Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 17:58, курсовая работа
Мы все сегодня, на Востоке и на Западе, - современники больших изменений во всемирной истории.
Проблемы правового государства всегда волновали прогрессивных мыслителей древности, средневековья и современности. В поле зрения философов, юристов, историков практически всегда находились такие вопросы типа, Что такое правовое государство? Когда появилась его идея и как она развивалась? Каковы его признаки, цели и назначения?
Проблема формирования правового государства актуальны для отечественной ю
Введение
Раздел 1. Возникновение идей правового государства
1.1 Блоки идей теории правового государства
1.2 Учение о правовом государстве И. Канта
1.3 Концепция правового государства отечественных юристов
Раздел 2. Построение правового государства в СССР
2.1 Социалистическое правовое государство
2.2 Признание правового государства как общечеловеческой идеи
2.3 Русская концепция правового государства
Раздел 3. Принципы правового государства - его несущие конструкции
Раздел 4. Современные подходы в понимании правового государства
4.1 Формирование правового государства в России
4.2 Правовое сознание и доверие
Заключение
Список литературы
Советская
государственно-правовая наука идею
правового государства считала
буржуазной.
В период
перестройки и после краха
социалистической системы в нашей стране
произошли серьезные изменения в научных
взглядах на государство и право, обозначились
новые подходы к оценке их роли в политической
системе общества. Опираясь на научный
потенциал прошлого и настоящего, практический
опыт построения и функционирования правовой
государственности в современных демократических
государствах, отечественные правоведы
и политическая мысль наметили реальные
контуры будущего правового государства
в нашем обществе.
Раздел
3. Принципы правового
государства - его несущие
конструкции
Итак,
правовое государство - это связанное
правом и им ограниченное, функционирующее
одновременно со свободным гражданским
обществом государство, в котором
самостоятельно действуют, взаимно
сдерживают друг друга и взаимодействуют
законодательная, исполнительная и судебная
ветви государственной власти. Боер В.М.,
Григонис Э.П., Янгол Н.Г. Правовое государство:
проблемы организации и функционирования
государственного механизма Российской
Федерации. СПб., 1997. С.41
Принципы
правового государства - это исходные,
ориентирующие, основополагающие и руководящие
начала, вытекающие из его природы. Это
- главная составная часть теории правового
государства, имеющая непосредственный
выход на общественную практику, целенаправленную
деятельность людей.
В юридической
литературе обычно выделяются следующие
признаки правового государства:
Верховенство
права, юридическая защищенность всех
общественных субъектов от произвольных
решений кого бы то ни было; соответствие
внутреннего законодательства общепризнанным
нормам и принципам международного права;
Разделение
властей, т.е. самостоятельное и независимое
функционирование трех ветвей власти:
законодательной, исполнительной, судебной,
и правовая организация системы
государственной власти;
Гарантированность
прав и свобод граждан и единство
их прав и обязанностей;
Взаимная
ответственность государства и
личности.
Верховенство
права как признак правового
государства.
Верховенство
права, как признак правового
государства, следует понимать в нескольких
аспектах.
Во-первых,
он означает связанность государства
правом, ограниченность его правом.
Вся деятельность государства, и
правотворческая и
Во-вторых,
принимаемые в государстве
В-третьих,
особое значение среди правовых законов
должна иметь конституция в формальном
или материальном смысле. Конституция
в Новое время приобрела значение, близкое
к понятию права вообще, о чем свидетельствует
главный юридический документ французской
революции - Декларация прав и свобод человека
и гражданина 1789г., в которой было записано:
" Общество, в котором
не обеспечено пользование
правами и не проведено
разделение властей,
не имеет конституции".
Все
иные нормативно-правовые акты, в том
числе и законы, должны соответствовать
конституции и не противоречить
ей. Одной из важнейших гарантий
соответствия законов и иных нормативно-правовых
актов конституции является система конституционного
контроля, которая осуществляется судами,
в том числе специализированными конституционными
судами, либо иными так называемыми квазисудебными
органами (например, конституционные советы
во Франции, Казахстане).
