Форма
правления в РФ. Конституционные принципы
организации и деятельности органов государственной
власти в РФ:В Конституции РФ в основе системы
органов государственной власти в РФ положен принцип разделения
властей (на исполнительную, законодательную,
судебную) (ст.10). Государственную власть
в РФ осуществляют Президент РФ, Федеральное
Собрание (Совет Федерации и Государственная
Дума), Правительство РФ, суды РФ, а в субъектах
РФ - образуемые ими органы государственной
власти (ст. 11).
- Принцип единства
государственной власти – принцип, в соответствии с которым
предполагается четкое распределение
компетенции (предметов ведения и полномочий)
между федерацией и ее субъектами.
- Государственный суверенитет: верховенство и независимость
государства внутри страны и самостоятельность
в проведении внешней политики, взаимоотношениях
с иностранными государствами, другими
субъектами международного права. Принцип народного
суверенитета: обусловленная общей волей граждан государства неограниченная власть народа, которая осуществляется во всех сферах общественной жизни в установленных Конституцией и законами организационно-правовых формах.
- Федерализм.
Организация
государственной власти в РФ (федеральный
уровень):
Президент РФПравительство
РФ Федеральное
Собрание РФ:
Суды
Совет Федерации,
Государственная Дума
Конституция РФ закрепила положение
Президента РФ как бы вне системы разделения
властей
Конструкция организации
государственной власти в Российской
Федерации, далека от совершенства: существует
дисбаланс властей, выраженный в очень
сильной президентской власти
Президент
РФ:Президент РФ – глава государства
(ст.80), избирается на основе всеобщего
равного и прямого избирательного права
при тайном голосовании, на 6 лет
- Полномочия Президента РФ затрагивают
различные сферы общественно-политической
жизни (внешняя политика; внутренняя политика;
государственное управление; военная
сфера; государственная безопасность;
сферы личного статуса, правосудия,
законодательства; издание нормативных
актов, главным образом, ст. 83–90))
- Объем и содержание полномочий
Президента РФ говорит о его значительном
влиянии на исполнительную ветвь власти
и, прежде всего, Правительство РФ. Принципиальным,
среди полномочий Президента РФ, является
его участие в процессе формирования Правительства
РФ
- Прекращение исполнения полномочий
Президентом РФ: истечение срока его пребывания
в должности, отставка, стойкая неспособность
по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие
ему полномочия, отрешение от должности
(ст. 92)
Федеральное
Собрание РФ:Федеральное Собрание состоит
из двух палат: верхняя палата —Совет Федерации
Федерального Собрания Российской Федерации
и нижняя палата —Государственная Дума
Федерального Собрания Российской ФедерацииОсобенностью
Федерального Собрания РФ является то,
что законодательная деятельность в основном
сосредоточена в нижней палате – Государственной
Думе. Конституция РФ установила специальную
компетенцию каждой из палат парламента
(ст. 102, 103)
Судебная
система РФ:К федеральным судам относятся:
- Конституционный Суд Российской
Федерации; Верховный Суд Российской Федерации;
- верховные суды республик, краевые,
областные суды, суды городов федерального
значения, суды автономной области и автономных
округов, районные суды, военные и специализированные
суды, составляющие систему федеральных
судов общей юрисдикции;
- арбитражные суды округов, арбитражные
апелляционные суды, арбитражные суды
субъектов Российской Федерации и специализированные
арбитражные суды, составляющие систему
федеральных арбитражных судов.Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам
К судам субъектов Российской
Федерации относятся: конституционные
(уставные) суды субъектов Российской
Федерации, мировые судьи, являющиеся
судьями общей юрисдикции субъектов Российской
Федерации
Нетипичные
формы правления:Выборная
монархия – это особая разновидность
формы правления, в которой по существу
существует монархическая форма правления,
но сам монарх избирается. прОАЭ, Малайзия.
- Республика
с пожизненным президентством – особая разновидность республиканской
формы правления, при которой глава государства
по своему правовому статусу напоминает
наследственного монарха (КНДР, Уганда,
Тунис).
ВОПРОС
11 ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО
УСТРОЙСТВА
Форма государственного устройства:
понятие и виды. Унитарное государство.
