Современное государство

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 14:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящей работы – рассмотреть понятие, признаки и функции государства с точки зрения современных историков и правоведов, а также попытаться объективно обобщить полученный материал.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие и сущность государства;
- определить признаки государства;
- найти отличия государства от других образований;
- выделить и изучить выполняемые государством функции;

Файлы: 1 файл

курсовая современное государство.docx

— 85.05 Кб (Скачать)

     Функция обеспечения прав и свобод граждан, законности и правопорядка — тоже одна из важнейших в деятельности Российского государства. В Конституции РФ говорится, что Россия — правовое государство. Следовательно, первостепенная задача заключается в том, чтобы конституционные права и свободы человека и гражданина стали реальными, т. е. всесторонне гарантированными и защищенными. Пока же страну захлестывает высокий вал преступности, честь гражданина, неприкосновенность его личности, жилища и другие права беззащитны перед преступниками, бюрократами, коррупционерами. Решать проблему безопасности гражданина необходимо с применением правовых, организационных, кадровых, финансовых мер. Требуется и развитая и доступная система юридической помощи населению.

     Тревожная экологическая обстановка в мире и стране придает самостоятельное  значение функции охраны природы  и окружающей среды. Экологически агрессивное  промышленное и сельскохозяйственное производство агрессивно и по отношению  к человеку, его здоровью, благополучию будущих поколений. Право граждан  на благоприятную окружающую среду  закреплено в Конституции. Поэтому  конституционной является обязанность  всех органов государства обеспечивать условия, способствующие оздоровлению природы.

     Главное внимание здесь должно быть уделено  обеспечению экологически безопасного  устойчивого развития страны в условиях рыночных отношений; охране окружающей среды (в том числе выводу из кризисной  экологической ситуации крупных  городов и промышленных центров, радиационной безопасности населения); оздоровлению и восстановлению нарушенных экосистем России; участию в решении  глобальных (мировых) экологических  проблем. Назрела острая потребность  в научно обоснованной концепции  перехода Российской Федерации на модель устойчивого развития, обеспечивающую сбалансированное решение социально-экономических  и экологических задач46.

     Выход российской экономики из кризиса  немыслим без развития науки и  техники, что и определяет важное значение функции государства по обеспечению (стимулированию) научно-технического прогресса. Ослабление внимания государства  в последние годы к этому жизненно важному направлению его деятельности немедленно и губительно сказалось  на некогда мощном научно-техническом  потенциале страны. Ежегодно многие тысячи ученых вынуждены искать хлеб насущный либо в коммерции (и тогда прощай, наука), либо за рубежом. В то же время  почти приостановился приток в науку  свежих молодых сил. Страна постепенно теряет современную техническую  инфраструктуру, ценнейшие (прежде всего  наукоемкие) производства. Мы уже отстаем  не только от мировых достижений, но и от самих себя. Если ситуация не будет изменена, то у России не будет  шансов на достойное место среди  государств мира в грядущем XXI столетии.

     Основная  цель всех преобразований в организации  науки — создание благоприятных  условий для творческой деятельности первичных научных коллективов. Для этого необходимы бюджетное  финансирование фундаментальных научных  исследований, принятие закона о науке  и научно-технической политике.

     Из  всего вышеизложенного можно  сделать вывод, что внутренние функции  направлены в первую очередь на благополучное  развитие и существование самого государства, независимо от внешнеполитических условий. 

     3.3. Основные внешние функции 

          Глубокие преобразования всей системы общественных отношений  внутри страны не могли не отразиться на российской внешней политике. Но за последний период неузнаваемо  изменилась не только Россия. Другим, более  сложным и непредсказуемым стал весь мир.

