Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 21:56, доклад
Для общения и взаимодействия людей, разрешения и предотвращения конфликтов между ними важное значение всегда имели проблемы познания, совершенствования и реализации права. Тысячелетия понадобились для того, чтобы люди в большинстве своем начали постепенно, сначала интуитивна, а затем все более осознанно, понимать смысл права в их жизни. Но и в настоящее время эти проблемы продолжают оставаться актуальными, проявляясь как в внутриличностном плане, так и в межличностных связях, во взаимоотношениях между различными объединениями, странами и сообществами. Человек среди всех других живых существ обладает разумом, комплексом эмоциональных качеств и способен ощущать и осознавать право, соблюдать правовые установления, приспосабливаться к правовой действительности. Словом, человек живет в правовой системе и в силу ряда социально – экономических, политических и других факторов прогрессивного развития не может существовать без права.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Понятие прав человека………………………………………………………4
Зарождение прав человека. Мононормы ……………….………………….5
Становление прав человека в период средневековья……………………...8
Естественные права в основе прав человека……………………………...10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….13
Список литературы……………………………………………………………14
Министерство
образования и
науки Республики
Казахстан
Карагандинский государственный университет имени академика
Е.А.
Букетова
Юридический
факультет
Доклад-сообщение
На
тему:
«Права
человека»
Выполнила:
студентка группы МП-13п/я
Сейсембекова Д. К.
Проверила:
старший преподаватель
кафедры конституционного и
международного права
Старожилова
Н. П.
Караганды, 2011г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Для общения и взаимодействия людей, разрешения и предотвращения конфликтов между ними важное значение всегда имели проблемы познания, совершенствования и реализации права. Тысячелетия понадобились для того, чтобы люди в большинстве своем начали постепенно, сначала интуитивна, а затем все более осознанно, понимать смысл права в их жизни. Но и в настоящее время эти проблемы продолжают оставаться актуальными, проявляясь как в внутриличностном плане, так и в межличностных связях, во взаимоотношениях между различными объединениями, странами и сообществами. Человек среди всех других живых существ обладает разумом, комплексом эмоциональных качеств и способен ощущать и осознавать право, соблюдать правовые установления, приспосабливаться к правовой действительности. Словом, человек живет в правовой системе и в силу ряда социально – экономических, политических и других факторов прогрессивного развития не может существовать без права.
В течение длительного времени качества человека (жизнь, свобода, собственность) и их защита были неразделимы и регулировали отношение между людьми. В процессе общения людей, при реализации естественных потребностей, интересов и прав постепенно вырабатываются привычки, стереотипы, которые, с одной стороны, обеспечивают свободу действий, а с другой – ограничивают ее разумными пределами. Устанавливается общепринятая мера, т.е. норма поведения. Человек осознает себя человеком в социальном смысле, а это и есть сознание своих прав и обязанностей по отношению к другому человеку. Человек уже с помощью права оценивает свои действия, поступки других людей в качестве правильных или неправильных, справедливых или несправедливых.
Ориентация политики на интересы людей, живущих в обществе, ее очеловечивание осуществляются с помощью определенных принципов, воплощающих гуманистические ценности во взаимоотношениях между индивидом, обществом и государством. Такой специфической конкретизацией гуманистических представлений применительно к миру политики являются права человека. Они представляют собой принципы, нормы взаимоотношений между людьми и государством, обеспечивающие индивиду возможность действовать по своему усмотрению (эту часть прав обычно называют свободами) или получать определенные блага (это — собственно права).
Проблема прав человека, выражаемая в той или иной форме, сопутствует всей истории человечества. Права человека представляют собой один из способов трактовки и практического решения вопроса взаимоотношений человека и той общности, в которой он проживает и официальным представителем которой выступает власть. Они утверждают в этих взаимоотношениях свободу и достоинство личности, ее высший ценностный статус.
Возможны четыре основных способа взаимоотношений индивидов с властью: тоталитарный, патриархальный, индивидуалистический и партиципаторный (участия). Первая, тоталитарная модель таких взаимоотношений исходит из отождествления общества и государства, из безусловного приоритета целого над .частью и полного подчинения индивида государству. Она исключает саму постановку проблемы прав человека, поскольку индивид рассматривается здесь как органическая, неразрывная частичка целого, как винтик в сложном государственном механизме, управляемый из центра.
