Непосредственная
и представительная демократия:Конституция РФ предусматривает
две формы демократии: представительную
и непосредственную.
- Представительная демократия - это осуществление публичной власти непосредственно населением через деятельность выборных органов государственной власти и должностных лиц в государстве.
- Непосредственная демократия – это осуществление публичной власти непосредственно населением .
Граждане Российской
Федерации имеют право избирать
и быть избранными в органы
государственной власти и органы
местного самоуправления, участвовать
в референдуме (ч. 3 ст. 3, ч. 2 ст. 32, ч. 3 ст. 135).
Высшим непосредственным выражением власти
народа являются референдум и свободные
выборы (п. 2, 3 ст. 3). Конституция РФ содержит
нормы о местном самоуправлении (ст. 130–133).
Правда, ряд положений входят в число основ
конституционного строя (ст. 12), а также
в ст. 8, 9, 15, 24, 32, 33, 40, 41, 43, 46, 68. При этом конституционно-правовая
доктрина пришла к выводу, что в сфере
законодательной деятельности народное
представительство и непосредственные
формы народоправства нуждаются в дополнении
органом государственного управления
Государство
и тирания:Тирания (произвол) — форма государственной
власти, установленная насильственным
путём и основанная на единоличном правлении.
- Также тирания — это форма политического
устройства ряда средневековых городов-государств
Северной и Средней Италии.
- Термин «тирания», особенно
с эпохи Просвещения, приобрёл нарицательное
значение — жестокое, деспотичное правление
(в том числе и по отношению к наследственным
монархиям). Поэтому по отношению к форме
правления он сменился в XIX веке более нейтральным термином диктатура (который ныне также имеет негативный оттенок).
- В узком смысле термин «тирания»
продолжает применяться к некоторым режимам
Древней Греции (где и возникло это слово).
Тоталитаризм
в устройстве государства, формах и способах
осуществления публичной власти:Термин «тоталитаризм», впервые
появившийся у Джованни Амендолы в 1923
для критической характеристики режима
Муссолини, был впоследствии популяризован
самими итальянскими фашистами.Параллельно,
начиная с конца 1920-х на Западе стали звучать
аргументы, что определённые черты сходства
есть между политическими системами СССР,
Италии и Германии. Отмечалось, что во
всех трёх странах установились репрессивные
однопартийные режимы во главе с сильными
лидерами (Сталиным, Муссолини и Гитлером),
стремящиеся к всеохватывающему контролю
и призывающие порвать со всеми традициями
во имя некой высшей цели.Признаки
тоталитарного общества и государства
по версии К. Фридриха и З. Бжезинского:
- Наличие одной всеобъемлющей
идеологии, на которой построена политическая
система общества.
- Наличие единственной партии,
как правило, руководимой диктатором,
которая сливается с государственным
аппаратом и тайной полицией.
- Крайне высокая роль государственного
аппарата, проникновение государства
практически во все сферы жизни общества.
- Отсутствие плюрализма в средствах
массовой информации.
- Жёсткая идеологическая цензура
всех легальных каналов поступления информации,
а также программ среднего и высшего образования.
Уголовное наказание за распространение
независимой информации.
- Большая роль государственной
пропаганды, манипуляция массовым сознанием
населения.
- Отрицание традиций, в том числе
традиционной морали, и полное подчинение
выбора средств поставленным целям (построить
«новое общество»).
- Массовые репрессии и террор
со стороны силовых структур.
- Уничтожение индивидуальных
гражданских прав и свобод.
- Централизованное планирование
экономики.
- Почти всеобъемлющий контроль
правящей партии над вооруженными силами
и распространением оружия среди населения.
- Приверженность экспансионизму.
- Административный контроль
над отправлением правосудия.
