Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 17:58, курсовая работа
Мы все сегодня, на Востоке и на Западе, - современники больших изменений во всемирной истории.
Проблемы правового государства всегда волновали прогрессивных мыслителей древности, средневековья и современности. В поле зрения философов, юристов, историков практически всегда находились такие вопросы типа, Что такое правовое государство? Когда появилась его идея и как она развивалась? Каковы его признаки, цели и назначения?
Проблема формирования правового государства актуальны для отечественной ю
Введение
Раздел 1. Возникновение идей правового государства
1.1 Блоки идей теории правового государства
1.2 Учение о правовом государстве И. Канта
1.3 Концепция правового государства отечественных юристов
Раздел 2. Построение правового государства в СССР
2.1 Социалистическое правовое государство
2.2 Признание правового государства как общечеловеческой идеи
2.3 Русская концепция правового государства
Раздел 3. Принципы правового государства - его несущие конструкции
Раздел 4. Современные подходы в понимании правового государства
4.1 Формирование правового государства в России
4.2 Правовое сознание и доверие
Заключение
Список литературы
Как
уже было отмечено, в эпоху средневековья
учение о естественных законах, об иерархии
законов обосновал крупнейший мыслитель
своей эпохи Ф. Аквинский. Причем
положение о достоинстве
Уже
упоминавшиеся раннебуржуазные
мыслители Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс,
Дж. Локк, И. Кант и другие создали
классическую естественную школу права.
Согласно этой школе, естественное право
- это требование человеческого разума
(право разума), коренящееся в природе
человека, и законы государства должны
отражать эти разумные требования. К примеру,
Джон Локк утверждал, что закон, установленный
в обществе, представляет собой не любое
предписание, а только такое, которое указывает
человеку на поведение, соответствующее
его собственным интересам и служащее
общему благу. Свобода людей, по Дж. Локку,
заключается в том, чтобы иметь постоянные
правила для жизни, общие для всех и каждого,
позволяющие ему следовать собственному
желанию во всех случаях, когда это не
запрещено законом, и не быть зависимым
от постоянной, неопределенной, неизвестной
самовластной воли другого человека.
Классическая
естественная школа права была господствующей
на протяжении двух столетий. В XX в. естественная
школа права возрождается в ряде направлений
философии права. При этом каждое право
(экзистенционализм, неотомизм и т.д.) по-своему
интерпретирует естественное право. Однако,
в конечном счете, все они едины в том,
что истоками естественного права являются
общечеловеческие ценности, которым и
должны соответствовать нормы позитивного
права.
Третьим
блоком политико-правовых идей, на основе
которых постепенно формировалась
теория правового государства, является
концепция народного суверенитета. Впервые
идею о принадлежности народу верховной
власти высказал в V - IV в. до н.э. древнекитайский
мыслитель Мо-Цзы. В XIII веке в трактате
Фомы Аквинского о праве народа на восстание
против тирании эта идея прозвучала вновь,
хотя и в теологически приглушенной форме.
В XIV веке в своем светском учении о государстве
и праве суверенитет народа как идею признавал
и защищал Марсилий Падуанский. Народ,
согласно Марсилию, - это источник всякой
власти (и светской и духовной), носитель
суверенитета и верховный законодатель.
Правда, под "народом" он подразумевал
лучшую, просвещенную часть общества,
которая печется об общем благе. Концепция
же народного суверенитета была создана
в XVIII веке Ж. - Ж. Руссо как развитие идей,
ранее высказанных его предшественниками.
По мнению Руссо, суверенитет народа неотчуждаем,
неделим, неограничен. И только лишь один
народ вправе сам непосредственно осуществлять
законодательство, воплощая в законах
свою общую волю.
Четвертым
блоком идей, вошедших в теорию правового
государства, является концепция разделения
властей. Идея разделения властей была
высказана первоначально Аристотелем,
усматривающем в государстве три его элемента:
законодательный орган, магистратуры,
судебные органы. Затем она выразилась
в позиции Полибия и Цицерона, выступивших
за смешанную форму правления, сочетающую
монархическую (царскую), аристократическую
и демократические власти и тем самым
взаимно уравновешивающую эти власти.
