Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 19:42, шпаргалка
1. Предмет 12
2. Функции ТГП 12
3. Методология 13
145. Виды правонарушений - однородные группы правонарушений, различающиеся в зависимости от характера вредных последствий и объектов посягательств[11].
Виды правонарушений или их классификация - это деление правонарушений на группы, категории по определенным признакам: характеру регулируемых отношений, степени общественной опасности, субъектам, распространенности (по количеству, времени, регионам).
Итак, проведем классификацию правонарушений.
Во-первых, по областям регулируемых отношений правонарушения различаются:
· гражданские - правонарушения в области гражданского законодательства.
· трудовые - правонарушения по поводу выполнения трудового законодательства.
· уголовные - правонарушения, подводящиеся под уголовную ответственность.
· административные - правонарушения, за которые установлена административная ответственность.
· процессуальные
В теории существует также классификация правонарушений на основе наличия экономических, социальных, политический отношений общества. В связи с этим различают три вида правонарушений:
- в области экономических
- в области социально - бытовых
отношений (семья, быт,
- в сфере управления (деятельность государственного аппарата, общегражданские обязанности).
Можно также различать
· духовные или материальные блага;
· общественные или личные интересы.
146. Состав правонарушения как основание юридической ответственности.
объект, субъект, объективная и субъективная стороны правонарушения.
Объектом правонарушения являются те урегулированные и охраняемые правом общественные отношения, которым противоправными действиями или бездействием причиняется ущерб.
Субъектами правонарушения признаются физические и юридические лица, обладающие способностью и возможностью нести юридическую ответственность за свои противоправные деяния (деликтоспособность).
Объективная сторона правонарушения представляет собой его внешнюю характеристику, внешнее описание совершенного лицом противоправного деяния. В качестве элементов, составляющих объективную сторону правонарушения, обычно рассматривают:
а) само противоправное действие или бездействие;
б) вред, причиненный данным действием или бездействием для общественных отношений;
в) наличие причинно-следственных
связей между совершенным
г) время, место и иные обстоятельства, при которых было совершено противоправное деяние;
д) приемы и средства совершения правонарушения. Субъективная сторона правонарушения указывает на психическое состояние лица в момент совершения им правонарушения.
147.СМ146.
148.СМ146.
149.СМ146.
150.СМ146.
151. Юридическая ответственность — это применение мер государственного принуждения к виновному лицу за совершенное правонарушение. Юридическая ответственность - правоотношение, в которое вступает государство, в лице его компетентных органов, и правонарушитель, на которого возлагается обязанность претерпевать соответствующие лишения за совершенное им правонарушение.
Признаки юридической
связана с правонарушением, следует за ним и обращена на правонарушителя;
имеет государственно-принудительный характер;
применение в строгом
влечет за собой негативные последствия (лишения) для правонарушителя: ущемление его прав, возложение на него дополнительных обязанностей;
возложение лишений, применение государственно-принудительных мер осуществляется в ходе правоприменительной деятельности компетентными государственными органами в строго определенных законом порядке и формах; вне процессуальных форм юридическая ответственность невозможна;[4]
В правовой науке различают следующие принципы юридической ответственности: законность, справедливость, неотвратимость наступления, целесообразность, индивидуализация наказания, ответственность за вину, недопустимость удвоения наказания.
Принцип законности заключается в точном и неуклонном исполнении требований закона при реализации уголовной, гражданско-правовой, административной, дисциплинарной ответственности
Принцип справедливости заключается в необходимости соблюдения следующих требований:
нельзя за проступки устанавливать уголовное наказание;
закон, устанавливающий
юридическая ответственность по возможности всегда должна обеспечивать возмещение ущерба, причиненного правонарушением;
наказание, взыскание должно соответствовать характеру и степени вредности правонарушения;
лицо несет ответственность
лишь за свое собственное поведение(
за одно правонарушение – возможно лишь одно юридическое наказание.
Принцип целесообразности заключается в соответствии применяемой к нарушителю меры воздействия целям юридической ответственности в демократическом обществе.
Принцип неотвратимости – один из наиболее весомых принципов юридической ответственности, основное условие ее эффективности.
Принцип гуманности ярко проявляется, как в законодательстве устанавливающем юридическую ответственность, так и в деятельности правоохранительных органов, применяющих ее.
