Теория происхождения государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 08:21, реферат

Краткое описание

Политическое и правовое учение Гоббса покоится на философско-методологических порциях механистического материализма, детерминизма и деизма. Гоббс подчеркивал практическую, созидательную направленность политической науки, полагая, что постижение закономерностей политической жизни должно служить искоренению кровопролитий, насилий и войн, благоденствию всех людей.

Оглавление

Введение
1.Биография 3
1.1 Основные идеи Томаса Гоббса 6
2. Государство, его сущность и механизмы 17
2.1.Общественный договор 20
2.2.Государственные служащие 25
Заключение 27
Список литературы

Файлы: 1 файл

Гоббс.docx

— 61.53 Кб (Скачать)

         Свобода подданных. Свобода означает отсутствие сопротивления (внешнего препятствия для движения). Свободный человек, по Томасу Гоббсу, — это тот, кому ничто не мешает делать желаемое. Гражданские законы — искусственные узы, ограничивающие свободу. Свобода подданных заключается лишь в тех вещах, которые суверен при регулировании их действий обошел молчанием. В разных государствах различная мера свободы. Свободой подданного не упраздняется и не ограничивается власть суверена над жизнью и смертью его подданных. Свобода, которую восхваляют писатели — это свобода суверенов — на международной арене — война всех против всех, а так свобода одинакова и в демократии, и в монархии22.

     В акте подчинения, заключаются одинаково  как наше обязательство, так и  наша свобода.

        Подданные обладают свободой  защищать свою жизнь даже от  тех, кто посягает на неё  на законном основании (некоторые  права не могут быть отчуждены  соглашением);

        Они не обязаны наносить себе  повреждения;

        Даже и на войне, если они  не взяли на себя добровольного  обязательства сражаться.

     Но  никто не имеет свободы оказывать  сопротивление государству в  целях защиты другого человека, виновного  и невиновного. Наибольшая свобода  подданных проистекает из умолчания  закона. Если подданный имеет какой-нибудь спор с сувереном и это имеет  своим основанием изданный ранее  закон, то подданный, так не свободен, добиваться своего права, как если бы это была тяжба с другим подданным. Также к обязанностям подданных  относятся:

  • понимать бесполезность изменения формы правления;
  • не отдавать предпочтения какому-либо популярному лицу в противовес суверену;
  • иметь время для изучения своего долга по отношению к суверену

     Во  всех политических делах власть представителей ограничена, причем границы ей предписываются верховной властью. 

     2.2.Государственные служащие 

           «Кто является государственным  служителем?» — спрашивает себя Гоббс. И сам же отвечает, что государственным  служащим является тот, кому суверен  поручает известный круг дел с  полномочиями представлять в нем  лицо государства. Государственные  служители — это не те, кто  служит носителю верховной власти в  его естественном качестве, а лишь те, кто служит суверену для управления государственными делами. Гоббс выделяет несколько видов служителей:

  1. Служители для общего управления. Некоторым из государственных служителей поручается общее управление или всем государством, или лишь частью его. Этими служителями являются протекторы, регенты, наместники;
  2. Служители для специального управления, как, например, для управления хозяйством. То есть им поручен специальный круг дел внутри страны или за границей. Им поручено управление государственным хозяйством, собирание и получение налогов, пошлин, земельных податей и оброков, всяких других государственных доходов, а также контроль по этим статьям;
  3. Служители для наставления народа. Служителями верховной власти являются также те, кто имеет полномочия учить или делать других способными учить людей их обязанностям по отношению к верховной власти;
  4. Служители для отправления правосудия;
  5. Служители для приведения в исполнение — это служители занимаются исполнением судебных решений, обнародуют повеления суверена, подавляют беспорядки, арестовывают и заключают в тюрьму преступников, а также совершают другие акты, имеющие целью сохранение мира23.

 

              

                           Заключение 

     Стоит заметить, что философская система  Томаса Гоббса обладает все теми же недостатками, что и вся механическая методология в целом, но как и вся методология она сыграла очень важную роль в истории развития общественной мысли. Мощный ум Гоббса, его проницательность позволили Гоббсу построить систему, из которой черпали, как из богатого источника, все буржуазные мыслители не только семнадцатого, но и восемнадцатого и двадцатого веков вплоть до современности. Итак, из философской системы Томаса Гоббса можно выделить, что государство, или искусственный человек (Левиафан), в форме монархии является единственным путем к спасению от хаоса и гражданской войны. Великий философ видит, что все современные ему государства должны отмирать.  Те государства, которые не соответствуют идеальному государству Томаса Гоббса, обречены на вымирание и опять люди вернутся к естественному состоянию войны всех против всех, и так будет продолжаться бесконечно долго, пока они не построят государство по прототипу Левиафана. Идея идеального государства по Томасу Гоббсу стала идеей тоталитарного государства. XX век показал, что тоталитарные государства имеют право на существование. Но эти государства, построенные на крови, быстро распадались или были завоеваны другими тоталитарными государствами. Конечно, тоталитаризм с точки зрения современного человека недопустим из-за его не гуманному отношению к личности, но с точки зрения человека XVII – XVIII веков в этом не было ничего постыдного. Но нас рассудит история.  Мы не можем предсказать, как будет развиваться наше сознание, может быть когда-нибудь и осуществится мечта Томаса Гоббса и будет построено такое государство, какое описывал в своей философской системе великий ученый.

 

     

Список  литературы 
 
  1. Большая советская энциклопедия.// Гл. ред. Прохоров А.М.: в 30-ти томах. М.,1971.
  1. Быховский Б.Э., Психофизическое учение Томаса Гоббса, «Вестник комакадемии» 1928, №26 (2).
  1. Гвоздоленый В.А., Основы философии: этапы развития и современные проблемы. История западной философской мысли. М., 1993.
  1. Деборин А.М. Томас Гоббс, в его сб.: Очерки по истории материализма 17-18 вв., М.-Л., 1930.
  1. Зорькин В.Д. “Политическое и правовое учение                           Томаса Гоббса” “Советское государство и право”,        1989 г., №6.
  1. История политических и правовых учений. Средние века и Возрождение. М., Наука, 1986.
  1. История политических и правовых учений.// Под ред. Нерсесянца В.С.. М. 1994.
  1. Мееровский Б.В., Гоббс, М., 1975.
  1. Нарский И.С., Западноевропейская философия XVII в., М.,1974.
  1. Соколов В.В., Европейская философия XV-XVII вв., М., 1984.
  1. Томас Гоббс, Избранные произведения, т.1-2, М.,1964.
  1. Томас Гоббс, Избранные сочинения, т.1-2, М.-Л.,1926.
  1. Томас Гоббс, Сочинения, т.1-2, М.,1989.
  1. Филосовский словарь. Под ред. М. М. Розенталя.        Издание 3-е, М. Политиздат 1972 г.
  1. Философский энциклопедический словарь.// Гл. ред. Прохоров А.М.: М.,1989.

Информация о работе Теория происхождения государства