Теории происхождения государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 23:23, лекция

Краткое описание

Теории происхождения государства — теории, объясняющие смысл и характер изменений, условия и причины возникновения государства. Входят в предмет исследования науки-теория государства и права

Файлы: 1 файл

Теории происхождения государства.docx

— 60.81 Кб (Скачать)

[править] Патриархальная теория

Основная статья: Патриархальная теория происхождения государства

Основана на правах, равных перед всеми в обществе. В развернутом виде патриархальная теория представлена в произведениях Р. Филмера. Полагаясь на Библию, он делает выводы о том, что первочеловек Адам как родоначальник человечества был первым отцом и первым монархом, а исходной формой правления, установленной Богом и основанной на божественном праве, является монархия. Все последующие монархи — это наследники Адама, преемники его отцовской и одновременно монаршей власти. С этих позиций он расценивал всякое выступление против абсолютной власти монарха как греховное нарушение божественного порядка властвования и божественно установленной формы отцовской власти в государстве. Плюсы данной теории заключаются в том, что аналогия государства с семьей возможна, так как структура современной государственности возникла не сразу, а развивалась из простейших форм, и формировала уважение к государственной власти. Минусы в упрощении процесса происхождения государства, к тому же существуют версии, согласно которым семья возникла практически параллельно с возникновением государства.

[править] Органические концепции происхождения государства

В основе данных концепций  лежат представления о государстве  как о живом организме, продукте социальной эволюции (по аналогии с  эволюцией биологической), в котором  более важному органу соответствует  более высокий статус и более  значительная власть в органической системе общества и государства. В таких социальных организмах в  процессе борьбы и войн (естественного  отбора) складываются конкретные государства, формируются правительства, совершенствуется структура управления, при этом данный социальный организм поглощает своих  членов. Плюсы данных концепций заключаются в том, что биологические факторы не могли не повлиять на появление государственности, так как человек является существом био-социальным. Минусы в том, что нельзя распространять все закономерности, присущие биологической эволюции, на социальные организмы, так как несмотря на их взаимосвязь это разные уровни жизни со своими закономерностями и причинами возникновения.

[править] Теория Огюста Конта

Согласно Конту  — общество (а, следовательно, и государство) — органическое целое, строением, функционированием  и эволюцией которого занимается социология. Социология при этом опирается  на законы биологии, действие которых  в обществе претерпевает определённое видоизменение в силу своеобразия  взаимодействия индивидов и воздействия  предшествующих поколений на последующие. Основная задача социологии как позитивной науки, пришедшей на смену предшествующим теологическим и метафизическим воззрениям, состоит в обосновании  путей и средств гармонизации общества, утверждения органической связи «порядка» и «прогресса».

[править] Теория Герберта Спенсера

Спенсер трактует государство как часть природы, которое развивается подобно  зародышу животного, причем во всей истории  человеческой цивилизации естественно-животное начало доминирует над началом социальным (и политическим). Подобно животному  организму, социальный организм растет и развивается путём интеграции его составных частей, усложнения его структуры, дифференциации функций  и т. д. При этом в социальной жизни, как и в природе, выживает наиболее приспособленный организм. В духе закона эволюции Спенсер трактует догосударственное состояние общества, возникновение и функционирование политической организации и политической власти в обществе военного типа и постепенный переход к обществу, государству и праву промышленного типа. При этом в отличие от подавляющего большинства приверженцев органистического подхода Спенсер развивал либерально-индивидуалистические политические воззрения и видел цель социального организма не в поглощении своих членов, а в служении им.

[править] Теории других представителей органической школы

Представители органической школы в социологии (А. Шеффле в Германии, Р. Вормс во Франции, П. Ф. Лилиенфельд в России и др.) пошли значительно дальше своих предшественников в биологизации социальных и политических явлений. Так, у Шеффле экономические отношения в «социальном теле» трактуются как обмен веществ в живом организме, а Вормс выявлял физиологические особенности и половые функции различных социальных органов и организмов, изучал их социальную гигиену и т. д. Правительство, согласно Лилиенфельду, осуществляет функции головного мозга, а торговля — функции кровообращения и т. п.

