Система органов государственной власти РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 08:27, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Актуальность выбранной темы обосновывается тем, что сегодня проблема системы органов государственной власти и проблема разделения властей стоит наиболее остро, в данной курсовой работе, мы постараемся изучить структуру системы государственной власти, рассмотреть её функции, принципы работы, а также систему органов власти, и одновременно характер и форму их осуществления. Главной причиной выбора именно этой темы является стремление рассмотреть все разнообразие и сложность института органов государственной власти не только с учетом общетеоретического материала, показывающего, какой должна быть государственная власть, но и воплощения идей правоведов, философов, а также существующей реальностью.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по Конституционному праву РФ новый вариант.docx

— 57.46 Кб (Скачать)

       10

       Сейчас  немало авторов, которые считают, что Александр II, не погибни от рук народовольцев, возможно даровал бы стране конституционное правление. Возможно, а возможно и нет. Отнюдь не стал конституционным монархом и Николай II. Подписав знаменитый указ “Об усовершенствование государственного порядка”, он действительно даровал некоторые свободы. Он объявил о создании Государственной Думы, наделенной ограниченными законодательными полномочиями. Но надежды, естественно, не оправдались. Не один закон не мог вступить в силу без высочайшего одобрения. Да и само существование Думы зависело от царского усмотрения или, точнее, произвола. В феврале 1917 года монархия пала. 1 сентября 1917 года состоялось официальное провозглашение России республикой. Специальная комиссия при юридическом совещании Временного правительства начала подготавливать проект республиканской Конституции. Видимо, в ней впервые мог найти отражение принцип разделения властей. Но в 1917 году к власти пришли большевики, и все планы временного правительства рухнули. II Всероссийский съезд Советов, провозгласив в ночь с 7 на 8 ноября 1917 года переход всей полноты власти на всей территории бывшей Российской империи в руки Светов, положил начало существованию тоталитарного государства. Разделение властей было объявлено инструментом завоевания и осуществления власти буржуазией. Концепция разделения властей, как выражение интересов буржуазии, марксизмом отвергалось.

       Документы, подписанный 8 декабря 1991 г. В Беловежской  пуще тремя государствами из четырех, учредивших в 1922 году СССР, положили конец  его существованию, как государству. В отличие от других бывших союзных республик Россия не издавала специальный акт о провозглашение независимости. В какой-то мере точкой отсчета можно считать Декларацию о государственном суверенитете, которая была одобрена российским парламентом 12 июня 1990 г. Уже на I Съезде народных депутатов РСФСР

11

была  признана необходимость разработки и принятия новой Конституции республики. Первый “официальный” проект Конституции был существенно пересмотрен после попытки августовского путча. В октябре 1991 г. был опубликован второй, а марте 1992 г. — третий проект Конституции. Каждый из этих проектов отражал изменения, происходившие в общественно-политической жизни страны, новые подходы и новые видения того, как должны быть устроены общество и государство в России. 

1.3 Преодоление противостояния  властей 

       Механизм, заложенный в Конституции Российской Федерации для разрешения возможного конфликта между законодательной  и исполнительной властями, отличается большой сложностью. Президент —  арбитр в споре между властями — может, во всяком случае теоретически, осуществлять в течение нескольких месяцев управление страной посредством  Правительства, не пользующегося поддержкой Государственной Думы. После выборов  Президенту так или иначе придется считаться с результатами выборов. Тем не менее, следует признать, что  глава государства обладает большими возможностями для воздействия  на законодательную и исполнительную власти. Он не просто арбитр, следящий за всеми ветвями власти, он сам  участвует в деятельности всех государственных  органов. В России не предусмотрена парламентская ответственность главы государства. Это значит, что парламент не может заставить Президента уйти в отставку. Но это не значит, что глава государства свободен от следования предписаниям Конституции и законов. Если его деятельность приобретает противоправный характер, вступает в действие специальный механизм ответственности (импичмент). Президент Российской Федерации может быть привлечен к ответственности только в случае государственной измены или совершения иного тяжкого

12

преступления. Наличие признаков такого преступления должно быть подтверждено Верховным  судом РФ. После выдвижения обвинения  следует довольно сложная процедура  выражения импичмента. Надо сказать, что президенту пытались выдвинуть импичмент, но эта попытки только показали, что это практически невозможно. Важнейшей конституционно-правовой гарантией обеспечения разделения властей и предупреждения злоупотреблений со стороны исполнительной власти остается механизм ответственного правления. Это значит, что Правительство РФ подконтрольно парламенту и несет политическую ответственность за свои действия. 

