Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 23:23, лекция
Теории происхождения государства — теории, объясняющие смысл и характер изменений, условия и причины возникновения государства. Входят в предмет исследования науки-теория государства и права
Теории происхождения государства — теории, объясняющие смысл и характер изменений, условия и причины возникновения государства. Входят в предмет исследования науки-теория государства и права
Теории происхождения государства
Современная научная
теория происхождения государства
(ее иногда называют историко-материалистической)
исходит из того, что государство
возникло как результат разрастающегося
в первобытном обществе конфликта
интересов, как механизм поддержания
порядка.
Теологическая. Согласно
этой теории, государство есть результат
проявления божественной воли, практическое
воплощение власти бога на земле. Подчинение
человека государственной воле угодно
Богу.
Патриархальная. Эта
концепция была распространена в
Древней Греции и Древнем Риме,
в Средние века. У истоков ее
стоял Аристотель. Он считал, что
государственная власть, власть монарха
есть продолжение и развитие отцовской
власти (власти патриарха) в семье, роде.
Патримониальная. Патримониальная
теория получила свое название от слова
"патримониум", что означает право
собственности на землю. Наиболее видным
представителем этой теории считается
немецкий политолог Людвиг фон Галлер
(1768-1854).
Органическая. Еще
Платон (IV-III вв. до н.э.) сравнивал государство
с организмом.
Теория насилия.
Представителями этих взглядов на государство
были Людвиг Гумплович (1838-1909), Евгений
Дюринг (1833-1921), Карл Каутский (1854-1938) и другие.
Теория была воспринята нацистской Германией
в качестве официальной идеологии.
Психологическая. Возникновение
государства объясняется в
Теория Гегеля. Крупнейший
представитель немецкой классической
философии Г.В. Гегель (1770-1831), профессор
Прусского королевского университета,
создал своеобразную теорию происхождения
государства.
Договорная. Еще
древне-греческий философ Эпикур (341-270
гг. до н.э.) указывал, что государство возникло
в результате договорного объединения
людей с целью обеспечения справедливости.
Марксистская. Смысл
этой теории в том, что государство
возникает как результат [ ] |
http://diplom-anna.ru/load/29-
сайт "Диплом Анна
ТАРСКИХ Анна Владимировна.
Студентам посвящается
14.03.2012 14:22
Возникновение государства. Теории
Теории происхождения государства — теории, объясняющие смысл и характер изменений, условия и причины возникновения государства. Входят в предмет исследования науки-теория государства и права
Возникновение государства – сложный длительный процесс, начавшийся много тысяч лет назад в различных регионах мира.
Первые государства – Древний Египет, государства Месопотамии Шумер, Аккад, Ассирия, Вавилон, Древний Рим и др.
Основными теориями
возникновения государства
1) патриархальная теория. Основатель данной теории – Аристотель. Государство возникло из разросшегося семейства. Государственная власть является наследницей власти патриархальной, получившей свои права от естественного порядка, установленного природой или Богом. Правитель действует во благо подданных, его власть ничем не ограничена;
2) естественно-правовая теория. Авторами считаются Монтескье, А. Н. Радищев. Данная теория основывает государство на «общественном договоре». Государство стало результатом действий представителей человеческого общества по их объединению, разделению обязанностей, предоставлению определенному кругу лиц соответствующих прав. То есть люди передают государству часть своих личных прав по так называемому «общественному договору» для согласования взаимных интересов, совместной жизни и защиты. Провозглашена передача власти от народа (как изначального «владельца» власти) к государству;
3) теократическая (или теологическая) теория. Основоположники – Фома Аквинский, Аврелий Августин. Представители этой теории считают, что государство производит из непосредственного божественного откровения. Государство представляется установлением божественным. В результате божественного провидения, кроме всего, созданы также право, государство, власть. Здесь надо различить две школы:
а) данная теория выводит божественное установление из естественного закона. Согласно ей Бог первоначально вручает власть народу, который затем уже переносит ее на те или другие лица по своему изволению; народовластие признается единственным правомерным устройством по естественному закону;
б) другая теория видит волю Божию в покорении слабых индивидуумов сильными;
4) материалистическая теория. Авторами являлись К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин. Государство возникло в результате экономического развития. Общественное разделение труда (земледелие, скотоводство, ремесло, торговля) повлекло появление прибавочного продукта. Следствием этого стало возникновение частной собственности и деление общества на классы. Каждой формации соответствуют свои классы, один из которых подавляется другим (рабовладельческий строй – класс рабов и рабовладельцев, феодализм – класс феодалов и крепостных и т. д.). Для регулирования новых отношений в обществе было создано государство, отражающее интересы привилегированных лиц. Только анализируя рассмотренные теории, можно приблизиться к осознанию процесса возникновения государства. Совокупность ряда объективных факторов (этнографических, экономических, социальных и других), сложившихся в истории человечества, позволяет понять эволюцию общества и достижение результата этой эволюции – возникновения государства.
