Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 18:09, курсовая работа
Краткое описание
Типология государства представляет собой довольно сложный и в то же время очень важный вопрос в теории государства и права. Исторический путь развития государства насчитывает уже около 8 тысяч лет. Несколько тысячелетий, веков и даже десятилетий назад государства были совсем не такими, какими они являются в настоящее время. Теория государства и права пытается определить основные этапы исторического развития государства, сформулировать логику развития государства. Считается, что на каждом этапе исторического развития государство приобретает определенную совокупность черт, признаков, которые позволяют отнести его к определенному типу государств.
Оглавление
Введение………………………………………………………………………….2 Глава 1. Понятие типологии государства……………………………………4 1.1 Подходы к типологии государства……………………………………..…..6 1.1.1 Формационный подход…………………………………………………...8 1.1.2 Цивилизационный подход……………………………………………..….12 Глава 2. Типы государства…………………………………...……………….15 2.1 Типы государства согласно формационной теории…………………….....15 2.2 Типы государства согласно цивилизационной теории…………………....19 Глава 3. Характеристика основных типов государства……………….…21 3.1 Виды политических режимов……………………………………………....22 3.2 Власть, как обязательный аспект в характеристике типов государства……………………………………………………………………….28 Глава 4. Современная теория государства и права………………………42 Заключение…………………………
Овладение
территорией и населением другой
страны связано, как правило, не только
с физическим и моральным насилием
над людьми, но и над обычаями
народа. Когда правители вводят порядки,
противные образу жизни и мыслей
народа, особенно если навязывают иные
религиозные нормы, народ переживает
тираническую власть очень тяжело (Османская
империя). Законы не действуют, поскольку
тираническая власть, как правило, не
успевает их создать.
Тираническое
правление воспринимается народом
как гнет, а тиран как угнетатель,
мучитель. Такой режим существовал
на ранних этапах развития человечества
(Древний мир, раннее Средневековье).
3.
Тоталитарный и режим иначе
можно назвать как всеохватывающая
власть. Экономической основой тоталитаризма
является крупная собственность:
общинная, монополистическая, государственная.
Тоталитарное государство характеризуется
наличием одной официальной идеологии.
Совокупность представлений о
социальной жизни задается правящей
элитой. Среди таких представлений
выделяется главная «историческая»
идея: религиозная (в Ираке, Иране),
коммунистическая (в бывшем СССР:
нынешнее поколение будет жить
при коммунизме), экономическая (в
Китае: догнать и перегнать
путем большого скачка Запад),
патриотическая и др. Причем идея
формулируется настолько популярно,
просто, что ее могут понять
и принять к руководству самые
необразованные слои общества. Существует
одна правящая партия, которая
объявляет себя ведущей силой
общества. Поскольку эта партия
дает «самые правильные установки»,
ей в руки отдаются бразды
правления: происходит сращивание
партийного и государственного
аппарата.
Тоталитарному
режиму характерен крайний центризм. Центром
тоталитарной системы является вождь.
Его положение сродни божественному. Он
объявляется самым мудрым, непогрешимым,
справедливым, неустанно думающим о благе
народа. Какое-либо критическое отношение
к нему жестоко преследуется. На фоне этого
происходит усиление мощи исполнительных
органов. Среди государственных органов
выделяется «силовой кулак» (милиция,
госбезопасность, прокуратура и т. д.).
Карательные органы пухнут как на дрожжах,
поскольку именно им предстоит применять
насилие, носящее характер физического
и психического террора. Устанавливается
контроль над всеми сферами жизни общества:
политической, экономической, личной и
др. Личность ограничивается в правах
и свободах, которые формально могут даже
провозглашаться.
Тоталитарный
реим характеризуется абсолютным контролем
государства над всеми областями
общественной жизни, полным подчинением
человека политической власти и господствующей
идеологии.9
Милитаризация
— одна из основных характеристик тоталитаризма.
Идея о военной опасности, об «осажденной
крепости» необходима для сплочения общества
по принципу военного лагеря. Тоталитарный
режим агрессивен по своей сути и не прочь
поживиться за счет других стран и народов
(Ирак, Вьетнам, бывший СССР). Агрессия
помогает добиться сразу нескольких целей:
отвлечь народ от мыслей о его бедственном
положении, обогатиться, удовлетворить
тщеславие вождя.
