Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 14:49, курсовая работа
Целью данной работы - на основе анализа учебной, научной литературы российских и зарубежных авторов, нормативных документов, регламентирующих деятельность соответствующих структур публицистических материалов соответствующей тематики, рассмотреть особенности организации и функционирования PR-службы, историю и идеологию формирования и развития связей с общественностью, специфику института «PR» в системе российского государственного управления.
Во всем мире известна значимость PR для коммерческого сектора. Сегодня же мы можем говорить о PR как об инструменте расширения границ управления, неотъемлемой частью эффективного управления любой организационной структуры, независимо от того, является ли она государственной или коммерческой. Общие принципы осуществления ПР-стратегий и применения методик применимы как для коммерческого, так и для государственного сектора. Хотя, безусловно своя специфика существует в каждой из указанных областей8.
В современной литературе сложилось два подхода, определяющие сущность PR: социальный и технологический.
Первый подразумевает достижение социального согласия, обеспечение социального взаимодействия. Второй подход обращается к технологиям управления, инструментарию воздействия на людей. В целом в управленческой цепи "власть-организация PR-общественные связи-общественность" проявляется феномен общественных связей и PR, их универсальная культурно-творческая функция. Таким образом PR - это одновременно идеология и механизм управления.
В представленном выше понимании основ осуществления PR в государственной сфере лежит несколько фундаментальных принципов.
Во-первых, это принцип демократии.
Хотя в авторитарных и тоталитарных системах также может существовать подобие PR-структур, это сводится по сути лишь к пропаганде или духовному принуждению. Только в условиях демократии возможно органичное сочетание управления с самоуправлением, вовлечение в орбиту собственных интересов множество лиц и организаций, обеспечивать баланс между концепцией "открытости" и созданием "новой корпоративной мифологии".
Во-вторых,
это обеспечение
В случае существования жестких рамок принудительной регламентации, если энергия дела замыкается в условиях узко-клановых, четко-определенных вертикально интересов, необходимости в создании PR-служб не возникает.
В-третьих, это технологичность.
Исторически сфера действия PR не помещается в рамки теоретических построений. Это всегда некий практический инструментарий, совокупность конкретных методик, форм, процедур налаживания взаимосвязей с обществом. Чем разнообразней технологические приемы, тем шире охватываемых PR предмет, больше простора в постановке целей. Таким образом, технологический ресурс - важнейшая составляющая PR.
Итак, можно сказать, что PR - важнейшая часть управления обществом, любой организационной структурой. Это своего рода идеология политической, экономической и конкурентной борьбы, идеология сотрудничества и согласования интересов, технология управлением сознанием и настроением людей как внутри организации, так и на уровне социальной группы, социального слоя, класса и в целом на уровне общества; это технология продвижения продукции (в нашем случае - организаций и лидеров) на политическом рынке.
Структуры PR действуют сегодня в системе высшей, отраслевой, региональной власти, в целом ряде государственных организаций9.
Глава 3. PR-службы в государственных
организациях России
Первыми
в России коммуникации по связям с
общественностью поставили на профессиональную
основу силовые структуры и
В администрации Президента РФ в 1996 году создано управление по связям с общественностью. В Министерстве финансов функционирует департамент общественных и межрегиональных связей.
В административных округах столицы и в Московской мэрии также существуют департаменты по связям с общественностью. Так, например, первым дипломантом Национальной премии в 1998 году в области развития связей с общественностью, учрежденной Торгово-промышленной палатой РФ, Союзом журналистов России и Российской ассоциацией по связям с общественностью стал Левобережный район северного округа Москвы. Среди его соперников, а всего было представлено 29 проектов, были такие солидные и опытные организации, как Международный пресс-клуб, пресс-служба Президента РФ, агентство "Михайлов и партнеры", и др. В номинации "PR-персона года" был назван мэр Москвы Ю. М. Лужков.
В субъектах РФ работа по налаживанию связей с общественностью выполняется государственными информационными агентствами, управлениями по PR, ответственными лицами по связям с прессой и другими функциональными подразделениями местных органов власти.
Что касается объема российского рынка PR-услуг, то, например, в 1996 году он оценивался в 100 млн. долларов, а в конце 90-х годов составлял около 1 млрд. долларов (для сравнения можно привести данные по расходам на общественные связи в рамках только министерства обороны США. Это 1,9 млрд. долларов). По данным Международного комитета ассоциаций агентств PR с России ожидается существенное расширение индустрии PR, и на долю государственного и общественного сектора придется не менее 13-15%.
