Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2015 в 13:15, шпаргалка

Краткое описание

ВОПРОС 1 ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
Понятие и предмет теории государства и права. Место теории государства и права в системе общественных и юридических наук. Система курса теории государства и права. Функции теории государства и права.

Файлы: 1 файл

ШПОРЫ.docx

— 1,003.64 Кб (Скачать)
  • государственный аппарат включает органы государственной власти и государственные органы(армию, полицию, налоговую и таможенную службу), необходимые для обеспечения реализации государственно-властных предписаний. Принципы организации и деятельности механизма государства:Принципы организации и деятельности механизма государства - те положения, идеи, которые нашли отражение в законодательстве, и в соответствии с которыми образуется и функционирует механизм государства:
    • принцип разделения властей; принцип разграничения функций между органами государства;принцип верховенства права и Конституции; принцип законности ; принцип демократизма;

принцип научности (в организации деятельности механизма государства должны использоваться достижения науки); принцип компетентности и профессионализма.

Государственный орган: понятие:Государственный орган - это относительно самостоятельное, структурно обособленное звено государственного аппарата, создаваемое государством в целях осуществления определенного вида государственной деятельности, наделенное для этого соответствующей компетенцией и опирающееся в процессе реализации своих полномочий на организационную, материальную и принудительную силу государства. Признаки государственных органов:формирование по воле государства и осуществление своих полномочий от имени государства.

  • выполнение каждым государственным органом строго определенных, установленных в законодательном порядке видов и форм деятельности (законодательной, исполнительной, охранительной и т.д.);
  • наличие у каждого государственного органа юридически закрепленных организационной структуры; территориального масштаба деятельности; установленного положения в системе властной иерархии, определяющего характер и объем принадлежащих государственному органу полномочий, а также порядок его взаимоотношения с другими государственными (негосударственными) органами и организациями;
  • в основу взаимодействия государственных органов положена совокупность принципов единства государственной власти или разделения властей. Правовой статус органа государственной власти (органа, принимающего властное решение):Принцип организации; .Порядок формирования (выборы, назначение);Структура (единоличный, коллегиальный); Компетенция ;Срок полномочий; Ответственность

Классификации органов государственной власти и государственных органов (на примере РФ):. По юридической силе: - федеральные органы государственной власти; - государственные органы субъектов.

2. По порядку образования: - представительные (выборные) (Президент, Законодательное Собрание); - производные (назначаемые) (Правительство, органы судопроизводства).

3. По характеру осуществляемых полномочий: - институт главы государства (Президент, Монарх); - органы законодательной власти ( Федеральное собрание РФ, Законодательные собрания субъектов РФ);

- органы исполнительной  власти (Правительство РФ, органы  исполни тельной власти субъектов  РФ); - судебные органы (Верховный  суд, Конституционный суд, Высший  арбитражный суд, суды субъектов);

- надзорно-контрольные органы (Генеральная прокуратуры, Таможенный комитет, налоговая полиция и т.д.) 4. По времени действия: - постоянные (Президент, Федеральное собрание, Правительство и т.д.); - временные (Государственный комитет обороны СССР (орган, созданный на период ВОВ)).

ВОПРОС 9 ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА

Становление и развитие понятия форма государства. Понятие формы государства. Структурные элементы формы государства. Соотношение типа и формы государства.

Становление и развитие понятия форма государства:Значительный вклад в исследование данного вопроса в разные исторические эпохи внесли виднейшие зарубежные исследователи Т. Гоббс, Ш. Л. Монтескье, Г. Ф. В. Гегель, И. Кант, К. Маркс, Ф. Энгельс, О. Конт, Э. Дюркгейм, Р. Арон, М. Вебер, К. Поппер, М. Хайдеггер, П. Козловски, А. Тойнби, Ф. А. Хайек и многие другие.

Понятие и структурные элементы формы государства:Форма государства  - способ организации высших органов государства, территориальное устройство государственной власти, методы ее осуществления.

  • Форму государства рассматривают как единство трех основных элементов - формы правления, формы государственного устройства и политического режима.
  • В таком понимании форма государства позволяет дать характеристику государства с позиций того, как организована верховная государственная власть, каковы принципы ее взаимодействия с населением, каким образом государство в целом строит свои взаимоотношения с входящими в него составными частями, а также с помощью каких способов и методов осуществляется государственная власть.
  • Некоторые авторы различают форму государства в узком и широком смысле. Под формой государства в узком смысле понимают форму правления, а в широком - форму правления и форму государственного устройства. Политический режим при этом рассматривается как самостоятельное государствоведческое понятие, характеризующее сущность государства или методы осуществления классового господства. А некоторые исследователи говорят, что вообще в форму государства необходимо выделять в качестве третьего элемента именно государственный режим.