«Культ
личности» как разновидность тоталитарного
режима, механизмы его обеспечения. Стремление
стереть все границы между государством,
гражданским обществом и личностью:
- Культ личности — возвеличивание отдельной
личности (как правило, государственного
деятеля). Связанный с персонификацией власти, с мистификацией влияния и роли отдельных выдающихся исторических личностей, с распространением взгляда, будто данная конкретная личность обладает властью в силу гениальных, только ей присущих особенных и даже сверхъестественных качеств. Такая личность наделена чрезвычайными полномочиями.
- Культ политических руководителей
закономерно вытекает из тоталитарной
сакрализации власти.
- По своей сути он - воскрешение
языческого идолопоклонничества и в частности,
таких его атрибутов, как памятники, мавзолеи,
мемориальные комплексы, сложные политические
ритуалы.
- Диктаторы имели в своих руках
мощнейшие инструменты пропаганды, такие
как радио, кинематограф, контроль над
прессой (т.е. над всей доступной народу
информацией).
- Абсолютная концентрация власти,
реализуемая через механизмы государства.
Для такой концентрации власти характерны
соединение исполнительной и законодательной
власти в одном лице при фактическом отсутствии
независимой судебной власти.
- Важной составной частью тоталитарного
государственного аппарата является система
репрессивных органов.
Идейные истоки культа лежат
в тоталитарной идеологии.
Формы
и цели политико-правовой борьбы с тоталитаризмом:В правовой системе тоталитарного
государства особенно ярко проявляется
принцип «создания видимости демократии.
- Сущность тоталитарного режима
как политико-правового явления заключается
в том, что формально все происходит в
соответствии с нормами закона, но и законотворчество,
и судебное производство, и деятельность
государственных структур всецело подчинены
интересам правящей партии.
- Однако тоталитаризм в силу
своей жесткой организации погибает под
давлением внутренних противоречий.
- Он вынужден «перестраиваться» на демократический лад. Обычно экономическое реформирование неизбежно приводит к реформированию политической системы, построенной с учетом либеральных ценностей.
Государство
и авторитаризм:1Любая власть по своей природе
авторитарна.2В организации власти игнорируется
принцип разделения властей;3Глава государства,
исполнительная власть доминируют, роль
представительных органов ограничена;4Государство
не очень интенсивно вмешивается в жизнь
гражданского общества, хотя и держит
под жестким контролем;
ВОПРОС
13 ПОЛИТИЧЕСКАЯ
СИСТЕМА ОБЩЕСТВА
Политическая жизнь: понятие,
основные элементы. Политическая система
общества. Понятие, структура и функции
политической системы. Политическая структура
(институциональная) подсистема. Регулятивная
подсистема. Функциональная подсистема.
Идеологическая подсистема. Политическое
сознание и политическая культу-ра.
Виды политических систем. Соотношение
политической, экономической, социальной
и правовой систем общества.
Современная политическая система
российского общества: общая характеристика,
перспективы развития. Роль конституции
РФ в формировании и развитии политической
системы общества.
- Политическая жизнь общества
— понятие, охватывающее все формы и виды
проявления и реализации политики, все
то, что происходит в обществе и относится
к политической сфере.
- Политическая жизнь стабилизирует
общество, поддерживает в нем необходимые порядок и управляемость.
- Политическая жизнь:1связана с политической властью.2выражается и проявляется в
политических связях и отношениях, образующих
ее материально- практическую основу.
- 3опирается на политический опыт,
политические традиции, мотивацию поведения
человека, социальной группы.
- Политическая
система –система государственных и негосударственных
социальных институтов, осуществляющих
определенные политические функции.
Структура
политической системы:1Структура политической системы
означает, из каких элементов она состоит,
как они между собой взаимосвязаны2Выделяют
следующие компоненты политической системы:
3государство, политические
партии и движения, общественные организации
и объединения, трудовые коллективы. 4политическое
сознание, характеризующее психологические
и идеологические стороны политической
власти и политической системы. 5социально-политические
и правовые нормы, регулирующие политическую
жизнь общества и процесс осуществления
политической власти.
