Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 23:23, лекция
Теории происхождения государства — теории, объясняющие смысл и характер изменений, условия и причины возникновения государства. Входят в предмет исследования науки-теория государства и права
Государство, согласно марксизму, возникает в результате естественно-исторического процесса развития первобытнообщинного строя (постепенное развитие производительных сил, разделение труда, появление частной собственности, имущественная и социальная дифференциация общества, его раскол на эксплуататоров и эксплуатируемых и т. д.) как аппарат принудительной власти экономически господствующего, эксплуататорского класса над неимущим, эксплуатируемым классом. Исторически государство возникает как рабовладельческое государство, на смену которому — в результате общественного развития — идет феодальное, а затем буржуазное государство. Уничтожение путём пролетарской революции частной собственности как основы классов, государства и права откроет путь к бесклассовому, безгосударственному и неправовому коммунистическому обществу. Коммунистическое общество и общественное самоуправление (без государства и права) — это, согласно марксистским представлениям, определённое повторение первобытного коммунизма и догосударственного общественного самоуправления первобытного строя.
Государство по характеристике
Энгельса возникло из потребности держать
в узде противоположность классов,
и оно за редким исключением (периоды
равновесия сил противоположных
классов, когда государство получает
относительную
В подходе В. И. Ленина к государству акцент делается на антагонизме классов и на классовой природе государства. Государство — продукт и проявление непримиримости классовых противоречий. Государство возникает там, тогда и постольку, где, когда и поскольку классовые противоречия объективно не могут быть примирены… И наоборот: существование государства доказывает, что классовые противоречия непримиримы.
Государство зарождается
в период перерождения стада человекообразных
существ в человеческое общество.
Движущей силой этого процесса был
естественный отбор, который отбирал
те популяции гоминид, которые более
успешно осознавали зарождающиеся
в популяциях правоотношения. Менее
способные в этом плане популяции
посредством
Источник: Твердохлебов
Г.А. Рождение правоотношений и государственной
власти // Государственная власть и
местное самоуправление. - М.: Юрист,
2003, № 5. - С. 45-48; http://samlib.ru/t/
Согласно данной
теории право и государство возникают,
функционируют, развиваются и до
сих пор существуют и действуют
как две взаимосвязанные
Автор — Нерсесянц В. С.
Согласно данной теории государство произошло от права собственника на землю (патримониум). Из права владения землей власть автоматически распространяется и на проживающих на ней людей. Подобным образом обосновывается феодальный суверенитет.
Наиболее широко
распространенная из современных волюнтаристских
теорий — это теория, которую
я бы назвал «автоматической теорией».
Согласно этой теории, изобретение
земледелия автоматически приводит
к появлению прибавочного продукта,
что позволяет некоторым
Принципиальным противоречием этой теории является то, что сельское хозяйство не создает автоматически прибавочного продукта. Мы знаем об этом, так как многие земледельческие народы мира производят мало прибавочного продукта.
Основная статья: Ирригационная теория
Ирригационную теорию связывают с именем немецкого ученого-марксиста К. Виттфогеля. В своей работе «Восточный деспотизм» он объясняет возникновение государства необходимостью строительства гигантских ирригационных сооружений в аграрных районах. И действительно, в первых городах-государствах — Месопотамии, Египта, Индии, Китая происходили процессы создания мощных ирригационных систем. В связи с этим сформировался слой управленцев, которые знали: как поддерживать работу этих сооружений, обеспечивать судоходство, распределять воду, производить ремонт сооружений и др. Эти работы, по мнению Виттфогеля, требовали жесткого централизованного управления, распределения, учета и др. Данная теория отражала некоторые реальные процессы, происходившие в восточных регионах, но в действительности процессы образования государства и ведения ирригационных работ шли параллельно, хотя образование государства было первичным, поскольку именно государство было в состоянии вести такие трудоемкие и гигантские работы, как строительство оросительных систем.
