Состояние и развитие прав человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 17:58, курсовая работа

Краткое описание

Мы все сегодня, на Востоке и на Западе, - современники больших изменений во всемирной истории.
Проблемы правового государства всегда волновали прогрессивных мыслителей древности, средневековья и современности. В поле зрения философов, юристов, историков практически всегда находились такие вопросы типа, Что такое правовое государство? Когда появилась его идея и как она развивалась? Каковы его признаки, цели и назначения?
Проблема формирования правового государства актуальны для отечественной ю

Оглавление

Введение
Раздел 1. Возникновение идей правового государства
1.1 Блоки идей теории правового государства
1.2 Учение о правовом государстве И. Канта
1.3 Концепция правового государства отечественных юристов
Раздел 2. Построение правового государства в СССР
2.1 Социалистическое правовое государство
2.2 Признание правового государства как общечеловеческой идеи
2.3 Русская концепция правового государства
Раздел 3. Принципы правового государства - его несущие конструкции
Раздел 4. Современные подходы в понимании правового государства
4.1 Формирование правового государства в России
4.2 Правовое сознание и доверие
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовик по ТГП.doc

— 176.50 Кб (Скачать)

Таким образом, понятие "правовое государство" и "тоталитарное государство" в  этом смысле также являются антиподами. Поэтому в советской юридической науке на протяжении всего существования тоталитарного государства полностью и безоговорочно отвергались идея правового государства, которая неизменно клеймилась как "реакционная" и "буржуазная". Так, один из ведущих советских юристов 20-30-х гг.Е.Б. Пашуканис по этому поводу писал: "Правовое государство - это мираж, но мираж, весьма удобный для буржуазии, потому что он заменяет выветрившуюся религиозную идеологию, он заслоняет от масс факт господства буржуазии". Пашуканис Е.Б. Избранные произведения по общей теории государства и права. М., 1980. С. 135 
 

2.1 Социалистическое  правовое государство 

С началом  перестроечных процессов в бывшем Советском Союзе в конце 80-х - начале 90-х гг., в особенности после провозглашения XIX партийной конференции КПСС курса на построение социалистического правового государства Материалы XIX конференции КПСС 28 июня-1 июля 1988 г. М., 1988. С. 122, в юридической науке была принята попытка частичной рецепции идеи правового государства. В стране появилась довольно обширная литература, посвященное социалистическому правовому государству. Много внимания в то время уделялось обоснования прилагательного "социалистическое" применительно к понятию "правовое государство", и продолжалась критика "буржуазного" правового государства. Так, Г.В. Мальцев по этому поводу писал: "Социалистическое правовое государство отнюдь не то самое правовое государство, которое было и остается объектом справедливой критики…кое-кто пребывает в наивном убеждении, будто речь идет о некой единой и завершенной концепции правового государства, что, дескать, история выстрадала эту великую идею, а наши ученые, не разобравшись, в догматическом рвении отвергли ее, не оценили, и только теперь, в порядке запоздалого прозрения, начинают ее признавать. На самом деле нет и никогда не было единой - единственной идеи правового государства". Мальцев Г.В. Социалистическое правовое государство: концепция, пути реализации. М., 1990. С. 117 

2.2 Признание правового государства как общечеловеческой идеи 

Дальнейшее  развитие политической ситуации и юридической  науки в нашей стране привело  к признанию правового государства  именно как общечеловеческой идеи. Распад СССР, крушение тоталитарного  социализма дали новый мощный импульс развитию идей правового государства. Это был второй после эпохи великих буржуазных революций всплеск распространения идеи правового государства теперь уже в России, бывших советских республиках, странах Восточной и Центральной Европы. Идея правового государства возникает уже как противопоставление тоталитарному государству, поэтому вовсе не случайно, что и Россия, и большинство постсоветских и постсоциалистических стран записали в своих конституциях положение о правовом государстве. Такая же ситуация характерна и для посттоталитарных стран, где ранее господствовала иная, немарксистская идеология. Так, в Конституции Испании, где долгое время существовал тоталитарный франкистский режим, гласит: "Испания конституируется социальное демократическое правовое государство, которое провозглашает высшими ценностями своего правопорядка свободу, справедливость, равенство и политический плюрализм". Конституции буржуазных государств. М., 1982. С. 276 

Таким образом, в современном мире выделяются две группы государств, которые можно отнести к правовым в том смысле, что первые из них перестали быть полицейскими, а вторые - тоталитарными. 

В свою очередь, между понятиями "полицейское  государство" и "тоталитарное государство" существует известное единство, обусловленное общностью из наиболее существенных признаков. Однако эти понятия следует и различать. Выше уже приводилось мнение Ричарда Пайпса о том, что тоталитарное государство есть наиболее завершенная форма государства полицейского. В частности, по этому поводу он пишет: "Тоталитаризм отличается более конструктивным подходом, включая в себя все элементы полицейского государства, он идет дальше них, стараясь преобразовать общество таким образом, чтобы все проявления общественной жизни, даже не имеющие политического значения, попали под контроль бюрократии, или, точнее, аппарата государственной безопасности. Во всем усматривается политический смысл, и все ставится под контроль" Пайпс. Р. Указ. соч. С. 407. 

