Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 14:56, курсовая работа
Цель настоящей работы – рассмотреть понятие, признаки и функции государства с точки зрения современных историков и правоведов, а также попытаться объективно обобщить полученный материал.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие и сущность государства;
- определить признаки государства;
- найти отличия государства от других образований;
- выделить и изучить выполняемые государством функции;
Раньше широко допускалось отождествление функций государства как основных направлений деятельности государства с самой его деятельностью.
В связи с тем, что
Рассмотрим
Наиболее общими критериями отграничения одной функции от другой являются:
- особенности объекта государственного воздействия, своеобразие тех общественных отношений, на которые государство воздействует в процессе своей деятельности;
- обусловленная последними специфика содержания каждой функции, т.е. более или менее однородных, близких друг к другу видов государственной деятельности36.
В зависимости от того, в какой сфере общественной жизни — внутренней или внешней — осуществляются те или иные функции государства, разрешению каких задач они служат — внутриполитических или внешнеполитических — они подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние функции государства — это, например, экономическая, экологическая, функция развития культуры, науки и образования. К внешним функциям относятся: оборона страны, обеспечение мира и поддержка мирового порядка и т.д.
Среди внутренних и внешних функций государства различаются функции основные и неосновные.
Основные функции — это наиболее общие, важнейшие направления деятельности государства по осуществлению коренных стратегических задач и целей, стоящих перед ним в определенный исторический период.
Основным функциям
государства присущ ряд общих
черт. Во-первых, в них наиболее выпукло
проявляется классовая и
Сообразно с этим
основные функции государства
Необходимо помнить, что термин «неосновные функции» условный. Его употребление правомерно лишь постольку, поскольку помогает выделить из множества различных государственных функций более широкие по объему и общие по содержанию основные функции государства.
Важно подчеркнуть, что основная функция — не конгломерат, а определенная, проникнутая внутренним единством и целеустремленностью система многочисленных направлений деятельности государства. Эта система отличается от составляющих ее элементов.
От основных и неосновных функций государства следует отграничивать функции органов государства, т.е. реализацию компетенции, прав и обязанностей отдельных органов в соответствии с их местом и назначением в государственном механизме и политической системе общества.
Осуществление основных функций государства по своему содержанию есть непрерывный процесс реализации многочисленных неосновных государственных функций и функций отдельных государственных органов. Соотношение между указанными разновидностями государственных функций отражает диалектику
общего, особенного и единичного в деятельности государства.
Рассмотрение
Задачи и функции
государства — явления
В задачах государства определяются его социальное назначение, историческая миссия в тот или иной исторический период.
Задачи государства имеют исходное значение по отношению к его функциям, являются их ближайшей непосредственной предпосылкой. В задачах концентрируется и преломляется воздействие экономики и политики на развитие функций государства.
В свою очередь, функции государства представляют собой средство реализации, выполнения его задач. Задачи государства воплощаются в жизнь посредством осуществления его функций.
Не следует также смешивать функции государства с принципами его формирования и деятельности.
В процессе исторического
развития государства в его функциях
происходят изменения: одни из них отпадают,
другие — углубляются и видоизменяют
свое содержание, третьи — возникают вновь.
Но во всех случаях они обусловливаются
свойственными определенной исторической
эпохе экономической и социально-классовой
структурой общества, сущностью государства
и его социальным назначением. Поэтому
функции конкретного государства должны
рассматриваться с учетом его принадлежности
к определенному типу государства.
3.2.
Основные внутренние
функции государства
Российская федерация переживает один из важнейших этапов развития своей государственности. Данный этап начался переходным периодом осуществления коренных политических, социально-экономических и духовных преобразований, формирования основанного на рыночной экономике гражданского общества.
В
переходный период, который переживает
наша страна, на первый план выдвигается
экономическая функция
Экономическим
фундаментом отечественной
Новый
экономический механизм (институты
рыночного хозяйствования, системы
государственного управления, демонополизации,
налогообложения, хозяйственного законодательства)
еще только создается. Вот почему
формирование системы государственно-
Экономическая функция реализуется по двум взаимосвязанным направлениям деятельности государства: 1) установления форм и методов воздействия на различные виды хозяйствования; 2) обеспечения надежной охраны и защиты всех существующих форм собственности39.
Методы
реализации экономической функции
зависят от форм собственности и
видов хозяйствования. К государственному
сектору экономики государство
должно относиться как полноправный
хозяин, иначе не преодолеть неразбериху,
не остановить разбазаривание государственной
собственности. Здесь возможны методы
гибкого планирования, государственного
заказа, а при проведении кадровой
политики — и административные методы.
Однако главным и тут, видимо, должен
быть метод материального и
Хозяйственно-
При
многоукладной экономике
Важнейшая
обязанность государства
Продолжением
экономической функции в сфере
распределительных отношений
Социальная цена издержек и ошибок в проведении реформ оказалась столь внушительна, что ставит под сомнение необходимость самих реформ, вызывает у многих либо безразличное к ним отношение, либо активное или пассивное им сопротивление. Давно сказано и доказано, что даже самые лучшие планы, самые необходимые и полезные реформы могут быть извращены, загублены плохим их исполнением. Однако сами реформы тут не при чем, виноваты реформаторы, их волюнтаризм, некомпетентность, безответственность43.
За последние годы десятки миллионов жителей страны оказались за чертой бедности. Среди них и люди преклонного возраста, и трудоспособные рабочие и крестьяне, и интеллигенты, ученые, работники высшей школы. Невыносимы условия жизни многих молодых семей. В обществе возникло вопиющее и уродливое по своим исходным нравственным началам неравенство. Баснословно богатыми оказались не талантливые люди, не активные предприниматели, товаропроизводители, а те, кто расхищал, разбазаривал, продавал за рубеж созданное многолетним трудом общенародное достояние, т. е. разбогател криминальный капитал — главный источник роста преступности, обнищания и деградации общества44.
Чтобы
изменить столь взрывоопасную социальную
ситуацию, государству целесообразно
свою деятельность на ближайшую перспективу
подчинить следующим задачам: остановить
падение уровня жизни населения;
усилить мотивацию трудовой и
предпринимательской
В условиях рыночной экономики значение основной получает функция по налогообложению и взиманию налогов, органично связанная с экономической и социальной. Бюджет государства, его финансовые возможности целиком зависят от различного рода налогов, сборов, пошлин и иных обязательных платежей. Отсюда принципиальное значение приобретают государственная политика налогообложения, обязанность государства в интересах социальной справедливости регулировать высокие и сверхвысокие доходы путем прогрессивного налогообложения.