Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 08:59, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 100 вопросов по дисциплине "Теория государства и права".

Файлы: 1 файл

Шпора ГОС.doc

— 505.00 Кб (Скачать)

матричная, Линейная структура управления - Во главе каждого подразделения находится руководитель, наделенный всеми полномочиями, единолично отвечающий за работу подчиненных звеньев. Принцип единоначалия предполагает, что одчиненные выполняют распоряжения только одного руководителя. Вышестоящий орган не имеет права отдавать распоряжения каким-либо исполнителям, минуя их непосредственного руководителя. Основным признаком линейной ОСУ является наличие исключительно линейных связей, что обуславливает все ее плюсы и минусы. Плюсы: очень четкая система взаимосвязей типа " начальник - подчиненный"; явно выраженная ответственность; быстрая реакция на прямые приказания; простота построения самой структуры; высокая степень " прозрачности" деятельности всех структурных единиц. Минусы: чрезмерная нагрузка на высший уровень управления; отсутствие вспомогательных служб; отсутствие возможности быстрого разрешения вопросов, возникающих между различными структурными подразделениями; высокая зависимость от личных качеств менеджеров любого уровня. Линейная структура используется мелкими и средними фирмами с несложным производством.

Функциональная структура  управления Если в линейную структуру управления внести прямые и обратные функциональные связи между различными структурными единицами, то она превратиться в функциональную. Наличие в этой структуре функциональных связей позволяет различным отделам контролировать работу друг друга. Плюс ко всему, появляется возможность активного включения в ОСУ различных обслуживающих служб. При функциональной структуре общее руководство осуществляется линейным руководителем через руководителей функциональных органов. При этом руководители специализируются по отдельным управленческим функциям. Функциональные подразделения имеют право давать указания и распоряжения нижестоящим подразделениям. Выполнение указаний функционального органа в пределах его компетенции обязательно для производственных звеньев. Данная организационная структура имеет свои преимущества и недостатки. Плюсы: снятие большей части нагрузки с высшего уровня управления; стимулирование развития неформальных связей на уровне структурных блоков; уменьшение потребности в специалистах широкого профиля; как следствие предыдущего плюса - улучшение качества выпускаемой продукции; появляется возможность создания штабных подструктур.Минусы: значительное усложнение связей внутри предприятия; появление большого количества новых информационных каналов; появление возможности переноса ответственности за неудачи на сотрудников других подразделений; затруднение координации деятельности организации; появление тенденции к чрезмерной централизации. Дивизионная структура управления Дивизион - это крупное структурное подразделение предприятия, обладающее большой самостоятельностью за счет включения в себя всех необходимых служб. Необходимо заметить, что иногда дивизионы принимают форму дочерних предприятий фирмы, даже юридически оформляются, как отдельные юридические лица, на деле же являясь составными частями одного целого. Эта организационная структура имеет следующие плюсы и минусы. Плюсы: наличие тенденций к децентрализации; высокая степень самостоятельности дивизионов; разгрузка менеджеров базового звена управления; высокая степень выживаемости в условиях современного рынка; развитие у управляющих дивизионов предпринимательских навыков. Минусы: появление дублирующих функций в дивизионах; ослабление связей между сотрудниками различных дивизионов; частичная потеря контроля над деятельностью дивизионов; отсутствие одинакового подхода к управлению различными дивизионами Генеральным директором предприятия. Матричная структура управления  На предприятии с матричной ОСУ работа постоянно ведется по нескольким направлениям одновременно. Примером матричной организационной структуры является проектная организация, функционирующая следующим образом: при запуске новой программы назначается Ответственный руководитель, который ведет ее от начала и до конца. Она состоит из основных базисных структур типа " круг". Такие структуры редко носят постоянный характер, а в основном образуются в рамках предприятия для быстрого внедрения нескольких новшеств одновременно. Плюсы: возможность оперативной ориентации на потребности своих клиентов; снижение затрат на разработку и апробацию новшеств; значительное сокращение времени на внедрение различных новшеств; своеобразная кузница руководящих кадров, так как руководителем проекта может быть назначен практически любой сотрудник предприятия. Минусы: подрыв принципа единоначалия и, как следствие, необходимость со стороны руководства постоянного отслеживания баланса в управлении сотрудником, который одновременно подчиняется и руководителю проекта, и своему непосредственному начальнику из того структурного подразделения, из которого он пришел; опасность возникновения конфликтов между руководителями проектов и начальниками подразделений, из которых они получают специалистов для реализации своих проектов; большая сложность в управлении и координации деятельности организации в целом.

2) Стили руководства: понятие, классификация, факторы, определяющие стиль руководства.

