Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 14:56, курсовая работа
Цель настоящей работы – рассмотреть понятие, признаки и функции государства с точки зрения современных историков и правоведов, а также попытаться объективно обобщить полученный материал.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие и сущность государства;
- определить признаки государства;
- найти отличия государства от других образований;
- выделить и изучить выполняемые государством функции;
2.2.
Классовое и общесоциальное
в государстве
Классовый подход в определении сущности государства характерен для марксистской (марксистско-ленинской) теории государства, которая исходит из того, что государство – явление классовое. Оно возникает с расколом общества на антагонистические классы и существует только там, где существуют такие классы. С исчезновением классовых антагонизмов, а затем и классового общества государство отмирает и перерастает в органы коммунистического самоуправления.
Классовый характер государства марксистская теория видит в том, что государственная власть всегда принадлежит экономически господствующим классам и государство выражает волю этих классов, навязывая ее всему обществу.
С точки зрения марксизма государство есть орудие классового господства, «машина» для систематического подавления одних классов другими. Лишь социалистическое государство не является машиной для систематического подавления, в связи, с чем В. И. Ленин называл его, в частности государство диктатуры пролетариата, «полугосударством»24.
Надклассовый подход в понимании сущности государства выражен в различных немарксистских теориях государства, основными из которых являются теория элит, технократическая теория, теория «государства всеобщего благоденствия» и теория «плюралистической демократии».
Теория элит возникла в конце ХIХ – начале ХХ вв. Ее представителями являются Г. Моски, В. Парето, Х. Лассуэл, Д. Сартори и др. Согласно этой теории народные массы в силу отсутствия у них необходимых знаний, опыта, образования и т.д. не способны осуществлять государственную власть и управлять общественными делами. Поэтому власть должна принадлежать верхушке общества – «лучшим людям», элите. Современные сторонники этой теории считают, что существует несколько элит, между которыми ведется борьба за власть, а народ контролирует деятельность этих элит посредством избирательного права25.
Разновидностью теории элит считается технократическая теория, возникшая в начале ХХ в. и получившая распространение во второй его половине (60 – 70-е гг.). К ее сторонникам относятся Т. Веблен, Д. Бернхейм, Г. Саймон, Д. Белл и др. По мнению сторонников этой теории, управлять обществом должны специалисты – управленцы, менеджеры. Обладая соответствующей подготовкой, лишь они способны определять действительные потребности общества, принимать наиболее оптимальные политические решения и эффективно их осуществлять26.
Теория «государства всеобщего благоденствия», автором которой был английский ученый Д. Кейнси, получила распространение после Второй мировой войны как альтернатива господствовавшей до кризиса 1929 – 1933 гг. теории «государства ночного сторожа». Теория «государства ночного сторожа» отстаивала тезис о том, что государство не должно вмешиваться в общественную, особенно экономическую жизнь, за исключением случаев правонарушений. В отличие от нее теория «государства всеобщего благоденствия», наоборот, утверждала идею активного вмешательства государства в экономику в целях предотвращения кризисных явлений и оказания населению целого ряда социальных услуг (выплата пенсий, пособий по безработице и т.п.). При этом утверждалось, что государство перестало быть классовым и начало выражать интересы всех слоев населения, обеспечивая всеобщее благоденствие27.
Теория «плюралистической демократии» также возникла в ХХ в. Ее сторонники (Г. Ласки, М. Дюверже, Р. Дарендорф, Р. Аллен, Р. Даль и др.) исходят из того, что в современном обществе классы перестали существовать и вместо них возникли различные «страты», т.е. социальные прослойки, группы, объединяющие людей по различным признакам: сходству материального положения, возрасту, профессии, убеждениям, месту жительства и т.д. Для обеспечения интересов этих групп создаются различные политические и общественные организации, которые оказывают давление на государственную власть. Вследствие этого происходит «диффузия» власти, ее расслоение. Власть начинает осуществляться как государством, так и этими негосударственными организациями. По этой причине государственная власть утрачивает классовый характер и становится выразителем воли и интересов всего общества.
Перечисленные
немарксистские теории, равно как
и другие, в общем-то, по-разному трактуют
сущность государства. Но все эти теории
объединяет одно: они отвергают классовый
характер государства и исходят из того,
что государство выражает волю и интересы
не столько экономически господствующих
классов, сколько всего общества. Особенно
это относится к современным государствам.
В этой связи надклассовый подход в понимании
сущности государства нередко именуют
общесоциальным.
2.3.
Современный подход
к определению сущности
государства
Теперь
посмотрим, как трактует сущность государства
современная отечественная
Анализ научной и учебной литературы последнего десятилетия со всей определенностью позволяет сказать, что значительная часть российских исследователей считает, что отдельно взятые классовый и общесоциальный подходы дают лишь одностороннее представление о сущности государства. Поэтому необходимо использовать оба подхода: как классовый, так и общесоциальный, надклассовый. В то же время одни, используя оба этих подхода, трактуют сущность государства в его историческом развитии. Начиная с древнейших времен и примерно до середины ХХ в., государство, по их мнению, носило классовый характер и выступало в качестве орудия классового господства. Современное же государство, начиная с развитых западных демократий послевоенного периода (после Второй мировой войны), утратило классовый характер и из орудия классового господства превратилось в орудие социальных компромиссов28.