Основная статья: Расовая теория
Появилась в эпоху рабовладения в целях оправдания существующего строя и его основы — деления населения в силу прирожденных качеств на две породы людей — рабовладельцев и рабов. Расовая теория исходит из тезиса о делении людей на высшую и низшую расы. Первые призваны господствовать в обществе и государстве, вторые — недочеловеки — слепо повиноваться первым. Основоположник расовой теории француз Ж. Гобино (1816—1882) объявлял арийцев высшей расой, приданной господствовать над низшими, к которым относились евреи и др. В нациской Германии на основе расовой идеологии создавалась особая система ценностей в виде «вождя нации», «чистоты крови», история представлялась как история борьбы высшей арийской расы с другими низшими расами. Расовая теория считала важнейшим средством решения всех государственно-правовых, общественных и международных проблем войну, которая, по мнению другого представителя этой теории, немецкого философа Ф. Ницше, являлась жизненной необходимостью для государства. Гитлер использовал расовую теорию для обоснования законного права высшей арийской расы уничтожать целые народы и национальные меньшинства.
Сущность данной
теории состоит в том, что практически
все общественные процессы, в том
числе и образование
В этой концепции используются новые знания, основной упор делается на организационные функции первичных городов-государств, на взаимосвязь происхождения государства и становления производящей экономики. При этом особое значение придается крупному, экологическому кризису на рубеже неолитической революции, переходу на этом этапе к производящей экономике и, прежде всего, селекционной деятельности. Теория учитывает как крупные, общезначимые кризисы, так и кризисы локальные, например те, которые лежат в основе революций (французской, октябрьской и др.)
Клод Леви-Стросс разработал и обосновал идею, согласно которой особенности производства человека (воспроизводство рода), а именно запрет инцеста (кровосмешения), явились исходным социальным фактом в выделении человека из мира природы, структуризации общества и возникновении государства. Суть теории состоит в том, что для обеспечения реализации запрета инцеста необходимо было применить весьма суровые, жестокие меры пресечения. Для этого понадобилось создание внутри родовой общины специальных органов, которые как посредством насильственного пресечения кровосмешения внутри рода, так и путем развития связей с иноплеменниками в целях взаимообмена женщинами явились прообразом будущей государственной структуры. Несмотря на внешнюю простоту и привлекательность данной теории, вряд ли возможно в качестве первопричины образования государства рассматривать установление запрета инцеста и создание внутри родового общества структур, обеспечивающих его реализацию. Исторически данный запрет возник задолго до возникновения первых государств, а, следовательно, их появление связано не только с действием названной причины, но и иных фактов.
Алексеев К. П., Першиц А. И. История первобытного общества. М., 1990.
Андреев И. Л. Происхождение человека и общества. М., 1988.
Аристотель. М. Политика, 1911.
Библия. Книги священного писания ветхого и нового завета 1 и 2 частию. Л., 1990.
Гоббс Т. Тт. 1. М., 1989. Т. и 2. М., 1989 М., −1991.
Государство и социальные структуры на древнем Востоке : [Сб. ст.] / АН СССР, Ин-т востоковедения; [Отв. ред. М. А. Дандамаев], М.: Наука, 1989..
Гусейнов А. А. Понятие насилия и ненасилия. // Вопросы философии,. 1994. № 6.
Деев Н. М. Государственность и экологическое развитие. // Политические проблемы теории государства. М., 1993.
Дробышевский С. А. Политическая организация, право и доклассовое общество. // Правоведение,. 1988. № 5.
Историческое и логическое в познании государства и права / [А. И. Королев, Д. И. Луковская, Л. С. Явич и др.]; Под ред. А. И. Королева; ЛГУ им. А. А. Жданова Л. : Изд-во ЛГУ, 1988
Кашанина Т. В. Происхождение государства и права. М., 1999.
Керимов Г. Шариат и его социальная сущность. М., 1973.
Косарев А. И. Происхождение и сущность государства. М., 1969.
Монтескье Ш. О духе законов. М., 1955.
Першиц А. И., Менгайт А. Л., Алексеев В. П. История первобытного общества. М., 1984.
Платон. Государство:. Соч.: в 3-х т. Т. 3. М.,1971.
Ранние формы политической организации: от первобытности к государственности : [Сб. ст.] / Рос. АН, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера); [Отв. ред. и авт. предисл. В. А. Попов] М. : Изд. фирма «Вост. лит.», 1995
Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М., 1969.
Твердохлебов Г.А. Рождение правоотношений и государственной власти // Государственная власть и местное самоуправление. - М.: Юрист, 2003, № 5. - С. 45-48
Тураев Б. А. История Древнего Востока. М., 1935.
Филиппов Г. Г. Социальная организация и политическая власть. М., 1985.
Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. М., 1982.
В. С. Нерсесянц — «Общая теория права и государства», Москва, 2004 год.