Современная теория государства и права

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 18:09, курсовая работа

Краткое описание

Типология государства представляет собой довольно сложный и в то же время очень важный вопрос в теории государства и права. Исторический путь развития государства насчитывает уже около 8 тысяч лет. Несколько тысячелетий, веков и даже десятилетий назад государства были совсем не такими, какими они являются в настоящее время. Теория государства и права пытается определить основные этапы исторического развития государства, сформулировать логику развития государства. Считается, что на каждом этапе исторического развития государство приобретает определенную совокупность черт, признаков, которые позволяют отнести его к определенному типу государств.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….2
Глава 1. Понятие типологии государства……………………………………4
1.1 Подходы к типологии государства……………………………………..…..6
1.1.1 Формационный подход…………………………………………………...8
1.1.2 Цивилизационный подход……………………………………………..….12
Глава 2. Типы государства…………………………………...……………….15
2.1 Типы государства согласно формационной теории…………………….....15
2.2 Типы государства согласно цивилизационной теории…………………....19
Глава 3. Характеристика основных типов государства……………….…21
3.1 Виды политических режимов……………………………………………....22
3.2 Власть, как обязательный аспект в характеристике типов государства……………………………………………………………………….28
Глава 4. Современная теория государства и права………………………42
Заключение…………………………

Файлы: 1 файл

моя курсовая Настена.docx

— 87.71 Кб (Скачать)

    Таким образом, легитимация государственной  власти в условиях монархической  формы правления во всех ее разновидностях в большей или меньшей степени  связана не только с конституцией, но и с неписаными соглашениями, традициями, обычаями. Там, где конституций  нет, такие нормы являются главным  основанием легализации (нередко наряду с постулатами религии), но и там, где есть писаная конституция, роль традиционных норм весьма значительна. Легитимация данной формы правления  также в значительной степени  опирается на традиции и харизму  правителя - «доброго», «сильного», «мудрого»  и т.д. монарха, каждый выбирает из этих характеристик то, что импонирует его психическому складу и его  практическому опыту.

    Республика  – форма правления, при которой  высшую государственную власть осуществляет выборный орган, избираемый на определенный срок. В зависимости от того, кто  формирует правительство, кому оно  подчинено и подконтрольно, республики подразделяются на президентские, парламентские  и смешанные.16

    В президентской республике правительство  назначает президент по своему усмотрению, независимо от парламента, оно не нуждается  в вотуме доверия парламента (иногда, например, в США требуется утверждение  назначений президента и прежде всего  министров со стороны верхней  палаты парламента — Сената). Правительство  представляет по существу кабинет президента, его совещательный орган (в ряде стран министры не образуют коллегии Совета министров). Руководит заседаниями  правительства президент, особой должности  премьер-министра нет, он же принимает  единолично решения в присутствии  министров (решения принимаются  не большинством голосов, да и голосования  не проводится). Правда, в некоторых  президентских республиках в  последние десятилетия стала  появляться должность премьер-министра (в старых президентских республиках  премьер-министром фактически является сам президент), но это - административный премьер, выполняющий текущие обязанности. Собрать министров на заседание  он может только по поручению президента.

