Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2015 в 13:15, шпаргалка

Краткое описание

ВОПРОС 1 ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
Понятие и предмет теории государства и права. Место теории государства и права в системе общественных и юридических наук. Система курса теории государства и права. Функции теории государства и права.

Файлы: 1 файл

ШПОРЫ.docx

— 1,003.64 Кб (Скачать)

Формационный подход к типологии государства (в):Особенность формационной типологии состоит в том, что она выявляет связи государства и права с другими социальными явлениями.

  • Достоинствами данной типологии являются два момента продуктивна сама идея делить государства на основе социально-экономических факторов, которые, действительно, существенно влияют на общество; она показывает поэтапность, естественно-исторический характер развития государства. Но, в современных условиях обнаружилась недостаточность формационного подхода для типологической характеристики ряда государств. В связи с этим формационный подход подвергся критике. Главные недостатки в следующем: во-первых, теория социально-экономических формаций разработана главным образом на материале европейских стран. Восточные же государства отличаются большим своеобразием развития и спецификой государственной организации, которые не укладываются в рамки формационной теории; во-вторых, развитие обществ и государств характеризуется как одномерное, однолинейное, заранее предопределенное: одна формация закономерно сменяется другой, более прогрессивной. Это движение имеет якобы необратимую силу, все народы должны пройти все формации. Однако данное положение не всегда подтверждается социальной практикой.
  • Формационный подход пока не в состоянии объяснить, почему разные народы, начав много тысяч лет назад свое развитие с одной и той же стартовой линии - первобытно-общинного строя, в дальнейшем оказались на разных стадиях и пошли разными путями к государствообразованию. Цивилизационный подход к типологии государства (а):Суть цивилизационного подхода состоит в том, что при характеристике развития конкретных стран и народов следует учитывать не только развитие процессов производства и классовых отношений, но и духовно-культурные факторы. К ним можно отнести особенности духовной жизни, форм сознания, в том числе религии, мировоззрения, исторического развития, географическое расположения, своеобразие обычаев, традиций и т.д. В своей совокупности эти факторы образуют понятие культуры, которая служит специфическим способом бытия того или иного народа конкретной человеческой общности. Совокупность родственны культур образует цивилизацию.
  • Ученые заметили, что духовно-культурные факторы способны
  • а) полностью блокировать влияние того или иного способа производства; б) частично парализовать его действие; в) прервать поступательное формационное движение;
  • г) усиливать социально-экономическое развитие.
  • Следовательно, экономические процессы и факторы цивилизации тесно взаимодействуют, стимулируя друг друга. Это особенно наглядно видно на примере теории американского социолога У, Ростоу, который классифицировал государствано стадиям экономического развития, зависимым в свою очередь от научно-технических достижений. Тем самым ученый показал зависимость экономического прогресса от духовно-культурных условий развития общества. Чем выше уровень развития государства, тем устойчивее его экономический потенциал и благосостояние общества1.

Цивилизационный подход к типологии государства (б):Наиболее сложным является вопрос о критериях типологии цивилизаций. Английский историк А. Тойнби, внесший большой вклад в развитие цивилизационного подхода, попытался разработать критерии цивилизации и классифицировать их.