Федеративное государство. Конфедерация.
Административно-территориальное устройство
государства. Федеративное устройство
современной России. Содружество как форма
устройства. Региональное государство.
- Форма
государственного устройства - это внутреннее строение государства, деление его на составные части и их взаимоотношения между собой.
- В отличие от формы правления
здесь организация государства рассматривается
с точки зрения распределения государственной
власти и государственного суверенитета
в центре и на местах, их «разделения»
между частями государства. Такое
понимание государственного устройства
позволяет дать ответы на следующие вопросы:
- Во-первых, из каких структурных
частей состоит государство (города, районы,
области, края, республики, округа, штаты,
земли, кантоны и т.п.).
- Во-вторых, каков правовой статус
этих частей, с точки зрения их зависимости
от центральной власти. Здесь возможны
три наиболее типичные варианта: полная
самостоятельность, относительная самостоятельность,
полная несамостоятельность.
- В-третьих, каким образом строятся взаимоотношения центральной власти и различных структурных образований.
- В-четвертых, какой принцип положен
в основу образования частей государства:
территориальный, национальный или смешанный.
- В-пятых, сколько систем высших
органов государственной власти существует
в данном государстве: одна или несколько.
- Виды
государственного устройства:Основными видами государственного устройства являются: федеративное государство унитарное государство.
- Унитарное государство:Единое государство, состоящее не из государственных образований, а из административно-территориальных единиц: областей, провинций, губерний и т.д.
- Характерными чертами унитарных государств являются: единая законодательная и исполнительная власть, единая конституция, единое гражданство и т.д.
- Формы
унитарных государств:Простые унитарные, состоящие только из административно-территориальных единиц.
- Сложные унитарные, состоящие из административно-территориальных единиц, а так же автономных единиц. В некоторых сложных унитарных государствах существуют так же заморские территории и колонии, имеющие особый статус.Унитарные государства по организации публичной власти:
- Децентрализованные, в которых существует конституционное распределение полномочий между центральной властью и территориальными единицами высшего уровня, что сближает такие государства с федеративными (Италия).Относительно
децентрализованные, в которых высшие территориальные единицы носят исключительно или главным образом административный характер, самоуправляются лишь низовые единицы (Болгария, Великобритания).
- Централизованные, в которых нет местной автономии вообще, а функции власти на местах осуществляют только назначенные сверху администраторы (Франция, Турция, Япония).
- Федеративное
государственное устройство:Федеративное государство - это государство составными
частями которого являются государственные
образования.
- Характерные
признаки федеративных государств:
- Фактические
(сложившиеся): объединение государственно-политических
образований по географическому признаку,
признаку соседства или общих экономических,
военных, таможенных, торговых интересов;
отсутствие права на выход из федерации;
неравенство членов федерации; территория
федерации состоит их территории субъектов
федерации.
- Юридически
закрепленные: общая конституция, символика;
конституции субъектов федерации не должны
противоречить федеративной; федерация
имеет законодательную, исполнительную,
судебную власти, полномочия которых распространяются
на территорию союзного государства; субъекты
федерации имеют собственную символику,
закон, исполнительную, законодательную
судебную власти; имеется четкое разграничение
компетенции в сфере законодательствования и управления между союзным государством и субъектом федерации; имеется федеральное гражданство; двухпалатная структура парламента.Виды федераций:В зависимости от юридических оснований: договорные (США), конституционные (Бельгия).
- В зависимости от целей образования:
построенные по территориальному принципу
(США, Австрия, Мексика) и по национально-территориальному
принципу (Индия).
- В зависимости от структуры:
симметричные (Австрия, Германия) и ассиметричные.Разграничение компетенции между федерацией и ее субъектами:Исключительная компетенция – перечень вопросов, в решении
которых участвуют либо только федерация
либо только субъекты федерации.
- Совместная
компетенция – перечень вопросов, которые
могут решаться как союзной властью так и субъектами федерации.
- Остаточная
компетенция – не сформулированная конституцией
в виде конкретного перечня вопросов,
но определенная посредством презумпции.