В XIV в. М. Падуанский в работе "Защитник
мира" одним из первых в истории политико-правовой
мысли обосновывает концепцию разделения
в государстве законодательной и исполнительной
властей на основе верховенства законодательной
власти и связанности исполнительной
власти обязательным для всех законом.
В более
поздний период Дж. Локк со своей
концепции разделения властей выделил
законодательную, исполнительную и
союзную (федеративную) власти. Создателем
же доктрины разделения властей справедливо
признают Ш. - Л. Монтескье, разграничившего
законодательную, исполнительную и судебную
власти и доказавшего необходимость их
взаимного ограничения во избежание злоупотребления
каждой из них в отдельности посредством
соответствующих юридических сдержек
и противовесов.
Идея
Локка и Монтескье о разделении
властей оказали заметное влияние не только
на последующие теоретические разработки
правовой государственности, но и на раннебуржуазное
конституционное законодательство и государственно-правовую
практику. В этом аспекте существенный
вклад внесли такие видные деятели американской
революции, как Т. Д.жефферсон, Т. Пейн,
А. Гамильтон, Дж. Адамс, Дж. Мэдисон и др.
Сдержки и противовесы между тремя ветвями
власти, заложенные в Конституцию США
1787 г. этими мыслителями, вот уже более
200 лет демонстрируют свою непоколебимую
жизненность и надежность.
В настоящее
время подавляющее большинство
исследователей придерживаются доктрины
о трех ветвях власти - законодательной,
исполнительной и судебной. Наряду
с этими некоторые авторы выделяют
еще и контрольную, надзорную, муниципальную
(местную) власть. А в ФРГ некоторые немецкие
государствоведы отмечают особое положение
такого органа государственной власти,
как Федеральный конституционный суд
(ФКС). По их мнению, ФКС мощнее, чем все
другие федеральные государственные органы,
вместе взятые. Федеральный конституционный
суд как контрольная инстанция, в том числе
и в отношении правительства и парламента,
всегда имеет за собой последнее решающее
слово.
Идеи
правового государства уже в
конце XVIII в. нашли свое закрепление
в таких официальных актах, как Декларация
независимости США (1776), Конституция США
1787 г., французская Декларация прав человека
и гражданина 1789 г.
Завершающим
(пятым) звеном в разработке юридической
конструкции правового
1.2
Учение о правовом
государстве И.
Канта
Заслуга
в разработке целостного учения о
правовом государстве в Германии
принадлежит Иммануилу Канту. Это отмечают
ведущие ученые-юристы ФРГ наших дней
И. Изензее и П. Кирхоф. "Самое четкое
обоснование, - пишут они, - идея правового
государства получила у Канта (также и
понятие правового государства тотчас
доказуемо)". "Самым отчеканенным
понятие правового государства, - отмечает
известный государствовед ФРГ Э. - В. Бекенферде,
- было у Иммануила Канта".
Кант
ввел в немецкую философию и науку
о государстве понятие
Что
касается проблемы различения права и
закона, то Кант блестяще обосновал это
положение. Так, смысл правового государства,
по Канту, состоит, прежде всего, и, главным
образом, в обеспечении господства права,
а не только и не просто верховенства закона.
Практическая необходимость в различении
права и закона существует потому, что
не все законы соответствуют идеалам справедливости.
От права законы (правовые) должны унаследовать
такие категории, как справедливость,
свобода, равенство, нравственность, гуманизм,
права человека и гражданина. Тогда закон
будет должным, а не сущим, т.е. не таким,
каким он есть он на самом деле. Лишь в
правовом государстве, где сущее и должное
совпадают, он приближается к цели. Но
и там этот процесс не прекращается. Таким
образом, правовой закон призван воплощать
в себе общесоциальную справедливость,
общечеловеческие ценности и этим связывать
и ограничивать государственную власть
во всей ее публичной деятельности.
