Теории происхождения государства: содержание и критический анализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 18:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящей работы – комплексный анализ теорий происхождения государства.
Задачи, поставленные перед данной работой:
проанализировать предпосылки возникновения государства;
рассмотреть основные пути образования государства, а также основные составляющие его звенья;
определить сущности немарксистских и марксистских теорий возникновения государств;
оценить каждую теорию, с точки зрения универсальности.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3


ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВА…………………………………………………………………….5

Предпосылки возникновения государства………………………………5

Пути образования государства и основные составляющие его звенья..9

ГЛАВА 2. СУЩНОСТЬ И КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕОРИЙ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА……………….………………………..15

2.1 Нематериалистические теории происхождения государства………...15

2.2 Материалистические теории происхождения государства…………...21


ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………..30

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 71.56 Кб (Скачать)

2. Политические  предпосылки.

Не только экономические  предпосылки определили переход  общества к государственности. Человек  – это общественное существо, которое  помимо производственной деятельности по воле-неволе вступает в отношения  с соплеменниками. Со временем органы управления первобытного общества переросли  в органы государственной власти, взявшие на себя обеспечение безопасности людей внутри человеческого сообщества и, в частности, урегулирование спорных  взаимоотношений с соплеменниками. Создаются судебные органы, тем самым  осознаётся полезность надродовой власти, стоящей выше частного и родового интереса.

Далее возникает две необходимости: существование стабильного порядка  для гарантированного и устойчивого  осуществления производства и потребность  силой заставить тех, кто действует  против интересов большинства. В  то время конфликты между племенами  решались, как правило, в форме  военного противостояния. Как это  не парадоксально именно войны инициировали процессы становления государства, способствуя объединению родственных  племён в единый народ.

3. Идеологические предпосылки.

Языческая религия – это господствующая форма идеологии в первобытную эпоху. Со временем стала происходить так называемая иерархия богов. Позднее в разных регионах земного шара в разное время возникает единобожие. По мнению многих учёных, религия способствовала объединению разрозненных племён в единую социально-политическую общность-народ. Более того, монорелигия определённого народа есть показатель формирования у них государства.

4. Психологические  предпосылки.

По этому поводу на вопрос происхождения государства впервые  и справедливо обратил внимание В.И. Гойман-Червонюк. Автор считает, что современная наука постепенно отходит от экономического детерминизма, сторонником которого был К. Маркс, а, следовательно, и все советские учёные3. Изменяющиеся экономические условия формируют новый тип самосознания индивида. В развитом обществе общая цель осознаётся как правовая цель, т.е. развитие и обеспечение права, включая контроль и управление властью, осуществляющей принуждение.

Как видим, для возникновения  государства необходимо множество  предпосылок. Причём их роль неодинакова  у разных народов. Всё это свидетельствует  о том, каков же сложен процесс  перехода к государственности.

1.2 Пути образования  государства и основные составляющие  его звенья

В эпоху советской власти, когда господствовала марксистско-ленинская идеология, в нашей науке вопрос о происхождении государства не являлся дискуссионным, так как за основу некритически брались положения Энгельса, которые сформулированы в его знаменитой работе ”Происхождение семьи, частной собственности и государства”.

В данной работе автор тщательно анализирует процесс зарождения частной собственности, так как именно она привела, по его мнению, к социальной дифференциации и возникновению государства. Однако ранее работы Энгельса, Маркс писал об азиатском способе производства, который был связан с наличием государства, но и в то же время с отсутствием частной собственности на средства производства.

В своей работе об этом и  упоминал сам Энгельс, подчёркивая, что классы возникли двумя путями, причём первый путь связан с общественным разделением труда, с выполнением  общих функций, необходимых для  жизни общества, с паразитированием на общественной должностной функции, а не с частной собственностью на средства производства. Сейчас же большинство учёных исследуют вопрос о способах возникновения государства всё более пристально4. Но помимо констатаций того, что процесс образования государства не является однообразным, объяснениям причин многообразия такого процесса пока не даётся.

Таким образом, в истории  человечества существовали как минимум  два способа появления государства. Условно их можно назвать так: государство-собственность и государство-власть.