- Гарантии
целостности федерации:Наличие федеративной конституции и федеральных законов, обладающих верховенством на всей территории страны, а так же федеральных органов государственной власти.Нет права сецессии у субъектов федерации (одностороннего права выхода из состава федерации).
- Запрет осуществления денежной
эмиссии субъектами федерации.Запрет установления внутренних границ, таможенных и иных препятствий на пути размещения товаров и услуг, финансовых средств.
- Конфедерация:Конфедерация — объединение нескольких суверенных
государств для координации совместных
действий
- Конфедерация — самая редко встречающаяся
форма государственного устройства.
- Некоторые исследователи даже
склонны не считать конфедерацию полноценным,
настоящим государством.
- Форма организации центрального
правительства при таком государственном
устройстве будет слабой: центральный
орган в конфедерации не обладает непосредственной
юрисдикцией над гражданами государства
и действует только через субъекты, решения
так называемых органов совместного управления,
которые не обладают силой прямого действия.
Такие решения могут вступить в силу только
после утверждения центральными органами
власти государств-членов конфедерации.
В конфедерации нет единого высшего законодательного
органа, также как и единого гражданства.
- Страны-участницы конфедерации
имеют право по желанию выйти из состава
конфедерации, то есть расторгнуть конфедеративный
договор.
- Признаки конфедерации:Отсутствие общей для всей конфедерации единой территории и государственных границ.
- Отсутствие общих законодательных
органов и системы управления.
- Отсутствие общей для всех участников
конституции, законодательства, гражданства,
финансовой системы.
- Отсутствие суверенитета конфедерации,
но сохранение международного статуса
участников.
- Наличие общего конфедеративного
органа, состоящего из делегатов суверенных
государств.
- Решения общих конфедеративных
органов осуществляются по принципу консенсуса.
- Наличие права выхода из состава конфедерации.Административно-территориальное устройство государства:Разделение территории унитарного государства или субъектов федеративного государства на определенные части: области, провинции, губернии, департаменты и т.п., в соответствии с которым строится и функционирует система местных органов государства.
- Административно-территориальное
устройство государства обычно отражает естественно-исторические, национальные и социально-экономические особенности данного государства.
- Административно-территориальное
устройство государства может быть двухзвенным
(США), трехзвенным (Великобритания, Франция),
четырехзвенным (ФРГ). В самых малых государствах
(Мальта, Бахрейн) вообще нет административно-территориального
устройства государства.В РФ Административно-территориальное устройство государства. определяется субъектами РФ самостоятельно
- Федеративное
устройство современной России:Ч.1 Ст.1 Конституции РФ 1993 г. закрепила,
что Российская Федерация – Россия есть
демократическое федеративное правовое
государство с республиканской формой правления.Государственное устройство – федеративное государство.Содружество как форма устройства:Содружество - это весьма редкое, но, тем не менее, организационное объединение государств, характеризуемых наличием общих признаков, определенной степенью однородности.
- Объединяющие их признаки могут
касаться, во-первых, экономики (одинаковая
форма собственности, интеграция хозяйственных
связей, единая денежная единица и д.р.), во-вторых, права (уголовного, гражданского, процессуальных норм, сходство имеет и правовой статус гражданина), в-третьих, языка (иногда языковое единство имеет лингвистический характер, например, у славянских стран СНГ), иногда же единство обусловливается его привнесением в результате колониального господства, как, например, у стран Британского содружества наций), в-четвертых, культуры (иногда культурная общность имеет единое происхождение, иногда достигается путем взаимообогащения или даже привнесения и ассимиляции иных, чужеродных элементов), в-пятых, религии (но не всегда). Однако содружество - это не государство, а своеобразное объединение независимых государств. В основе содружества, как и при конфедерации, могут лежать межгосударственный договор, устав, декларация, иные юридические акты.
- Цели, выдвигаемые при создании
содружества, могут быть самыми различными.
Они затрагивают важные интересы государств,
что не позволяет их отнести к разряду
второстепенных. Для достижения этих целей
объединенным государствам приходится
иногда ограничивать свой суверенитет.
Как правило, члены содружества - это полностью
независимые, суверенные государства,
субъекты международных отношений. В содружестве
могут создаваться и надгосударственные
органы, но, скорее всего, не для управления,
а для координации действий государств.
