Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 18:16, курсовая работа
Цель настоящей работы – комплексный анализ теорий происхождения государства.
Задачи, поставленные перед данной работой:
проанализировать предпосылки возникновения государства;
рассмотреть основные пути образования государства, а также основные составляющие его звенья;
определить сущности немарксистских и марксистских теорий возникновения государств;
оценить каждую теорию, с точки зрения универсальности.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВА…………………………………………………………………….5
Предпосылки возникновения государства………………………………5
Пути образования государства и основные составляющие его звенья..9
ГЛАВА 2. СУЩНОСТЬ И КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕОРИЙ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА……………….………………………..15
2.1 Нематериалистические теории происхождения государства………...15
2.2 Материалистические теории происхождения государства…………...21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………..30
Одним словом, согласно данной теории, государство – это продукт разросшейся семьи. Собственно, государственная власть есть постепенное преобразование власти патриарха, переходящая во власть государя (монарха).
Оценивать эту теорию надо спокойно. Во-первых, в ней правильно обращено внимание на то, что такие понятия как «семья» и «государство», взаимосвязаны и, что связь между ними существует посей день. Во-вторых, теория показывает один из действительно существовавших в истории общества фрагментов общественной жизни: концентрацию власти в руках вождей, проживавших в городах. Есть и пробелы в самой этой теории, например, если государство – единая семья, то почему же люди постоянно воюют между собой? Конечно же, есть и сомнения в истинности этой теории.
Теологическая теория. Это одна из первых возникших теорий происхождения государства. Она получила широкую известность как божественная теория. Одним из основных её представителей являлся Ф. Аквинский. Смысл данной теории:
- государство – это результат «божественного промысла»;
- оно вечно, как и сам Бог;
- государь наделяется Церковью правом повелевать людьми, и призван реализовать волю Божью на земле;
- людям следует повиноваться воле государя.
Сторонники считают, что
правитель в государстве
Оценивая данную теорию, созданную в VI- XIII вв., следует отметить, что она была обусловлена религиозным сознанием людей, которое доминировало в то время. Не случайно теорией отражается тот факт, что государство появляется одновременно с монорелигией. Кроме того, эта теория отражала объективные реалии того времени, в частности, что первые государства были теократическими позднее данная теория послужила средством оправдания неограниченной власти монарха. Однако, она не научна так как нельзя доказать то, что ею провозглашается, так же как, впрочем, нельзя её и опровергнуть. В это можно только верить.
Психологическая теория. Представители теории: Г. Тард и Л. Петражицкий.
Суть теории состоит в
утверждении психологической
Таким образом, солидарность – основная часть человека. Следует отметить, что не все люди равны по своим психологическим качествам. Одни люди склонны подчинять свои поступки авторитету. Таким людям свойственна потребность подражать. Другие люди, напротив, отличаются желанием подчинять своей воле других. Такие индивиды, как правило, становятся лидерами в обществе, а далее и представителями публичной власти либо служащими государственного аппарата.
Возникновение данной теории происхождения государства в определённой степени было большим прорывом в юридической науке. Что и стало возможным лишь к концу XIX в., когда психология стала формироваться как отдельная отрасль знаний в качестве самостоятельной. В тот период значительно возрос интерес обществоведов к проблемам психологической науки, когда в ней возобладали новые экспериментальные методы исследований и начали образовываться новые школы, которые расходились в трактовке психики. Такие идеи, воспринятые юристами и социологами, положили начало для формирования новых направлений в юриспруденции.
Было верно замечено, что психика человека значительно отличается от психики животных. Для индивида характерна куда более развитая психика, в которой присутствует чувство солидарности, чувство коллективизма больше, чем у представителей какого-либо класса животных.
Также заслуга сторонников данной теории заключается в том, что они указали на то, что в процессе образования государства большую роль играют такие факторы как психологические. Что позволило сделать шаг в сторону от экономического детерминизма, который безраздельно овладел умами многих и многих.
Также верным было то, что различные интересы людей(экономические, политические, и пр.) реализуются только через психику.
Очевидно, сколько достоинств имеет данная теория. Конечно, ей присущи и недостатки.
Во-первых, затрагивая психологические качества, сторонники этой теории подчёркивают, что стремление к солидарности людям присуще чуть не с рождения. В действительности происходит другое: люди с момента начала своего существования на Земле воюют друг с другом постоянно, и война в древности была правилом, а не исключением.
Во-вторых, сторонники психологической тории, указывая на роль психологических качеств в процессе образования государства, с позиций развития психологической науки того времени не могли дать нам развёрнутую картину о роли психики в образовании государства.
И напоследок, следует отметить, что психические качества индивида сами формируются под влиянием множеств факторов.
Договорная теория. Её многочисленными авторами являются: Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, П. Гольбах, Б. Спиноза, А.Н. Радищев.
Суть теории заключается в следующем. Основой теории является положение о том, что естественное состояние людей предшествует государству.
По мнению Т. Гоббса, людям присуще соперничество, недоверие, любовь к славе. Данные пристрастия делают людей врагами: «человек человеку – волк». В связи с чем, в естественном состоянии, где отсутствует власть, держащей людей в страхе, они находятся в «состоянии войны всех против всех»8.
Спиноза объясняет необходимость государства естественной причиной – противоречия между разумом и страстями людей. «Каждый защищает чужой интерес лишь постольку, поскольку думает тем самым упрочить своё благосостояние». Осуждая эти страсти, автор считает, что человек свободен только тогда, когда пользуется разумом9.
Дж. Локк имел свою точку зрения. По его мнению, в естественном состоянии все люди равны и свободны, имея собственность. Законы природы предписывают людям мир и порядок. Для тех, кто этот порядок нарушает и необходимо создавать институты государственного принуждения10.