Факторы, влияющие на форму государства:На становление и изменение формы того или иного государства всегда оказывали влияние такие факторы, как  национальный состав населения, традиции народа, социально-экономические, политические, идеологические и иные факторы. Так, в Великобритании в результате своеобразного компромисса между буржуазией и феодалами возникла ограниченная монархия.

Германия, с точки зрения национального состава, вполне могла бы быть унитарным государством. Однако исторически сохраняющаяся автономность германских земель привела к конституированию федеративной формы государственного устройстваСоотношение типа и формы государства:1) тип государства является содержанием государства, а его форма – средство выражения;

  • 2) тип государства определяет экономическую основу и политическое содержание государственной власти, а форма государства непосредственно зависит от его содержания и определяется им;
  • 3) тип государства определяет содержание государственной власти, а государство реализует экономические и политические интересы господствующего класса, социальной группы либо соответствующей нации;4) в рамках одного типа государства возможно изменение его формы в связи с изменением экономических основ государства, классовой структуры общества, а также воздействия международных факторов и

ВОПРОС 10 ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ

Форма правления: понятие и виды. Юридические признаки отли-чающие монархию от республику. Монархия как форма правления: понятие и виды. Рес-публика как форма правления: понятие и виды. Форма правления в современной России. Нетипичные формы правления.

Форма правления: понятие и виды:Форма правления - организация верховной государственной власти, в особенности высших и центральных ее органов, структуру, компетенцию, порядок образования этих органов, длительность их полномочий, взаимоотношения с населением, степень участия последнего в их формировании.Критерии разграничения форм правления:

    • Порядок замещения должности главой государства. Объем полномочий главы государства.
    • Распределение полномочий между главой государства и представительным органом (парламентом). Ответственность высших государственных органов
  • Основными видами форм правления современных государств являются – республика и монархия. Факторы, влияющие на выбор формы правления:Условия возникновения государства; Исторические традиции; Уровень культуры граждан ;Уровень социально-экономического развития.;Национальный и этнический состав страны.Международное положение и т.д.

Юридические признаки отличающие монархию от республикуМонархии как форме правления присущи четкие юридические признаки.

Монарх персонифицирует государство, выступает во внешней и внутренней политике как глава государства, представитель народа, “отец” нации, лицо, которое сплачивает граждан, объединяет их в государство.

Монарх осуществляет единоличное правление. Конечно, это не означает, что монарх сам решает все дела в государстве. Управление делами государства ведут многочисленные советники, министры, чиновники, служащие, объединенные в различные органы государства. Монарху же приходится принимать решения по самым важным вопросам. Он обладает всей полнотой власти. Власть монарха верховна и суверенна (независима).

Монархическая власть отличается порядком своей легитимации (утверждения, принятия): как правило, передается по наследству.

Монархия как форма правления: понятие:Монархия была исторически первой формой правления.

  • Термин «монархия» греческого происхождения («монос» - один, «архе» - власть)Монархия - форма правления, при которой глава государства (монарх) получает власть по наследству (чаще всего от отца к сыну), осуществляет ее бессрочно в течение всей жизни, после чего власть его переходит к его потомкам либо иным родственникам.
  • В своем развитии монархия претерпела значительные изменения.Системы престолонаследия:Салическая (наследование престола исключительно по мужской линии (Япония, Бельгия, Норвегия и т.д.)).
  • Кастильская (наследование престола предпочтительно по мужской линии, младший брат исключает старшую сестру (Испания , Великобритания, Нидерланды и т.д.)).
  • Австрийская (женщина наследует только при полом отсутствии мужских линий).Разновидности монархической формы правления в современном мире:1.Абсолютная 2.Конституционная (дуалистическая и парламентарная) 3ВыборнаяАбсолютная монархия (вся полнота власти принадлежит исключительно монарху).
  • Особенностями абсолютной монархии являются, в частности, отсутствие, как правило, высшего законодательного и представительного органа – парламента; монарх неподконтролен обществу и неподсуден, им принимаются все государственные решения и назначения. Нередко монарх является главой судебной власти и церкви.
  • В настоящее время примерами абсолютной монархии являются Саудовская Аравия, Катар, Бахрейн, Оман, Бруней.
  • Дуалистическая монархия – это монархия, при которой власть поделена между монархом и представительным органом (парламентом).
  • Особенностями данной формы правления являются, в частности, то, что главе государства принадлежат реальные полномочия, используется институт контрасигнатуры, парламент служит дополнительной легитимацией власти монарха, в отношениях между монархом и парламентом более вероятно политико-правовое верховенство монарха.
  • Дуалистические монархии сегодня, это, как правило, вчерашние абсолютные монархии, где монарх пошел на создание парламента. Сегодня такая разновидность монархической формы правления существует в Непале, Кувейте, Иордании и т.д.
  • Парламентарная монархия – это монархия где сохранен институт наследственного главы государства, но реальная власть принадлежит парламенту.
  • Особенностями данной разновидности формы правления являются, в частности, то, что законодательным органом является особая юридическая конструкция «король в парламенте» (всякий парламентский акт приобретает юридическую силу после подписания его монархом, но это акт формальный), акты монарха приобретают силу после контрасигнации, состав правительства определяется парламентом, хотя о назначения на министерские должности осуществляются монархом, правительство несет ответственность перед парламентом.Данная разновидность монархической формы правления сегодня существует в Великобритании, Норвегии, Швеции, Испании, Голландии, Бельгии, Дании, Канаде, Японии и т.д.