Патриархальный тип взаимоотношений индивида и власти предполагает сложную иерархию прав и обязанностей людей, неравенство их положения в отношениях власти. Он делит общество на различные сословия и группы, низшие из которых политически бесправны, высшие же обладают максимальными властными полномочиями, главным источником и распределителем которых является авторитарный правитель (монарх, диктатор и т.п.), венчающий пирамиду власти. (Более подробно проблемы авторитарной и тоталитарной власти рассматриваются в гл. 10.)
Индивидуалистический способ взаимоотношений личности и власти основан на приоритете индивида в отношениях с государством. Наиболее ярко он представлен в либерализме, который исходит из того, что свободная личность есть конечный источник всякой власти в обществе, в том числе и самого государства. Последнее является результатом соглашения, договора свободных индивидов. Оно подконтрольно народу и призвано выполнять лишь строго ограниченные функции — обеспечение безопасности и свободы граждан, поддержание общественного порядка, некоторые другие.
Взаимоотношения индивида и власти во внеполитических сферах и пути утверждения в них свободы и достоинства личности либерализмом вообще не рассматриваются. В результате сама проблема прав человека ставится главным образом в форме ограждающих от посягательств власти прав, т. е. узко и ограниченно.
В современной политической науке преобладает третий, пар-тиципаторный подход к взаимоотношениям индивида и власти. Он лишен крайностей и не рассматривает личность как изолированного, независимого от общества индивида, вынужденного в союзе с себе подобными создать государство и подчиняться ему в определенных вопросах, а исходит из неразрывности и противоречивости взаимоотношений между личностью, обществом и государством. В этом случае сама проблема прав человека усматривается не только и не столько в ограждении индивида от государственного вмешательства, а в использовании государства в целях создания наилучших условий свободного существования и развития личности.
Все
четыре рассмотренных выше способа
взаимоотношений индивида и власти
в большей или меньшей степени
представлены в истории человечества.
Они составляют ту систему координат,
в которой осознается и оценивается сама
проблема прав человека.
Права
человека, их социальные корни, назначение
- одна из вечных проблем исторического,
социального и культурного
Само зарождение
прав человека в V - IV вв. до н. э. в древних
полисах (Афинах, Риме), появление принципа
гражданства было крупным шагом на пути
движения к прогрессу и свободе. Неравномерность
распределения прав человека между различными
классовыми и сословными структурами,
а то и полное лишение этих прав рабов
было неизбежным для тех этапов общественного
развития. Каждая новая ступень такого
развития добавляла новые качества правам
человека, распространяла их на более
широкий круг субъектов. И происходило
это не стихийно, а в результате борьбы
классов и сословий за свои права и свободу,
за ее расширение и обогащение.
Проблема прав
человека всегда была предметом острых
классовых битв, которые велись за обладание
правами, расширение прав, фиксировавших
положение человека в обществе.
Данный аспект
культурного прогресса можно проследить
на возрастании гуманного начала в морали,
праве, религии, философии по мере естественно-исторического
развития общества. Античный раб свободнее
первобытного дикаря, средневековый крепостной
свободнее античного раба, а наемный рабочий
раннебуржуазного общества свободнее
средневекового крепостного. И хотя развитие
общества по пути свободы не было поступательным
наращиванием только прогрессивных начал,
исторический прогресс явление, само по
себе, пробивающее дорогу через все случайности
и хаотические нагромождения социального
развития.
Известно, что
правила поведения в первобытном обществе
носили синкретический (лат. synkretismos - соединение)
характер. Эти правила в научной литературе
получили наименование "мононормы",
поскольку они не могут быть дифференцированы
и классифицированы как нормы религии,
морали, обычного права. По своему характеру
- это правила, выражающие устойчивые привычки,
убеждающие своей целесообразностью.
Они концентрировали стихийно складывающиеся
представления о полезном и вредном для
рода или племени и, в конечном счете, были
связаны со становлением общественного
труда. Целью таких норм было поддержание
и сохранение кровнородственной семьи.
