Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 22:53, курсовая работа
Целью работы является изучение основных теорий происхождения государства. Соответственно, задачами, поставленными в данной работе, является изучение закономерностей и различий происхождения государства у различных народов, а также детальное рассмотрение основных теорий происхождения государства. Выводы по данной работе и обобщение материала приведены в заключении.
Введение
Изучение процесса происхождения
государства и права имеет
не только чисто познавательный, академический,
но и политико-практический характер.
Оно позволяет глубже понять социальную
природу государства и права,
их особенности и черты, дает возможность
проанализировать причины и условия
их возникновения и развития. Позволяет
четче определить все свойственные
им функции – основные направления
их деятельности, точнее установить их
место и роль в жизни общества
и политической системы. Современная
действительность не обособлена от прошлого
и будущего. Она лишь новая, важная
веха в истории. Настоящее, воплощая
в себе разносторонние, сложные, подчас
противоречивые тенденции прошлого,
отрицает отжившее, наделяет перспективное
иным качеством, порождает тем самым
новые тенденции и явления, закладывающие
предпосылки будущего. Соответственно,
чтобы понять современное государство
и право нужно знать, как оно
возникло, какие основные этапы прошло
в своем развитии, какие причины
влияли на его образование, становление,
развитие, изменение формы и содержания.
Познание государства и права следует
начинать с вопроса о происхождении государства
– всегда ли в истории человеческого общества
существовал этот социальный институт
или же он появился на определенном этапе
развития общества. Только такой методологический
подход, реализующий принцип историзма,
позволяет уяснить причины и формы появления
государства и права, его характерные,
сущностные черты, отличие от предыдущих
организационных форм жизни общества.
Вот почему необходимо изучить характеристику
сторон первобытного общества, использовать
данные археологии и этнографии, антропологии
истории социологических наук непосредственно
изучающих это общество.
Теория государства и права изучает разнообразие
первопричин образования и развития государства
и права. При этом особое значение придается
изменению организационно-
В дальнейшем необходимость государства
и права обуславливается всей совокупностью
причин самого различного, прежде всего,
общенационального порядка. Государство
и право выступают как определенное выражение
гражданской общности, приобретая при
этом ту или иную степень относительной
самостоятельности. Они начинают функционировать,
во многом подчиняясь своей внутренней
закономерности развития. Общие закономерности
развития государства и права в каждой
стране проявляются неоднозначно. Теория
государства и права, опираясь на научные
результаты историко-юридических исследований,
формулирует, открывает наиболее общие
закономерности развития и функционирования
государства и права.
Таким образом, актуальность выбранной
мной темы курсовой работы обусловлена
тем, что невозможно понять процессы, происходящие
в том или ином государстве, если не знать,
каким образом оно исторически формировалось.
Целью работы является изучение основных
теорий происхождения государства. Соответственно,
задачами, поставленными в данной работе,
является изучение закономерностей и
различий происхождения государства у
различных народов, а также детальное
рассмотрение основных теорий происхождения
государства. Выводы по данной работе
и обобщение материала приведены в заключении.
1. Общие закономерности
и различие происхождения
Развитие первобытного общества
во всех регионах мира первоначально
проходило примерно одинаково. Однако
на стадии перехода к государству
пути различных первобытных обществ
разошлись.
Различают два основных пути возникновения
государства:
1.1 Восточный, азиатский (Египет, Вавилон, Китай, Индия и др.) путь
На Древнем Востоке, в
Азии и Африке (восточный, азиатский
путь возникновения государства) первые
государства возникли в зонах
поливного земледелия еще в эпоху
бронзы. Проведение крупных общественных
работ по строительству каналов
и других ирригационных сооружений
потребовало сохранения сельскохозяйственной
общины и общественной формы собственности
на землю. Постепенно общественная собственность
превратилась в государственную. Частная
собственность не приобрела существенного
значения.
Потребность в сооружении и эксплуатации
ирригационных систем, необходимость
в надежной защите создавали естественную
основу для самостоятельной публичной
власти. Основой ее стала родоплеменная
знать – общинное «чиновничество», выступающее
организатором производства и выполняющее
административные функции. Эта особая
группа должностных лиц составила складывающийся
аппарат государственной власти.
