Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 08:59, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 100 вопросов по дисциплине "Теория государства и права".

Файлы: 1 файл

Шпора ГОС.doc

— 505.00 Кб (Скачать)

2. Правила управленческой деятельности  нужно конкретизировать в подзаконных  актах - положениях о статусе ведомств, особенностях их деятельности применительно к различным видам органов. Внутриорганизационное устройство и функционирование конкретных ведомств закрепляется в административных регламентах. Регламенты определят стандарты исполнения функций, алгоритмы и маршруты рассмотрения каждой категории дел, четкие критерии принятия решений, стандартные сроки исполнения, порядок работы с информацией, которую государственные органы имеют право требовать от своих клиентов - граждан и юридических лиц[22].

3. Введение системы публичной отчетности и гражданского контроля над действиями государственных органов. Реинжиниринг процесса управления в государственной службе.

4. Переход в отдельных сферах  и отраслях, не требующих традиционного  государственного регулирования, и на межведомственном уровне к созданию адхократических структур на основе принципа гетерархии.

5. Оценка результатов деятельности  государственного служащего не  может быть внутриаппаратным  делом, ее нужно сочетать с  общественным контролем (обращения  граждан, административный омбудсмен и т.п.)[23]. Предлагается привлечение к участию в реформе государственной службы экспертов, специалистов из различных областей знания (психология, социология, экономика, политика, управление и т.д.), непосредственно населения путем проведения регулярных открытых семинаров по обмену мнениями и предложениями - своеобразный "мозговой штурм".

6. Необходима система информационного  сопровождения реформирования властных  структур, развернутая как вовне,  так и внутри системы государственной службы.

7. По проведению реформы также  необходимо отчитываться, регулярно  отслеживая степень ее реализации.

8. Все действия органов власти  должны быть информационно доступны  для населения. Для этого необходим  мониторинг и обнародование его  результатов в специальном СМИ (в печатном, теле-, радио- и Интернет-вариантах).

9. Создание комплексной системы  мониторинга социальной эффективности  реформы. Для этого необходимо  соблюдение следующих принципов:

 
2.Типология городских поселений. Основные формы сельского расселения.

Различают две крупные группы поселений — городские и сельские. 
Городские поселения включают города и поселки городского типа, население которых преимущественно занято несельскохозяйственной деятельностью и которые имеют соответствующий статус, установленный органами государственной власти. Основными типологическими признаками городских поселений, позволяющими установить характерные особенности их планировочной организации, являютсясредние, большие, крупные, крупнейшие города); функциональный профиль (по преобладающей занятости населения различают промышленные, агропромышленные, научные, многофункциональные и другие); административная роль (различают столичные города, центры округов, краев, областей, районов); время возникновения (старые, новые); тип планировочной структуры (фокусированные, линейные, со свободной планировкой); тип территориальной структуры (компактные, расчлененные, рассредоточенные); темпы роста и другие.Важным типологическим признаком городских поселений является численность населения. Общепринято деление городов по численности на следующее группы:

малые города — с населением до 50 тыс. жителей;средние города —  от 50 до 100 тыс. человек;

большие города — от 100 до 250тыс. человек;крупные  города — от 250 тыс. до 1 миллиона человек;

крупнейшие города — свыше 1 миллиона жителей .

Являясь элементами систем расселения, поселения находятся в иерархической зависимости друг от друга и по этому признаку подразделяются на центральные поселения (поселения-центры, города-центры), организующие функции которых (экономические, социальные, административные) распространяются на прилегающую территорию как минимум с одним поселением, и на рядовые поселения, выполняющие подчиненную роль.В зонах влияния крупных городов могут размещаться города-спутники, которые связаны с городом-центром суточным циклом жизнедеятельности людей (трудовые, обслуживающие, рекреационные и др. связи). Города-спутники могут выполнять самостоятельные народно-хозяйственные функции (производственные, научные, рекреационные) или быть ориентированными на город-центр и таким образом представлять собой поселения-спальни. Роль поселений-спален могут выполнять и сельские населенные места.Два относительно равнозначных и близко расположенных города, имеющих тесные связи по обслуживанию населения, трудовые и другие связи, носят название парные города. 
1) Выделяют город «юридический» и «экономический». 
2) Количественная классификация: 
- малые;- средние;- крупные. 
3) Классификация городов по их административной роли: 
- столицы;- областные центры;- районные центры;- города районного подчинения. 
4) Классификация по назначению:а) Города экономические:- промышленные;- торговые (порты, железнодорожные узлы);- торгово-промышленные; 
б) Города особые:- город административный;- город учебный;- город-курорт;- научный город. 
^ Сельские поселения — поселения расположенные в сельской местности не обладающие статусом городских поселений. Сельские поселения помимо численности жителей, роли в системе расселения, времени возникновения, характера застройки и других, общих для всех поселений признаков подразделяются по функциональному профилю.С ростом урбанизации и увеличением потребности населения в рекреации раз в ити е рекреационные поселения — поселения,основной функцией которых является организация отдыха населения, санаторно-курортного лечения, туризма. К ним относятся города-курорты, курортные поселки, рекреационные деревни, садоводческие товарищества, дачные поселки

