Состояние и развитие прав человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 17:58, курсовая работа

Краткое описание

Мы все сегодня, на Востоке и на Западе, - современники больших изменений во всемирной истории.
Проблемы правового государства всегда волновали прогрессивных мыслителей древности, средневековья и современности. В поле зрения философов, юристов, историков практически всегда находились такие вопросы типа, Что такое правовое государство? Когда появилась его идея и как она развивалась? Каковы его признаки, цели и назначения?
Проблема формирования правового государства актуальны для отечественной ю

Оглавление

Введение
Раздел 1. Возникновение идей правового государства
1.1 Блоки идей теории правового государства
1.2 Учение о правовом государстве И. Канта
1.3 Концепция правового государства отечественных юристов
Раздел 2. Построение правового государства в СССР
2.1 Социалистическое правовое государство
2.2 Признание правового государства как общечеловеческой идеи
2.3 Русская концепция правового государства
Раздел 3. Принципы правового государства - его несущие конструкции
Раздел 4. Современные подходы в понимании правового государства
4.1 Формирование правового государства в России
4.2 Правовое сознание и доверие
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовик по ТГП.doc

— 176.50 Кб (Скачать)

Правовое  государство, по В.Ф. Яковлеву, это образ жизни общества и его граждан, основанный на верховенстве закона. По В.Д. Зорькину, правовое государство представляет собой разумный способ соединения начал власти и свободы под углом зрения гуманизма. 

Понятие правового государства в современной  Германии (господствующее мнение) выражает связанность и ограничение государства правом, прежде всего демократической конституцией и правовыми законами, изданными на основе этой конституции. Особую роль в этой связанности и ограничении государства правом играет заложенная во всяком истинном праве нравственная идея справедливости и иные гуманные принципы, т.е. общечеловеческие ценности по вопросам предоставления и гарантии прав и свобод личности. 

По  П.М. Рабиновичу, правовое государство - это государство, в котором юридическими средствами реально обеспечены максимальное осуществление, охрана и защита основных прав человека. 

В учебниках  по теории государства и права  нового поколения правовое государство  также трактуется неоднозначно. Так, по В.С. Нерсесянцу, правовое государство - это специальная государственно-правовая конструкция новейшего времени, особая модель реализации идеи господства права в публично - политической сфере, специальная, новая форма (и новый тип) развитой правовой организации публично-политической власти свободных индивидов как официально признанных субъектов прирожденных и неотчуждаемых (естественных) прав человека и одновременно субъектов прав и свобод гражданина. 

4.1 Формирование правового  государства в  России 

В последние  годы в стране появилась обширная литература, посвященная проблемам правового государства. Авторы научных монографий, книг, статей, диссертационных исследований пытаются осмыслить идею правового государства, дать ему определение, обозначить наиболее существенные признаки. Так, например, по мнению А.П. Герасимова, правовое государство ограничивает себя действующими в нем правовыми нормами; в нем обеспечивается не просто соблюдение законов, но и сами законы выражают справедливость, в соответствии с которыми высшая ценность - человеческая личность; в правовом государстве должны быть гарантии прав и свобод граждан и независимый суд. Герасимов А. П. 53 вопроса о Конституции Российской Федерации. СПб., 1994. С. 14-15 

В современных  условиях в России идет работа по формированию правового государства. Этому способствует ряд факторов: принятие новой Конституции, приватизация государственной собственности, становление многопартийности. Реформирование судебной системы и т.д. 

Принятая 12 декабря 1993 г. Конституция впервые  в истории провозглашает Россию в качестве правового государства. Таким образом, идея правового государства без колебаний воспринята не только обществом и юридической наукой, но и российскими официальными структурами. 

Новое устройство государственной власти, закрепленное конституцией, соответствует многим стандартам правового государства. На основе Конституции формируется демократическая система власти. 

В декабре 1993 г. в России появился независимый  парламент - Федеральное Собрание - один из важнейших признаков правового государства. 