    Руководителем правительства, определяющим его политику, остается президент. Вотум недоверия  министрам со стороны парламента при данной форме не грозит, если бы он даже был принят, он не имеет  юридических последствий: министры не обязаны уходить в отставку, они несут ответственность не перед парламентом, а перед президентом. Правда, в последние десятилетия  в некоторых президентских республиках  заимствованы отдельные черты республик  парламентарных и, прежде всего, стала  возможной ответственность правительства (а также отдельных министров) перед парламентом. Такая ответственность  обставлена настолько жесткими условиями, что на практике не применяется. Кроме  того, даже при вотуме недоверия  вопрос, в конечном счете, решает президент: он может уволить правительство  в отставку, а может распустить парламент, выразивший недоверие, может  вынести вопрос о доверии правительству  на референдум (Египет) и т.д. Легализация  данной государственной формы мало связана с традициями и обычаями, она опирается прежде всего на конституционные нормы. Это не случайно, поскольку многие президентские  республики возникли на месте монархий или в бывших колониальных странах, и принятие новых конституций  означало юридический разрыв с прежними порядками. Однако легитимация поста  главы государства была весьма тесно  связана с традициями: еще творцы первой, американской конституции 1787 г. конструировали полномочия президента США по образцу британского монарха, что не удивительно: иного опыта  они не знали. Главы государств в  президентских республиках Азии и Африки обычно использовали значение харизмы, они пытались перенести  на себя представления населения  о вождях племен, шейхах и т. д. (правда, теперь в масштабе страны), что во многих случаях удавалось. Некоторые  президенты африканских государств наряду с титулом президента имели  и другие, официальные титулы, призванные подчеркнуть их величие: «лев», «солнце», «всепобеждающий», «разгрызающий любую  кость» и т.д.

    В парламентарной республике правительство  формируется парламентом, фактически партией или партиями, имеющими большинство  в нижней палате парламента или в  однопалатном парламенте. Эта схема  в принципе такая же, что и в  парламентарной монархии, только место  монарха при назначении правительства (акте чисто формальном) занимает президент. Правда, в некоторых ситуациях  бывает, что президент, как и в  крайне редких случаях, монарх, вмешивается  в процесс формирования правительства, но это бывает в исключительных ситуациях. Правительство несет политическую ответственность перед парламентом. Он утверждает программу деятельности нового правительства путем голосования, может выразить недоверие всему  составу правительства или отдельному министру, и это влечет уход правительства  или министра в отставку (правда, при недоверии правительству  президент вправе распустить парламент  с обязательным назначением новых  выборов). Если же новый состав парламента опять выскажется за недоверие правительству (путем голосования большинства), оно обязано уйти в отставку. При  солидарной ответственности правительства  весь состав кабинета уходит в отставку, даже если недоверие выражено одному министру, при индивидуальной ответственности  уходит в отставку тот министр, которому выражено недоверие парламентом.

    Легализация формы парламентарной республики, как  способа управления, мало зависит  от традиций и обычаев. Она связана  почти целиком с конституционными текстами, другими законами. В отличие  от президентской республики в ряде развивающихся стран, положение  главы государства в парламентарной республике не связывается ни с традицией, ни с харизмой, ни с присвоением  особых титулов. В парламентарной республике он не обладает существенными властными  полномочиями. Однако в условиях данной формы, в отличие от президентской  республики, действуют важные юридические  фикции, которые оказывают самое  прямое влияние на процесс осуществления  государственной власти.

    В большинстве парламентарных республик  конституции закрепляют весьма обширные полномочия президента, но на деле он их не осуществляет. Эти полномочия фактически реализуются правительством. 17

    Развитие  республиканской формы правления  в современном мире свидетельствует  об определенной тенденции: творцы конституций  пытаются совместить плюсы президентской  и парламентарной республик и  исключить минусы. От президентской  республики воспринимаются те стороны, которые обеспечивают стабильность правительства18, от парламентарной берется подконтрольность правительства парламенту, но ограниченная рядом жестких условий. Начало такому соединению разных сторон положила французская конституция 1958 г., впервые создавшая модель полупрезидентской (смешанной, полупарламентской) республики. Характерной чертой смешанных республик является двойная ответственность правительства – и перед президентом и перед парламентом. В подобных республиках президент и парламент избираются непосредственно народом. Главой государства здесь выступает президент. Он назначает главу правительства и министров с учетом расклада политических сил в парламенте. Глава государства, как правило, председательствует на заседании кабинета министров и утверждает его решения. Парламент тоже имеет возможность контролировать правительство путем утверждения ежегодного бюджета страны, а также посредством права вынесения правительству вотума недоверия. Впоследствии такая форма, но со своими особенностями утвердилась в некоторых развивающихся странах (например, в Шри Ланке), она воспринята с рядом существенных черт конституцией России 1993 г., где безраздельно доминирует президент. Правительство несет ответственность перед парламентом, но есть особые условия для принятия парламентом вотума недоверия, неудивительно, что после принятия конституции 1958 г. во Франции имели место лишь единичные случаи вотума недоверия правительству (в форме резолюции порицания). В России в соответствии с конституцией правительство подлежит увольнению президентом только при условии, что нижняя палата вынесет вотум недоверия правительству не один раз, а два, причем в срок, не превышающий четырех месяцев.19 Такой практики еще не было.