- политические отношения, складывающиеся
между элементами системы по поводу политической
власти. 6олитическая практика, состоящая
из политической деятельности. 7политический режим
функции
политической системы:обеспечение политической власти
определенной социальной группы или большинства
членов данного общества;
- управление различными сферами
жизнедеятельности людей в интересах
отдельных социальных групп или большинства
населения;
- мобилизация средств и ресурсов,
необходимых для достижения этих целей
и задач;
- выявление и представительство
интересов различных субъектов политических
отношений;
- удовлетворение интересов различных
субъектов политических отношений посредством
распределения материальных и духовных
ценностей в соответствии с теми или иными идеалами конкретного общества
- интеграция общества, создание
необходимых условий для взаимодействия
различных элементов его; политическая социализация; легитимация политической власти.
Политическая
система состоит из подсистем и элементов:Каждая подсистема обладает
собственной целью, но это не означает,
что она может существовать самостоятельно
от главной системы.
- По функциональному признаку
можно выделить следующие подсистемы:
1институциональная,2регулятивная,
3функциональная,4идеологическая.
- 1 состоит из различных социально-политических
институтов и учреждений, включает:
- государство, политические партии и движения, группы лоббирования, средства массовой информации.
Центральным элементом
политической системы, вокруг которого
группируются остальные институты,
является государство.
2Выступает как совокупность
политико-правовых норм и нравственных
принципов, определяющих и регулирующих
политическую жизнь общества (конституция,
законы, обычаи, традиции, политические
принципы, взгляды и др.). Ряд социально-политических
норм непосредственно создается органами
государства (правовые нормы), другие —
общественными организациями (корпоративные
нормы), третьи складываются и формируются
постепенно, развиваются под влиянием
и политических, и экономических, и социальных
институтов общества. К их числу относятся
мораль, обычаи и традиции, устойчивость
которых значительна и варьируется в зависимости
от конкретной культуры.
3Характеризуется формами политической
деятельности, способами осуществления
власти, совокупностью реальных функций
государственных и общественных институтов.
- Данная подсистема тесно связана
с политическим режимом, определяющим
характер реального функционирования
политической системы.
4Образует:1теоретический уровень
(политические идеологии: принципы, идеи,
лозунги, идеалы, концепции)2эмпирический
уровень (политическая психология: чувства,
настроения, предрассудки, эмоции, мнения).
Политическое
сознание и политическая культура:Политическое сознание отражает
коренные интересы государства, основных
слоев и классов общества, этнических
и других общностей по вопросам власти
и управления обществом, целостности и
независимости государства на мировой
арене.
- В зависимости от основных форм
существования и выражения политическое
сознание включает:
1политические знания;2политические
чувства и эмоции; 3политическую волю;4политические
ценности.
- Сущность политического сознания
состоит в познании и духовном воспроизведении
властных и имущественных отношений в
обществе, объяснении государственной
власти в соотношении с гражданским обществом.
- Политическая культура - это
система сложившихся, устойчивых, воплощающих
опыт предшествующих поколений установок,
убеждений, представлений, ценностей,
которая проявляется в деятельности людей
и обеспечивает преемственность политической
жизни общества.
Функции
политической культуры:Ориентация - позволяет осмыслить
политические явления, собственные возможности
при реализации прав и свобод в конкретной
политической системе.
Идентификация - обеспечивает
человека пониманием своей групповой
принадлежности и приемлемыми способами
участия в отстаивании интересов данной
общности.
Адаптация - помогает человеку
приспособиться к изменяющейся политической
среде, условиям осуществления его прав
и властных полномочий.
Социализация - дает возможность
человеку выработать определенные навыки
свойства, позволяющие ему реализовывать
в той или иной системе власти свои гражданские
права, политические функции интересы.
Коммуникация - осуществляет
взаимодействие всех субъектов институтов
власти на базе использования общепринятых
терминов, символов, стереотипов и других
средств информации и языка общения.
Интеграция - предоставляет
различным группам возможности сосуществования
в рамках определенной политической системы,
сохранения целостности государства и
его взаимоотношений с обществом в целом.