Реформируется система правосудия. Все суды России по функциональному признаку можно  подразделить на три группы: в первую входит Конституционный Суд РФ, вторую группу составляет система общих  судов во главе с Верховным  судом РФ, третья группа - это система специальных судов, в частности арбитражные суды во главе с Арбитражным Судом РФ. 

В Конституции  РФ 1993 г. нашли свое признание и  нормативное закрепление все  три основных компонента современной  правовой государственности: гуманитарно-правовой; нормативно-правовой и институционально-правовой. 

Согласно  Конституции, "Российская Федерация - Россия - есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской  формой правления". ч. 1 ст. 1 Конституции  Российской Федерации Кроме того, Конституция определяет Российскую Федерацию как "социальное государство" ч. 1 ст. 7 Конституции Российской Федерации и как "светское государство". ч. 1 ст. 14 Конституции Российской Федерации 

Присущая  новой российской Конституции концепция  правопонимания включает в себя в целом и правовое понимание государства и, соответственно, правовую организацию государственной власти. В институционально-правовом плане это нашло свое выражение в конституционном закреплении определенной системы разделения властей в рамках общей концепции российской правовой государственности. 

Конституция наделяет Президента весьма широким  кругом прав, который, по существу, охватывает все сферы и направления организации  и осуществления в стране государственной  власти. 

4.2 Правовое сознание и доверие 

Как бы ни были сложны и противоречивы  нынешние времена, можно констатировать, что идеи демократии, правового государства, гражданского общества стали частью массового сознания. Значительное число  российских граждан отказалось от прежних  идеологических конструкций и органично восприняло новые ценности. Многие из них не только поддерживают рыночные и демократические реформы, но и активно содействуют укреплению рынка, демократии, формированию правового государства и институтов гражданского общества. 

Смена ценностных ориентиров и, как следствие, мировоззренческих представлений  россиян проходит неоднозначно; в  массовом сознании сохраняется сложная  совокупность представлений о демократических  ценностях. Остро ощущается недостаток развитого правового сознания и правовой культуры, без опоры на которые невозможно создание современного правового государства. В связи с этим исключительное значение приобретает формирование системы ценностей, в основе которой лежат права человека, безусловное уважение к закону и нормам демократии, утверждение на практике новых правовых принципов, повышение качества и уровня реальной обеспеченности прав и свобод граждан. 

Согласно  данным опроса, проведенного в октябре 2006 г. в рамках Российского мониторинга  экономического положения и здоровья населения (РМЭЗ), наиболее важными демократическими ценностями для россиян являются закон, порядок и справедливые суды, опережая по степени значимости такие знаковые для демократии ценности, как свободные и честные выборы, свобода слова, независимая пресса и др. Это может свидетельствовать о том, что для многих людей наиболее серьезной проблемой представляет сегодня не недостаточность политических свобод и возможностей для выражения своих политических взглядов, а беззаконие, отсутствие в стране порядка и справедливой судебной системы. 

У значительной части россиян отсутствует фундаментальное  сознание того, что закон обязателен для исполнения всеми гражданами, даже если он не совершенен, не отвечает интересам некоторых членов общества или какой-либо отдельной группы лиц. 

Все попытки утвердить в России власть закона оказываются безуспешными. С  одной стороны, за годы реформ было принято огромное количество новых  законов, подзаконных актов и  других нормативно-правовых документов, которые нередко противоречат друг другу и поэтому просто игнорируются населением. С другой стороны, в обществе отсутствует элементарное уважение к закону. Как справедливо замечено, “для России характерно преобладание нравов над законами, равно как и презрение к рациональности формальных правил”. Зон Х. Ван. 2007. Культ власти.- Мир России, т. XVI, №4 Многие люди, хотя и осведомлены о правовых нормах, зачастую не склонны их соблюдать. 

Уважение  к закону еще не стало доминирующей чертой правового сознания, фактором, способствующим обеспечению стабильности, укреплению демократических основ общества. 

