Теория происхождения государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 08:21, реферат

Краткое описание

Политическое и правовое учение Гоббса покоится на философско-методологических порциях механистического материализма, детерминизма и деизма. Гоббс подчеркивал практическую, созидательную направленность политической науки, полагая, что постижение закономерностей политической жизни должно служить искоренению кровопролитий, насилий и войн, благоденствию всех людей.

Оглавление

Введение
1.Биография 3
1.1 Основные идеи Томаса Гоббса 6
2. Государство, его сущность и механизмы 17
2.1.Общественный договор 20
2.2.Государственные служащие 25
Заключение 27
Список литературы

Файлы: 1 файл

Гоббс.docx

— 61.53 Кб (Скачать)
 

Оглавление 

Введение

1.Биография                                                                                                                  3

1.1 Основные идеи Томаса Гоббса                                                                            6

2. Государство, его  сущность и механизмы                                                           17

2.1.Общественный договор                                                  20

2.2.Государственные служащие                                            25

Заключение                                                                         27

Список  литературы                                                             28 
 

     Введение 

     Данный  реферат посвящен изучению правовых и политических мышлений великого английского философа Томаса Гоббса. В своих произведениях “О гражданине” и “Левиафан” Гоббс впервые в Новое время в систематическом виде разработал светскую теорию политической власти, государства и права. В познавательном аспекте данное учение было направленно против схоластических феодально-религиозных воззрений на государство и право. В идеологическом плане - сориентирована на обоснование сильной власти (политический абсолютизм), способной обуздать революционные страсти и обеспечить прочный мир.

     В условиях, когда пришедшие к власти крупная буржуазия и новое  дворянство боролись как с феодалами-реакционерами, так и с революционной демократией, “Левиафан” оказался спроецированным, прежде всего на оправдание буржуазно-дворянской диктатуры Кромвеля.

     Политическое  и правовое учение Гоббса покоится на философско-методологических порциях  механистического материализма, детерминизма и деизма. Гоббс подчеркивал практическую, созидательную направленность политической науки, полагая, что постижение закономерностей  политической жизни должно служить  искоренению кровопролитий, насилий  и войн, благоденствию всех людей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Биография 

     Веком гениев называют 17-е столетие историки философии и естественных наук. При  этом они имеют ввиду множество блестящих мыслителей. В созвездии их имен первостепенное место принадлежит имени английского философа Томаса Гоббса (1588 – 1979). Как и большинство других прогрессивных мыслителей этой эпохи, Гоббс объективно был выразителем интересов капитализма, достигшего значительных успехов в Англии и некоторых других странах Европы. Субъективно же он считал себя бескорыстным искателем истины, необходимой всему человеческому роду.

     Томас Гоббс родился 5 апреля  1588 года в  Вестпорте, вблизи Мальмсбери, одного из значительных в то время городов Вильтского графства, на юге Англии. Его мать была крестьянского происхождения, отец – сельский священник, его родственники занимались перчаточным ремеслом, довольно распространенным в этом графстве. Первоначально Гоббс получил свое образование в церковной школе, которую начал посещать с четырехлетнего возраста. Так как мальчик обнаруживал недюжинные способности и большую склонность к учебе его определили в городскую школу, где он с успехом продолжал свое образование. К 14-ти годам Гоббс обладает древними языками настолько, что переводит «Недею» Еврепида  в стихах на латинский язык. В 15-ть лет он поступает в Оксфордский университет и по окончании получает университетский диплом, давший ему право заниматься педагогической работе и открывший путь к академической карьере. Но подобно большинству ведущих философских и научных умов того века – Декарту, Спинозе, Локку, Ньютону и другим – Гоббс в дальнейшем не был связан с университетами.

           После окончания  университета Гоббс становится воспитателем одного из знатных аристократических семейств. В это время у него появляются связи среди правящих кругов, в том числе среди придворных кругов Англии. В научно-философском развитии Гоббса огромную роль сыграли его четыре поездки на Европейский континент (его пребывание в Европе составило в общей сложности 20 лет), главным образом в Париж. Они дали английскому мыслителю возможность глубоко изучить философию, лично познакомиться с её виднейшими представителями (прежде всего с Галилеем во время путешествия в Италию в 1646 году) и принять самое активное участие в обсуждении важнейших философских проблем того времени. Постепенно у Гоббса складываются принципы его собственного учения1.