        Законодательная власть. Парламент Российской Федерации — Федеральное собрание — состоит из двух палат. Это Государственная Дума, депутаты которой избираются населением страны путем всеобщих, равных и прямых выборов (450 депутатов), и Совет Федерации, который выбирается путем косвенных выборов и включает представителей субъектов Федерации (по два от каждого субъекта)3. Поскольку органом общенародного представительства является Государственная Дума, то именно на эту палату возложен контроль за деятельностью Правительства и ей принадлежит право выражения вотума недоверия. Государственная Дума единственный законодательный орган страны. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной основе. Депутаты Федерального Собрания обладают неприкосновенностью в течение всего депутатского срока. Федеральное Собрание постоянно действующий орган. В ст. 102 и 103 Конституции перечислены основные направления деятельности Федерального Собрания. В этих статьях проявляется принцип сдержек и противовесов президенту и правительству. Так, например, без согласия Федерального Собрания не могут быть назначены на свои должности судьи высшего звена, Председатель Правительства и т.д. Федеральное Собрание рассматривает все вопросы

13

связанные с основной экономической деятельностью  правительства: федеральный бюджет; федеральный сбор налогов и т.д. Все эти полномочия Федерального Собрания направлены на недопущение чрезмерного усиления исполнительной власти и Президента.

       Исполнительная власть осуществляется правительством во главе с председателем. Председатель Правительства РФ назначается Президентом России с согласия Думы. Этот принцип является примером проявления принципа сдержек и противовесов, т.к. при назначение Президенту придется считаться с парламентским большинством. Председатель Правительства предлагает кандидатуры Президенту на должности его заместителей и федеральных министров. Правительство Российской Федерации обладает широкими полномочиями по осуществлению внутренней и внешней политики государства. Правительством Российской Федерации осуществляется разработка государственного бюджета, проведение финансовой, социальной и экономической политики. Осуществляет меры по обороне страны и защите прав населения. Механизм парламентской ответственности Правительства

описан  в российской Конституции в общих  чертах. Необходима его детализация  в специальном законодательстве. Совершенно ясно, однако, что институт ответственности — обоюдоострое оружие. Его может использовать как  Дума, отказывая в доверии правительству, так и исполнительная власть, угрожая  прибегнуть к досрочным выборам. Сильная исполнительная власть в России нужна. Но также нужен и механизм взаимных сдержек и противовесов. Многие называют исполнительную власть доминирующей в системе государственных органов. Но эта тенденция государственно-правового развития России прослеживается достаточно ясно. Также это отвечает общим тенденциям усиления исполнительной власти во всем мире.

      Судебная власть. К сожалению, все еще традиционно слабым местом остается в России судебная власть. Прокламированные Конституцией

14

принципы  судоустройства и судопроизводства реализуются с трудом. И в данном случае ощущается противодействие  и давление со стороны других ветвей власти. Несмотря на провозглашенные  правовые и социальные гарантии судьи, как то несменяемость, неприкосновенность, независимость и т.д. , они очень  часто не могут полностью обеспечиваться из-за отсутствия технической и материальной базы. (Так закон о статусе судей, в котором говорится о предоставление судьи в течение полугода свободного жилья очень часто не может быть выполнен из-за отсутствия такого.) Судебная власть является трехзвенной. Высшими судебными органами являются Верховный суд РФ, Высший Арбитражный Суд, Конституционный Суд. Верховный суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам. Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров. Конституционный Суд призван осуществлять контроль за всеми государственными органами в РФ. О соответствии Конституции издаваемых нормативных актах, заключаемых международных договоров. Также Конституционный Суд решает споры между федеральными органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В связи с принятием России в Совет Европы теперь юрисдикция Европейского Суда распространяется и на территорию России. Это теперь высший судебный орган для России и ее граждан.

       Хочется также отметить, что принцип разделения властей в сегодняшней России признан, конституционно закреплен и в той или иной мере применяется в построении и функционировании государственных институтов. Создание нормально функционирующего механизма сдержек и противовесов — одна из важных задач России. Органы законодательной, исполнительной, судебной власти подробнее будут рассмотрены во второй главе данной работы.

       15

       II. ОРГАНЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ, ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ И СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ 

2.1 Органы законодательной власти 

       Единство  системы государственных органов  РФ обусловлено тем, что эта система  основывается на государственной целостности. Единство системы государственных  органов РФ проявляется в разграничении  предметов ведения и полномочий между органами государственной  власти РФ и органами её субъектов. Как уже отмечалось ранее, власть в РФ разделяется на законодательную, исполнительную и судебную, при этом Президент РФ не входит ни в одну ветвь власти, он стоит над ними.