Денежные средства, если это необходимо
для целей содружества, объединяются добровольно
и в тех размерах, которые субъекты содружества
сочтут необходимыми и достаточными.
- Правотворческая деятельность
содружества осуществляется в форме нормативных
актов, которые могут принимать главы
государств (устав Содружества, акты об
их общих вооруженных силах и т.п.).
- Следует отметить, что Содружество
как объединение государств может носить
и переходный характер. Оно может развиться
в конфедерацию и даже в федерацию, либо,
наоборот, при нерешенности, противоречивости
интересов, целей государств, образовавших
его, послужить этапом окончательной дезинтеграции
специфического союза государств.
- Региональное государство:Форма государственного устройства; Формально унитарное государство, но сильно децентрализованное, в котором все административно-территориальные единицы наделены достаточно широкими правами и полномочиями и имеют больше самостоятельности в решении государственных вопросов, в чём они имеют сходство с субъектами федерации.
Такая форма государственного
устройства в настоящее время используется
только в четырёх странах Италия, Испания,
Шри-Ланка и ЮАР
- ВОПРОС 12 ФОРМА ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА
Политический (политико-правовой)
режим: понятие и параметры. Критерии классификации
политических режимов. Демократический
и недемократические политические режимы.
Государство и демократия. Государство
и тирания. Тоталитаризм в устройстве
государства, формах и способах осуществления
публичной власти. «Культ личности» как
разновидность тоталитарного режима,
механизмы его обеспечения. Формы и цели
политико-правовой борьбы с тоталитаризмом.
Государство и авторитаризм.
Политический
(политико-правовой) режим: понятие и параметры:Политический режим – совокупность
приемов, методов, форм, способов осуществления
политической (включая государственную)
власти в обществе.
- Данный режим включает в себя
методы и приемы осуществления политической
власти не только со стороны государства,
но и со стороны политических партий, движений,
общественных объединений и т.п.
- В качестве критериев классификации
политических режимов чаще всего используются
такие признаки, как:
1наличие или отсутствие свободы
политического выбора2 степень и реальное
выражение плюрализма интересов3 методы
властвования4принципы взаимоотношений
государства и гражданского общества,
5уровень политических свобод,6
наличие оппозиции,7 тип политической
культуры и другие.
Классическая классификация политических
режимов– демократический, тоталитарный,
авторитарный, либеральный, теократический.
Политический
режим как сущностная характеристика
государства:Политический режим воплощает
самые основные характеристики государственного
властвования. Всякая власть по природе
авторитарна (иначе она не власть), но она
может быть организована на основе демократических
принципов и тогда, если демократические
институты развиты, государство демократично.
- Политический режим не может
рассматриваться автономно от политико-правовых
аспектов статуса и деятельности органов
государственной власти.
Виды
политических режимов:1демократический,2 тоталитарный3
авторитарный,4либеральный,5теократический.
Демократический режим характеризуется, в первую
очередь, признанием народа в качестве
источника власти, равенством всех граждан
перед законом, провозглашением и использованием
политических и иных прав и свобод граждан,
наличием многопартийной системы, осуществлением
на практике принципов законности и конституционности,
построением государственного механизма
в соответствии с принципом разделения
властей, наличием выборных органов в
центре и на местах, существованием демонополизированной
экономики и т.д.
Либеральный режим отличается высокой степенью
политической свободы, однако вследствие
целого ряда обстоятельств реально пользоваться
демократическими политическими институтами
могут сравнительно не многие. Тоталитарному
режиму свойственны сверхцентрализованная
структура власти, во главе которой стоит
вождь (лидер) или группа; массовая монопольно
властвующая партия, которая формирует
политические цели, определяет средства
их реализации, осуществляет подбор и
расстановку кадров; разветвленная карательная
система; отсутствие свободного индивида
и гражданского общества, монополия на
информацию; высокая степень милитаризации
всех сфер общественной жизни, централизованно
управляемая экономика; легитимность
тоталитаризма большинством населения
не оспаривается; тоталитаризм устанавливается
при самом активном участии масс; при тоталитаризме
начавшее формироваться гражданское общество
целенаправленно этатизируется; тоталитарный
вождь и народ образуют неразрывную органическую
целостность, при этом вождь постоянно
подчеркивает свою близость и единство
с народом, воспринимая себя как часть
его; враг тоталитарного вождя воспринимается
как «враг народа»; культ тоталитарного
вождя представляет собой культ власти
самого народа; функции контроля выполняются
всеми; политический абсентеизм рассматривается
как большое зло.