В России
федеральным органом
В-четвертых,
правовые законы должны приниматься
уполномоченными на то органами и
в соответствии со строго установленной
конституцией процедурой. Законы подлежат
официальному опубликованию. Неопубликованные
законы не применяются. Любые нормативно
- правовые акты, затрагивающие права,
свободы и обязанности человека и гражданина,
не могут применяться, если они не опубликованы
для всеобщего сведения. В соответствии
с ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации
В-пятых,
представления о господстве права
над государством, о верховенстве
права являются преобладающими как
в юридической науке, так и
в обществе в целом.
Разделение
властей как признак правового
государства.
"Государственная
власть в Российской Федерации осуществляется
на основе разделения на законодательную,
исполнительную и судебную. Органы законодательной,
исполнительной и судебной власти самостоятельны".
В соответствии со ст. 10 Конституции Российской
Федерации
Разделение
властей в юридической науке
понимается в разных значениях. Это
и определенная теория (концепция, учение).
Это и практика государственно-правового
строительства. Это одновременно и
принцип, и признак правового
государства. И, наконец, это единственный
организации и функционирования механизма
правового государства. Он полностью противоположен
принципу единовластия в механизме неправого,
антидемократического государства. В
самом общем виде разделение властей состоит
в существовании в государственном механизме
трех ветвей власти: законодательной,
исполнительной и судебной, каждая из
которых самостоятельна в пределах своей
компетенции и независима от других ветвей
власти. Кроме того, каждая из них взаимодействует
между собой и сдерживает друг друга, образуя
систему сдержек и противовесов, с тем,
чтобы ни одна из ветвей власти не могла
бы стать абсолютной. Разделение властей,
таким образом, есть полная, антагонистическая
противоположность единовластию. Никакое
сочетание этих принципов в государственном
механизме абсолютно невозможно. Ни разделение
властей, ни единовластие не могут быть
частичными. Поэтому большинство современных
государств, за исключением полностью
единовластных, в своем механизме используют
именно принцип разделения властей. Чем
она выше, тем все меньшей становится угроза
авторитаризма либо тоталитаризма, и соответственно
чем она ниже, тем подобная угроза становится
все более вероятней. Поэтому разделение
властей - это всегда принцип правового
государства и его механизма. Однако не
любое государство, в механизме которого
этот принцип действует, является правовым.
Существуют различные степени разделения
властей, которые либо приближают государство
к правовому, либо отдаляют его от этой
цели.
Тем
не менее, единства в понимании разделения
властей в отечественной, да и в зарубежной
науке еще не достигнуто. К сожалению,
разделение властей, признаваемое ныне
всеми, нередко подвергается многочисленным
интерпретациям, зачастую нивелирующим
его смысл.
Особенно
часто это выражается в отечественной
юридической литературе. Во всех этих
интерпретациях четко прослеживается
связь с социалистической правовой доктриной,
всегда крайне отрицательно относившейся
к идее разделения властей. Исходной точкой
критики разделения властей для советских
юристов являлось выражение Ф.
Энгельса, о том, что разделение властей,
которое "рассматривают
как священный и неприкосновенный
принцип, на самом деле
не что иное, как прозаическое
разделение труда, примененное
к государственному
механизму в целях упрощения
и контроля. Подобно
всем другим вечным,
священным и неприкосновенным
принципам, и этот принцип
применяется лишь в
той мере, в какой он
соответствует существующим
отношениям". Маркс К., Энгельс Ф. Соч.
Т.5. С.203 Догматическое восприятие
произведений классиков марксизм - ленинизма
привело к тому, что представление о разделении
властей как о чисто техническом разделении
функций между органами государства нашло
свое отражение и во всей советской литературе
по данному вопросу. Трайнин И. Разделение
властей//Советское строительство. 1937.
№ 7-8. С. 41-43; Барнашов А.М. Единство как
свойство государственной власти и его
воплощение в государственном строительстве
в СССР: Дис. …к.ю.н. Томск, 1974. С. 36; Абашмадзе
В.В. Учение о разделении государственной
власти и его критика. Тбилиси, 1972. С. 7 и
др.