Восточные государства – деспотические
монархии – не имели отчётливо выраженной
классовой дифференциации. Здесь государство
стало и организатором производства, и
правителем над членами общины, их эксплуататором.
Родоплеменная знать присваивала не сами
средства производства, а управление ими.
Имея в собственном распоряжении какие–то
материальные блага, она утрачивала их
вместе с утратой должности. Значение
частной собственности, занимавшей определенное
место в странах Древнего Востока, было
небольшим. Рабы, как правило, являлись
собственностью государства или церкви,
но не частных лиц.[1]
Особая роль отведена божественному освящению
власти. Родовая знать стремилась сохранить
свое положение и власть. Правитель объявлялся
носителем божьей воли, посредником между
богом и людьми. Так шёл процесс сакрализации
власти – объявления её священной, незыблемой,
неприкосновенной.
Особенности возникновения государств
восточного типа:
· основу экономических отношений составляет
государственная форма собственности;
· частная собственность имеет второстепенный
характер;
· государственная власть является деспотической;
· имеется мощный чиновничий аппарат;
· происходит сакрализация (освящение)
власти;
· устанавливается застой и неподвижность
в обществе, которое на протяжении веков
не развивается.
1.2 Европейский (Афины, Рим, древнегерманские государства) путь
На территории Европы (европейский
путь возникновения государства) главным
фактором образования государства
было классовое расслоение общества
в связи с формированием
В Афинах появление государства нередко
называют классической формой происхождения
государства. Оно возникло непосредственно
из внутренних, классовых противоречий,
которые развились в недрах родоплеменного
общества.
В Древнем Риме процесс формирования классов
и государства в силу целого ряда причин
тормозился, и переходный к государству
период растянулся на столетия. В основном
процесс образования государства в Древнем
Риме был таким же, как и в Афинах, только
сопровождался борьбой плебеев (пришлого
населения) против патрициев (римской
родовой знати).
Плебеи – лично свободные, не связанные
с римским родом, обладали торговым и промышленным
богатством. Борьбой против патрициев
за власть они стимулировали разложение
родоплеменного строя и образование государства.
В Древней Спарте появление государства
обусловлено не только внутриэкономическими
причинами, но и завоевательными походами,
в результате которых завоеванное население
становилось не личными рабами завоевателя,
а общинными рабами (илотами). Превышение
количества илотов над спартанцами и боязнь
угрозы восстания с их стороны предопределило
формирование государства на базе специфической
формы землепользования. Здесь частная
собственность на землю и рабов не допускалась,
земля распределялась поровну среди общинников
на правах владения.
У древних германцев образование государства
было ускорено завоеванием значительных
территорий Римской империи. Родовая организация
не была приспособлена для господства
над завоеванными территориями. Это привело
к развитию прафеодального (или раннефеодального)
строя на земле некогда могущественной
Римской империи. Путем возникновения
прафеодального государства из первобытного
строя шло развитие и государств на территории
Европы (Ирландия), в Древней (Киевской)
Руси, в Азии у арабов и т.д. В Киевской
Руси формирование раннефеодальной государственности
сопровождалось приглашением на княжение
варягов.
В образовании каждого государства имеет
значение целый комплекс причин – экономических,
политических, внутренних, внешних, ибо
возникновение государства у каждого
народа имеет свои особенности, характеризуется
определенными чертами.
Имеется немало народов и наций, которые
создали свои государства только в XX веке.
В силу конкретных исторических причин
они либо никогда не имели собственного
государства, либо утратили раннюю государственность
и долгое время входили в состав других
многонациональных государств, испытывали
национальные притеснения со стороны
господствующей власти основной нации
(например, Украина в составе дореволюционной
России). Многие из них сумели добиться
собственной государственности в XX в. в
результате реализации права наций на
политическое самоопределение. Эта причина
была решающей, ей сопутствовала характерная
для возникновения ранних государств
социальная неоднородность общества,
его противоречивость. Такие государства
образовались в процессе ликвидации империй,
колоний, суверенизации государственно–подобных
образований.