Государство-собственность. Образование частной собственности, и прежде всего частной собственности на землю, скот, было результатом совершенствования и эффективности средств производства. Если вначале обработка земли мотыгой требовала затрат труда со стороны всех членов общины, то позже обработка той же земли, к примеру, буйвольной тяги стала возможным значительно меньшим числом людей. Что привело к делению общины на семьи и замене коллективной собственности собственностью частной. Частная собственность − это более эффективная форма собственности. С её появлением значительно возросло число производимых материальных благ в обществе, усилился взаимообмен. Всё это потребовало создания особой координирующей и регулирующей структуры государства.

Разумеется, что приоритетным в деятельности государства считалась  защита интересов собственников, ведь именно они, организуя производство и повышая собственный уровень благосостояния, формировали материальную основу, как самой власти, так и общества в целом. Для таких людей государство было особо полезным, например, оно обеспечивало защиту от военных нападений, печатало деньги, взимало налоги и т.д.

Государство как защитник и регулятор частной собственности  возникло и существовало в пределах территории Западной Европы.

Государство-власть. Такой способ образования государства характерен, как правило, в регионах Африки и Азии, включая Россию. Суть данного способа состоит в следующем. Задолго до появления частной собственности из общества выделился слой людей, связанных с необходимым исполнением общих функций для общественной жизни, требовавших применения насилия. Что же это были за общественные функции?

Так, например, считалось, что  это могла быть функция контроля за соблюдением запрета на инцест, т.е. кровосмешения, и применения насилия в отношении тех, кто его нарушал. Также следует отметить и строительство ирригационных сооружений вблизи различных рек для повышения плодородия почв. В Передней Азии исключительно остро стоял вопрос о пользовании водными ресурсами, и его необходимо было специально регулировать. И, конечно, во всех отмеченных регионах только государство могло осуществить завоевания чужих территорий либо организацию обороны от врага.

И только значительно позже  здесь появляется функция экономического регулирования. Дифференциация общества в данных регионах определялась на основе социального статуса. Именно того или иного индивида в аппарате управления определяло его достаток. В результате чего возникло такое  явление, как власть-собственность.

Экономика основывалась на общинной и государственной форме  собственности. Частная собственность  хотя и существовала, но решающей роли на экономику не оказывала. Общество держалось на труде общинников. Для  того чтобы управлять общественной и государственной формой собственности, необходим был мощный чиновничий аппарат, во главе которого находился монарх (деспот), являющийся воплощением Бога на земле и олицетворяющий само государство.

В конечном счёте, из указанных  способов образования государства  общим было разделение людей на богатых  и бедных, на правящих и управляемых.

Второй способ образования  государства является более масштабным, и считается, что он был более  распространенным. Вряд ли, судя по этому  основанию, его следует считать, как это делают некоторые учёные, типичным, а первый − уникальным5. Европейский континент, хотя и занимает наименьшую территорию земного шара, дал жизнь многим странам. Вот почему нельзя признать уникальность образования государства по типу государства-собственности.

Но почему же так произошло  и чем вызвано многообразие процесса образования государства? Учёные в  своих источниках не дают ответа на данный вопрос. Выскажем своё объяснение. Предполагается, что причиной тому являются природно-климатические условия, а не какие-либо особенности людей.

Вспомним, что в Западной Европе климат умеренный, что позволяет  заниматься сельскохозяйственным производством  почти круглый год. Можно не спеша, а не авралом выполнять работу практически круглогодично.

Во-первых, такой длительный период работы позволяет произвести значительную массу продукта и лёгкостью  удовлетворить свои потребности  и, более того, использовать продукт  для обмена.

Во-вторых, большой период сельскохозяйственных работ позволяет вести их малыми силами, распределяя их, силами семьи, а не общиной в целом. Всё это способствовало переходу от коллективной собственности к частной, способствующая большему накоплению продукта.

