Содержание
Введение………………………………………………………………………….2
Глава
1. Понятие типологии
государства……………………………………4
1.1 Подходы
к типологии государства……………………………………..…..6
1.1.1 Формационный
подход…………………………………………………...8
1.1.2 Цивилизационный
подход……………………………………………..….12
Глава
2. Типы государства…………………………………...……………….15
2.1 Типы
государства согласно формационной
теории…………………….....15
2.2 Типы
государства согласно цивилизационной
теории…………………....19
Глава
3. Характеристика основных
типов государства……………….…21
3.1 Виды
политических режимов……………………………………………....22
3.2 Власть,
как обязательный аспект в
характеристике типов государства……………………………………………………………………….28
Глава
4. Современная теория
государства и права………………………42
Заключение………………………………………………….……………………44
Введение
В
истории каждого государства
можно выделить определенные периоды
(этапы), возникающие и прекращающиеся
в каждом из них в разное время
и имеющие специфические особенности.
Тем не менее, существует возможность
выявить какие-то общие особенности,
характерные для всех государств
данного периода. Нельзя сказать, что
каждое государство было когда-то, например,
рабовладельческим, поскольку возникновение
и смена этапов происходит в связи
с целым комплексом причин, которые
для каждого государства своеобразны
и связаны с историческими
событиями, традициями, расположением
на планете и т.д.
Типология
представляет собой один из важнейших
методов познания исторического
развития государства и права. Развитие
же государства и права – важнейшая
составная часть всего процесса
развития человеческого общежития,
а, следовательно, и всего исторического
процесса.
В
многовековой истории человечества
существовало, сменяя друг друга, большое
количество государств, да и сейчас
их немало. В связи с этим, важное
значение имеет проблема их научной
классификации. Такая классификация,
отражающая логику исторического развития
государства, позволяющая объединить
их в группы на основе определенных
критериев, называется типологией.
Типология
– это учение о типах, больших
группах тех или иных объектов,
обладающих набором общих, характерных
для каждого типа признаков. Таким
образом, типология – это своеобразная
научная классификация. Типология
направлена на упорядочение полученных
данных об объекте, о возможных формах
его существования.
Типология
государства представляет собой
довольно сложный и в то же время
очень важный вопрос в теории государства
и права. Исторический путь развития
государства насчитывает уже
около 8 тысяч лет. Несколько тысячелетий,
веков и даже десятилетий назад
государства были совсем не такими,
какими они являются в настоящее
время. Теория государства и права
пытается определить основные этапы
исторического развития государства,
сформулировать логику развития государства.
Считается, что на каждом этапе исторического
развития государство приобретает определенную
совокупность черт, признаков, которые
позволяют отнести его к определенному
типу государств.
Сразу
же следует отметить, что вопрос
о понятии государства относится
к числу дискуссионных и не
имеет единообразных трактовок
ни в отечественной, ни в зарубежной
литературе. Это объясняется в
значительной степени многообразием
подходов, которые сложились в
науке относительно понимания государства.
В
своей работе я постараюсь осветить
основные подходы к типологии
государства, представить точки
зрения ведущих ученых по данному
вопросу.
Глава
1. Понятие типологии
государства
Чтобы
рассмотреть понятие типологии
государства, следует, для начала, определиться
с самим понятием государства.
Если
обратиться к словарям русского языка,
то можно обнаружить, что слово
«государство» обычно имеет два
значения. Во-первых, под государством
подразумевается определенная форма
организации общества, а, во-вторых,
основная политическая организация
общества, осуществляющая его управление,
а также охрану его экономической
и социальной структуры. Следовательно,
понятие государства следует
рассматривать как государство
«в широком смысле» (общесоциальном)
и государство «в узком смысле» (политическом).
Под государством в широком (общесоциальном)
смысле следует понимать определенным
(особым) образом организованное общество.