Так, на руинах прежних колониальных империй
в Азии, Африке, Латинской Америке, Океании
с середины 50-х годов XX в. возникло более
90 новых государств. Их количество в наши
дни выросло. Пополнил ряды новых государств
распад СССР. К государствам, образовавшимся
в результате развала СССР, относится
Украина и другие страны СНГ.[2]
2. Теории происхождения
государства и права, не
2.1 Теологическая или божественная теория
Рассматриваемая теория не
является научной, поскольку заведомо
опирается не на знания в их обычном
понимании, а на веру в бога. Её нельзя
ни доказать, ни опровергнуть без решения
вопроса о существовании бога.
Первоначальные религиозно–мифические
представления о божественном происхождении
государства и права характеризуются
крайне широким многообразием. Это вполне
объясняется особыми историческими условиями
существования религий и ранних государственных
образований, как Древнего Востока, так
и Древнего Запада, Месопотамии или Африки.
Только впоследствии эти воззрения были
переработаны на почве различных течений
христианства в относительно цельную
теологическую доктрину, выделились доктрины
иудаизма, мусульманства (ислама), буддизма
и других.
Эта теория восходит своими истоками к
древнему миру. Известно, что ещё в древнем
Египте и Вавилоне возникли идеи божественного
происхождения государства и права. В
силу особых взглядов и воззрений части
общества, духовенству удавалось оказывать
значительное влияние на формирование
общественно политической мысли и в последующие
периоды развития человеческого общества.
В древней Греции ученик Сократа (469–399
до н.э.), потомок знаменитого законодателя
Солона, – Аристокл, под прозвищем Платон
(427–347 до н.э.), основал в пригороде Афин
школу, где учил, что источником происхождения
государства и права является божество.
Ученик Платона и воспитатель Александра
Македонского – Аристотель (384–322 до н.э.)
– также является сторонником божественного
происхождения государства и права.
Наиболее прочные позиции теологическая
теория завоевала в период становления
и развития феодализма.
В теологической теории – учении богослова
Фомы Аквинского (1225–1274), которая в более
позднее время, именовалось как «томизм»,
процесс возникновения государства и
права рассматривался аналогично сотворению
Богом мира. Религия, по учению Ф. Аквинского,
должна обосновывать необходимость возникновения
и существования государства от Бога.
В свою очередь государство обязано защищать
религию. Освящение (монарх – помазанник
божий) государственной власти божественным
ореолом придавало такой власти и авторитет,
и безусловную обязательность неограниченной
власти монарха.
Своего рассвета теологическая теория
достигла в эпоху средневековья. На стадии
перехода народов к феодализму и в феодальный
период на рубеже XII–XIII веков в Западной
Европе получила развитие теория «двух
мечей». Основной смысл её состоял в том,
чтобы утвердить верховенство церковной
власти над светской (государством) и доказать,
что нет государства и права «не от бога».
2.2 Патриархальная теория
Эта теория берет начало
из недр теологии. Уже в античное
время Платоном и Аристотелем
была выдвинута идея о том, что
человеческое обществе изначально было
патриархальным. Более определенно
по этому поводу высказывался Аристотель.
По Аристотелю, государство является
не только продуктом естественного
развития, но и высшей формой человеческого
общения.
В XVII веке с тех же позиций обосновывалось
существование абсолютизма в Англии в
сочинениях английского социолога Р. Фильмера
«Патриархия, или защита естественного
права королей» (1642), «Патриарх» (1680). Так
происхождение государства и теория «божественного
права королей» выводились из изначального
патриархата.
Средневековые светские феодалы также
прибегали к патриархальной теории происхождения
государства и права для обоснования неограниченной
власти монарха – отца своих подданных
и всей нации.
Позднее эта теория получила свое отражение
в высказываниях одного из теоретиков
народничества в России, социолога Н.К. Михайловского
(1842–1904), а на Западе – английского историка
права Г. Мэна и других.
Государственная власть, по мнению сторонников
патриархальной теории, есть ничто иное,
как продолжение отцовской власти. Власть
государя, монарха – это патриархальная
власть главы семьи. Патриархальная теория
служила в средние века обоснованием абсолютной
(«отеческой») власти монарха. Как и отец
в семье, так и монарх в государстве не
выбирается.
Характерно, что не существует ни одного
исторически достоверного свидетельства
подобного способа возникновения государства
и права. Напротив, считается установленным,
что патриархальная семья как исторически
закономерное явление возникает в процессе
разложения первобытнообщинного строя,
вместе с государством.
