Современная теория государства и права

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 18:09, курсовая работа

Краткое описание

Типология государства представляет собой довольно сложный и в то же время очень важный вопрос в теории государства и права. Исторический путь развития государства насчитывает уже около 8 тысяч лет. Несколько тысячелетий, веков и даже десятилетий назад государства были совсем не такими, какими они являются в настоящее время. Теория государства и права пытается определить основные этапы исторического развития государства, сформулировать логику развития государства. Считается, что на каждом этапе исторического развития государство приобретает определенную совокупность черт, признаков, которые позволяют отнести его к определенному типу государств.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….2
Глава 1. Понятие типологии государства……………………………………4
1.1 Подходы к типологии государства……………………………………..…..6
1.1.1 Формационный подход…………………………………………………...8
1.1.2 Цивилизационный подход……………………………………………..….12
Глава 2. Типы государства…………………………………...……………….15
2.1 Типы государства согласно формационной теории…………………….....15
2.2 Типы государства согласно цивилизационной теории…………………....19
Глава 3. Характеристика основных типов государства……………….…21
3.1 Виды политических режимов……………………………………………....22
3.2 Власть, как обязательный аспект в характеристике типов государства……………………………………………………………………….28
Глава 4. Современная теория государства и права………………………42
Заключение…………………………

Файлы: 1 файл

моя курсовая Настена.docx

— 87.71 Кб (Скачать)

    Из  всего сказанного о рабовладельческом  обществе можно сделать вывод: рабство  – основа всего производства, рабы – главный производящий класс, противоречие между рабами и рабовладельцами  – центральное противоречие общества.

    Рабство, как экономическое и юридическое  состояние, имело место на определенных последующих этапах государства, но не было социально-экономической основой  в процессе становления этого  государства, не являлось результатом  разложения первобытнообщинного строя. Произошло перерастание первобытного общества в раннеклассовые государства.

    Таким образом, можно сделать вывод, что  при рабовладельческом строе государрство служило средством поддержания и укрепления частной собственности рабовладельца на средства производства и рабов, являлось орудием диктатуры класса рабовладельцев.5

    2. Феодальное государство и право

    На  третьем этапе развития рабовладельческого общества наступает эпоха его  кризиса. Рабовладельческие производственные отношения, прежде всего их характер, уже не полностью соответствуют  уровню развития производительных сил, становятся тормозом для них. Рабский  малопроизводительный труд постепенно заменяется трудом колонов, которым  передаются в пользование определенные участки земли на условиях выполнения повинностей в пользу хозяина  земли (нередко бывшего рабовладельца).

    Это свидетельствует о зарождении в  недрах рабовладельческого общества новых, более прогрессивных феодальных производственных отношений, способствующих дальнейшему поступательному развитию производительных сил. В конечном счете  они одерживают победу над старыми  производственными отношениями, что  отражается в надстройке: рабовладельческое  государство заменяется на феодальное, которое становится орудием господства крупных землевладельцев (помещиков, феодалов) над зависимым крестьянством. Возникнув на базе  феодальной системы  хозяйства и феодальной собственности, феодальное государство охраняет экономическую  основу феодализма.

    Способом  присвоения феодалом прибавочного продукта становится земельная рента. Вся  деятельность феодального государства  сводилась в основном к одному – удержать власть помещиков над  крепостными. На крестьянство ложилась вся тяжесть содержания класса эксплуататоров: князей, дворянства, духовенства. Крестьянин не признавался полной собственностью помещика, но мог быть продан, куплен, наказан своим господином. Помещик  мог потребовать от крестьянина  выполнения работы на себя.

    При феодальном строе государство охраняло частную собственность феодала  на землю и другие средства производства, а так же на различные формы  власти феодалов над зависимыми крестьянами. Оно представляло собой машину в  руках дворянства и духовенства  для подавления сопротивления крепостных крестьян, орудие для удержания крестьян вкрепостнои либо ином зависимом  состоянии.6

