Теории происхождения государства и права

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 12:22, курсовая работа

Краткое описание

Изучение процесса происхождения государства и права имеет не только чисто познавательный, академический, но и политико-практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу государства и права, их особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия их возникновения и развития. Позволяет четче определять все свойственные им функции - основные направления их деятельности, точнее установить их место и роль в жизни общества и политической системы.

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 177.00 Кб (Скачать)

Введение

Изучение процесса происхождения  государства и права имеет  не только чисто познавательный, академический, но и политико-практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу государства и права, их особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия их возникновения и развития. Позволяет четче определять все свойственные им функции - основные направления их деятельности, точнее установить их место и роль в жизни общества и политической системы.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что изучение происхождения государства и права, их характерных особенностей не завершено и не исчерпано. Так как процесс исчезновения одних государств и появления других продолжается и в наши дни, ровно, как и смена полит режимов.

Среди теоретиков государства  и права никогда не было раньше, и в настоящее время нет, не только единства, но даже общности взглядов в отношении процесса происхождения  государства и права. При рассмотрении данного вопроса никто, как правило, не подвергает сомнению такие, например, общеизвестные исторические факты, что первыми государственно-правовыми системами в Древней Греции, Египте, Риме и других странах были рабовладельческие государство и право. Никто не оспаривает того факта, что на территории нынешней России, Польши, Германии и ряда других стран никогда не было рабства. Исторически первыми здесь возникали не рабовладельческие, а феодальные государство и право.

Не оспариваются и  многие другие исторические факты, касающиеся происхождения государства и права. Однако этого нельзя сказать обо всех случаях, когда речь идет о причинах, условиях, природе и характере происхождения государства и права. Над единством или общностью мнений здесь преобладает спор.

В мире всегда существовало и существует множество различных теорий, объясняющих процесс возникновения и развития государства и права. Каждая из них отражает или различные взгляды и суждения различных групп, слоев, наций и других социальных общностей на данный процесс, или взгляды и суждения одной и той же социальной общности на разные аспекты данного процесса возникновения и развития государства и права.

Объектом исследования в данной работе являются теории происхождения государства и права, предметом исследования – социально-правовые положения и политические особенности теорий происхождения государства и права.

Цель данной курсовой работы состоит в изучении процесса происхождения государства и  права.

Для раскрытия  цели  в работе поставлены следующие задачи:

1. рассмотреть общинно-родовой строй: экономические отношения, власть, социальные нормы;

2. проанализировать образование государства у различных народов;

3. рассмотреть теории происхождения государства и права;

4. изучить возникновение права.

При написании данной курсовой работы использовались труды  следующих авторов: Алексеева В.П., Алексеева С.С., Башмакова А. П., Богданова И. А., Ельчева А.Н., Жидковой О.А., Исаева И.А., Карпова Л.А., Кашаниной Т.В., Коркуновой Н.М., Краснова Ю. К., Лазарева В. В., Либерман Н.Р. , Лившиц Р. З., Марченко М. Н., Рогова В. А., Фельщенко Ю. П., Черданцева А.Ф., Шершеневича Г.Ф.

 

 

 

 

 

Глава 1. Общинно-родовой строй: экономические отношения, власть, социальные нормы

При анализе любого предмета нужно, прежде всего, выяснить его историческое происхождение (образование, возникновение), а также предпосылки, что имеет прямое отношение и к государству.

Рассмотрение вопроса происхождения  государства имеет особое значение в познании этого явления, без  чего нельзя понять сущность государственно-правовых и политических явлений, их роль в жизни общества и логику функционирования. Тема первобытного общества связана с определением исторических рамок существования государства.

В наиболее полном виде исторический анализ такого института, как государство, сделан Ф. Энгельсом в работе “Происхождение семьи, частной собственности и государства”, написанный с учетом громадного исторического и политического материала, где показано, как государство появилось, какие основные этапы прошло в своем развитии и чем стало теперь. Общеизвестно, что государство существовало у народов не всегда, его образованию предшествовал общинно-родовой строй - древний тип коллективного или кооперативного производства, который был результатом слабости отдельного, обособленного человека перед окружающей природой. Трудовые навыки только формировались, орудия труда были примитивны. Однако с момента естественного возникновения коллективности труд человека становится коллективным, т.е. совместным трудом всех членов общины, которая выступала экономической формой организации людей.