 

Билет 15..1.Процесс принятия управленческого решения и необходимость его осуществления в социальной сфере.

Эта технология включает следующие четыре стадии: выявление проблемы, обоснование общей концепции, выработку двух-трех вариантов проекта, выбор и обоснование наилучшего варианта, который берется за основу для принятия окончательного решения. На стадии выявления проблемы предрешается вопрос о такой важной характеристике будущего решения, как его своевременность: когда нужно начинать подготовку нового решения, чтобы не оказаться в хвосте постоянно бегущих событий? В общей форме ответить на такой вопрос нетрудно: на ранней стадии возникновения противоречий. Руководитель администрации региона, имеющего устойчивые высокие показатели развития, как правило, умеет выделить из большого числа вопросов три—пять узловых, на которых сосредотачивает свое внимание. Для одних — это проблемы народного образования, для других — занятости, для третьих — жилья и обновления коммунального хозяйства. Для всех — где найти деньги, дополнительные источники финансирования решения крупных социальных проблем. На практике при выявлении крупных проблем, решение которых нельзя откладывать, чаще всего руководитель вместе со специалистами постоянно и внимательно следит за контрольными индикаторами, которые сигнализируют, когда положение на управляемом объекте достигает или даже превышает предельные экстремальные значения. Наиболее часто используются такие индикаторы: соотношение денежных доходов и расходов населения; доля (10 и 20%) полярных групп населения в присвоении общих доходов; доля населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума; средняя продолжительность жизни мужчин и женщин и ее динамика; доля безработных среди экономически активного населения; соотношение роста производительности труда и средней денежной заработной платы; структура использования календарного рабочего времени; доля производственных инвестиций в ВВП или национальном доходе. Когда руководитель замечает опасную тенденцию в изменениях контрольного индикатора, он обязан своевременно принять меры, чтобы затормозить ее и начать подготовку стратегического решения по коренному улучшению складывающейся опасной обстановки. Следующая стадия — выработка общей концепции будущего решения. Она включает в себя стратегические направления развития на несколько лет; обоснование главных целей, в том числе приоритетных; оценку необходимых ресурсов, прежде всего финансовых; определение возможных сроков достижения намеченных целей при благоприятных внешних условиях. Третья стадия предполагает разработку двух-трех альтернативных вариантов решения проблемы. Это, как правило, максимальный и минимальный, а также компромиссный варианты. Компромиссный не значит средний: все зависит от того, чем приходится жертвовать. По существу на этом этапе маневрируют четырьмя параметрами: целями, сроками, инвестициями и другими ресурсами, с тем чтобы повысить уровень обоснованности, реальности проводимых расчетов. Формально время и инвестиции тоже входят в понятие "ресурсы". Однако при разработке стратегического решения они очень часто играют самостоятельную, определяющую роль. Стадия выбора оптимального варианта и принятия конкретного решения имеет свои особенности. На ней целесообразно выбрать критерий оптимальности для данного решения, т. е. отдать приоритет либо максимизации цели, либо сокращению сроков ее достижения, либо минимизации затрат. Практически каждое решение — это сознательный компромисс, на который идет руководитель, опираясь не только на расчеты и формальную логику, но и на свою интуицию, опыт и чувство ответственности и риска. Как правило, стратегическое решение рождается в муках, в борьбе убежденности и сомнений, воли и слабости. Принятие конкретного решения характеризуется переходом от абстрактного к конкретному. На этапе подготовки решения обычно отрабатывается общая концепция решения, его принципиальные положения и параметры. На стадии его принятия этим общим положениям необходимо придать конкретные рабочие формы с указанием сроков и конкретных исполнителей. Между ними распределяются с достаточной степенью четкости (во всяком случае желательно, чтобы было так) функции, ответственность, права и ресурсы. На этой же стадии (если этого не сделано раньше) целесообразно познакомить с проектом решения его основных исполнителей, иногда смежные организации и учреждения. Кульминационный момент — принятие (подписание) решения. Принятый документ может иметь форму развернутого бизнес-плана, инвестиционного проекта, долгосрочной адресной программы. Определенное значение имеет форма обсуждения и принятия такого решения: единоличная или коллективная. В тех случаях, когда решение подписывает глава администрации, повышается его ответственность за качество и сроки выполнения намеченных мероприятий. Коллективное решение, как правило, более сбалансировано по содержанию и интересам. Оно отражает опыт многих людей, разные точки зрения и подходы. Такое решение как бы проходит дополнительную проверку на обоснованность и своевременность. Будущие исполнители обычно активно участвуют в обсуждении проекта, вносят свои предложения в текст, высказывают замечания и пожелания. О.С. Виханский и А.И. Наумов весь стандартный процесс принятия и реализации решения разделяют на три стадии по три шага. Стадия 1. Признание необходимости принятия решения: - восприятие проблемы; - интерпретация и формулирование проблемы; - определение критериев успешного решения проблемы. Стадия 2. Выработка решения: - разработка альтернатив; - оценка альтернатив; - выбор альтернативы. Стадия 3. Реализация решения: - организация выполнения решения; - анализ и контроль выполнения решения; - обратная связь и корректировка.