    В республиках, остающихся парламентарными, тоже принимаются меры для укрепления стабильности правительства. Так, в  Германии предусмотрен «конструктивный  вотум недоверия»: парламент, выражая  недоверие канцлеру (главе правительства), обязан одновременно утвердить кандидатуру  нового канцлера. Это создает дополнительные сложности на пути отставки правительства. В Германии более чем за четыре десятилетия она имела место  всего дважды.

    В некоторых странах Африки в 60-90-хх гг. существовала монократическая республика. Она была связана с конституционным  разрешением деятельности единственной партии, председатель которой был  объявлен пожизненным президентом.20 В КНДР пост президента (точнее, высшего руководителя государства) был объявлен даже не пожизненным, а наследственным: было заявлено, что после смерти Ким Ир Сена этот пост займет его сын, что и произошло в 1994 г. Кстати, впервые пост несменяемого президента был введен конституцией Югославии для Ио-сипа Броз-Тито. В настоящее время пожизненных президентов нет21, они были либо свергнута в результате очередного военного переворота, либо смешены с поста медицинскими консилиумами в связи с достижением преклонного возраста и неспособностью управлять государством (84-летний Бургиба в Тунисе), что осуществлялось на основании конституции, но с участием вооруженных сил, либо, наконец, внесли изменения в конституцию, с отказом от пожизненного характера поста президента, но не от самого президентства (Мобуту в Заире).

    Легализация монократической республики осуществляется обычно путем внесения соответствующих  положений в конституцию. По форме  это соответствует нормам права, но на деле такие изменения представляют собой просто реализацию воли всевластного президента.

    Заключение

    В своей курсовой работе я изучила  типы государств, согласно двум основным подходам – формационному и цивилизационному.

    Как объясняет формационный подход, любое  общество находится в рамках определенной общественно-экономической формации и включает два основных и неравнозначных по характеру компонента. Первый - экономический  базис, состоящий из системы производственных отношений и, прежде всего, отношений  собственности. Второй - надстройка, куда относятся общественное сознание, мораль, право, государство, религия и наука.

    В нашей стране долгое время доминировала формационная теория. Более того, наше государство считалось социалистическим, и одно его существование гарантировало  гражданам «светлое будущее» – коммунизм. Но этого не произошло, и этот факт говорит о наличии недостатков  и недоработок в данной теории.

    Что касается цивилизационного подхода, то согласно ему, определяющими в развитии государства являются факторы социокультурные, включающие духовную жизнь общества, идеологию, нравственность, религию. Именно они главным образом определяют особенности развития данной общественной системы и характерные черты  ее государственной власти.

    Современное понимание прогресса государственности  выдвигает на первый план качество жизни, положение личности, которое  обеспечивает государство. Я считаю, что наиболее верный путь – это интеграция формационного и цивилизационного подходов и создание новой комплексной теории, универсальной по своим критериям для всех государств мира в поступательном историческом движении.

    Государства современного мира следует разделять  на типы посредством определения  господствующего в них политического  режима.

    Права и свободы человека и гражданина во многих странах, в том числе  и в России, стали высшей ценностью  и намечена тенденция их обеспечения  и защиты. Это естественное развитие, опыт многих тысячелетий и начало проявления цивилизованности народов  планеты.

Информация о работе Современная теория государства и права