Республика как форма правления: понятие:Республиканская форма правления была известна в период античности (Римская республика и т.д.).В средние века данная форма правления была так же известна, хотя была представлена в виде городских республик в ряде стран Европы.Окончательно республиканская форма правления установилась во Франции лишь с принятием Конституции 1875 г. после двукратной реставрации монархии. Швейцария и Сан-Марино имеют эту форму правления изначально.Республика - форма правления, которая характеризуется выборностью главы государства и других органов государственной власти.

Разновидности республиканской формы правления:Президентская. Парламентарная. Смешанного типа. Советского типа. Теократическая.

  • Президентская республика – это такая форма правления, при которой, должность президент является политически самостоятельной, что позволяет главе государства под свою ответственность принимать решения.Особенностями данной разновидности формы правления являются, в частности то, что глава государства и парламент избирается населением, что не дает последнему оснований претендовать на политическое верховенство, при этом решающее слово остается за президентом. Президент, как правило, возглавляет правительство.
  • Примерами президентских республик являются США, Бразилия, Аргентина, Перу, Колмбия, Венесуэла и т.д.Парламентарная республика – это республика, в которой главную роль в системе органов государственной власти играет парламент.Особенностями данной разновидности формы правления является, в частности то, что парламент считается высшим государственным органом и обладает преимущественным правом представлять интересы народа, президент не является самостоятельным участником политического процесса(избирается парламентом, каждый акт, издаваемый президентом, становится действительным и подлежит исполнению только при условии контрасигнации.Примерами парламентарных республик являются Германия, Италия, Венгрия, Чехия и т.д.
  • Республика смешанного типа («полупрезидентская», «президентско-парламентская») – это республика, которая сочетает в себе черты как президентской так и парламентарной республик.
  • Особенностями данной разновидности республики являются, в частности то, что власть примерно поровну поделена между президентом и парламентом, президент избирается, как правило, всем народом и выполняет свои функции, а парламент – свои, президент и парламент совместно участвуют в формировании правительства, правительство несет ответственность и перед парламентом и перед президентом, премьер-министр играет самостоятельную роль, являясь вторым после президента лицом в государстве. На практике, несколько большую роль играет президент.
  • Примерами смешанных республик являются Франция, Португалия, Польша, Финляндия, Хорватия и т.д.
  • Республика советского типа – это республика, которая строится на ином, нежели другие разновидности республик, принципе – принципе единства власти.
  • Особенностями данной разновидности республики являются, в частности то, что существует верховенство и полновластие советов, советы всех ступеней образуют единую систем, сессии советов редкие и краткие, а их текущие полномочия осуществляются их исполнительными органами, решения которых, обычно, подлежат последующему утверждению советами. Данная форма правления напоминает парламентарную республику, но никакого баланса властей здесь нет.В настоящее время данная форма правления сохранилась в немногих государства: КНР, КНДР, Вьетнаме, Кубе.
  • Теократическая республика – это республика, в которой духовной власти придается статус государственной и происходит сосуществование духовной и светской государственной власти в качестве двух взаимосвязанных ветвей.Особенностью данной разновидности республики является то, что существует система духовных органов государственной власти.
  • Примером  республики данного типа является Иран.Форма правления в современной России:Ч.1 Ст.1 Конституции РФ 1993 г. закрепила, что Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.Форма правления РФ – республика смешанного типа (что вытекает из анализа статей Конституции РФ).

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"