Тоталитарный
режим Западная Европа испытала на
себе в средние века (религиозный
тоталитаризм), встречается он в
настоящее время в странах
Азии, в недавнем прошлом существовал
в СССР и странах Восточной
Европы (классовый тоталитаризм).
4.
Фашистский (расистский) режим отличается
от тоталитаризма тем, что основан
на националистической (расистской,
шовинистической) идеологии, возводимой
в ранг государственной. Главная
посылка фашистской идеологии
такова: люди отнюдь не равны
перед законом, их права и
обязанности зависят от националь¬ности.
Одна нация объявляется ведущей
в государстве или даже в
мировом сообществе и поэтому
достойной лучших жизненных условий.
Другие нации могут играть
второстепенную роль.
Фашизм,
будучи «озабочен» судьбой мирового
сообщества, пред¬лагает избранную
нацию в качестве ведущей не только
в своем государстве. Шовинистические
(расистские) круги сначала выража¬ют
лишь желание «облагородить» этой нацией
весь мир, а затем нередко приступают
к практическому осуществлению
своих замыс¬лов: начинают агрессию
против других стран. Милитаризация, поиск
внешнего врага, склонность к развязыванию
войн и, наконец, военная экспансия
—таковы основные отличительные
признаки фашизма. В остальном он
сходен с тоталитаризмом, и поэтому
многие считают фашизм разновидностью
тоталитаризма. В настоящее время
фашизм в его классической форме
нигде не существует. Однако всплески
фашистской идеологии можно увидеть
во многих странах.
5.
Авторитарны и режим можно рассматривать
как компромисс между тоталитарным и демократически
политическими режимами. Он мягче, либеральнее,
чем тоталитаризм, но в то же время жестче,
чем демократический.10
При
авторитарном режиме власть не формируется
и не контролируется народом. Несмотря
на то, что существуют представительные
органы, реально они в государстве
никакой роли не играют. Они существуют
для декора, придания власти некой
цивилизованности, выборы ее проводятся,
но формально. Реально же жизнь в
стране направляется волей правящей
элиты, которая себя не ограничивает
правом, а живет по своим правилам.
Внутри правящей элиты выделяется лидер.
Его влияние очень значительно,
однако он в отличие от вождя не
склонен принимать решения единолично.
Лидером обычно является сильная
личность.
В
авторитарном государстве управление
чрезмерно централизованно. Инициатива
с мест не допускается, если на то не
получено разрешение из центра.
Решения
центральной власти, не учитывающие
экономические, национальные, географические
и другие особенности тех или
иных групп населения, исполняются
отнюдь не добровольно, и поэтому
зачастую приходится применять принуждение.
Вот почему авторитарное государство
опирается на полицейский и военный
аппарат (Испания периода правления
Франко, Чили периода власти Пиночета).
Суд в таком государстве—вспомогательный
инструмент. Используются также внесудебные
методы расправы (сталинские «тройки»,
психиатрические больницы, выдворение
за границу).
Оппозиция
при авторитарном режиме не допускается.
В политической жизни могут участвовать
и несколько партий, но они должны
ориентироваться на линию, выработанную
правящей партией, в противном случае
они разгоняются.
Личность
не пользуется конституционными правами
и свободами, даже если они и провозглашаются
на бумаге. Она лишена также гарантий
безопасности во взаимоотношениях с
властью. Провозглашается полный приоритет
интересов государства над личностью.
Авторитарная
власть уже приходит к осознанию
того, что доверие народа — великая
сила, а поэтому культивирует в массах
фанатизм по отношению к себе, используя
демагогию и превращая население в простой
объект манипуляций,
В
настоящее время авторитарный режим
не является редкостью. Он существовал
и в СССР на момент провозглашения
перехода России к рыночным отношениям.
6.
Либеральный режим существует
в тех странах, где развиты
рыночные отношения. Рынок требует
равноправных, свободных партнеров.
Либеральное государство как
раз и провозглашает формальное
равенство всех граждан. Фактического
же равенства пока нет. Провозглашается
свобода слова. Плюрализм мнений
выглядит часто как вольнодумство
и даже как попустительство
(о сексуальных меньшинствах и
др.).