Нужно отметить, что современная российская практика PR весьма противоречива. В PR-подразделениях органов власти и управления под "связями с общественностью" подчас понимается пропаганда успехов администрации, исходя из личных предложений и пристрастий которой строится сама программа действий.
Также, становление этой сферы PR сопряжено с рядом недостатков:
-суперконцентрация профессионалов PR и PR-структур в столичных центрах, прежде всего конечно в Москве, и слабое развитие, низкий уровень PR-продукции регионов;
-медленное формирование в провинции культуры демократического общения - первоосновы появления и развития этой области PR-продукции;
-бурное развитие на местах образовательной деятельности по специальности "Связи с общественностью" в отрыве от конкретной государственной практики;
-чрезвычайно медленный разворот российских структур к международному рынку10.
Переход
в России к демократическому обществу
и качественно новым товарно-
Сегодня
многие государственные учреждения
не торопятся создавать PR-
-недоверие к службам PR как к неконкретной сфере, требующей дополнительных финансовых затрат;
-многие руководители органов власти считают, что осуществление связей с общественностью - это их собственная прерогатива, успешно ими решаемая и не требующая использования профессиональных и компетентных специалистов;
-боязнь привлечения внимания общественности к спорным вопросам и недооценка необходимости учиться жить и работать в новом социокультурном режиме рыночных отношений, при котором значительно расширяются сферы влияния общественного мнения и деятельности коммерческих и общественных структур.
В
России еще предстоит сформировать
четкий механизм повседневной деятельности
PR в органах государственной власти, где
работа специалистов и всей службы в целом
станет эффективной лишь тогда, когда
органы государственной службы, получая
полную информацию об общественном мнении,
используют ее в качестве органически
встроенной части как в процесс принятия
государственного решения, так и в механизм
деятельности органов государственной
власти11.
Глава 4. Структура и
особенности функционирования
PR-подразделений в государственной
организации (на примере
Министерства юстиции
РФ)
Проанализировав Положения по связям с общественностью различных субъектов Российской Федерации, можно сделать вывод относительно основных целей деятельности служб по связям с общественностью:
-обеспечение гласности, прозрачности и открытости в работе;
-обеспечение связей с гражданами и их объединениями;
-содействие сотрудничеству с гражданами, их объединениями в разработке и реализации программ и решений;
-содействие реализации законодательства;
-содействие становлению институтов гражданского общества.
Среди
же основных функций, характерных для
большинства государственных
-установление, поддержание и расширение контактов с гражданами и организациями;
-изучение общественного мнения и информирование общественности о существе принимаемых решений;
-анализ общественной реакции на действия должностных лиц и органов власти;
-обеспечение органов власти прогнозными аналитическими разработками;
-формирование благоприятного имиджа власти и должностных лиц;
Эти направления модифицируются в зависимости от уровня деятельности органов власти:
Микроуровень, когда анализируются отношения внутри органов власти и каждый из них рассматривается как относительно автономный субъект управления.
Мезоуровень, когда анализируются отношения между различными структурами государственного и муниципального управления.
Макроуровень, когда анализируются отношения органов власти с институтами гражданского общества, социальными группами12.
Создание
Центра общественных связей в Минюсте
стало возможным лишь в 90-е годы,
и, претерпев ряд структурных
изменений, на базе отдела по связям с
общественностью был
Центр находится в непосредственном подчинении министру юстиции и существует в этом государственном органе на правах самостоятельного отдела.
Документами Центра определены главные задачи его создания:
-информационное обеспечение деятельности Минюста и его подразделений;
-анализ и формирование общественного мнения по вопросам, касающихся деятельности Минюста и его подразделений;
-установление связей с федеральными органами представительной и исполнительной власти, взаимодействие с политическими партиями, движениями, общественными объединениями (в том блоке вопросов, которые касаются деятельности Минюста);
-участие в правовом просвещении граждан.
Можно расшифровать эти задачи, рассмотрев подробно функции, которые Центр осуществляет в своей практике:
-оперативное распространение через информационные агентства, печать, радио, и телевидение заявлений, сообщений, пресс-релизов, других материалов, разъясняющих деятельность Минюста;
-организация в СМИ материалов об участии Минюста в нормотворческой деятельности Правительства РФ, координации нормотворческой деятельности федеральных органов исполнительной власти;
-освещение в СМИ деятельности Минюста по проведению судебной реформы, организационно-правовому обеспечению работы судов, осуществлению функций регистрации общественных и религиозных объединений, ведомственных нормативных актов;