Другим местностям были присущи более суровые климатические условия, например, в Африке слишком жаркий и засушливый климат позволял обрабатывать землю только в недлительный сезон проливных дождей, в Азии климат резкоконтинентальный, и период сельского хозяйствования здесь также оставлял желать лучшего из-за рано наступающих холодов. Всё это вынуждает концентрировать усилия с тем, чтобы уложиться в очень короткий период, так называемый, навал на работу всем миром. Именно поэтому в этих местностях может существовать только коллективный способ обработки земли. Таким образом, суровый климат не способствовал развитию частной собственности и бурному прогрессу общества. Так, государство в Китае появилось значительно раньше, чем в Европе, но само же китайское общество до ХХ в. оставалось практически неизменным. Подобное можно сказать и про Россию.

Таким образом, государство-собственность-это  результат проживания людей в  благоприятных для земледелия климатических  условиях, позволяющих вести сельскохозяйственное производство отдельной семьёй. Государство-власть-это  совокупность суровых климатических  условий, значительно замедляющих  развитие, как самого общества, так  и государства в целом.

Следует отметить, какими бы не были пути образования государства, оба они ведут к появлению  последнего. Если таковое существует, будет верным выделить основные составляющие звенья государства.

Публичная власть – важнейшее звено любого государства, но не единственное. Общепризнанной формулой государства является следующая триада: власть, население и территория. Остановимся кратко на двух других составляющих государства.

Население – людской субстрат государства, характеризующееся рядом признаков:

  • Оно значительно возросло по численности, расширились географические размеры освоения природы.
  • Существенно увеличилась плотность населения, что порождало взаимосвязь друг с другом и как следствие конкуренцию между ними.
  • Для ранних государств характерна многоэтничность – обязательная черта общества.
  • Население стало дифференцироваться по имущественному положению. Что явилось результатом поляризации групп населения, различавшихся по месту общественного производства, а также выделения слоя людей, занимающихся организаторско-управленческой деятельностью.
  • Для общения формируется единый язык, что не является свидетельством того, что другие языки были вытеснены.

Территория  – обязательное звено государства. Город-это один из этапов территориального объединения населения. Последнее как бы становится принадлежностью территории, которая стала источником получения благ. Аппарат власти распространял свои прерогативы на определённые территории, управляя ими. Войны преимущественно стали вестись за территорию, для охраны которой государствам потребовалось создание армий.

Таким образом, создание государства  – сложный многоплановый процесс, для появления которого необходимы определенные предпосылки. Например, создание материальной базы, которая, справедливо  отметить, не у всех государств формируется  одинаково.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2.

СУЩНОСТЬ И КРИТИЧЕСКИЙ  АНАЛИЗ ТЕОРИЙ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

 

2.1. Нематериалистические теории происхождения государства

 

Прошло несколько тысячелетий  как люди стали жить в условиях государственно-правовой действительности. Они стали гражданами того либо иного  государства, подчиняясь государственному устройству. Разумеется, что ещё с давних времён людей интересовали различные вопросы, в том числе, пути и причины возникновения государств. Этому вопросу характерны самые многочисленные и разнообразные теории, которые объясняются различными историко-социальными условиями, в которых жили их авторы, обладая своеобразным плюрализмом мнений.

Перед тем как рассмотреть  основные теории происхождения государства, необходимо их разделить на две основные группы: нематериалистические теории и материалистические. Вторые будут  рассмотрены несколько позже. Первые различают государство и общество и выделяют происхождение государства  как специфическую проблему. Итак, поподробнее о некоторых из них.

Патриархальная  теория. Данную теорию основали Платон и Аристотель, а развил её Фильмер и Н.К. Михалковский. Основатели этой теории были ориентированы на Древнюю Грецию, где они и проживали. Здесь процесс создания государства происходил несколько иначе. В связи с особенностями территориально-географического положения местное население брало от моря продукты тем образом, что оно давало возможность вступать в сношения с Египтом и Передней Азией, обмениваться продуктами с людьми, их населявшими. Было очень важно сделать это правильно. Естественно, занимались этим старейшины, затем вожди, которые по мере увеличения населения становились царями. Именно поэтому в этом регионе земли процесс создания государства пошёл как бы по патриархальному пути, т.е. по типу разрастания кровнородственной семьи, а царь уже становился патриархом всего народа.

Информация о работе Теории происхождения государства: содержание и критический анализ