[править] Естественно-правовые (договорные) концепции происхождения государства

В основе данных концепций  лежат естественно-правовые представления  о договорном происхождении государства. Согласно Эпикуру — «справедливость, происходящая от природы, — есть договор о полезном — с целью не вредить друг другу и не терпеть вреда». Следовательно государство возникло в результате общественного договора о правилах совместного проживания, по которому люди часть своих прав, присущих им от рождения, передают государству как органу, представляющему их общие интересы, а государство, в свою очередь, обязуется обеспечить права человека. Плюсы данных концепций заключаются в том, что они имеют глубокое демократическое содержание, обосновывая естественные права народа на формирование государственной власти, а также на её свержение. Минусы в том, что игнорируются объективные внешние факторы, влияющие на государства (социально-экономические, военно-политические).

[править] Теория Гуго Гроция

Трактует государство, как явление воле-установленное, возникающее в результате договора людей (их волеизъявления).

[править] Теория Томаса Гоббса

Догосударственное (естественное) состояние Гоббс изображает как «состояние войны всех против всех». В естественном состоянии, где нет общей власти, закона и справедливости, каждый имеет право на все — в этом и состоят его естественное право и свобода. В этих условиях разум человека предписывает требование искать мир и следовать ему. Таков, по Гоббсу, смысл первого и основного естественного закона. Из него вытекают и все остальные естественные законы, которые требуют отказа каждого от своих естественных прав в интересах мира и безопасности. Требования этих естественных законов побуждают людей заключить договор об учреждении государства (суверенной общей власти), держащего людей в страхе и направляющего их действия к общему благу. Договорную концепцию Гоббс, таким образом, использовал для обоснования абсолютистского государства, суверенная власть которого носит произвольный и бесконтрольный характер.

[править] Теория Джона Локка

Либеральная концепция  договорного происхождения и  назначения государства, согласно которой  целью общественного договора об учреждении государства является обеспечение  неотчуждаемого (и в условиях государственной  жизни) естественного права каждого  на его собственность, то есть его  жизнь, свободу и имущество. Договорные отношения людей с государством — это постоянно длящийся и  обновляющийся процесс, основанный на принципе согласия. В соответствии с этим принципом народ, будучи источником суверенитета, имеет право свергнуть  деспотическую власть как нарушителя условий общественного договора. Также и каждый отдельный человек, достигнув совершеннолетия, сам решает вопрос о том, присоединиться ли ему к общественному договору и стать членом данного государства или покинуть его.

[править] Теория Жан-Жака Руссо

Трактует возникновение  государства как соглашение, заключённое  для попытки преодоления социального  неравенства, с целью создания государственной  власти и законов, которым будут  подчиняться все. Однако неравенство  частной собственности, дополненное  политическим неравенством, привело, в  конечном счёте к абсолютному  неравенству при деспотизме, когда  по отношению к деспоту все  равны в своем рабстве и  бесправии. Руссо выдвигает свой проект общественно-договорного «исправления»  истории — создание Политического  организма (общины) как подлинного договора между народами и правителями. Цель этого подлинного общественного  договора Руссо видит в создании «такой формы ассоциации, которая  защищает и ограждает всею общею  силою личность и имущество каждого  из членов ассоциации и благодаря  которой каждый, соединясь со всеми, подчиняется, однако, только самому себе и остается столь же свободным, как и прежде». Общественный договор дает политическому организму (государству) неограниченную власть над всеми его членами (участниками соглашения); эта власть, направляемая общей волей, и есть единый, неделимый и неотчуждаемый суверенитет народа. При этом Руссо отвергает принцип разделения властей и иные гарантии соблюдения прав и свобод человека в государственном состоянии.

 

Под заметным влиянием учения Руссо идеи договорного происхождения  государства отстаивал А. Н. Радищев. С позиций защиты суверенитета народа, естественных прав человека и республиканской формы правления он подчеркивал, что цель договорно формируемого государства — это «блаженство граждан».

[править] Насильственные концепции происхождения государства

В основе данных концепций  лежат представления о возникновении  государства, как результата насилия (внутреннего или внешнего), например, путём завоевания слабых и беззащитных  племен более сильными и организованными, то есть государство является не итогом внутреннего развития, а навязанной извне силой, аппаратом принуждения. Плюсы данных концепций заключаются в том, что элементы насилия действительно были присущи процессу возникновения некоторых государств. Минусы в том, что кроме военно-политических факторов в регионе присутствуют также и социально-экономические.