           Первым наброском  философской системы Гоббса  стало  его сочинение 1640 года, которое в  течение нескольких лет распространялось в рукописи (дальнейшем в 1650 году оно  было издано в виде двух отдельных  произведений, из которых первое получило названии «Человеческая природа», а  второе «О политическом теле»). На всестороннюю дальнейшую разработку философской  системы Гоббса, повлияли события  связанные с конфликтом, связанные  с английским парламентом и королем, а затем и события Английской революции. Эти события в общественной жизни  Англии стимулировали интерес  Гоббса к общественно-политическим вопросам и заставили его ускорить разработку и публикацию своего сочинения  «О гражданине», задуманного им как  третья часть своей философской  системы, но опубликованного ранее  остальных частей, ещё в 1642 году. Основная идея этого произведения сводилась  к доказательству того, что абсолютный суверенитет государства составляет одну из главных предпосылок спокойной  жизни граждан, избавляя их от опасностей гражданской войны (которая начиналась тогда в Англии между сторонниками парламента). Вместе с тем произведения Гоббса было направлено против церковников, ибо одна из его важнейших идей состояла в том, что церковь, неправильно  истолковавшая свои прерогативы, становится одним из наиболее опасных источников гражданской смуты. Продолжая углублять  и обдумывать эти общественнополитиеские идеи, Гоббс работал над своим крупнейшим политическим и социологическим изданием «Левиафан».Это произведение, заострявшее антиклерикальные идеи «О Гражданине», было издано в Лондоне в 1651 году. Окончательно порвав с королевской партией, Гоббс в том же году вернулся в Лондон. Здесь он сотрудничает по некоторым вопросам практической политике с лордом-протектором Англии Кромвелем, ведет полемику по одному из важнейших философских вопросов  - вопросу о свободе воли – с епископом Брамхолом и продолжает разрабатывать свою философскую систему. В 1655 году выходит в свет работа Гоббса «О Теле», представляющая собой первую часть его системы, а в 1658 году – её вторая часть – «О Человеке»2.

     На  формирование философской системы  Гоббса значительное воздействие оказали  беседы с Ф. Бэконом, а также сочинения  Галилея, Гассенди и Декарта и  общение с ними.

             Продолжая линию  Бэкона, Гоббс рассматривал знание  как силу и конечной задачей  философии признавал её практическую  пользу, содействие «увеличению  количества жизненных благ». Однако  в отличие Бэкона на первый  план Гоббс выдвигал научное  понимание общества, как средства  познания причин гражданских  войн и их преодоления. Гоббс  создал первую в истории философии  законченную систему механистического  материализма. В философии Гоббса  материализм принял форму, соответствующую  характеру и требованиям естествознания  того времени. Геометрия и механика  для Гоббса – идеальные образцы  научного мышления. Природа представляется  Гоббсу совокупностью протяженных  тел, различающихся между собой  величиной, фигурой, положением  и движением. Последнее понимается  как чисто механическое, то есть  как перемещение; к нему сводятся  все высшие формы движения. Чувственные  качества Гоббса рассматриваются  не как свойства самих вещей,  а как формы их восприятия. Он разграничивал протяжённость,  реально присущую телам, и пространство - как образ, создаваемый разумом  («фантазма»); объективно-реальное движение тел и время – как субъективный образ движения.

     Метод познания у Гоббса представляет собой  искусственное соединение рационализма с номинализмом. Переход от единичного к общему, от чувственного восприятия к понятиям совершается у Гоббса на основе номиналистической концепции, согласно которой общие понятия – лишь «имена имён». Гоббс различал два метода познания: логическую дедукцию механики и индукцию эмпирической физики3.

           Связующим  звеном между физическим и социально  – политическим учением Гоббса служит этика. Она исходит из неизменной чувственности «природы человека». В основе нравственности по Гоббсу лежит естественный закон – стремление к самосохранению и удовлетворению потребностей. «Благо» есть предмет  влечения и желания, «зло» предмет  отвращения и ненависти. Основы этического понятия определяются Гоббсом как  относительные. Добродетели и пороки обусловлены разумным пониманием того, что способствует и что препятствует достижению блага. Гражданские обязанности вытекающие из общественного договора, совпадают по своему содержанию с моральным долгом, различаясь характером санкций. Поскольку гражданский мир рассматривается Гоббсом как величайшее благо, естественные законы нравственности совпадают с гражданскими добродетелями.

           Продолжая и углубляя борьбу Бэкона против подчинения философии  теологии, Гоббс «…уничтожил теистические предрассудки бэконовского материализма»4. Однако, понимая ложность религиозной веры, он признавал её полезность как средство воздействия на народные массы. 

     1.2 Основные идеи Томаса Гоббса 

     Если  попытаться охарактеризовать внутреннюю логику Философских исследований Гоббса, то вырисовывается следующая картина.

     Проблема  власти, проблема генезиса и сущности государственного общежития была одной из центральных философско-социологических проблем, стоявших перед передовыми мыслителями 16 - 17 века в эпоху создания национальных государств в Европе укрепления их суверенитета и формирования государственных институтов. В Англии в условиях революции и гражданской войны эта проблема стояла особенно остро. Не удивительно, что разработкой вопросов моральной и гражданской Философии, или философии государства, и привлекала прежде всего внимание Гоббса. Философ сам подчеркнул это в посвящении, предпосланном произведению "О Теле", в котором он определяет свое место среди других основоположников науки и философии нового времени.