Родовые нормы
содержали в зачаточном состоянии представление
о добре и зле, так как они предусматривали
правила взаимопомощи и взаимозащиты.
Но в целом это были жесткие предписания,
продиктованные необычно трудными условиями
существования человека, примитивному
сознанию которого противостояли суровые
силы природы, необходимость обороняться
от враждебных племен. Поэтому и правила
первобытного общества как мононормы,
в которых еще четко не проступают ни признаки
морали, ни признаки религии, ни правовые
свойства в силу синкретизма сознания
первобытного человека, определяемого
синкретизмом бытия, в наибольшей степени
выражают их характер и социальное назначение
- поддержание целостности общины, рода,
орды.
Для мононорм характерным
было то, что они никогда не давали преимуществ
одному члену рода перед другим, т. е. закрепляли
"первобытное равенство". Но суть
этого равенства состояла в поглощении
человека сообществом, в жесточайшей регламентации
всей его деятельности, в консервативности
и застойности форм, закрепляющих существующие
связи и отношения. Эта т. н. нормативная
избыточность, свойственна обществам
с относительно бедной культурой, для
которых важнейшей задачей является поддержание
равновесия и общественного спокойствия.
Однако возникновение
мононорм было свидетельством грандиозной
эволюции человечества, вышедшего из животного
царства. Сам факт появления норм - это
признак сугубо человеческого бытия, его
социальности. Через освоение мононорм
культивировались формы поведения, которые
были необходимы человеческому сообществу
для дальнейшего прогресса. Ведь даже
самые консервативные и жесткие социальные
нормы пришли на смену стадным инстинктам
и свидетельствовали об осознании человеческими
сообществам особенности своего существования
по отношению к остальном миру и необходимости
поддержания и сохранения своей общности.
В рамках первобытной морали, обычаев,
традиций, ритуалов, выраставших из мононорм,
происходило становление человеческой
социальности.
Люди на практическом
опыте убеждались в полезности и целесообразности
определенных правил, запретов, предписаний.
На последнем этапе
распада первобытнообщинного строя в
эпоху классообразования возникают нормы
права. Однако формирование норм права
и прав человека явления разновременные.
Правовые системы большинства регионов
мира формируются в связи с крупными общественными
разделениями труда, ростом его производительности,
которые создали возможность появления
избыточного продукта и сосредоточения
общественного богатства в руках уже сформировавшейся
привилегированной верхушки, осуществлявшей
процесс управления в родовых организациях.
Они были основаны преимущественно на
методах насилия, принуждения, применявшихся
носителями верховной власти по отношению
к большинству общества. Уровень свободы
был минимальный и охватывал, разве что,
правящую верхушку. В таких условиях притязания
индивидов на обеспечение нормальной
жизнедеятельности были нереальны. Люди
видели в представителях верховной власти
либо ставленников Бога на земле, либо
просто владык, требующих беспрекословного
подчинения.
Специфичной разновидностью
рабовладельческого государства была
полисная форма, которая выступала в виде
рабовладельческой демократии, тирании,
аристократии. Полисная демократия породила
первые ростки явления, которые могут
быть названы правами человека. Это связано
с возникновением определенного пространства
свободы, которое создало условия для
появления равных политических прав у
лиц, являющихся гражданами.
В VI в. до н. э. афинский архонт Солон разработал
Конституцию, закреплявшую некоторые
элементы демократии и устанавливавшую
право на привлечение к ответственности
государственных чиновников.
Свой вклад в развитие
гражданских свобод внесли римляне, которые
ввели разделение властей, приняли и разработали
идеи естественного права.
В
период средневековья свобода была
крайне ограниченна, поскольку феодальное
общество - общество всеобщей зависимости.
Система внеэкономического
Петиция о праве
1628 г., относящаяся к периоду формирования
буржуазного строя в Англии, возлагала
определенные обязанности на короля, которые
призваны были защищать подданных от произвола
королевской администрации. Дальнейшим
шагом на пути обеспечения прав человека
явился Хабеас корпус акт 1679 г., который
ввел понятие "надлежащей процедуры",
установил гарантии неприкосновенности
личности, принцип презумпции невиновности
и другие важнейшие для защиты прав личности
положения.