    3. Буржуазное государство и право

    Возникновение буржуазного (капиталистического) государства  в ходе разложения феодального строя  связано с победой новых капиталистических  общественных отношений. Данный тип государства функционирует на базе производственных отношений, основанных на капиталистической частной собственности на средства производства и юридической независимости рабочих от эксплуататоров. Экономическому, политическому и идеологическому господству класса буржуазии соответствует и буржуазный тип права, выражающий классовую волю буржуазии, охраняющий капиталистическую систему общественных отношений.7 Основной задачей его становится обеспечение господства диктатуры класса буржуазии. Экономической предпосылкой появления этих отношений является универсализация существующей частной собственности, возрастание степени ее обобществления. Экономическая структура капитализма вырастает из экономической структуры феодализма. В основе этого государства лежит капиталистическая частная собственность на орудия и средства производства, но не на работника. На первый план выходит экономическое принуждение, отношения эксплуатации сохраняются. Появляется наемный труд в национальном масштабе, поэтому капиталистический способ производства возможен только там, где работник лично свободен, независим как личность от капиталиста. На первых порах своего развития буржуазное государство выступает подчас компромиссом между старой властью в лице монарха и уходящего с исторической сцены класса и новым классом – буржуазией, которая обладает экономической властью, а с помощью государства становится и политически господствующей силой.

    4. Социалистическое государство и право

    Социалистическое  государство и право представляют собой четвертый тип государства, который может возникнуть только в ходе социалистической революции, при соответствующих условиях, связанных  с развитием буржуазного общества. В противоположность эксплуататорским социалистический тип государства является организацией государственной власти трудящихся при руководящей воле рабочего класса. Социалистическое государство служит созданию и развитию социалистических производственных отношений, основанных на общественной собственности на основные средства производства. Социалистическое государство представляет собой принципиально новый, высший тип государства, призванного ликвидировать эксплуататорские классы, уничтожить классовые различия вообще. Развивать демократию, построить коммунистическое общество.8 Социалистическое государство не тождественно совокупности государств, входивших ранее в так называемый социалистический лагерь. В теоретическом плане «социалистическое государство» означает некую абстракцию (а в политическом отношении – идеал), содержащую набор признаков, принципов и норм, отличающих данное государство от капиталистического. По-новому диктаторское и по-новому демократическое, оно является политической организацией большинства населения во главе с рабочим классом.

    Если  все предыдущие государства были основаны на частной собственности, то экономическую основу социалистического  государства составляет общественная собственность в различных ее формах, что дает возможность ликвидировать  эксплуатацию человека человеком, устранить  причины, ее порождающие.

    Исходя  из данной теории, социалистическое государство  уже не есть государство в собственном  смысле т.к. оно не является орудием  власти. Фактически оно «полугосударство», выражающее волю и интересы большинства  членов общества - рабочего класса.

    5. Переходное государство

    Исходя  из основных исторических типов государств, формационная теория утверждает, что  в рамках одного и того же исторического  типа государства, как правило, существуют его разновидности. Их возникновение  при одинаковой экономической и  классовой базе  и классовой  природе обусловлено наличием специфических  условий – это соотношение  классовых сил в стране, климатические  условия, внешние условия и др.

    Такие разновидности государств в рамках одного и того же исторического типа носят обычно промежуточный характер. В переходных государствах власть принадлежит  не одному, а коалиции двух или нескольких классов. Пример – государства, возникавшие  в период перерастания буржуазно-демократической  революции в социалистическую. В  такие периоды возникали и  хотя недолго, но все же функционировали  государства революционно-демократической  диктатуры пролетариата и крестьянства. В первые годы после второй мировой  войны переходную природу имели  восточно-европейские государства  народной демократии, которые позже  мирно эволюционировали в ту или  иную разновидность социалистического  государства.

    Необходимость ввести в формационную теорию понятие  «разновидность государства» вытекает из того обстоятельства, что в рамках формационного подхода оказывается  затруднительно описать, объяснить  и спрогнозировать развитие конкретной государственности у конкретного  народа.

    2.2. Типы государств согласно цивилизационной теории

    1. Государство в первичной цивилизации

    Существуют  различные основания для типологизации  цивилизаций и их государственности. Такие как, хронологические, генетические, пространственные, религиозные, по уровню организации и др. Можно выделить три группы отношений, которые определяют цивилизационные характеристики государства  и лежат в основе его цивилизационной  типологии. В понятии цивилизационного типа государства выражаются обусловленные  уровнем развития товарного производства и обмена культурные особенности  государств, которые проявляются1:

    1) в отношениях между обществом (государством) и природой;

    2) в межгосударственных отношениях;

    3) в их взаимоотношениях с обществом;

    Для типологии государств с точки  зрения цивилизационного подхода наибольший интерес представляет классификация  цивилизаций по уровню их организации. Цивилизации де6лятся на первичные  и вторичные. Государства в первичных  и вторичных цивилизациях резко  отличаются друг от друга по своему месту в обществе, выполняемой  роли и социальной природе.