Для Общинно-родового (первобытнообщинного) строя  было характерно:

1. малая населенность  территории;

2. отсутствие четких  границ между районами проживания  первобытных коллективов;

3. тяготение первобытно  общинных коллективов к плодородным  участкам территории;

4. низкие уровни развития  производственных сил, и производственного  труда и как следствие малый  объем производимого продукта;

5. наличие коллективной  собственности;

6. отсутствие товарообмена  и присутствие дарообмена;

7. люди, как правило,  объединялись в малочисленные (несколько десятков человек) социально замкнутые группы.1

Характер собственности  был общим, иными словами, все орудия труда, добытые с их помощью средства к существованию (плоды, рыба, животные и т.д.) принадлежали всем. Поскольку орудия труда и средства к существованию использовались коллективно, распределение продуктов труда было уравнительным. Такая коллективность, общность была своеобразным «коммунизмом», но не как результат какого-либо обобществления, а как естественное состояние первоначально возникшей коллективности.

Главным элементом социальной структуры был род - это объединение  людей, которое основано на кровном  родстве, а также общности имущества  и труда.2

Род является родственным (личным), а не территориальным союзом, то есть члены рода объединяются по признаку родства, а не по признаку проживания на единой территории.

Первобытно-общинный строй  последовательно проходит несколько  этапов в своем развитии, причем только на определенном этапе он стал перерастать в государственно-организованное общество.

Стала другой общественная организация - первобытное стадо  преобразовалось в род как  носитель и накопитель коллективного  опыта труда, который постоянно  совершенствуется. Роды объединились в племена, а последние - в союз племен. Возникла необходимость в управлении общественными делами, то есть потребность во власти, но государства еще не было в родовом устройстве общества. Хотя принудительная власть, уже существовала, но она являлась неполитической, так как не была связана с государством.

В родовой организации, существовал орган общественного  самоуправления. В целом отличительным признаком органа самоуправления в родовой общине являлось: выборность руководства и отсутствие должностных привилегий.

В первобытно общинном строе  социальное регулирование осуществлялось за счет:

- первобытных обычаев      

- табу

- ритуалов

- прото-религиозных норм - это норы связанные с поклонением первобытным богам.

Особенности первобытных  Обычаев:

1. выражали волю и  интерес всего рода;

2. их творцом был  сам род, осуществлял такую функцию через народное собрание;

3. обычаи действовали  в силу привычки, и, как правило,  исполнялись добровольно;

4. не фиксировались  письменно, а передавались от  поколения к поколению;

5. формировались лишь  в тех сферах, где они были жизненно необходимы и обусловлены естественной потребностью;

6. в случае нарушения  обычаев, применялись санкции  не правового характера;

7. члены рода по  обычаю были равны перед лицом  ответственности;

8. обычаи теснейшим  образом переплетались и взаимно  дополняли  традиции, ритуалы, табу.3

В таком обществе не было излишков продуктов, не было частной  собственности и, соответственно, разделения на бедных и богатых; экономически все  были равны; экономическое равенство  обусловливало и политическое равенство. Все взрослое население рода - и мужчины, и женщины - имели право участвовать в обсуждении и решении любого вопроса, связанного с деятельностью рода.

Власть - древнее и  повсеместное, универсальное свойство любой социальной организации. В  своем первоначальном, зачаточном виде родоплеменная организация есть власть, осуществляемая в интересах всего общества. Ее воплощением были общие собрания членов рода, племени, советы старейшин как “первых среди равных”, глава рода, вождь племени, по старшинству получившие право управлять родом, племенем в интересах всех сородичей и соплеменников.

Власть вначале не давала никаких материальных преимуществ, а покоилась только на авторитете. Впоследствии она стала видоизменяться и принимать новые, не свойственные ей изначально черты.

