Теории происхождения государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 23:23, лекция

Краткое описание

Теории происхождения государства — теории, объясняющие смысл и характер изменений, условия и причины возникновения государства. Входят в предмет исследования науки-теория государства и права

Файлы: 1 файл

Теории происхождения государства.docx

— 60.81 Кб (Скачать)

 

Государство, согласно марксизму, возникает в результате естественно-исторического процесса развития первобытнообщинного строя (постепенное развитие производительных сил, разделение труда, появление частной собственности, имущественная и социальная дифференциация общества, его раскол на эксплуататоров и эксплуатируемых и т. д.) как аппарат принудительной власти экономически господствующего, эксплуататорского класса над неимущим, эксплуатируемым классом. Исторически государство возникает как рабовладельческое государство, на смену которому — в результате общественного развития — идет феодальное, а затем буржуазное государство. Уничтожение путём пролетарской революции частной собственности как основы классов, государства и права откроет путь к бесклассовому, безгосударственному и неправовому коммунистическому обществу. Коммунистическое общество и общественное самоуправление (без государства и права) — это, согласно марксистским представлениям, определённое повторение первобытного коммунизма и догосударственного общественного самоуправления первобытного строя.

[править] Государство по Энгельсу

Государство по характеристике Энгельса возникло из потребности держать  в узде противоположность классов, и оно за редким исключением (периоды  равновесия сил противоположных  классов, когда государство получает относительную самостоятельность) является государством самого могущественного, экономически господствующего класса, который при помощи государства  становится также политически господствующим классом и приобретает новые  средства для подавления и эксплуатации угнетенного класса. Государство  по Энгельсу является связующей силой  цивилизованного общества: во все  типичные периоды оно является государством исключительно господствующего класса и во всех случаях остается по существу машиной для подавления угнетенного, эксплуатируемого класса. Основными признаками государства, отличающими его от родовой организации, по Энгельсу являются: 1) разделение подданных государства по территориальным делениям и 2) учреждение публичной власти, которая уже не совпадает непосредственно с населением, организующим само себя как вооружённая силы.

[править] Государство по Ленину

В подходе В. И. Ленина к государству акцент делается на антагонизме классов и на классовой  природе государства. Государство  — продукт и проявление непримиримости классовых противоречий. Государство  возникает там, тогда и постольку, где, когда и поскольку классовые  противоречия объективно не могут быть примирены… И наоборот: существование  государства доказывает, что классовые  противоречия непримиримы.

[править] Государство по Твердохлебову Г.А.

Государство зарождается  в период перерождения стада человекообразных существ в человеческое общество. Движущей силой этого процесса был  естественный отбор, который отбирал  те популяции гоминид, которые более  успешно осознавали зарождающиеся  в популяциях правоотношения. Менее  способные в этом плане популяции  посредством внутрипопуляционных  конфликтов и межпопуляционной конкуренции  элиминировали. Зарождение же правоотношений происходило на основе производства гоминидами орудий многократного использования. Производитель орудия стал требовать  признания за ним права собственности  на орудие собственного изготовления, что и рождало конфликты. Необходимость  осознания правоотношений системы  понятий «моё – не моё орудие»  определила направление эволюции гоминид  на увеличение объёма мозга и совершенствование  его структуры, что, в конечном счёте, рождает способность матери, - через  осмысление системы понятий «мой – не мой ребёнок» - осознавать своё материнство. Мать, покровительствуя своим  детям, начинает регулировать конфликты  между своими детьми, а затем и  между всеми членами материнского рода. Рождается первая форма государственной  власти – матриархат. В процессе исторического развития человеческого  общества, с развитием, совершенствованием средств производства жизненных  благ, с изменением, совершенствованием форм собственности на средства производства, с развитием общественного сознания изменяются правоотношения между субъектами права тех или иных государственных  образований. Меняющиеся правоотношения перерастают свою диалектическую форму - государственную власть, требуя качественных изменений этой формы. Что периодически и происходит, чаще - посредством  революций, реже - посредством эволюционных социально-экономических преобразований. Но какие бы изменения ни претерпевала государственная власть, начиная  с самой первой - матриархатной - своей формы и кончая современными государствами, сущность этого явления остается неизменной: государственная власть остается диалектической формой развития правоотношений между образующими данное государственное образование субъектами права.