[править] Теория Евгения Дюринга

Насилие (внутреннее насилие) одной части первобытного общества над другой, по Дюрингу, —  это тот первичный фактор, который  порождает политический строй (государство). В результате такого насильственного  порабощения одних другими возникают  также собственность и классы.

[править] Теория Людвига Гумпловича

Государство возникает  вследствие стремления людей (стада, сообщества) к расширению своего влияния и  могущества, к увеличению своего благополучия, это ведет к войнам, и как следствие к появлению государственного устройства, а также к появлению имущественного и социального расслоения населения. Также Гумплович утверждал, что государства всегда основывались меньшинством пришлых завоевателей, то есть более сильной расой, расой победителей.

[править] Теория Карла Каутского

Государство возникает  как аппарат принуждения завоевателей (победившего племени) над побежденными. И уже в рамках насильственно  объединённой общности победителей  и побежденных из победившего  племени формируется господствующий класс, а из побежденного племени  — класс эксплуатируемых. Каутский также пытался доказать, что при  дальнейшем развитии общества государство  трансформируется в инструмент всеобщей гармонии, в орган защиты и обеспечения  всеобщего блага как сильных, так и слабых. Теория была воспринята нацистской Германией в качестве официальной идеологии.

[править] Психологические концепции происхождения государства

В основе данных концепций  лежат представления о возникновении  государства в связи со свойствами человеческой психики, потребностью индивида жить в коллективе, его стремлением  к поиску авторитета, указаниями которого можно было бы руководствоваться  в повседневной жизни, желанием повелевать и подчиняться. Государство согласно данным концепциям — это продукт  разрешения психологических противоречий между инициативными (активными) личностями, способными к принятию ответственных  решений, и пассивной массой, способной  лишь к подражательным действиям, исполняющим  данные решения. Плюсы данной концепции заключаются в том, что психологические закономерности — важный фактор, безусловно оказывающий влияние на социальные институты. Минусы в том, что психологические свойства личности не могут являться единственными причинами образования государства, так как психика человека формируется также под влиянием внешних (социально-экономических) факторов и т. д.

[править] Теория Т. Д. Баштима

Вся история человечества, включая переход от первобытного состояния к государственному и  дальнейшее развитие социальных и политико-правовых институтов, определяется такими первичными факторами, как открытие (изобретение) и подражание. При этом сущностью  всякого открытия и изобретения  в общественной, политической и правовой жизни людей является приспособление как способ разрешения социальных противоречий. Первоначальные отдельные открытия в условиях первобытного общества, носили бессвязный характер, затем  они постепенно систематизируются  и гармонизируются. В результате этого процесса гармонизации, появились, помимо грамматики, религии, нравственности, искусства, также система законов  и правительство.

[править] Теория Николая Коркунова

Основой всего права  является индивидуальное сознание, следовательно  право как разграничение интересов  и общественный порядок выражает не объективно данное подчинение личности обществу, а субъективное представление  самой личности о должном порядке  общественных отношений. Также и  государственная власть — это  не чья-либо воля, а сила, вытекающая из психических представлений граждан  об их зависимости от государства. То есть власть есть сила, обусловленная не волею властвующего, а сознанием зависимости подвластного.

[править] Теория Льва Петражицкого

Право сводится им к правовым эмоциям императивно-атрибутивного  характера. Императивность правовых эмоций раскрывается при этом как состояние  связанности воли индивида, переживаемое в виде авторитетного понукания  и давления в сторону определённого  поведения. Атрибутивность же правовых эмоций состоит в том, что подобное (обязанное) поведение одного лица причитается  другому лицу. Государство и официальное  законодательство рассматриваются  при этом как «проекции» правовых переживаний, как «фантазмы» психики.

[править] Марксистская концепция происхождения государства

Основная статья: Материалистическая теория происхождения государства

Согласно этой концепции, государство есть результат изменения  социально-экономических отношений, способа производства, итог возникновения  классов и обострения борьбы между  ними. Оно выступает средством  угнетения людей, поддержания господства одного класса над другими. Однако с  уничтожением классов отмирает и  государство. Плюсы данной концепции заключаются в том, что она основывается на социально-экономическом факторе общества, минусы в недооценке национальных, религиозных, психологических, военно-политических, и иных причин, влияющих на процесс происхождения государственности.

Информация о работе Теории происхождения государства