Афонина А.В. Правоведение
http://www.be5.biz/pravo/paav/
Сайт Институт экономики и права Ивана Кушнира
14.032012
Теории происхождения
Содержание[убрать]
|
Существует множество .Плюрализм научных взглядов обусловлен историческими особенностями развития общественного сознания и экономического строя (исторической эпохой), своеобразием тех или иных регионов мира, идеологическими приверженностями авторов, задачами, которые они ставят перед собой, и другими причинами. Познавательнаягносеологическая ценность изучения теорий непереоценима. Доводит до обывателя, различные взгляды на обоснование истории узурпации его лично и всего человечества,малочисленной группой лиц, которая возложила на себя бремя власти, и это бремя несет по сей день. Знакомство с теориями происхождения государства - возможно единственный доступный легитимный способ осознания явления государства на теле планеты, господах
В основе данных концепций
лежат представления о
Согласно Платону государство появилось в эпоху Зевса и олимпийских Богов. Они поделили между собой по жребию все страны земли. При этом Аттика (территория древних Афин) досталась Афине и Гефесту, а остров Атлантида — Посейдону. Афина и Гефест населили Аттику благородными мужами и вложили в их умы понятие о демократическом государственном устройстве. Посейдон же установил на Атлантиде государство в форме наследственного царского правления, закрепив основы в законах. Таким образом, Платон считал, что для организации правильных форм земной жизни, необходимо в максимально возможной мере подражать мифическим космически-божественным первообразам (философски говоря — идее) правления людьми. В первую очередь устройству Афин (где правят философы), во вторую устройству Атлантиды (где правят законы).
Бог Индра установил общекосмический и земной порядок, его закон и обычай (риту). Он же и поддерживает этот порядок.
Волей божественного Неба в Поднебесной появился порядок, организация власти, правила поведения и т. д. Император (носитель власти) при этом — сын Неба.
Основная статья: Теологическая теория происхождения государства
Получила распространение в 13 веке благодаря деятельности Фомы Аквинского. Согласно данной теории, по своей сущности государство является результатом проявления как Божественной воли, так и воли человеческой. Государственная власть по способу же приобретения и использования может быть богопротивной и тиранической в этом случае она попускается Богом. Плюсы данной теории заключаются в том, что она объясняет идеал государственной власти, которая сообразовывает свои решения с высшими религиозными принципами, что налагает на неё особую ответственность и поднимает её авторитет в глазах общества, способствует утверждению общественного порядка, духовности. Теологическая теория носит универсальный характер, поскольку содержит не только антропологическое, но и метафизическое измерение в объяснении происхождения государства.
Секулярные идеологи зачастую преподносят теологическую теорию в искажённо-карикатурном виде, вводя в заблуждение правоведов.
Сходные мысли о Божественном первоисточнике государственной власти в ХХ в. развивал Жак Маритен. Также и многие другие современные приверженцы теологических естественноправовых учений (А. Ауэр, Э. Вольф, X. Домбоис, Ф. Харст и др.) в конечном счёте именно в Боге (Его Разуме, Воле, Творении и т. д.) сопряжённым с волей, разумом и творчеством человека видят исходное основание и источник права и государства. В настоящее время данная концепция представляет официальную доктрину государства Ватикана.
В основе данных концепций
лежат представления о
От слова патер — отец. В данной теории имеет место прямое соотношение государства с семьей. Так например, Конфуций, трактуя императора как «сына Неба» и исполнителя воли Неба, вместе с тем уподоблял власть императора власти главы семейства, а государство — большой семьей. Управление государством, по его мнению, должно строиться как управление семьей — на основе норм добродетели, заботы старших о младших, сыновней преданности и почтительности младших по отношению к старшим. Также патерналистские воззрения нашли свое отражение в русской политической истории, традиционным компонентом которой стала вера широких слоев населения в «царя-батюшку» и во всякое начальство как в «отца родного». Плюсы данной теории заключаются в формировании уважения к государственной власти. Минусы в отрицании специфики государства и государственной власти, их качественного отличия от семьи и отцовской власти…