  • В качестве типа цивилизации он, в частности, называл религию, образ мышления, общность историке-политической судьбы и экономического развития и др. По этим критериям А. Тойнби первоначально выделил до 100 самостоятельных цивилизаций, но затем сократил их число до двух десятков, часть из которых утратила свое существование.
  • А. Тойнби полагал, что по типу цивилизации возможно выделить соответствующие типы государства. Однако типологии государств по цивилизационному признаку он не разработал. В то же время заслугой А. Тойнби является то, что он попытался сделать цивилизационный подход всеобъемлющим методологическим инструментом познания истории развития общества2.
  • Цивилизационный подход позволяет объяснить многовариантность исторического развития, в том числе тот факт, почему все общества и государства неодинаково развиваются и выбирают разные пути движения к прогрессу. В юридической науке отсутствует типология государств по цивилизационному критерию. Выделяют главным образом этапы цивилизации, например: а) локальные цивилизации, существующие в отдельных регионах или у отдельных народов (шумерская, эгейская и др.); б) особенные цивилизации (китайская, западноевропейская, восточноевропейская, исламская и др.); в) всемирная цивилизация, охватывающая все человечество. Она формируется в настоящее время и основывается на принципе глобального гуманизма, включающего достижения человеческой духовности, созданные на протяжении всей истории мировой цивилизации. Цивилизационный подход к типологии государства (в):В научной литературе выделяют первичные и вторичные цивилизации. Государства в этих цивилизациях отличаются по их месту в обществе, социальной природе, выполняемой роли.
  • Для государства в первичных цивилизациях характерно, что государство играет ключевую роль в развитии социально-экономической сферы. Вместе с тем государство в первичной цивилизации связано с религией в единый политико-религиозный комплекс (древнеегипетская, ассировавилонская, шумерская, японская и др.)
  • Государство вторичной цивилизации не так всесильно, как в первичных цивилизациях, но входит в качестве компонента в культурно-религиозный комплекс (западноевропейская, восточноевропейская, североамериканская, латиноамериканская и др.)
  • Очевидно, что типологию государств по цивилизационному критерию еще предстоит науке разработать.
  • Достоинство цивилизационного подхода в том, что он ориентирует на познание социальных ценностей, присущих конкретному обществу. Он значительно богаче и более многомерен, чем формационный, так как позволяет рассматривать государство не только как организацию политического господства одного класса над другим, но и как большую ценность для общества. С позиций цивилизационного подхода государство служит одним из важных факторов духовного развития общества, выражения разнообразных интересов людей, источником их единения на основе культурно-нравственных ценностей.
  • Формационный и цивилизационный подходы взаимно дополняют друг друга. Это позволяет наиболее полно охарактеризовать тип государства с учетом не только социально-экономических, но и духовно-культурные факторов. Следовательно, оба подхода должны применяться в комплексе. Классификация современных государств:Помимо выделения типов государства, возможны различные варианты их классификации.В зависимости от уровня экономического развития, государства делятся на:
  1. развивающиеся (иногда из называют иногда аграрными, основу экономики составляет сельское хозяйство, продажа полезных ископаемых и т. д.);
  1. индустриальные (основу экономики этих государств составляет промышленность);
  2. постиндустриальные (это современные развитые государства, в которых произошла научнотехническая революция; основные богатства этих государств создаются в сфере услуг, в индустриальной сфере).
  3. В зависимости от политического режима: демократические государства; 2 авторитарные государства; 3тоталитарные государства.
  4. В зависимости от формы правления государства делятся на:  монархии; 2 республики.

ВОПРОС 7 ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

Функц гос: понятие, классификация. Соотношение функций с целями, задачами и принципами деятельности государства. Функции государ-ства и функции его отдельных органов. Реализация функций государства.

Функции государства: понятие:Функции государства – такие направления деятельности государства, в которых непосредственно выражается его сущность как социального явления.

  • Каждая функция государства имеет предметно-политическую характеристику, ибо ее содержание показывает, что является предметом их деятельности, какие средства используются для достижения той или иной цели. Содержание функций не остается неизменным на отдельных этапах развития государства, что подтверждается их своеобразием в периоды радикальных экономико-социальных преобразований.

Классификация функций:В юридической литературе приводятся различные основания (критерии) классификации функций государства:

    • по сферам (объектам воздействия); по продолжительности действия; по социальной значимости; по правовым формам реализации.
  • По сферам государственной деятельности (объектам воздействия) общепринятым считается деление функций на внутренние и внешние.
  • Первые связаны с реализацией задач государства внутри страны:установление и охрану правового порядка; охрану прав собственности, иных прав и свобод граждан; экономическую; культурную; социальную; экологическую; Вторые - на межгосударственном уровне, где оно выступает субъектом международно-правовых отношений:
    • поддержание мира и мирного сосуществования; обеспечение делового партнерства и сотрудничества; защиту государственного суверенитета от внешних посягательств.
  • По продолжительности действия функции государства подразделяются на постоянные и временные:
    • К постоянным относятся такие, которые присущи государству на всех этапах его существования (достаточно сослаться на экономическую функцию),
    • К временным относятся такие, которые ограничены во времени, что обусловлено спецификой задач государства на отдельных исторических этапах (например, функция нейтрализации сопротивления свергнутых  партий при смене государственного строя ).
  • По социальной значимости функции государства традиционно принято подразделять на основные и неосновные :
    • основные выполняются всеми его органами во взаимодействии, их можно назвать общими, т.е. одинаково присущими каждому звену государства.