Авторитарный режим в отличие от тоталитарного
оставляет известную долю самостоятельности
личности в обществе; государство и гражданское
общество разделены, государство не очень
интенсивно вмешивается в жизнь гражданского
общества, хотя и держит под жестким контролем;
гражданское общество в определенной
степени остается автономным, хотя и не
способно оказывать серьезное воздействие
на государство, авторитаризм большинством
населения воспринимается как нелегитимный;
авторитаризм устанавливается вопреки
мнению большинства или, по крайней мере,
без его поддержки и согласия; между политическим
лидером и народными массами существует
непреодолимая дистанция, народ рассматривает
такого лидера как узурпатора и не стремиться
к близости с ним; враг авторитарного лидера
воспринимается только как его враг; функции
контроля выполняются только специализированными
институтами; существует, как правило,
политический абсентеизм
Теократический режим отличается тем, что политическая
власть реально принадлежит духовным
лидерам, божеству, а регулятором отношений
в обществе, наряду с правовыми нормами,
являются религиозные предписанияПроблемы
классификации политических режимов:Практики
политических режимов, сложившихся в странах
Восточной и Центральной Европы, в том
числе в России, в конце XX начале XXI вв.,
на протяжении многих лет являются дискуссионными
и достаточно сложными темами: сложившиеся
там режимы не соответствуют тому, что
является «классической демократией».
- Для отражения специфики существующих
политических режимов ряд исследователей
предложили, наряду с вышеназванными,
следующие виды политических режимов:
консервативный, реформистский, прогрессивный,
реакционный, светский, традиционный,
мобилизационный, президентский, парламентский,
автономный, террористический, репрессивный,
радикальный, умеренный, контрреформистский, тиранический, диктаторский, конституционный и т.д. Кроме того, называют еще режимы: либерально-демократический, коммунистический, фашистский, многопартийный, двухпартийный, однопартийный, плюралистический, полиархический и т.д.Гибридный режим: Особый интерес вызвало предложение
назвать сложившиеся в странах Центральной,
Восточной Европы и России политические
режимы гибридными, сочетающими в себе
противоположные по своей сущности демократические
и авторитарные элементы.
- Сочетание этих элементов, с
одной стороны, придает этому режиму определенную
пластичность (возможность эволюционировать
в разных направлениях, как демократии,
так и авторитаризма), с другой стороны,
такой режим сам воспроизводит напряженность
и нестабильность (нет возможности разрешить
конфликт между демократической легитимацией
власти и авторитарным характером ее функционирования).Государство
и демократия:Важное значение, прежде всего, имеет нормативное выражение демократии в конституции .
- Для демократического государства характерны по меньшей мере следующие черты и принципы:
- принцип политического единства
общеобязательной воли, формирующейся
в результате противоборства множества
частных воль, из которого органично следует
также принцип большинства;
- непосредственное политическое
волеизъявление народа на свободных демократических
выборах и референдуме;
- свобода и гласность политического
процесса, которые предполагают, поскольку
демократия имеет плюралистический характер,
защиту меньшинства.
- При этом демократизм государства выражается в том, что все его устройство и деятельность должны соответствовать воле народа, государственно-властные решения принимаются большинством народа или его представителей при всем уважении к воле меньшинства или его представителей.
- При демократических режиме
в результате последующих выборов большинство
может стать меньшинством, а прежнее меньшинство – большинством.
- Эти черты демократии в ее конституционном
измерении пронизывают организацию и
функционирование власти, суверенитета,
свободы и прав личности и должны учитываться
как в ходе законодательной конкретизации,
развития конституции и ее исполнения, так и в процессе применения ее норм, ведь только в этом случае демократия может выступать способом консолидации народа.