154. Презу́мпция невино́вности (лат. praesumptio innocentiae) — один из основополагающих принципов уголовного судопроизводства. Принцип презумпции невиновности гласит: «Человек не виновен, пока не доказано обратное». Это означает, что обвиняемый не должен доказывать свою невиновность, а, напротив, обвинение должно предоставить веские и юридически безупречные доказательства вины подсудимого (обвиняемого). При этом любое обоснованное сомнение в доказательствах трактуется в пользу обвиняемого.
Презумпция невиновности призвана защищать людей от государства. Таким образом, государство не может быть оправдано на основании этого принципа и свою невиновность перед гражданами оно обязано доказать.
155. Правовое регулирование представляет собой сложный и многообразный процесс, осуществляемый с помощью определенных средств юридического воздействия на общественные отношения.
Механизм правового
Основные структурные элементы
механизма правового
Генеральной целью правового регулирования является установление такого порядка в общественной жизни, который бы максимально соответствовал предписаниям правовых норм, заложенным в них принципам социальной справедливости.
156. Законность — политико-правовой режим или принцип реального действия права в государстве, при котором государственные органы, должностные лица и граждане строго соблюдают правовые нормы и, в первую очередь, законы.
Принципы законности — это обусловленные характером формирования и функционирования правовой системы исходные положения, которые лежат в основе реализации правовых предписаний и в основе требований к поведению субъектов правовых отношений.
Верховенство закона (обеспечивает иерархическую стройность системы нормативных актов, когда подзаконный правовой акт не противоречит закону);
Единство законности (предполагает её действие на всей территории государства);
Всеобщность законности (подразумевает её действие на всех лиц);
Целесообразность законности (способствует достижению целей государства и общества, которые выражаются в праве, в законе);
Равенство перед законом (предоставление одинаковых прав и предъявление единых требований ко всем гражданам);
Гарантированность основных прав и свобод граждан (всеобщая защита индивида и необходимость обеспечения приоритета общегуманитарных ценностей);
Неотвратимость наказания за совершённое правонарушение (характеристика юридической природы законности);
Взаимосвязь законности и культурности (характеризует нравственную природу законности; без достижения определенного уровня правовой культуры всеми субъектами права, населением страны в целом, невозможно обеспечить должный уровень законности).
157. Правопорядок — состояние (режим) правовой упорядоченности — урегулированное™ и согласованности — системы общественных отношений, складывающееся в условиях реализации законности. Иначе: это атмосфера нормальной правовой жизни, которая устанавливается в результате точного и полного осуществления предписаний правовых норм (прав, свобод, обязанностей, ответственности) всеми субъектами права. Правовой порядок как динамическая система вбирает в себя все упорядочивающие начала правового характера.
Каждая страна формирует свой правопорядок.
Необходимость его формирования
и совершенствования
Гражданское общество объективно испытывает потребность в упорядоченности его функционирования с помощью социальных (в том числе правовых) норм. Оно противостоит беспорядочности, бессистемности. В условиях стабильного правопорядка эффективно функционирует экономика, достигается гармония в действиях законодательной, исполнительной и судебной власти, активно осуществляется деятельность различных общественных и частных организаций, гарантируется свободу.
158. Законность и правопорядок не существуют сами по себе и не способны развиваться самостоятельно. Государство, заинтересованное в сглаживании существующих в обществе противоречий, уменьшении оппозиционных настроений, реализации прав всех граждан, обязано своевременно принимать разнообразные меры для укрепления организующих жизнь законности правопорядка. Именно государство как четкая организация управления всем обществом, а не отдельные личности, общественные объединения и организации, в со стоянии создать и осуществлять разнообразные гарантии.
- Экономические гарантии. Они означают,
что производство материальных
благ в обществе и доходы
граждан, государственное
- Идеологические гарантии
- Юридические (правовые) гарантии
законности и право порядка
отличаются от других гарантий.
Во-первых, право вые нормы не
только закрепляют сложившиеся
в определенное время
Правовой статус - система признанных и гарантируемых государством в законодательном порядке прав, свобод и обязанностей, а также законных интересов человека как субъекта права. Он отражает весь комплекс связей человека с обществом, государством, окружающими людьми. В структуру этого понятия входят следующие элементы:
а) правовые нормы;
б) правоспособность и дееспособность лица, обладающего правовым статусом;
в) основные права, свободы и обязанности;
г) законные интересы;
д) гражданство;
е) юридическая ответственность;
ж) правовые принципы;
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"