2.Руководство и лидерство. Феномен власти.

Любое лидерство есть явление групповое. Не может существовать лидера-одиночки, лидера «самого по себе», без связи  с последователями. Только наличие  ведомых, превращает индивида в ведущего. Главной особенностью отношений между лидером и последователями является то, что эти отношения власти. Не все отношения власти связаны отношениями лидерства, однако, ключевой признак лидерства – власть. Когда один человек имеет возможность приказать другому и другой, скорее всего, выполнит это приказание, мы говорим о том, что этот человек имеет власть над другим. Власть – это не действие, а скорее, возможность действовать. Инструментом осуществления процесса руководства является власть, как формальная, которой руководитель наделен изначально, так и неформальная, которую он завоевывает сам, за счет личных качеств, знаний, умений, навыков.Власть выражается в возможности одного человека (или многих) влиять на поведение человека (или многих людей).На основании способов воздействия влияние на подчиненных принято выделять административные, экономические и социально-психологические методы. Административные методы заключаются в использовании руководителем для воздействия на подчиненных своих правовых полномочий. Способ воздействия – правовые санкции.Экономические методы – это вариации материального стимулирования подчиненных. Способ воздействия – денежное или эквивалентное ему вознаграждение.Социально-психологические методы включают в себя приемы воздействия на личность с помощью групповых норм, ценностных ориентаций, личного авторитета. Способы воздействия – убеждения. Лидер для «завоевания власти» в группе использует такие же формы влияния (кроме прямых полномочий), как и руководитель: - власть, основанная на принуждении;- власть, основанная на вознаграждении;- власть, основанная на традиции;- власть примера;- власть эксперта (вера в ценность знаний лидера);- власть через участие (привлечение ведомых к участию в управлении).

Использование каждой из перечисленных  форм влияния должно, естественно соответствовать конкретной ситуации, составу группы, социальным параметрам самого лидера и т.д.В целом неформальным лидерам свойственно:- быстрее, чем остальным членам группы осознавать складывающиеся внутригрупповые виды поведения, способствовать их закреплению в жизнедеятельности группы;- эффективное общение; они легко вступают в контакт с людьми, используют успешные формы общения, чтобы повлиять на поведение членов группы;- стремление к руководству, потребность направлять действия других людей;

- чувство удовлетворения, которое  возникает при успешном выполнении  роли неформального руководителя.

Выбор способов воздействия осуществляется руководителем на основе конкретной ситуации. На этот выбор помимо объективных  условий ситуации оказывает влияние и психологические особенности руководителя. По отношению к целям управленческой деятельности различают два стиля руководства: деловой и бюрократический.Естественное чувство самозащиты, желание упорядочить, стабилизировать свою деятельность заставляет руководителя принимать меры против хаоса, сбоев, конфликтов в организации и искать способы ухода от ответственности в случае неудач. Поиск приводит к размножению и детализации различных инструкций, положительно завизированных «сверху». На первых порах такие меры действительно дают положительный результат и создают ожидание, что их применение будет повышать эффективность работы организации и в дальнейшем.       Лидерство можно назвать одним из уникальных феноменов  политической  и общественной  жизни,  связанным  с  осуществлением  властных  функций.   Оноявляется неизбежным в любом цивилизованном обществе и пронизывает все  сферы