Вместе
с тем следует отметить, что
И. Кант употреблял такие понятия
в своей идее правового государства,
как "всеобщее правовое гражданское
общество", "правовой государственный
строй". Термин же "правовое государство"
впервые употребил К.Т. Велькер в 1813 году,
в 1824 году "правовое государство"
прозвучало в произведении И.Х. Аретина
и затем в 1829 году Роберт фон Моль ввел
его в общий государственно-правовой и
политический оборот.
1.3
Концепция правового
государства отечественных
юристов
Правовое
государство как юридическая
доктрина выработано наукой права в
XVIII-XIX вв. в период, когда складывалось
буржуазное конституционное устройство
европейских стран.
Следует
отметить, что концепция правового
государства активно
В начале
XX в. С.А. Котляревский подчеркивал: "Идея
правового государства вошла в обиход
современных цивилизованных обществ"
и "убеждение, что государство должно
принять облик правового, остается непоколебимым".
Опыт политико-правовой мысли свидетельствует
о том, что правовое государство как специальная
юридическая конструкция правовой организации
публично-политической (государственной)
власти и особая форма правовых взаимосвязей
между индивидами, обществом и государством
означает официальное признание, закрепление
и соблюдение как минимум следующих положений:
господства
права;
прирожденных
и неотчуждаемых (естественных) прав
и свобод человека и гражданина;
правового
равенства (равенство перед законом
и судом);
правовой
безопасности (ограничение вмешательства
государственной власти в дела гражданского
общества, предсказуемость поведения
государственных органов и четкая определенность
государственных предписаний, компенсация
личности за ущерб от государства, а также
взаимная ответственность личности перед
государством за исполнение конституционно-правовых
обязанностей);
правовой
организации самой системы
Эти
компоненты правового государства
(гуманитарно-правовой, нормативно-правовой
и институционально-правовой) тесно взаимосвязаны,
предполагают друг друга и представляют
собой различные аспекты господства права
(верховенство правового закона) в различных
сферах жизни общества. Если отсутствует
хотя бы один из них, то рушится вся конструкция
правового государства, оно становится
псевдоправовым, формальным. Кстати, в
свое время еще Б.А. Кистяковский с поразительной
проницательностью указывал на опасность
авторитарных мер, использование которых
не исключено при построении в России
нового социалистического строя. "часто
утверждают, - писал он, - что социалистическое
государство, сделавшись единственным
и всеобщим работодателем, превратится
в деспотичное государство и что оно по
необходимости должно уничтожать личную
свободу, как бы оно ни было демократически
организовано. Его даже прямо называют
"грядущим рабством", и многие думают,
что оно превратит современное свободное
общество в военные поселения и казармы".
Кистяковский не отрицал такой опасности.
Он видел в ней одну из проблем как социалистического,
так и капиталистического общества.
Раздел
2. Построение правового
государства в
СССР
Идея
правового государства прошла в
нашей стране сложный эволюционный
путь от полного и безусловного (начиная
с 1917 г) отрицания до частичной, а затем
и окончательной рецепции, выразившейся
в конституционном провозглашении России
правовым государством. Что же собой представляет
правовое государство? Существующая ли
это реальность или всего лишь благое
пожелание, идеал, к которому нужно стремиться?
Надо отметить, что именно в этом последнем
значении чаще всего и понимается правовое
государство в современной юридической
науке.
XX век
открыл миру явление еще более
зловещее, чем полицейское государство
в его классическом виде, а
именно тоталитаризм. Ричард Пайпс
весьма оригинально показал различие
между полицейским и тоталитарным государством,
которые отличаются тем, что полицейское
государство ведет в отношении населения
оборонительную тактику, т.е., по существу,
защищает само себя, а при тоталитаризме
государство переходит в активное наступление
против собственного народа. Сейчас уже
общепризнано, что бывший Советский Союз,
правопреемницей которого является нынешняя
Российская Федерация, был, особенно в
период "культа личности", сугубо
тоталитарным государством. Сам термин
"тоталитаризм" возник в 20-е гг. прошедшего
столетия для обозначения именно советского
режима, а затем был распространен и на
другие подобные режимы.