Это общество, в котором людей в одно целое
объединяет не родственная связь, что
имело место в первобытном обществе, а
территория. Кроме того, для такого общества
характерна не потестарная власть (публичная
власть в первобытном обществе), которая
была слита с обществом и им же осуществлялась,
а особая публичная власть – политическая,
которая уже не совпадает с обществом
и осуществляется при помощи выделившегося
из общества специального аппарата управления.
Такого рода общество именуют также государственно
организованным обществом.
Государство
в широком смысле близко к понятию
«страна». Страна – это тоже государство,
но в географическом его понимании.
Вместе с тем каждая страна имеет
свою территорию, которая населена
людьми, организованными в общество, и
которая управляется особой публичной
(политической) властью.
Государство
в узком (политическом) смысле –
это уже не само особым образом
организованное общество, а только
его часть, представляющая собой
определенную политическую организацию,
это состоящая из органов управления и
принуждения суверенная политико-территориальная
организация, которая существует за счет
общества, выражает его власть и осуществляет
ее в целях создания и поддержания в обществе
определенного порядка.
В
любом государственно организованном
обществе (государстве в широком
смысле) существует, как правило, множество
различных политических организаций,
одной из которых является государство
(в узком смысле).
Завершая
вопрос о понятии государства, необходимо
подчеркнуть, что в теории государства
и права это понятие используется
обычно в узком смысле, когда под
государством подразумевается обозначенная
выше политическая организация.
Существует
несколько подходов к типологии
государства, среди которых основное
место занимают цивилизационный
и марксистко-ленинский (формационный).
Понятие
типа государства многомерно и многовариантно.
Оно строится на различных научных
основаниях, которые позволяют выделить
наиболее общие свойства и черты,
характерные для той или иной
исторической группы государств.
Наиболее
универсальным научным критерием
типологии государств становится цивилизационный
подход, позволяющий учитывать всю
совокупность общественных факторов,
придающих тому или иному государству
качество определенного типа.
Формационный
подход, потерявший во многом свою актуальность,
в современной науке еще не
достаточно изучен и должен получить
свое развитие в будущем. Данный подход
универсальным не является, поскольку
неприменим для ряда стран, в частности
Востока и Африки.
Государства
современного мира следует разделять
на типы посредством определения
господствующего в них политического
режима. Права и свободы человека
и гражданина во многих странах, в
том числе и в России, стали
высшей ценностью и намечена тенденция
их обеспечения и защиты. Это естественное
развитие, опыт многих тысячелетий
и начало проявления цивилизованности
народов планеты.
1.1
Подходы к типологии
государств
Выявление
природы государства предполагает
рассмотрение как вопроса о его
соотношении с социально-экономическим
строем, так и проблемы типологии
государства. Решение того и иного
вопроса в отечественной теории
государства и права ранее
традиционно опиралось на марксистское
учение об общественно-экономических
формациях, то есть на формационный подход.
В
соответствии с марксистскими положениями
о формационном подходе классовая
сущность государства, определяется экономическим
фактором, состоянием производственных
отношений, способом производства в
целом, а само государство является
лишь надстройкой над экономическим
базисом. Иначе говоря, и по существу,
и по форме государство обусловлено
экономическим строем общества. Оно
вторично, а экономика первична.
Экономическая структура общества,
как подчеркивал Ф. Энгельс, образует
ту реальную основу, которой и объясняется
в последнем счете вся надстройка
правовых и политических учреждений.
Отсюда производный характер государства
от социально-экономического строя.1
В
настоящее время, наряду с формационным
подходом широко применяется и другой
- цивилизационный подход.
Понятие
«цивилизация» утвердилось в
европейской науке в эпоху
просвещения и с тех пор
приобрело такую же многозначность,
как и понятие «культура». С
учетом этой многозначности и разрабатывается
сегодня цивилизационный подход
учеными запада и востока. В своих
исследованиях они опираются
на труды крупнейших представителей
философско-социологической мысли,
как О. Шпенглер, А. Тойнби, М. Вебер,
С. Эйзенштадт, П. Сорокин, М. Зингер.