Источник: Твердохлебов Г.А. Рождение правоотношений и государственной  власти // Государственная власть и  местное самоуправление. - М.: Юрист, 2003, № 5. - С. 45-48; http://samlib.ru/t/twerdohlebow_gennadij_alekseewich/st004.shtml

[править] Иные концепции происхождения государства

[править] Либертарно-юридическая теория

Согласно данной теории право и государство возникают, функционируют, развиваются и до сих пор существуют и действуют  как две взаимосвязанные составные  части единого по своей сущности их социальной жизни. Исторически свобода  проявляется как раз в процессе разложения и представляет собой  всеобщую и необходимую форму  нормативного и институционального признания, выражения и защиты этой свободы в виде правосудия индивидов  в частных и публично-властных делах и отношениях. Последующий  всемирно-исторический прогресс свободы  — это одновременно и прогресс соответствующих правовых и государственных  форм бытия, закрепления и осуществления  этой свободы.

Автор — Нерсесянц В. С.

[править] Патримониальная теория

Согласно данной теории государство произошло от права собственника на землю (патримониум). Из права владения землей власть автоматически  распространяется и на проживающих  на ней людей. Подобным образом обосновывается феодальный суверенитет.

[править] Волюнтаристские теории

Наиболее широко распространенная из современных волюнтаристских  теорий — это теория, которую  я бы назвал «автоматической теорией». Согласно этой теории, изобретение  земледелия автоматически приводит к появлению прибавочного продукта, что позволяет некоторым индивидам  отделиться от производства питания  и стать гончарами, ткачами, плотниками, каменотесами и т. д., таким образом, создавая дальнейшее разделение труда. Из этой профессиональной специализации  развивалась политическая интеграция, которая объединила некоторое число  до этого независимых общин в  государство. Этот аргумент чаще всего  приводился британским археологом В. Г. Чайлдом.

Принципиальным  противоречием этой теории является то, что сельское хозяйство не создает  автоматически прибавочного продукта. Мы знаем об этом, так как многие земледельческие народы мира производят мало прибавочного продукта.

[править] Ирригационная теория

Основная статья: Ирригационная теория

Ирригационную теорию связывают с именем немецкого  ученого-марксиста К. Виттфогеля. В своей работе «Восточный деспотизм» он объясняет возникновение государства необходимостью строительства гигантских ирригационных сооружений в аграрных районах. И действительно, в первых городах-государствах — Месопотамии, Египта, Индии, Китая происходили процессы создания мощных ирригационных систем. В связи с этим сформировался слой управленцев, которые знали: как поддерживать работу этих сооружений, обеспечивать судоходство, распределять воду, производить ремонт сооружений и др. Эти работы, по мнению Виттфогеля, требовали жесткого централизованного управления, распределения, учета и др. Данная теория отражала некоторые реальные процессы, происходившие в восточных регионах, но в действительности процессы образования государства и ведения ирригационных работ шли параллельно, хотя образование государства было первичным, поскольку именно государство было в состоянии вести такие трудоемкие и гигантские работы, как строительство оросительных систем.

[править] Расовая теория

Основная статья: Расовая теория

Появилась в эпоху  рабовладения в целях оправдания существующего строя и его  основы — деления населения в  силу прирожденных качеств на две  породы людей — рабовладельцев и  рабов. Расовая теория исходит из тезиса о делении людей на высшую и низшую расы. Первые призваны господствовать в обществе и государстве, вторые — недочеловеки — слепо повиноваться первым. Основоположник расовой теории француз Ж. Гобино (1816—1882) объявлял арийцев высшей расой, приданной господствовать над низшими, к которым относились евреи и др. В нациской Германии на основе расовой идеологии создавалась особая система ценностей в виде «вождя нации», «чистоты крови», история представлялась как история борьбы высшей арийской расы с другими низшими расами. Расовая теория считала важнейшим средством решения всех государственно-правовых, общественных и международных проблем войну, которая, по мнению другого представителя этой теории, немецкого философа Ф. Ницше, являлась жизненной необходимостью для государства. Гитлер использовал расовую теорию для обоснования законного права высшей арийской расы уничтожать целые народы и национальные меньшинства.