          Насущные проблемы интеграции в мировую экономику, использования преимуществ международного разделения труда выдвигают в  число важнейших функцию торгово-экономических, партнерских связей с мировым  сообществом. Реализация ее требует, чтобы  меры по либерализации экспорта сопровождались установлением строгого государственного контроля над вывозом из страны стратегически  важных сырьевых и энергетических ресурсов и валютного контроля. Цель такого контроля и всей торгово-экономической  деятельности государства — не допустить  превращение России в сырьевой придаток развитых капиталистических стран. Сегодня жизненно необходимы также  самые жесткие санкции против нарушителей, незаконно укрывающих за границей валютные средства. Рассматриваемая  функция предполагает не только взаимовыгодную торговлю с другими государствами, но и привлечение иностранных  инвестиций в экономику России47.

          Не теряет актуальности и значения функция поддержания  мира, оздоровления международной обстановки. В данном направлении у Российского  государства есть четкие приоритеты в международной политике. Важнейший  из них — недопущение новой  глобальной войны («холодной» или «горячей»). Именно поэтому Россия однозначно стоит  на позициях укрепления режима нераспространения  оружия массового поражения и  новейших военных технологий. Но мы считаем этот принцип обязательным для всех, а не только для России, как полагают некоторые. Российское государство должно положить конец  порочной практике односторонних уступок.

          Российское государство  активно участвует в международных  миротворческих акциях по разрешению международных и межнациональных  конфликтов. Современный мир нуждается  в новом взгляде на глобальные проблемы и цели XXI в.  и Россия способна генерировать здесь крупные оригинальные идеи48.

          Функция обороны  страны также продолжает оставаться в ряду основных, ибо одним из важнейших аспектов укрепления государственности  является обеспечение военной безопасности Российской Федерации. Вооруженные  Силы и другие войска России предназначены: для защиты суверенитета и территориальной  целостности, других жизненно важных интересов  государства в случаях агрессии против него и его союзников; пресечения угрожающих жизненно важным интересам  России вооруженных конфликтов, любого противоправного вооруженного насилия  в пределах России, на ее государственных  границах, границах других государств в соответствии с договорными  обязательствами; проведения операций с целью поддержания мира по решению  Совета Безопасности ООН или согласно международным обязательствам России49.

    Практическое  исполнение функции защиты из вне  так же возложено на особые государственные  вооруженные организации. Они предназначены  для обеспечения суверенитета, защиты территории, границы и населения  от внешних посягательств и обеспечении  общественного порядка и безопасности граждан. Особые вооруженные организации  наделяются компетенцией в соответствие с конституцией. Характер задач выполняемых  вооруженными государственными организациями  обуславливает особенности их формирования, деятельности, управления и обеспечения.

    К особым вооруженным государственным  организациям относятся:

    1. Службы внешней разведки. Они  осуществляют сбор информации  на случай ведения военных  действий.

    2. Служба безопасности. Она предназначена  для защиты государственной безопасности  и конституционного строя от  внешних посягательств.

    3.Милиция  является основой и гарантом общественного порядка, призвана служить всему обществу, обеспечивать порядок, спокойствие и безопасность граждан50.

    Растущая  взаимосвязанность всех стран мира обусловливает необходимость сотрудничества Российского государства со всеми  государствами планеты в решении  мировых, глобальных проблем — борьбы с международной преступностью, предотвращения экологических катастроф, всеобщей охраны природы и сохранения благоприятного глобального климата.В основе этой функции заложены интересы каждого государства. В Конституциях ряда стран подчеркиваются идеи дружбы и сотрудничества со всеми странами.

    Функция сотрудничества и взаимопомощи выражает интересы всех государств. На этой основе создаются различные организации  деятельность которых направлена на улучшение экономической, политической и культурной жизни общества (ООН, НАТО, Варшавский договор, СЭВ и т.д.)51

    Государство обязано защищать своих граждан  находящихся на территории других государств и оказывать им покровительство. Для поддержания международных  политических отношений государства  обеспечиваются представителями в  лице дипломатов, служащих-послов, консулов и др.