В
самом общем виде понятие «цивилизация»
можно определить как социокультурную
систему, обеспечивающую высокую степень
дифференциации жизнедеятельности
в соответствии с потребностями
сложного, развитого общества и вместе
с тем поддерживающего его
необходимую интеграцию через создание
регулируемых духовно-культурных факторов
и необходимой иерархии структур
и ценностей.
Цивилизационный
подход к решению вопроса о
соотношении государства и социально-экономического
строя исходит из стремления покончить
с абсолютизацией материально-экономического
начала, из взгляда на государство
с предельно широких позиций
определяющего воздействия на него
духовно-нравственных и культурных
факторов общественного развития. В
отличие от формационной теории, обосновывающей
наличие детерминации государства
экономическими причинами, цивилизационная
теория доказывает существование детерминации
духовными факторами, которые могут
блокировать, или поощрять развитие
государства. Но было бы неверным в
характеристике и понимании государства
стоять на позициях признания равноправности
двух подходов, или представлений, что
цивилизационное влияние на развитие
государства, осуществляется в рамках
формационного, базисно-надстроечного
и социально-экономического подхода.
Сторонники
этого аргумента аргументируют
это так: в основе государства
лежат экономические факторы, но
влияние на них достигается выработкой
таких стереотипов поведения, которые
либо способствуют, либо мешают производительному
труду. А стереотипы поведения, трудовая
мораль, менталитет человека формируются
именно в той сфере человеческой
деятельности, которая характеризуется
как культура, или цивилизация. В
итоге цивилизация влияет на социальную
организацию общества. Культурно-идеологические
принципы жизни вполне способны ослабить
влияние способа производства, и
тем самым, прервать поступательное
формационное развитие как производства,
так и процесса формирования и
функционирования государства. Пример
– это циклическое развитие государственных
форм в странах арабского мира,
Китае, Америке до XX века и т.д4. И
наоборот, социокультурные, духовные факторы
могут усилить формационный прогресс
экономики и государственно-правовой
сферы. В Европе протестантская церковь
с ее культом труда и трудовой
этики сыграла роль катализатора
капиталистической эволюции региона
и вызревания адекватных ей государственно-правовых
начал.
Каждое
государство становится полем борьбы
двух видов воздействия на него:
формационного и цивилизационного.
Какой из них победит, сказать
заранее нельзя. Именно с этим связана
многовариантность развития в государственной
и других сферах общественной жизни.
Поэтому правильное понимание соотношения
государства с социально-экономическим
строем предполагает использование
обоих подходов. Однако, исторический
опыт государственности показывает,
что жесткая привязка природы
того или иного государства к
социально-экономической формации
не дает ответа на многие вопросы.
В
работах А. Тойнби, С. Хантингтона
и других выделяются те культурные
и цивилизационные критерии, которые
позволяют классифицировать различные
типы государств. Например, у С. Хантингтона
выделяются христианские, особенно православные,
и мусульманские цивилизации, которые,
по его прогнозу уже вошли в
противостояние.
Такой
подход наполняет конкретным содержанием
такие категории, как «Восток-Запад»
и «Север-Юг». Формационные критерии
мало что объясняют в современных
государственных противоборствах,
внутреннем развитии конкретного государства.
1.1.1.
Формационный подход
До
последнего времени в теории государства
и права вопросы типологии
государств рассматривались преимущественно
с позиции формационного подхода.
Суть его состоит в том, что
в основе типизации государств лежит
категория «общественная формация»,
основанная на том или ином способе
производства, отражающая соотношение
базиса и надстройки, классовой сущности,
целей, задач и функций государства
с позиции его социального
назначения. Формация – есть не что
иное, как исторический тип общества, который
основан на определенном способе производства.
Каков уровень развития производственных
сил, такова и материально-техническая
база общества. Производственные же отношения,
складывающиеся в однотипной форме собственности
на средства производства, образуют экономический
базис общества, которому соответствуют
определенные политические, государственно-правовые
и другие надстроечные явления .