       Органы  законодательной власти – это Федеральное Собрание РФ (иными словами парламент); также к органам законодательной власти относятся народные собрания, государственные собрания, верховные советы, законодательные собрания республик в составе РФ, областные собрания и другие законодательные органы власти краёв, городов федерального значения, областей, автономной области и автономных округов. Их отличительная особенность состоит в том, что они избираются непосредственно народом и никаким другим путём формироваться не могут. В своей совокупности эти органы составляют систему представительных органов государственной власти Российской Федерации. Являясь законодательными органами, представительные органы государственной власти выражают государственную волю народа Российской Федерации и придают ей общеобязательный характер. Они принимают решения, воплощаемые в соответствующих актах, принимают меры к исполнению своих решений и осуществляют контроль за их реализацией. Решения законодательных органов обязательны к исполнению всеми другими  

16

органами  соответствующего уровня, а также  всеми нижестоящими органами местного самоуправления.

       Органы  законодательной власти делятся  на федеральные и региональные (субъектов  Федерации). Федеральным законодательным  органов Российской Федерации является Федеральное Собрание РФ. Это общегосударственный, общероссийский орган государственной  власти, действующий в масштабах  всей Российской Федерации. Все другие законодательные органы, функционирующие на территории РФ, являются региональными и действуют только в границах конкретного субъекта Федерации. Остановимся более подробно на Парламенте Российской Федерации. Итак, как уже отмечалось ранее, Федеральное Собрание является парламентом Российской Федерации. Парламент имеет очень большой исторический период развития, за который он приобрёл свои элементы. К числу таких элементов относится представительность, поскольку только в условиях демократического самоопределения народа парламент приобретает характер демократически легитимированного народного собрания, коренным образом отличающегося и от коллегии советников феодального сюзерена или органа корпоративно-сословного представительства более позднего периода, и от представительных учреждений социалистического государства. Наличие такого рода народного собрания позволяет говорить о парламентской демократии как форме государства, базирующейся на принципе народного суверенитета. В Российской Федерации Федеральное Собрание как парламент республики пришло на смену «двухступенчатому» механизму высших органов государственной власти Российской Федерации, который состоял из Съезда народных депутатов и формируемого на его основе Верховного Совета. Созданные ещё в годы советской власти в качестве представительных органов нового социалистического типа, коренным образом отличающихся от учреждений буржуазного парламентаризма эти государственный органы по мере

                  17

демократизации  российского общества, отражения  в Конституции принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, постепенно обретали черты  парламента.

       Федеральное Собрание – представительный орган  Российской Федерации4. Тем самым указывается, что формой государства является представительная, т.е. опосредствованная выборами, парламентская демократия, в условиях которой формирование политической воли народа возлагается на народное представительство, самостоятельно принимающее наиболее важные решения. Также Федеральное Собрание характеризуется и как законодательный орган РФ. В этой отдачи парламенту законодательной власти реализуется принцип народного суверенитета как основы правопорядка. Признание Федерального Собрания законодательной властью означает вместе с тем и то, что ни один закон Российской Федерации не может быть издан, если он не рассмотрен и не одобрен парламентом, а сам парламент обладает полной и ничем не ограниченной в рамках полномочий Российской Федерации и её Конституции компетенцией в законодательной сфере.

       Будучи  законодательным органом, Федеральное Собрание исполняет и некоторые ограниченные функции контроля за исполнительной властью.    Контроль осуществляется посредством федерального бюджета, принимаемого Государственной Думой, а также использования права отказывать в доверии Правительству, которое в этом случае может быть отправлено в отставку Президентом РФ. Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. Государственная Дума представляет всё население Российской Федерации, а Совет Федерации выражает интересы регионов, региональные мнения и т.п. Часто Совет Федерации именуют верхней палатой. Члены Совета Федерации

            18

представляют  все субъекты РФ. Вместе с тем, Совет  Федерации – государственный  орган всей Федерации, т.е. его решения  обязательны для исполнения на всей территории РФ, а не конкретно каким-либо субъектам. До принятия Конституции 1993 г. в РФ действовал двухпалатный высший представительный орган – Верховный Совет. Однако на самом деле он

функционировал  как однопалатный орган, так как  большая часть его компетенции  осуществлялась совместно обеими палатами, и важную роль

для всего  Совета играли такие органы как Председатель Верховного Совета и Президиум Верховного Совета.

Информация о работе Система органов государственной власти РФ