На  самом деле соотношение между  понятиями "полицейское государство" и "тоталитарное государство" несколько иное. Различие между ними состоит в том, в каком контексте их рассматривать. Если обратить внимание на политические режимы, определяя при этом форму государства, то следует говорить о тоталитарном политическом режиме и соответственно о тоталитарном государстве. Тоталитаризм как режим противопоставляется в данном случае демократическому политическому режиму, или демократии. Таким образом, можно говорить об одном ряде противопоставлений: тоталитарное государство - демократическое государство, тоталитаризм - демократия. Правовое же государство, без всякого сомнения, должно быть демократическим по своему режиму. Однако эти понятия не совсем тождественны: слово "демократия" подходит в большей степени для определения политического режима, юридически закрепленного соответствующих нормативно-правовых актах. 

Правовое  государство несколько шире юридического понятия демократии. Оно включает в себя все состояние общества, определенный порядок взаимоотношений  его с государством. "Понятие правового государства, - писал А.В. Сурилов, - не замыкается границами государств в институциональном смысле, но распространяется на все общество, на государство как географическое понятие. Деятельность общественных организаций должна носить гуманитарный характер, а их структура должна быть демократической". Сурилов А.В. Советское правовое государство и юридическая наука («круглый стол», выступление)//Советское государство и право. 1989. № 3. С. 60 В этом смысле понятие "правового государства" приобретает больше философский, чем юридический аспект. Такое же или подобное соотношение существует и между понятиями "полицейское государство" и "правовое государство". Полицейское государство - это тоже состояние общества, в котором царит "полицейский" дух: доносительство, шпиономания, внутренняя изоляция и т.д. Тоталитарное государство, в узком смысле слова, представляет собой юридически оформленный режим полицейского государства. В этом смысле понятие полицейского государства шире (вопреки Ричарду Пайпсу), чем понятие тоталитарного государства. Однако сам термин "тоталитаризм" в современной науке используется, как правило, в более широком смысле и означает то же самое, что мы понимаем под полицейским государством. Дело в том, что термин "полицейское государство" по сравнению с термином "тоталитаризм" не получил широкого распространения и употребляется крайне редко. Поэтому второй ряд противопоставлений, который вытекает из этого, состоит в следующем: полицейское, или тоталитарное, государство в широком смысле - правовое государство. 

Для того, чтобы определить, является то или иное государство, провозгласившее  себя, правовым, таковым на самом  деле, необходимо в первую очередь  установить в них отсутствие признаков  полицейского (тоталитарного) государства. 

Какие же наиболее существенные признаки присущи  полицейскому (тоталитарному) государству? 

Во-первых, в таком государстве господствует представление о праве как  о продукте государственной деятельности. Считается, что правовым является только то, что записано в законодательных и иных нормативных актах государства. Поэтому в юридической науке полицейского (тоталитарного) государства явное предпочтение отдается позитивистской концепции права. Такое государство никак не связано с правом, оно первично по отношению к праву, господствует над ним. В результате законы и иные нормативные акты, издаваемые и применяемые в таком государстве, могут не соответствовать, и часто не соответствуют, ни общечеловеческим ценностям, ни общепризнанным международно-правовым нормам. В полицейском (тоталитарном) государстве, поскольку они не связаны с правом, не признаются, а то и прямо нарушаются естественные права человека. 

Во-вторых, полицейское (тоталитарное) государство  характеризуется неограниченным вмешательством во все сферы общественной и даже личной жизни людей. При тоталитаризме отсутствует то, что называется гражданским обществом. В результате полицейское (тоталитарное) государство глубоко проникает, прежде всего, в экономику, стремится огосударствить все виды собственности. Деятельность общественных организаций при тоталитаризме существенно ограничена. Подавляющее большинство из них (например, советские профсоюзы, адвокатура и т.д.), по существу, являются полугосударственными организациями, придатками к государственному аппарату. Тоталитаризм не признает никакого самоуправления. Так, в бывшем Советском Союзе все местные органы власти входили в единую систему государственных органов, были подотчетны и подконтрольны вышестоящем Советам и их исполнительным комитетам. Вмешательство государства во все сферы жизни имеет еще одно, весьма негативное последствие. Дело в том, что поскольку государство стремится взять на себя заботу о каждом члене общества, то и в обществе возникают иждивенческие настроения, образуются люмпенизированные слои населения. 