Актом, закрепившим компромисс между упрочившейся
буржуазией и правящей верхушкой землевладельцев,
утверждением конституционной монархии,
стал Билль о правах 1689 г. Билль отводил
значительную роль парламенту, запрещал
без его согласия приостанавливать действия
законов, взыскивать налоги и сборы в пользу
короны, содержать постоянную армию в
мирное время. Наряду с этим Билль внес
неоценимый вклад в развитие прав человека,
установив свободу слова и прений в парламенте,
свободу выборов в парламент, право обращения
подданных с петицией к королю. По мнению
На
протяжении четырёх лет после
принятия Конституции в конгресс
стекались многочисленные предложения штатов.
Основные из предложенных поправок нашли
отражение в подготовленных Джеймсом Мэдисоном дополнениях, содержавших
гарантии прав на свободу вероисповедания, слова
и печати, свободу собраний, прав на хранение и
ношение оружия, на неприкосновенность
личности и жилища, на справедливое отправление
правосудия и введение суда присяжных. Эти статьи составили
десять первых поправок к Конституции
США, утверждённых конгрессом 25 сентября 1791 года.
После ратификации этих поправок законодательными
собраниями штатов с 15 декабря 1791 года,
они стали составной частью Конституции
США под общим неофициальным названием
Билль о правах. Основным автором проекта
был Мэдисон, но в подготовке и принятии
документа важную роль сыграл также Томас Джефферсон, в то время посол во
Франции. Его переписка с Мэдисоном оказала
влияние на текст документа
Указанные нормативные
акты - свидетельство первооткрывательства
Англии в области прав человека и в необходимом
для их защиты разделении властей. Акт
об устроении 1701 г. учредил верховенство
парламента в сфере законодательства,
принцип несменяемости судей, запрет королевским
министрам быть членами парламента. Эти
нововведения стали возможными в связи
с интенсивным развитием буржуазных отношений,
усилением власти буржуазного сословия,
требовавшего положить предел феодальному
произволу и абсолютизму.
Дальнейшее развитие
идеалов свободы и прав человека, нашедшее
воплощение в исторических документах,
произошло в США. Истоки этого явления
заложены в философии просвещения, учениях
древнегреческих философов, естественно-правовой
доктрине, таких актах, как Великая хартия
вольностей, Петиция о праве, Билль о правах,
Хабеас корпус акт, которые были созданы
в период становления буржуазного строя
в Англии.
Учение
естественного права было развито
Томасом Пейном и Томасом Джефферсоном
в их борьбе за победу буржуазно-демократической
и антиколониальной революции. Идеи
Пейна и Джефферсона были направлены
не только на утверждение демократической
государственности, но и на защиту неотъемлемых
естественных прав человека. Трудно переоценить
великий гуманный пафос Декларации
прав Вирджинии 1776 г., провозгласившей:
"Все люди по природе являются в равной
степени свободными и независимыми и обладают
определенными прирожденными правами,
коих они - при вступлении в общественное
состояние - не могут лишить себя и своих
потомков каким-либо соглашением, а именно:
правом на жизнь и свободу со средствами
приобретения и владения собственностью,
правом на стремление к счастью и безопасности
и их приобретение". Декларация прав
Вирджинии 1776 г. была первым государственным
определением прав человека. Карл Маркс,
оценивая этот исторический документ,
писал, что Америка - это страна, "где
возникла впервые... идея великой демократической
республики, где была провозглашена первая
декларация прав человека и был дан первый
толчок европейской революции XVIII века".
Идеи Декларации
прав Вирджинии были развиты в Декларации
независимости 1776 г., провозгласившей:
"Мы полагаем самоочевидным те истины,
что все люди созданы равными и наделены
Творцом определенными неотчуждаемыми
правами, что к ним относятся жизнь, свобода,
стремление к счастью, что для обеспечения
этих прав среди людей учреждаются государства,
черпающие свои разумные полномочия в
согласии управляемых".