Другая группа исследователей, их, кстати, большинство, считает, что сущность государства следует рассматривать одновременно и с классовых, и с общесоциальных позиций, поскольку в любом государстве присутствуют как классовые, так и общесоциальные начала. Различным лишь является удельный вес каждого из них. В частности, в демократических государствах преобладают общесоциальные начала, а в антидемократических – классовые. Вследствие этого сторонники данной позиции исходят из двуединой сущности государства – классовой и общесоциальной одновременно29.
Имеются в современной отечественной теории государства и права и некоторые другие взгляды на сущность государства. Выше уже говорилось о том, что государство можно рассматривать в широком (общесоциальном) и узком (политическом) смыслах. По всей вероятности это надо учитывать и при характеристике сущности государства. В этой связи представляется возможным говорить о сущности государства как определенным образом организованном обществе и о сущности государства как определенной политической организации.
Сущность государства как определенным образом организованного общества, думается, состоит в том, что государство – это наиболее приемлемая в условиях социально неоднородного общества форма объединения людей, которая естественным путем пришла на смену родоплеменной организации общества30. При переходе к производящей экономике родоплеменная организация оказалась непригодной и под воздействием объективных факторов уступила место новой, государственной организации общества. Последняя прошла испытание временем и получила повсеместное распространение. На сегодняшний день человечество не имеет какой-либо альтернативной формы объединения людей, поскольку такой формы история еще не породила.
Что же касается сущности государства как определенной политической организации, то она видится в том, что государство – это единственная политическая организация, которая в силу присущих ей качеств исторически возникла как организация социального управления, т.е. управления обществом. Она не была навязана обществу извне, а объективно сформировалась в самом обществе. Эта организация может носить классовый или сословный характер, быть подчинена интересам каких-либо классов или социальных групп, проводить эти интересы в жизнь и навязывать их всему обществу, но во всех случаях она остается организацией, осуществляющей управление обществом, организацией, создающей и обеспечивающей в нем необходимый порядок31. Изменение соотношения классовых и общесоциальных начал в государстве меняет только содержание деятельности государства, но не меняет его сущности. Сущность государства, как и сущность любых предметов или явлений, всегда остается неизменной.
По мнению некоторых ученых, следует не дополнять представление о классовой сущности государства, а отказаться от него, признав, что государство остается государством, независимо от того, кому принадлежит в нем власть и в чьих интересах она осуществляется. Государство – это, в первую очередь, организация политической власти в обществе. Именно эта черта является определяющей, неизменной, сущностной чертой государства, чертой, отсутствие которой свидетельствует об отсутствии самого государства в обществе32.
При этом речь вовсе не идет об отказе от исследования классовых и общесоциальных сторон государства. Однако, принадлежность власти, будучи динамической характеристикой государства, подвижным, меняющимся элементом, должна рассматриваться в связи с понятием содержания государства, а не его сущности. Именно таким образом поступает, в частности, А.Ф.Черданцев, называя соответствующий параграф учебника «Классовые и общесоциальные элементы в содержании государства»33. Действительно, сущность – это устойчивое, остающееся в вещи; содержание текуче, неустойчиво, постоянно изменяется, обновляется; сущность представляет собой общее в вещи, предмете; содержание – всегда индивидуально, включает в себя как общее, так и единичное.
Что
же касается сущности государства, то
она видится в том, что государство
- это единственная политическая организация,
которая в силу присущих ей качеств
исторически возникла как организация
социального управления, т.е. управления
обществом. Она не была навязана обществу
извне, а объективно сформировалась
в самом обществе. Эта организация
может носить классовый или сословный
характер, быть подчинена интересам
каких-либо классов или социальных
групп, проводить эти интересы в
жизнь и навязывать их всему обществу,
но во всех случаях она остается
организацией, осуществляющей управление
обществом, организацией, создающей
и обеспечивающей в нем необходимый
порядок. Изменение соотношения
классовых и общесоциальных начал
в государстве меняет только содержание
деятельности государства, но не меняет
его сущности. Сущность государства,
как и сущность любых предметов
или явлений, всегда остается неизменной.
Стоит критически относится к
утверждению, что для современных
государств не свойственна классовая
природа. Современное государство
по-прежнему выполняет классовые
функции.
Глава 3 Функции современного государства
3.1.
Понятие и классификация
функций государства
Научное познание государства любого исторического типа обязательно предполагает рассмотрение его функций, представляющих собой важнейшие качественные характеристики и ориентиры не только собственно государства как особой организации публичной власти, но и общества в целом.
Функции государства
— это основные направления внутренней
и внешней деятельности государства,
в которых выражаются и конкретизируются
его классовая и
Профессор Марченко добавляет: “которые (функции) определяются также стоящими перед ним (государством) на том или ином этапе его развития целями, задачами и его социальным назначением”35.
В этих определениях выделены наиболее существенные признаки функций государства:
1.
Функции государства
2.
В функциях государства
служебная роль как важнейшей части надстройки по отношению к своему базису, реализуется разносторонняя практическая деятельность внутри страны и на международной арене;
3.
Функции государства возникают
и развиваются сообразно его
историческим задачам и целям.
Государство выполняет свое
Так,
в условиях, войны или надвигающегося
военного кризиса, когда перед государством
и обществом стоят задачи защиты
страны от нападения извне, на первый
план выступает функция обороны.
Ее приоритетность в этот период не
подлежит сомнению. В период же экономического
спада, а тем более экономического
кризиса, когда решаются задачи стабилизации
экономики и ее подъема, на первом
плане в силу самих объективных
обстоятельств оказываются