Пренебрежение нравственными началами, отсутствие регулирующего воздействия универсальных  нравственных норм оборачивается для  общества большими потерями. Размытость нравственно-гуманистичесих ценностей, отсутствие эффективных правовых механизмов создает атмосферу безнаказанности, вседозволенности для одних и равнодушия, апатии для других. 

Очевидно, что до превращения уважения к  закону в традицию, неотъемлемую часть  правового сознания общества, его правовой культуры еще очень далеко. Но нельзя не замечать и позитивных сдвигов в развитии правосознания граждан. Понимание россиянами важности обеспечения равенства перед законом, прав и свобод всех граждан, независимо от их социального положения, постепенно становится более глубоким и осознанным, чем в прежние годы. 

Также следует заметить, что в обществе отсутствует вера в справедливое правосудие. В большей или меньшей  степени доверяют судам только 23,6% опрошенных россиян. Такое отношение к судебной системе имеет под собой веские основания. 

Во-первых, как и прежде, очень многие вопросы  в России решаются по звонку, т.е. устному  распоряжению влиятельного лица. Зависимость  судов от исполнительной власти стала  более явной, глубокой по сравнению с советскими временами и приобрела новые формы. Сегодня чиновник может своим распоряжением отложить выполнение любого закона на какой угодно срок. И вернуть его в правовое поле не может ни одно судебное решение, а только распоряжение вышестоящего чиновника. 

Во-вторых, российское правосудие никак не может  отрешиться от старых традиций, превращающих человека в мелкую деталь в общем  механизме государства, стоящих  на страже интересов государства, а  не прав граждан. 

В-третьих, не является секретом высокая степень коррумпированности судей, что непосредственно сказывается на интересах обычных россиян в отстаивании прав и свобод. 

В-четвертых, огромное недовольство вызывает у населения  текущая повседневная работа судов. Очень беспокоит людей необоснованное затягивание решений дел в судах, невыполнение судебных решений, высокая стоимость подачи исков и т.д. Все перечисленное сливается в мощный комплекс причин, на базе которого формируется глубокое недоверие к судам и всей судебной системе. 

Заключение 

Правовое государство - многомерное развивающееся явление. В ходе общественного прогресса оно приобретает новые свойства, наполняется новым содержанием, соответствующим конкретным условиям существования общества и уровню его развития. 

Путь  к правовому государству в России начался не сегодня, но оказался необычайно противоречивым и трудным. 

Возникнув в России, как и на Западе в  период борьбы с произволом абсолютизма, идея правового государства встретила  ожесточенное сопротивление и властей, и влиятельных общественных сил. 

Правовое  государство как принцип зафиксировано  во многих ныне действующих конституциях современных государств, в том  числе и в Конституции Российской Федерации. Но декларирование правового  государства в Российской Федерации - это, скорее всего, программа действий на длительный период времени. До истинного правового государства России предстоит пройти сложный, временами противоречивый путь эволюционного конституционно-правового развития, государственного строительства и формирования правового гражданского общества, видимо, - путь не одного поколения россиян. Причем формирование правового государства в России происходит одновременно с созданием гражданского общества, а это - большая сложность. 

Конституционная модель российского правового государства в полном объеме все еще не осуществлена на практике. Поэтому первоочередной задачей является доведение до конца процесса формирования всех конституционных институтов, конструкций и процедур, принятие всех предусмотренных Конституцией федеральных конституционных и федеральных законов, словом, довершение конституционной модели российской государственности - правовой системы на всех уровнях. 

Формирование  правового государства и особенно его механизма следует начинать с последовательного проведения в жизнь принципа разделения властей, каким бы трудным и противоречивым этот путь ни оказался. Разделение властей одновременно и предпосылка правового государства, и функционирование его механизма, и необходимый атрибут их дальнейшего развития. В противном случае при отступлении от этого принципа можно навсегда похоронить идею правового государства, возвратиться уже к хорошо нам известным тоталитарным и авторитарным формам правления, снова свернуть с магистрального пути правового развития человечества. 

Информация о работе Состояние и развитие прав человека