В-третьих, полицейскому (тоталитарному) государству  присуще полное сосредоточение власти в одних руках. Это может быть абсолютный монарх или иной, обычно харизматический, "вождь". Власть может сосредоточиваться и у  группы государственных и партийных чиновников-номенклатуры. Для такого государства характерно, таким образом, полное отсутствие разделения властей. Законодательная власть, Если она официально существует, служит всего лишь декорацией. Исполнительная власть полностью зависима от лица или группы лиц, реально обладающих властью. Что касается судебной власти, то она как таковая отсутствует. Существующие в таком государстве суды полностью зависимы от государственного или партийного аппарата. 

2.3 Русская концепция  правового государства 

В завершенном  виде русская концепция правового  государства сложилась в работах  видных правоведов и философов предоктябрьского периода: Н.М. Коркунова, С.А. Котляревского, П.И. Новгородцева, С.А. Муромцева, В.М. Гессена, Г.Ф. Шершеневича, Б.Н. Чичерина, Н.А. Бердяева и других. Большинство из них принадлежало к представителям русского либерализма. Либерализм в России во второй половине XIX в. стремился преобразовать государственный строй Российской империи в соответствии с образцами европейского пути развития. 

Основными идеями либеральных доктрин были права и свободы личности, светский характер общества, политический плюрализм, всеобщее избирательное право, парламент, правовое государство и режим  законности. 

Наиболее  известной фигурой либеральных  мыслителей второй половины XIX в. является Б.Н. Чичерин. Он обладал необычной широтой научных интересов, и его работы в области права не потеряли своего теоретического и практического значения до сегодняшнего дня. Б.Н. Чичерин исходил из необходимости приоритета государства в осуществлении общественных преобразований, выступал за парламентский и конституционный строй, считал, что правом определяется область свободы человека. По его мнению, начала права вытекают из природы человеческой личности и определяют взаимные отношения свободы разумных существ. Но, как и нравственность, это формальное начало. Его содержание дается экономическими отношениями. Они в свою очередь только тогда покоятся на твердой почве, когда ограждаются принудительными определениями права. Тут есть взаимодействие, в котором, однако право является господствующим началом, ибо оно устанавливает обязательные формы. 

Другой  видный представитель либерального правоведения и социологической  школы права - С.А. Муромцев понимал под правом правовой порядок, который рассматривался как совокупность субъективных прав, защищающих систему существующих общественных отношений. В соответствии со своей теорией социальной защиты С.А. Муромцев полагал, что юридическая защита составляет основное отличительное свойство права - она ограждает фактические отношения от случайного произвола. Юридические нормы составляют важнейший фактор правопорядка, поскольку они направляют действие органов и лиц, которые держат в своих руках юридическую защиту отношений: административных властей, суда, субъектов гражданских прав. Однако сила власти, формулирующей нормы, не абсолютна. Она действует рядом и совместно с другими силами, которые таким образом оказывают влияние на образование правового порядка. 

В специально посвященной правовому государству работе В.М. Гессен подробно рассмотрел сущность государственности такого типа и ее отличительные черты. "Издавая закон, государство, - писал он, - связывает и обязывает им индивидов, но вместе с тем посредственно или непосредственно и самое себя. Закон налагает известные обязанности на граждан, предоставляя соответственные права правительству; но в то же время закон налагает известные обязанности на правительство, предоставляя гражданам соответственные права. Государство, в лице своей правительственной власти, так же подчинено закону, как каждый, в отдельности, гражданин". 

По  мнению Гессена, реализация этого принципа возможна только при обособлении  властей в условиях конституционного государственного строя. 

Обстоятельно  разработанные Гессеном и правовой статус личности, ее взаимоотношения с государством и другими индивидами. В абсолютном государстве индивид - объект власти, считает он, в государстве конституционном - субъект прав. Там он - подданный; здесь - гражданин; как гражданин каждый индивид является правовым субъектом, субъектом публичных обязанностей и прав. 

Интересна даваемая Гессеном классификация прав и свобод личности. Субъективные права  индивида он разделяет на три категории. 

Прежде  всего, так называемые права свободы. Правовое государство признает за индивидом определенную сферу свободы - сферу, за пределы которой вмешательство государства не имеет и не может иметь места. Это право защищается судебным или судебно - административным иском. Отдельные проявления этого права бесконечно разнообразны и многочисленны: все, что не запрещено индивиду, ему дозволено; и наоборот, все, что не дозволено власти, ей запрещено. В эту категорию прав входят такие права, как право на свободу вероисповедания, печати, свободу личности, союзов и собраний и т.д. 

Вторую  категорию субъективных публичных  прав образуют так называемые положительные  публичные права индивида. К этой категории относятся все вообще права индивида на положительные  действия государства в его интересах - права на услуги государственной власти. Типичным примером подобного права является право на судебную защиту, право на первоначальное обучение и т.д. 

Наконец, к третьей категории субъективных прав относятся так называемые политические права - права на осуществление государственной  власти. Наиболее характерными политическими правами являются избирательное право, право быть избранным членом палаты депутатов и т.д. 

Информация о работе Состояние и развитие прав человека