2.3 Договорная и естественно–правовая теории
Договорная теория (теория
договорного происхождения
Эта теория содержит чрезвычайно много
аспектов, противоречива и непоследовательна
на различных исторических этапах развития.
Она вобрала в себя разноречивые взгляды
крупнейших мыслителей всех времен, стоящих
порой на диаметрально противоположных
политико-правовых и философских позициях.
Ряд авторов выделяет договорную теорию
– как теорию происхождения государства,
а теорию естественного права рассматривает
с позиций происхождения права.
Рассматриваемая теория как договорная,
основанная на естественных правах человека,
базируется примерно на следующих общих
положениях: Возникновению государства
предшествует естественное состояние
людей. Государство возникло и основано
на общественном договоре, уставших от
борьбы с природой и друг с другом людей.
Государство и право представляются продуктом
разума и воли (людей и Бога). Решив выйти
из «естественного» (догосударственного)
состояния, люди объединились в государство
на определенных условиях, и они добровольно
передают государству часть своих врожденных
(естественных) прав и свобод. А государство
обеспечивает охрану частной собственности
и личной безопасности, заключивших договор.
В результате создания государства в обществе
образуются две системы права: естественного
и позитивного (или положительного). Первая
– естественное право (на жизнь, свободу,
социальное равенство, собственность
и другое), воплощающее в себе безусловный
разум и вечную справедливость, словом
то, что присуще человеку от рождения и
заложено в самой его сущности. Вторая
– позитивное благоприобретенное право,
исходит от государства (законы, одобряемые
им обычаи, прецеденты). Первичным является
право естественное – вечное и неизменное
для всех времён и народов. Подчинёнными
ему выступают нормы (правила поведения),
устанавливаемые и изменяемые (отменяемые)
государством.
Позитивное право – это существующее,
действующее в данный момент право. Естественное
право, исходящее от «всеобщего разума»,
стало как пожелания и рекомендации того,
каким должно быть в идеале реальное, то
есть положительное право.
Вершины своего развития договорная и
естественно–правовая теории достигают
когда становятся теоретической основой
идеологии антифеодальных буржуазных
революций XVII–XVIII веков. В это время и
формируется школа естественного права,
оказавшая большое влияние на развитие
буржуазного национального права и международного
права: Г. Гроций и Б. Спиноза в Голландии;
Т. Гоббс и Д. Локк в Англии; во Франции –
Ж.Ж. Руссо, П. Гольбах, Д. Дидро, Ш. Монтескье;
в России – П.И. Пестель, а также А.Н. Радищев
(1749–1802). Последний полагал, что государство
возникает как следствие молчаливого
договора членов общества в целях совместной
защиты от произвола сильных.
Считается, что первым предпринял попытку
приспособить теорию естественного права
к интересам буржуазии Г. Гроций (1583–1645).
Теоретической основой и идеологическим
обоснованием буржуазного революционного
движения во Франции послужили идеи Ж.Ж. Руссо
(1712–1778). Вопрос о том, что собой представляет
Общественный договор, каковым должно
быть его содержание и назначение, равно
как и многие аналогичные им вопросы получили
наиболее яркое и основательное освещение
в ряде трактатов Жан-Жака Руссо (1712–1778)
и особенно в его знаменитом труде «Об
Общественном договоре».
Основная задача, которую призван решать
Общественный договор, состоит по мнению
Руссо, в том, чтобы «найти такую форму
ассоциации, которая защищает и ограждает
всею общею силою личность и имущество
каждого из членов ассоциации, и благодаря
которой каждый, соединяясь со всеми, подчиняется,
однако, только самому себе и остается
столь же свободным, как и прежде».
Рассматривая государство как продукт
Общественного договора, порождение разумной
воли народа, а точнее – человеческим
учреждением или даже изобретением, Руссо
исходил из того, что каждый человек передает
в общее достояние и ставит под высшее
руководство общей воли свою личность
и все силы. В результате «для нас всех
вместе каждый член превращается в нераздельную
часть целого». Это коллективное целое,
по мнению Руссо, есть не что иное, как
юридическое лицо. Раньше оно именовалось
«гражданской общиной». Позднее – «Республикой
или Политическим организмом». Члены этого
политического организма называют его
«Государством, когда он пассивен, Суверенитетом,
когда он активен, Державою – при сопоставлении
его с ему подобными».
