯ ПРАВА

2.1 Официальное и неофициальное  толкование права

Вопрос о видах толкования права - это вопрос о результатах праворазъяснительной деятельности и юридической природе актов толкования.

Дело в том, что в качестве конкретных результатов разъяснения смысла правовых норм выступают акты толкования (интерпретационные акты). Их юридические свойства и значение для практики определяется компетенцией субъектов толкования. Акт толкования - это акт, разъясняющий, как следует понимать и применять на практике какие-либо правовые нормы.

В зависимости от субъектов толкования принято различать два основных вида толкования: официальное и неофициальное.

Официальное толкование дается или тем органом, который издал данный акт (и тогда оно носит название официального (авторского)38, аутенчитного39, или же органом, на который возложена обязанность толковать законы или другие нормативные акты (легальное или делегированное толкование) (например, толкование Верховного Суда РФ, Конституционного Суда РФ). Акты официального толкования обязательны для субъектов правоприменения..

Официальное разъяснение может быть нормативным или казуальным. В первом случае это разъяснение общего характера, имеющее в виду определенную категорию дел.

Это общеобязательное толкование, сохраняющее свою силу для всех возможных будущих случаев применения данное правовое норма. Его необходимость вызывается: во-первых, неясностью закона, неточным словесным выражением воли законодателя; во-вторых, неверным пониманием закона правоприменяющими органами. Нормативное толкование может исходить только от компетентного органа.

Некоторые ученые40 выделяют еще один вид официального толкования – судебное толкование.

В Российской Федерации официальным толкованием права занимаются: высшие представительные органы, Конституционный Суд РФ, Правительство РФ, отдельные министерства, государственные комитеты, Верхопный Суд РФ, Генеральный прокурор РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, а также соответствующие органы республик в составе России. Право официального толкования-разъяснения избирательного законодательства имеет Центральная избирательная комиссия.

Информация о работе Толкование норм права