Экономическую
основу либерализма составляет частная
собственность. Государство освобождает
производителей от опеки, не вмешивается
в экономическую жизнь людей,
а только устанавливает общие
рамки свободной конкуренции
товаропроизводителей. Оно же выступает
и в качестве арбитра при разрешении
между ними споров.
Либеральный
режим допускает существование
оппозиции. Более того, при устойчивом
либерализме принимаются меры к
его культивированию и даже финансовой
поддержке (например, теневых кабинетов
в парламенте). Многопартийность —
необходимый атрибут либерального общества.
Государственные
органы формируются путем выборов,
исход которых зависит не только
от мнения народа, но и от финансовых
возможностей тех или иных партий
(например, как у ЛДПР) или отдельных
кандидатов. Осуществление государственного
управления производится на основе принципа
разделения властей. Система сдержек
и противовесов уменьшает возможность
злоупотребления властью. Государственные
решения принимаются в основном
путем большинства голосов.
Государственное
управление и правовое регулирование
осуществляется на основе децентрализации',
центральная власть решает только те
вопросы, которые не может решить
местная власть.
Либеральный
режим существует в развитых странах
Европы, США и Японии. Россия только
вступает в эпоху либерализма. Его
использование возможно лишь в обществе,
отличающемся высоким уровнем экономического,
политического и социального
развития,
7.
Демократический режим — это
режим будущего. Некоторые развитые
страны, например, скандинавские, подошли
к нему вплотную. Он предоставляет
гражданам широкие права и
свободы, а также обеспечивает
социально-экономическую основу
их осуществления всеми гражданами.
В
демократическом государстве народ
является источником власти. Представительные
органы и должностные лица в государстве
здесь также избираются, но критерием
их избрания являются не политические,
а профессиональные качества. Широкое
развитие ассоциативных связей на всех
уровнях общественной жизни (движения,
объединения, союзы,-секции, клубы, общества
и т. п. способствуют превращению
государства-нации в государство-цивилизацию.
Референдумы, плебисциты, народные инициативы,
обсуждения становятся нормой жизни. Наряду
с государственными создается система
органов прямого представительства,
участвующих в управлении делами
общества. При принятии решений учитываются
и интересы меньшинства.
Нормативное
регулирование приобретает качественно
новый характер: право как главный
социальный регулятор либерального
общества уступает место морали. Гуманизм
и нравственность — отличительные
признаки демократического государства.
Демократия
— это явление высокоорганизованного
гражданского общества. Для ее установления
необходимы соответствующие предпосылки:
высокое экономическое развитие
и высокий уровень благосостояния
людей, большинство из которых — собственники;
высокий уровень развития представительных
учреждений и политического сознания
людей, их высокий культурный уровень,
готовность к сотрудничеству, компромиссу
и согласию.
3.2.
Власть, как обязательный
аспект в характеристике
типов государства
Политический
режим, установленный в том или
ином государстве определяет прежде
всего роль индивида в управлении
государством. Как уже было сказано,
власть может принадлежать народу,
группе его представителей и даже
одному человеку.
Власть
- это социальный институт, социальное
отношение, проявляющееся в возможности
и праве одного индивида или группы
принимать решения, приобретающие
обязательный характер для другого
индивида или группы. Другими словами,
это отношения управления-исполнения,
иногда выраженное в более жесткой
форме командования-подчинения. В
основе подчинения одного человека другому
лежит неравенство: неравенство
естественное (физиологическое, интеллектуальное
и т. п.) и неравенство социальное
(статусное, экономическое, образовательное
и т. п.).
Власть,
возникающая на основе естественного
неравенства, всегда носит характер
межличностного взаимодействия, всегда
персонифицирована. Власть, основанная
на социальном неравенстве, утрачивает
свою персонифицированную форму. Такая
власть носит более определенный
и устойчивый характер. Она воспроизводится
в обществе независимо от ее конкретных
участников, в достаточно устоявшихся
местах социального пространства и
в постоянных формах.
В
любом обществе есть нормы, закрепляющие
и поддерживающие неравное положение
индивидов в социуме, которое
дает возможность одному человеку управлять
другим, зависящим от него. В социальной
организации существуют правила, регламентирующие
иерархическую структуру этой организации
и определяющие статус, обладание
которыми дает человеку возможность
осуществлять власть.