[править] Демографическая теория

Сущность данной теории состоит в том, что практически  все общественные процессы, в том  числе и образование государства, всегда обусловлено ростом населения, проживающего на определенной территории, которым нужно управлять.

[править] Кризисная теория

В этой концепции  используются новые знания, основной упор делается на организационные функции  первичных городов-государств, на взаимосвязь  происхождения государства и  становления производящей экономики. При этом особое значение придается  крупному, экологическому кризису на рубеже неолитической революции, переходу на этом этапе к производящей экономике  и, прежде всего, селекционной деятельности. Теория учитывает как крупные, общезначимые кризисы, так и кризисы локальные, например те, которые лежат в основе революций (французской, октябрьской  и др.)

[править] Теория «инцеста»

Клод Леви-Стросс разработал и обосновал идею, согласно которой особенности производства человека (воспроизводство рода), а именно запрет инцеста (кровосмешения), явились исходным социальным фактом в выделении человека из мира природы, структуризации общества и возникновении государства. Суть теории состоит в том, что для обеспечения реализации запрета инцеста необходимо было применить весьма суровые, жестокие меры пресечения. Для этого понадобилось создание внутри родовой общины специальных органов, которые как посредством насильственного пресечения кровосмешения внутри рода, так и путем развития связей с иноплеменниками в целях взаимообмена женщинами явились прообразом будущей государственной структуры. Несмотря на внешнюю простоту и привлекательность данной теории, вряд ли возможно в качестве первопричины образования государства рассматривать установление запрета инцеста и создание внутри родового общества структур, обеспечивающих его реализацию. Исторически данный запрет возник задолго до возникновения первых государств, а, следовательно, их появление связано не только с действием названной причины, но и иных фактов.

[править] Литература

Алексеев К. П., Першиц А. И. История первобытного общества. М., 1990.

Андреев И. Л. Происхождение  человека и общества. М., 1988.

Аристотель. М. Политика, 1911.

Библия. Книги священного писания ветхого и нового завета 1 и 2 частию. Л., 1990.

Гоббс Т. Тт. 1. М., 1989. Т. и 2. М., 1989 М., −1991.

Государство и социальные структуры на древнем Востоке : [Сб. ст.] / АН СССР, Ин-т востоковедения; [Отв. ред. М. А. Дандамаев], М.: Наука, 1989..

Гусейнов А. А. Понятие  насилия и ненасилия. // Вопросы  философии,. 1994. № 6.

Деев Н. М. Государственность  и экологическое развитие. // Политические проблемы теории государства. М., 1993.

Дробышевский С. А. Политическая организация, право и доклассовое общество. // Правоведение,. 1988. № 5.

Историческое и  логическое в познании государства  и права / [А. И. Королев, Д. И. Луковская, Л. С. Явич и др.]; Под ред. А. И. Королева; ЛГУ им. А. А. Жданова Л. : Изд-во ЛГУ, 1988

Кашанина Т. В. Происхождение государства и права. М., 1999.

Керимов Г. Шариат и его социальная сущность. М., 1973.

Косарев А. И. Происхождение  и сущность государства. М., 1969.

Монтескье Ш. О духе законов. М., 1955.

Першиц А. И., Менгайт А. Л., Алексеев В. П. История первобытного общества. М., 1984.

Платон. Государство:. Соч.: в 3-х т. Т. 3. М.,1971.

Ранние формы  политической организации: от первобытности  к государственности : [Сб. ст.] / Рос. АН, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера); [Отв. ред. и авт. предисл. В. А. Попов] М. : Изд. фирма «Вост. лит.», 1995

Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М., 1969.

Твердохлебов Г.А. Рождение правоотношений и государственной  власти // Государственная власть и  местное самоуправление. - М.: Юрист, 2003, № 5. - С. 45-48

Тураев Б. А. История  Древнего Востока. М., 1935.

Филиппов Г. Г. Социальная организация и политическая власть. М., 1985.

Энгельс Ф. Происхождение  семьи, частной собственности и  государства. М., 1982.

В. С. Нерсесянц — «Общая теория права и государства», Москва, 2004 год.

 

 

 

 

 


Информация о работе Теории происхождения государства