Соотношение функций с целями, задачами и принципами деятельности государства. неосновные свойственны лишь отдельным государственным органам:В функциях государства выражаются его сущность и социальное назначение, цели и задачи.

  • В функциях государства его сущность находит более конкретное выражение. Эта конкретизация носит объективный характер, так как функции государства формируются объективно, под определяющим воздействием целей и задач, обусловленных экономической и политической структурами общества и вытекающими отсюда интересами социальных групп, коллективов, всего народа.
  • Поэтому функции государства постоянно присущи ему в течение всего исторического периода его существования.

Функции государства и функции его отдельных органов. Реализация функций государства:Функции государства необходимо отличать от функций его отдельного органа.

  • Функции государства – такие направления деятельности государства, в которых непосредственно выражается его сущность как социального явления.
  • Функции государственных органов подобным качеством обладать не могут; в них сущность государства не получает непосредственного выражения. Под функциями органов обычно понимаются их конкретные цели и полномочия (компетенция).
  • Функции государственных органов по своему содержанию подчинены функциям государства, их целям и требованиям. Поэтому деятельность государственных органов должна быть строго согласована с функциями государства.
  • Функции органа государства и его компетенция -не совпадающие понятия. Функции органов государства представляют собой отдельные направления в содержании их практической деятельности. Компетенция же есть выражение функций в полномочиях органа, его правах и обязанностях, т.е. правовое установление их объема и границ.Реализация функций государства:Различают правовые и организационные формы реализации функций государства.
  • Правовые формы отражают связь государства и права, обязанность государства действовать при выполнении своих функций на основе права и в рамках закона:
  • Выделяют три правовые формы осуществления функций государства:
    • правотворческую, правоисполнительскую, правоохранительную.
  • Организационные формы являются необходимыми и правомерными, но не связаны с юридически значимыми действиями, влекущими за собой правовые последствия:
    • организационно-регламентирующую,организационно-хозяйственную, организационно-идеологическую

дотации, госзаказы, кредитование, регулирование ,согласование позиций различных политических течений, международные переговоры , обращения к населению, планирование, программирование, контроль и др.

ВОПРОС 8 МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА

Структура ответа: Механизм государства: понятие, структура, функции. Соотноше-ние понятий «механизм государства» и «аппарат государства». Принципы организации и деятельности механизма государства. Государственный орган: понятие, признаки, виды. Классификация органов государства.

Механизм государства: понятие, структура, функции:Механизм государства представляет государство в целом, это его реальное материализованное воплощение.

  • Вне и без государственного механизма нет и не может быть государства.
  • Представляется целесообразным выделить следующие элементы механизма государства:
  • 1) Государственный аппарат. 2) Государственные предприятия и учреждения. Соотношение понятий «механизм государства» и «аппарат государства»:Механизм государства представляет государство в целом, а государственный аппарат  - элемент механизма государства.
  • Государственный аппарат представляет собой совокупность органов и должностных лиц, с помощью которых осуществляются властные и управленческие функции государства.
  • Деятельность государственного аппарата направлена на разработку и принятие общеобязательных правил поведения (юридических норм), использование их в процессе социально-политической регуляции, обеспечение эффективности системы юридических гарантий и санкций.
  1. Формирование государственного аппарата осуществляется путем создания органов государственной власти, деятельность которых непосредственно связана с реализацией функций государства. В настоящее время, наиболее распространенными способами замещения управленческих должностей являются выборы и назначения.Признаки государственного аппарата:формируется по воле государства с целью реализации целей и задач, стоящих перед государством;
  1. от своего имени государство разрабатывает, принимает, наделяет юридической силой правила поведения общезначимого, общеобязательного характера;
  2. обладает монополией на государственное принуждение;
  3. в основу формирования и функционирования государственного аппарата положен профессиональный принцип (сотрудники государственного аппарата осуществляют свои полномочия на профессиональной основе и не занимаются иной возмездной общественно-полезной деятельностью кроме как управленческой);

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"