    Первичные цивилизации принимают государственно-страновой, хотя нередко и имперский характер. Обычно к ним причисляют древнеегипетскую, шумерскую, ассиро-вавилонскую, иранскую, бирманскую, сиамскую, кхмерскую, вьетнамскую, японскую и др. Их анализ показывает огромную роль государства как объединяющей  и организующей силы, не определяемой, а определяющей социальные и экономические  структуры. Отличительной особенностью этих обществ было соединение государства  с религией в политико-религиозном  комплексе, где государство –  более чем государство. Религия  же прямо включает в себя обожествленного  правителя, т.е. государство в культе вождя, фараона, раджи, микадо и т.д. В первичных восточных цивилизациях государство являлось составной  частью не только политической надстройки, но и базиса, что было связано  с обеспечением им как политического, так и хозяйственного социального  функционирования общества.

    2. Место государства во вторичной цивилизации

    Вторичные цивилизации – это западноевропейская, восточноевропейская, североамериканская, латиноамериканская, буддийская и др. В них проявилось отчетливое различие между государственной властью  и культурно-религиозным комплексом. Власть оказывалась уже не такой  всемогущей и всепроникающей силой, какой она была в первичных  цивилизациях. Но и в них, с цивилизационной  точки зрения, государство было компонентом, во многом подчиненном культурно-религиозной  системе.

    Во  вторичных цивилизациях положение  правителя было двойственным. С одной  стороны, он средство утверждения сакральных принципов и заветов и в  качестве такового достоин всяческого повиновения. А с другой – он сам  не вправе нарушать эти заветы, иначе  его власть незаконна. Его власть – это служение, которое должно следовать идеалу, и поэтому вторична.

    Глава 3. Политический режим и его разновидности

    Политический  режим — это способ властвования. Он характеризует взаимоотношения  правящей элиты и населения и  представляет собой совокупность методов  практического осуществления государственной  власти. Политический режим определяет уровень политической свободы в  обществе, правовое положение личности, дает ответ на вопрос о том, каким  образом осуществляется государственная  власть, в какой мере население  допускается к управлению делами общества и в том числе к  правотворчеству.

    На  протяжении многовековой истории существования  государства как социального явления было отмечено семь видов политического режима. Расположим их последовательно но нарастающей степени свободы, которой пользуются индивиды и организации.

    1. Деспотический режим. Этот режим характерен для абсолютной монархии. При деспотии власть осуществляется исключительно одним лицом. Но поскольку фактически деспот один управлять не может, он вынужден перепоручать некоторые управленческие дела другому лицу, пользующемуся у него особым доверием. На Востоке его называли визирем. За собой деспот непременно оставляет карательную и налоговую функции.

    Воля  деспота произвольна и иной раз  выглядит не только как самовластие, но и как самодурство. Главное  в деспотическом государстве  — повиновение, исполнение воли правителя. Но есть сила, способная противостоять воле деспота,— это религия, она является обязательной и для государя.

    При деспотии жестоко подавляются любая  самостоятельность, недовольство, возмущение и несогласие подвластных. Санкции, применяемые при этом, потрясают  воображение своей суровостью. При  этом, как правило, они не соответствуют  содеянному, а определяются произвольно. Главной санкцией, применяемой наиболее часто, является смертная казнь. Жестокое подавление применяется широко, власть стремится к ее наглядности с тем, чтобы посеять страх и обеспечить повиновение.

    Деспотический режим характеризуется полнейшим  бесправием подданных. Отсутствие элементарных прав и свобод сводит их на положение  скотины. Речь может идти лишь об удовлетворении физиологических потребностей, да и  то не в полной мере.

    Деспотия  — это, в основном, историческое прошлое. Современный мир ее не приемлет.

    2. Тиранический режим основан на  единоличном правлении, однако  характеризуется наличием института  наместника, а не визиря. Власть  тирана жестокая. Стремясь подавить  сопротивление, он казнит не  только за выраженное неповиновение,  но и за обнаруженный умысел  на этот счет, т. е. превентивно,  чтобы посеять страх среди  населения.

Информация о работе Современная теория государства и права