Представление
о разделении властей как лишь
о распределении функций
Многие
современные российские исследователи,
следуя за Д. Локком, продолжают писать
о верховенстве законодательной власти.
Марченко М.Н. Современные интерпретации
теории разделения властей на Западе//Вестник
МГУ. Серия 11. Право. 1994. № 4. С. 14-25; Котелевская
И.В. Современный парламент// Государство
и право. 1997. № 3. С. 5-13 и др.
При
обосновании верховенства законодательной
власти нередко ссылаются на ошибочный
принцип верховенства закона в правовом
государстве. Это весьма распространенное
заблуждение, вытекающее из чисто позитивистской
точки зрения, не различающей закон и право.
Поэтому сторонники верховенства законодательной
власти, являясь в этом вопросе, возможно,
сами того не сознавая, позитивистами,
делают вывод: "Что
коль скоро законодательным
органом является парламент,
то именно ему принадлежит
верховенство в общей
системе органов государства" Энтин
Л.М. Разделение властей: опыт современных
государств.- М., 1996. С. 21.
Несостоятельной представляется аргументация
верховенства законодательной власти
и тем, что она осуществляется представительным
органом, выражающим волю народа. На самом
же деле "не существует
так называемой воли
народа, которая правит
государством и формирует
в результате свободного
волеизъявления рационально
мыслящих граждан. Отдельные
индивиды в своей массе -
отнюдь не рационалисты
и в сфере политики обнаруживают
поразительное невежество, -
пишет Л.И. Спиридонов, - они
легко поддаются влиянию…
и потому их коллективная
воля - результат манипуляции
общественным мнением
со стороны тех или иных
политических сил".
Спиридонов Л.И. Указ. соч. С. 81
Таким
образом, разделение властей имеет
смысл только тогда, когда все
власти абсолютно равноправны, и "если
одна из трех властей
оказывается приоритетной,
ни о каком разделении
властей не может быть
и речи". Спиридонов Л.И. Указ. соч.
С. 80
Гарантированность
прав и свобод граждан.
Этот
признак правового государства
означает, что кроме провозглашения
прав и свобод личности в обществе
должны существовать конкретные механизмы
их реализации, т.е. реально обеспеченная
возможность гражданина получит образование,
социальное обеспечение, квалифицированную
юридическую помощь, судебную защиту своих
прав, эффективную работу правоохранительных
органов и т.д. личность вправе иметь закрепленные
в законах субъективные права личности
и рассчитывать на положительные действия
государства в его интересах.
Взаимная
ответственность государства и
личности.
Провозглашая
определенные права и обязанности
гражданина, само государство также
имеет не только права, но и обязанности
перед гражданином. Оно не свободно
от ограничений в своих решениях и действиях,
и государственные органы несут ответственность
за нарушение законов или ненадлежащее
выполнение своих обязанностей. Реализация
такого подхода к взаимоотношениям личности
и государства означает существование
определенных форм контроля общества
над деятельностью государственных органов.
К формам такого контроля относятся: политическая
ответственность правительства перед
парламентом, парламента перед народом,
юридическая ответственность должностных
лиц за нарушение прав и свобод граждан,
регулярные перевыборы высших должностных
лиц и т.д.
В целом
правовое государство-это одновременно
и верховенство государственных властей,
и господство права. Иначе говоря, все
государственные институты и правовые
акты (конституция, законы, подзаконные
акты) должны быть правовыми и по содержанию,
и по форме, и по процедуре принятия и действия.
Раздел
4. Современные подходы
в понимании правового
государства
В современной
научной юридической литературе
правовое государство определяется неоднозначно,
с различными акцентами в его сущностной
характеристике. Одни авторы считают доминантным
в правовом государстве верховенство
закона (а не господство права и верховенство
правового закона), другие - государственный
суверенитет народа, третьи - разделение
ветвей власти, четвертые - основные права
человека, пятые - отношение власти с индивидами
на основе права. Есть и многие другие
подходы к сущности правового государства.