жизнедеятельности.       Концепции  лидерства  могут  быть  разделены  в  зависимости   от  их

теоретических оснований на три группы :       1.  Исходящие  из  того,  что  лидерство  -   универсальный   феномен человеческой деятельности, что и закономерности его  функционирования  едины

во всех сферах общества.      2. Отождествляющие лидерство с  руководством и  управлением,  при  этом

формальное обладание  властью рассматривается как  необходимое  и  достаточное условие  лидерства;  деятельность  лидера  предстает   как   необходимое   и достаточное  условие  лидерства,  как  административная  специфика   явления сводится  преимущественно  к  правовым  регулятивам  поведения  должностного лица.  3. Рассматривающие лидерство как  специфическое  явление  общественной

жизни, не сводимое к психологическим, экономическим или правовым  принципам. Лидерство осуществляется  через  функционирование  конкретного  механизма  - одного из необходимых политических институтов.            Существуют различные классификации феномена лидерства.

      В соответствии  с  учением  М.Вебера  о   способах  легитимации  власти лидеров подразделяют на :      -традиционных лидеров, которыми обычно являются вожди племен,  монархи и т.д. Их авторитет основан на традиции, обычае;       -рационально -  легальных,  или рутинных  -  это лидеры,  избранные

демократическим путем;        -харизматических -  лидеров,  наделенных,  по  мнению  масс,  особой

благодатью, выдающимися  качествами, необычайной способностью к  руководству.

Харизма  складывается  из  реальных  способностей  лидера  и  тех   качеств, которыми его наделяют последователи. Примером харизматических  лидеров  были Ленин, Сталин, Ким Ир Сен, Ф.Кастро.

      В основе  первого типа  лидерства  лежит   привычка,  второго  -  разум, третьего - вера и эмоции.

       “Харизмой”   следует   называть   качество   личности,   признаваемое необычайным,   благодаря   которому   она    оценивается    как    одаренная сверхчеловеческими, или специфическими особыми силами,  недоступными  другим людям. Первоначально  это  качество  обусловлено  магически  и  присуще  как

прорицателям, так и  мудрецам. Как бы “объективно” правильно не было  оценено соответствующее качество с этической  точки  зрения,  абстрактно  совершенно неважно. Важно одно, как оно фактически  оценивается  подчиненными  харизме, “приверженцами”        Дж.Мак-Грегор  Бернс   разделяет   лидеров   на   две   категории   : преобразователи и дельцы. Лидеры  -  преобразователи,  имеющие  определенные

взгляды на общество, начинают что-то предпринимать во имя  реализации  своих воззрений. Лидеры  -  дельцы,  напротив,  действуют  по  принципу  “здесь  и сейчас”, фокусируя свое внимание на деталях,  без  формирования  глобального взгляда на то, каким должно быть общество в конечном итоге.       Ранее Парето разделял лидеров примерно по  тем же  признакам,  что и Бернс, на “львов” и “лис”.       Анализ Бернса являет собой значительный шаг  вперед  по  разграничению между лидерами, но все же он  остается  ограниченным,  поскольку  ясно,  что реальность  гораздо  богаче  и  ее  нельзя  “комфортно  разместить”  в  двух категориях.

      В современной  политологии  нередко  называются  четыре  собирательныхобраза лидера :      1. Лидера - знаменосца отличает собственное видение  действительности,наличие идеи, увлекающей массы.      2. Лидер - служитель стремится выступать в роли  выразителя  интересовсвоих сторонников, ориентируется на их мнение и действует от их имени.      3. Лидер - торговец способен привлекательно преподнести  свои  идеи  и

убедить людей в их преимуществе.      4. Лидер -  пожарный  ориентируется  на  решение  наиболее  актуальныхпроблем в обществе, насущные требования момента.Общая  концепция  лидерства  включает  ряд  факторов,   которые,   сочетаясьразличным образом, позволяют определить природу  лидерства  в  любой  данныймомент времени.      1. Личность и происхождение лидера, а  также  тот  процесс,  благодаря которому он стал лидером.      2. Характерные черты групп  и  индивидов,  которыми  руководит  данный лидер.      3. Характер взаимоотношений между лидером и теми, кем он руководит.      4. Контекст или условия,  в  которых осуществляется  его руководящая роль.       5. Результаты взаимодействия между лидером и теми, кем он руководит. Здесь допускается существование трех основных типов лидеров: - авторитарный;  - демократический; - нейтральный ( анархический).

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"