     Разработка  этих вопросов заставила Гоббса обратиться к изучению человека. Английский философ, как и многие другие передовые  мыслители той эпохи, не поднявшиеся  до понимания действительных, материальных причин общественного развития, пытался объяснить сущность общественной жизни, исходя из принципов "Человеческой природы". В противовес принципу Аристотеля, гласящему, что человек существо общественное, Гоббс доказывает, что человек не общественен по природе. В самом деле, если бы человек любил другого только как человека, почему ему тогда не любить всех одинаково. В обществе мы ищем не друзей, а осуществление собственных своих интересов. Но что толкает людей к совместной жизни в мире между собой, вопреки их наклонностям, к взаимной борьбе и к взаимному истреблению. Где искать те правила и понятия, на которых базируется человеческое общежитие?

     По  мнению Гоббса таким правилом становится естественный закон, основанный на разуме, при помощи которого каждый приписывает себе воздержание от всего того, что, по его мнению, может оказаться вредным ему.

     Гоббсову картину «естественного состояния» можно рассматривать как одно из первых описаний нарождавшегося английского буржуазного общества с его разделением труда, конкуренцией, открытием новых рынков, борьбой за существование. Самому же мыслителю казалось, что он распознал природу человека вообще, выявил естественную для всех времён и народов форму социального бытия. Это был далёкий от историзма взгляд5.

           В природе людей  заложены, по Гоббсу, не только силы, ввергающие индивидов в пучину «войны всех против всех». Человеку исконно присущи  и свойства совсем иного плана; они  таковы, что пробуждают индивидов находить выход из столь бедственного естественного состояния. Прежде всего это страх смерти и инстинкт самосохранения, доминирующий над остальными страстями. Заодно с ними выступает естественный разум, то есть способность каждого здраво рассуждать о позитивных и негативных последствиях своих действий. Инстинкт самосохранения сообщает первый импульс процессу преодоления естественного состояния, а естественный разум подсказывает людям, на каких условиях они могут данный процесс осуществить. Эти условия (их и выражают предписания естественного разума) суть естественные законы6.

     "Естественный  закон - это правило которое  кроется не в согласии людей между собой, а в согласии человека с разумом, это- указание разума относительно того, к чему мы должны стремиться и чего мы должны избегать в целях нашего самосохранения." - говорит Гоббс. Так каковы же эти естественные законы человеческого общежития в понимании Гоббса?

     Первый  основной естественный закон гласит: Каждый должен добиваться мира всеми средствами, имеющимися в его распоряжении, а если он не может получить мира, он может искать и использовать все средства и преимущества войны. Из этого закона вытекает непосредственно второй закон: Каждый должен быть готов отказаться от своего права на все, когда другие этого тоже желают, поскольку он считает этот отказ необходимым для мира и самозащиты7. Помимо отказа от своих прав может быть еще (как считает Гоббс) перенос этих прав. Когда двое или несколько человек переносят друг на друга эти права, это называется договором. Третий естественный закон гласит, что люди должны придерживаться собственных договоров. В этом законе находиться функция справедливости. Только с переносом прав начинается общежитие и функционирование собственности, и только тогда возможна несправедливость при нарушении договоров. Чрезвычайно интересно, что Гоббс выводит из этих основных законов закон христианской морали: "Не делай другому того, чего не хочешь, чтобы сделали тебе". По Гоббсу естественные законы, будучи правилами нашего разума, вечны. Название "закон" для них не совсем подходит, однако поскольку они рассматриваются как веление бога, они есть "законы"8.

       Теория Государства Гоббса логически вытекает из его теории права и морали. Основа государства лежит в разумном стремлении людей к самосохранению и безопасности. Мы знаем уже каковы по Гоббсу, естественные законы, которые диктуются человеком его разумом. Но разум не всегда требует выполнения этих законов. Ибо исполнение этих законов одними и неисполнение другими приводит первых прямо к гибели, а не самосохранению. Отсюда ясно, что для соблюдения естественных законов нужна уверенность в своей безопасности, а для достижения безопасности нет иного пути, как соединения достаточного количества людей для взаимной защиты. Для общего блага, люди, как считает Гоббс, должны договориться между собой отказаться от своих прав на все во имя мира и сохранения жизни и объединиться вместе для выполнения состоявшегося соглашения. Такой договор или такое перенесение прав и есть образование государства. Гоббс определяет государство следующим образом: "Государство есть одно лицо или собрание, воля которого в силу соглашения многих людей является законом для них всех, так как оно может употреблять силы и способности каждого для обеспечения общего мира и защиты"9. Лицо или собрание, воле которого подчиняются все прочие, получает название верховной власти, все остальные граждане называются подданными.

Информация о работе Теория происхождения государства