Общественная (социальная) власть, существовавшая в догосударственный  период, обладала следующими главными чертами.

Эта власть:

1. Базировалась на семейных отношениях, ибо основой организации общества был род (родовая община), т.е. объединение людей по действительному или предполагаемому кровному родству, а также общности имущества и труда. Род формировался в период, когда на смену беспорядочным связям пришла семья, основанная на коллективном, а потом и на парном браке. Каждый род выступал в качестве хозяйственной единицы, собственника средств производства, организатора общего трудового процесса. Роды образовывали более крупные объединения (фратрии, племена, союзы племен). Поскольку род (родовая община) играл решающую роль в жизни первобытного общества, данная эпоха так и стала называться – «первобытнообщинный строй» (более современно «общинно-родовой строй»), а его социальная организация - родоплеменной. Следовательно, социальная власть распространялась только в рамках рода, выражала его волю и базировалась на кровных связях;

2) Была непосредственно общественной, строилась на началах первобытной демократии, на функциях самоуправления (т.е. субъект и объект власти здесь совпадали);

3) Опиралась на авторитет, уважение, традиции членов рода;

4) Осуществлялась как обществом в целом (родовые собрания, вече), так и его представителями (старейшинами, советами старейшин, военачальниками, вождями, жрецами и т.п.), которые решали важнейшие вопросы жизнедеятельности первобытного общества.

Особенностью социальных норм в догосударственный период являлось то, что они, по сути дела, входили в саму жизнедеятельность людей, выражая и обеспечивая социально-экономическое единство рода, племени. Это было связано с несовершенством орудий труда, его низкой производительностью. Отсюда проистекала необходимость в совместном проживании, в общественной собственности на средства производства и в распределении продуктов на основе равенства.4

Подобные обстоятельства оказывали существенное влияние  на природу власти и нормы первобытного общества. Если животные подчиняются только биологическим законам, то человек стал человеком потому, что в дополнение к биологическим законам научился еще и регулировать свое поведение. Он изобрел общественные регуляторы, которые хотя и не устранили биологические законы, однако существенно их потеснили. Громадное значение в этом отношении имели такие социальные нормы, как культовые ритуалы и обряды. Они произвели поистине революционные изменения в нервно-психической деятельности человека и позволили ему по сравнению с животными буквально перескочить на новую ступень развития. Социальные регуляторы догосударственного периода позволяли первобытным людям освободить свой психический потенциал от страха, тревоги перед окружающим миром и направить ее на производительную деятельность, создавали условия для установления в обществе стабильных, в определенной мере предсказуемых и гарантированных отношений.5

Нормы права складывались двумя путями:

1) перерастание первобытных  обычаев и прото-религиозных   норм в нормы права через акт одобрения государственным аппаратом;

2) издание норм государственным аппаратом.

 Социальные нормы  первобытного общества обеспечивали  существование присваивающей экономики  и продолжение рода, регулировали  определенные способы добывания  пищи и сохраняли брачно-семейные отношения. Эти нормы именуются мононормами, поскольку они по большому счету выражали главный интерес людей того общества - выжить. Этот интерес собирал силы в обществе, для того чтобы противостоять стихии, различным опасностям. Мононормы выступали и нормами организации социальной жизни, и нормами первобытной морали, и ритуалами и т.п. Так, естественное разделение функций в трудовом процессе между мужчиной и женщиной, взрослым и ребенком рассматривалось одновременно и как производственный обычай, и как требование нравственности, и как веление первобытной религии.

Социальные нормы догосударственного периода:

1) регулировали отношения  между людьми, что стало отличать  их от норм несоциальных - технических,  физиологических и других, которые регулировали и регулируют отношения человека к природным, материальным объектам, орудиям труда и т.п. Так, первобытные люди, зная, что ночью в жилище понижается температура, старались поддерживать огонь и в темное время суток. Делая это, они руководствовались не социальными нормами, а скорее инстинктом сохранения жизни и здоровья. Но кто из сородичей в это время будет следить за огнем, решалось уже на основе нормы социальной;

Информация о работе Теории происхождения государства и права