У Ж.Ж. Руссо совсем иной взгляд. По его описанию, люди сначала жили как звери и ничего общественного у них не наблюдалось. Они были равны между собой. Но со временем, по мере совершенствования навыков и знаний человека, складывались общественные связи11.
Таким образом, учитывая мнение всех мыслителей, люди были вынуждены заключить договор всех ради соблюдения прав и общей пользы. Люди пожертвовали частью своих прав, отдав их государству, ради стабильности. То есть, государство, согласно этой теории, есть порождение разумной воли народа, человеческим изобретением.
Оценивая теорию, справедливо будет замечено, что она носит демократический характер, т.к. человек ценен сам по себе, с рождения имея права и свободы. И ещё одно из многих достоинств: такая теория опиралась на общественную практику, которая, не нося всеобъемлющий характер, давала мыслителям пищу для ума.
Недостатки присущи всем теориям и договорная теория не исключение. Выделим очевидный минус: для того, чтобы сознательно создать государство, да и ещё договорным путём, нужно иметь об этом хоть какое-то представление. Ведь опыта государственно-правовой жизни не было на тот момент.
Диффузионная теория. Выдвинул её Гребер, как результат осмысления процессов образования государства (XIX-XX вв.).
Согласно автору теории,
государство возникает в
Выделим достоинства и недостатки данной теории:
Во-первых, государственность – это труднопроходимая часть человеческого пути, где с большой вероятностью характерны ошибки. Очевидно, что народы, которые вступили на путь развития государственности, могут поделиться своим опытом, помогая, таким образом, другим странам, идущим сзади, преодолевать этот путь.
Во-вторых, сторонники диффузионной теории, объясняя процесс образования государства, относятся с уважением к народам, позже вступивших на путь государственности. Они смотрят при этом в ядро и понимают, что от народов, которые движутся с малыми скоростями, мало что зависит.
С другой стороны, если же согласиться
с теорией, то будет не понятным,
как появилось государство
Таким образом, эта теория
опирается на многочисленные исторические
факты, являясь научной, так как
эти факты проверялись
Другое направление
Итак, рассмотрим некоторые теории происхождения государства, связанные с материалистическим пониманием истории:
Инцестная (половая) теория. Основателем этой теории является французский этнограф и социолог Леви-Стросс (XIX в.). Он выдвинул и обосновал идею о том, что особенности производства, а именно введение запрета инцеста, т.е. кровосмешения, явились исходным социальным фактом в выделении человека из мира природы, приведшим в дальнейшем к образованию государства.
Итак, осознание людьми того, что запрет на инцест будет способствовать развитию человеческого рода, привело к появлению государства.
Для поддержания запрета инцеста требовалось наличие особой группы людей, которые занимались бы, во-первых, контролем за соблюдением этого запрета, а во-вторых, применением принуждения за его неисполнение. Изначально родовые органы управления поддерживали запрещение инцеста как посредством насильственного пресечения, так и путём обмена женщинами. В дальнейшем эта же группа людей специализировалась на поддержании запрета инцеста и стала выполнять другие общественные функции. Именно таким образом постепенно стало происходить образование государственности.
Анализируя данную теорию,
следует отметить, что Леви-Стросс
исходил из непреложного исторического
факта, которого невозможно опровергнуть,
а именно того, что общество от эндогамных
половых отношений постепенно перешло
к экзогамной форме брака. Также
очевиден тот факт, что переход
общества к экзогамии был выдающимся
периодом в развитии общества. Ведь
кровосмешение ведёт к
Однако есть ряд моментов, которые сознательно игнорируют сторонники половой теории. Например, прежде всего, пропущен такой очевидный момент, как прогресс человечества заключается не только в особенностях воспроизводства человека.
Отсюда вытекает вывод, что инцестная теория не способна дать конкретных аргументов, которые привели к образованию государства.
Спортивная теория. Автор теории – Ортега Х. Гассет. Возникновение государства напрямую связано с происхождением игр и физических упражнений, а также спорта в целом. Познакомимся с основными положениями этой загадочной теории.
Человек есть существо социально-биологическое, с характерной ему двигательной активностью, ведущая к упражнению его органов. Развитие сознания у первобытного человека привело к тому, что он стал осознавать важность своей физической силы и необходимость её тренировки. С появлением религиозных верований физические упражнения связывались с религиозными обрядами, что привело к культовым танцам, играм.
Из-за частых стычек с соседними племенами, стихийных бедствий, в результате которых погибало немалое количество лучших мужчин, род нёс потери сильного пола, что грозило вымиранием племени. Чтобы этого миновать, старейшины приглашали других мужчин из других племён и между ними устраивали состязания. Победившие имели возможность остаться и стать полноправными членами рода. Это позволило восстановить баланс между мужчинами и женщинами. Следует отметить, что для проведения подобных состязаний создавались специальные органы, функции которых схожи с функциями государства. Далее эти органы стали брать на себя выполнение и иных общественных функций.
Олимпийские игры способствовали объединению греческих полисов и образованию единого греческого государства. Для их проведения требовались структуры, которые намного превосходили по количеству людей органы, создаваемые для проведения инициаций в первобытном обществе. Таким образом, в Древней Греции и были созданы именно такие органы, со временем переросшие в органы государства.
Оценивая эту теорию, следует сказать, что она опирается на достоверные факты, в частности на многочисленные факты проведения Олимпийских игр, которые проводятся поныне. С автором этой теории следует согласиться и в том, что сила и ловкость имели в то далёкое время большое значение. Им также справедливо замечено, что организаторы инициаций, Олимпийских игр – это люди почётного возраста с большим жизненным опытом.
Информация о работе Теории происхождения государства: содержание и критический анализ