Государство рассматривается Руссо как
«условная личность», жизнь которой заключается
в союзе ее членов. Главной его заботой,
наряду с самосохранением, является забота
об общем благе, о благе всего общества,
народа. Огромную роль при этом играют
издаваемые законы, право.
Руссо выдвигает и развивает идею прямого
народного правления ибо, согласно Общественному
договору, «только общая воля может управлять
силами государства в соответствии с целью
его установления, каковая есть общее
благо».
«Народ, – рассуждает мыслитель, – не
может лишить самого себя неотчуждаемого
права издавать законы, даже если бы он
этого и захотел. Законы всегда являются
актами общей воли. И никто, даже государь,
не может быть выше их. Законами являются
лишь такие акты, которые непосредственно
принимаются или утверждаются путем проведения
референдума самим народом».
Наряду с исключительным правом на принятие
законов у народа имеется также неотчуждаемое
право на сопротивление тиранам. Короли,
писал по этому поводу Руссо, всегда «хотят
быть неограниченными». Хотя им издавна
твердили, что «самое лучшее средство
стать таковыми – это снискать любовь
своих поданных», однако это правило при
дворах всегда вызывало и будет вызывать
только насмешки».
Власть, возникающая из любви подданных,
несомненно, наибольшая, но она непрочна
и условна. Поэтому «никогда не удовлетворяются
ею государи». Личный интерес любых повелителей
состоит, прежде всего, в том, «чтобы народ
был слаб, бедствовал и никогда не мог
им сопротивляться». «Конечно, – замечает
мыслитель, если предположить, что подданные
всегда будут оставаться совершенно покорными,
что государь был бы заинтересован в том,
чтобы народ был могуществен, дабы это
могущество, будучи его собственным, сделало
государя грозным для соседей». Но так
как интерес народа имеет «лишь второстепенное
и подчиненное значение» и так как оба
предположения несовместимы, то естественно,
что «государи всегда предпочитают следовать
тому правилу, которое для них непосредственно
выгодно».
Таким образом, у любого правителя всегда
сохраняется свой собственный, отличающийся
от народного, интерес и соблазн сосредоточения
в своих руках как можно больше государственной
власти. Последнее же приводит не только
к тому, что «расстояние между государем
и народом становится слишком велико и
государству начинает недоставать внутренней
связи», но и к тому, что в политическом
режиме устанавливаются признаки открытого
игнорирования прав и свобод народных
масс, признаки деспотизма. В этих условиях,
как следует из Общественного договора
по Руссо, народ может реализовать свое
естественное право на сопротивление.
При этом, заключает он, восстание, которое
приводит к убийству или свержение с престола
какого-нибудь султана, это акт столь же
закономерный, как и те акты, посредством
которых он только что распоряжался жизнью
и имуществом своих подданных. «Одной
только силой он держался, одна только
сила его и низвергает».
Из всего сказанного о естественно-правовой
теории происхождения государства и права
следует, что ее сторонники исходят из
того, что народ обладает естественным,
неотчуждаемым правом не только на сознание
государства на основе Общественного
договора, но и на его защиту.
В Декларации прав человека и гражданина
(1789), программном документе Великой Французской
революции (1789–1794), записано: «Люди рождаются
и остаются свободными и равными в правах».
В принятой, по проекту Т. Джефферсона (1743–1826),
Декларации независимости США (1776) говорится:
«Мы считаем самоочевидными истины, что
все люди созданы равными и наделены неотъемлемыми
правами, к числу которых относится право
на жизнь, на свободу и на стремление к
счастью». Для официальной государственной
доктрины это было абсолютное новшество.
С конца XIX в. и вплоть до настоящего времени
наблюдается период так называемого возрожденного
естественного права. Но некоторые авторы
полагают, что наибольшее распространение
современные теории естественного права
имели в середине прошлого столетия. С
принятием Европейской конвенции о защите
прав человека и основных свобод 1950 г.,
Международного пакта о гражданских и
политических правах 1966 г. влияние естественно-правовых
учений пошло на убыль. Политики и юристы,
аргументируя свои позиции по правам человека,
предпочитают ссылаться на международные
пакты как на нормативные документы. Во
многих странах снижается интерес к теориям
естественных прав личности.