    Ни  одно государство не может существовать без экологических связей с другими  государствами. Внешняя торговля, кредиты  и займы, инвестиции, совместные проекты - это наиболее распространенные составляющие внешнеэкономической деятельности государства.

    Государство поддерживает и развивает культурные связи, что служит взаимному духовному  росту и обогащению. Конкретными  видами деятельности государства в этом направлении являются: международные выставки, фестивали, олимпиады, международный туризм и многое другое.

    В последнее время все более  широкие масштабы приобретает международная  преступность. Торговля и контрабанда наркотиков, терроризм, незаконная торговля оружием - вот небольшой перечень наиболее опасных видов международных преступлений.

    Ни  одно государство не в силах в  одиночку справиться с этой проблемой. Очевидна необходимость совместных действий государств по борьбе с международной  преступностью.

    Конкретными действиями государств в этой области  является создание международных организаций  по борьбе с преступлениями. Одной из таких организаций является ИНТЕРПОЛ. Государство планирует свою деятельность по предупреждению и пресечению этих преступлений, проводит совместные мероприятия, обменивается информацией. Это позволяет более эффективно бороться с международной преступностью.

    Качественное  выполнение государством внешних функций, является необходимым условием для  полноценного развития современного государства. Являясь частью мирового сообщества, ни одно государство не может существовать отдельно. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     На  основании вышеизложенного можно  сделать заключение, что государство  возникло не сразу, а как результат  эволюции человека и его мышления, на основе влияния не только объективных, но и субъективных причин. Появление государства было объективной закономерностью, следствием всего предшествующего развития первобытнообщинного строя: отделения человека от животного мира, общественного разделения труда, роста его производительности, возникновения семьи, частной собственности на орудия и средства производства, эксплуатации соплеменников и рабов, имущественного расслоения членов племени, рода и т.д.

     Однако  все эти факторы не имели бы сейчас такого значения, если бы за всей этой чередой исторических событий  не последовал раскол общества на антагонистические  классы. Последние же были не просто большими группами людей, занимающими  самостоятельное место в системе  общественного производства. Главное  заключалось в том, что, имея непримиримые в тех условиях интересы, ведя между  собой яростную борьбу, они тем  самым поставили под вопрос само существование цивилизации.

     Поэтому появление государства как эффективного средства урегулирования классовых  столкновений было своеобразным спасением  человечества. Ведь любые внутренние или внешние опасности наносят  ущерб обществу, ставят под угрозу  человеческую жизнь, подрывают первооснову  государства - его целостность, т.е. определенное политическое, экономическое, идеологическое, духовное, социальное географическое суверенное состояние.

     Необходимо  понимать, что государство представляет собой многомерное явление, которое  в сознании и жизни людей, общества отражается разными гранями (аспектами) в зависимости от той его стороны, которая связана с конкретным вопросом, отношением, процессом, поведением, действием и т.д. Причем каждое проявление государства имеет смысл, поскольку оно несет в себе что-то от его сущности.

       С точки зрения современных представлений, государство должно выступать как властная система, организующая общество в интересах человека. И, как и всякая система, государство должно быть целостным: как во властно-организационном плане, так в территориальном. Государство есть «Оболочка», которая сохраняет целостность той или оной социальной общности.

     Традиционно государство рассматривается как  общность людей, в основе которой  лежат территория, народ и государственная  власть.

     В узком смысле термин "государство" служит для обозначения аппарата управления, выделившегося из общества и стоящего над ним. Данное определение подчеркивает структурный характер организации государства, то есть наличие системы государственных органов, посредством которых осуществляется управление обществом. Вместе с тем такое определение является односторонним и неполным, так как характеризует государство исключительно в виде механизма, осуществляющего публичную власть.

     В широком смысле государство можно  рассматривать как ассоциацию, члены  которой объединяются в единое политическое сообщество публично властными структурами  и отношениями публично властного  характера.

Информация о работе Современное государство