Можно выделить основные факторы, характеризующие стиль  руководства: 1. Требования, предъявляемые к руководителям в отношении их компетентности, деловитости, ответственности, личных качеств, нравственности, характера, темперамента и пр.; 2. Специфика системы - ее цели и задачи, управленческие структуры и технология управления, функции руководителя; 3. Окружающая производственная среда - технологический уровень производства, форма организации труда, обеспеченность материальными ресурсами; 4. Особенности руководимого коллектива - его структура и уровень подготовленности, характер сложившихся в нем взаимоотношений, его традиции и ценности. В наиболее распространенной классификации выделяются 3 основных стиля управления: демократический, авторитарный, либеральный. Демократический или коллегиальный стиль управления. Организации, в которых преобладает данный стиль руководства, характеризуются высокой степенью децентрализации полномочий, активным участием сотрудников в принятии решений. Руководитель ориентируется на возможности своих работников, на их стремление к творческой деятельности, осуществляет справедливую оценку результатов труда каждого работника, материальное и моральное стимулирование. Демократический стиль как типовая форма включает разные варианты: 1. коммуникационный стиль: сотрудники могут выражать свое мнение, но должны, в конечном счете, следовать распоряжениям. 2. консультативный стиль: менеджер принимает решение только на основе подробной информации и после ее совместного обсуждения, сотрудники выполняют решения, в разработке которых они участвовали. 3. автономный стиль: сотрудники решают сами, они не ограничены рамками, но контроль и ответственность остаются за менеджером. 4 стиль управления с совместным решением: менеджер ставит проблему и ограничения, а сотрудники сами принимают решение о дальнейших действиях; менеджер оставляет за собой право вето. Авторитарный или административный стиль управления характеризуется чрезмерной централизацией власти руководителя, его приверженностью к единоначалию, и самостоятельным решением большинства управленческих проблем. Авторитарный стиль имеет следующие варианты: диктаторский стиль: сотрудники вынуждены следовать единоличным приказам под угрозой санкций. автократический стиль: в распоряжении менеджера – обширный аппарат управления бюрократический стиль: авторитет менеджера обусловлен его формальным положением лидера. Все подчинены одной детальной системе правил, инструкций, положений. патриархальный стиль: менеджер имеет авторитет главы семьи. доброжелательный стиль: авторитет менеджера основан на личных качествах, в которых сотрудники уверены. Либеральный стиль управления отличается отсутствием собственной инициативы у руководителя и нежеланием принимать на себя ответственность за управленческие решения, особенно, связанные с определенным риском. Он недостаточно требователен и делает все возможное, чтобы понравится всем работникам. Они недооценивают значимости деятельности коллектива и то, что коллектив нуждается в них. Но может оказаться, что это высоко творческая личность, захваченная какой-то сферой своих интересов, но лишенная организаторского таланта.

 

Билет 5. 1.Планирование как функция менеджмента: понятие, значение, методы осуществления в социальной сфере.

Планирование как функция менеджмента означает процесс определения целей деятельности организации и подразделений, средств их достижения, сроков и последующая реализация управленческих ресурсов.  

   Основными задачами планирования являются:     1)обеспечение целенаправленного развития организации и всех её подразделений;     2)координация деятельности подразделений и работников организации;     3)информационное обеспечение участников организации.     Назначение планирования как функции является учёт как внутренних, так и внешних факторов, которые обеспечивают условия для нормальной работы организации.     Основными элементами планирования являются:  

   1)оценка среды (внешней и внутренней);     2)оценка возможностей;     3)определение целей;     4)оценка и выбор варианта развития организации.     Организация обычно имеет сложную структуру и включает в себя 3 подфункции через которые она реализуется:     1)Прогнозирование (метод научного обоснования предвидения возможных направлений развития организации, которые рассматриваются при взаимодействии с внешней средой);    2)Моделирование (означает разработку различных переходных ситуаций и состояний системы организации в течение планируемого периода);     3)Программирование (означает перевод системы в новое состояние).     Этапы планирования:     1)Процесс планирования;     2)Выполнение планов;     3)контроль результатов;     4)Система планов;     5)Итоги выполнения + обратная связь (корректирующая информация).   

  Система планов включает:     1)стратегический;     2)генеральный;     3)оперативный (общефирменные планы и текущие планы подразделений);     4)программы и проекты (программы – отражение развития одного элемента организации. проекты – имеют более высокий конкретный уровень разработки).     В зависимости от целевой ориентации выделяют:     а)стратегический – заключается в определении миссии организации, разработке системы целей, установление стратегии, ориентировано на 5 и более лет;     б)оперативное – установление средств реализации принятой стратегии.     В зависимости от сроков выделяют:   а)краткосрочный план (месяц, квартал);     б)среднесрочный (1-5лет);     в)долгосрочный план (5-более лет).     В процессе планирования участвуют различные уровни организации, участвуют высшее руководство, среднее звено (занимается разработкой тактики, целей) и участвуют низшее звено.

 

2. Раскройте сущность и содержание категорий муниципальные  и публичные финансы.

Финансы - экономическая категория, активно используемая государством и органами местного самоуправления при управлении обществом. Признаки финансов: 1) денежное отношение; 2) распределительное отношение; 3) безэквивалентное отношение; Понятие «финансы» рассматривают в двух аспектах: 1) экономический аспект. Финансы - экономические отношения, возникающие по поводу образования, распределения и использования денежных фондов в целях выполнения задач и функций государства, его территориальных подразделений, предприятий, организаций и учреж- 2) материальный аспект. Финансы - денежные средства, аккумулируемые в государственных фондах специального назначения. Финансы - денежные фонды государства, его территориальных подразделений, предприятий и учреждений, организаций. Денежные фонды - обособленная часть финансовых ресурсов, имеющая целевое направление и относительную самостоятельность функционирования. Содержание финансов - денежные отношения, благодаря которым образуются денежные фонды государства, его территориальных подразделений, предприятий, организаций, учреждений. Функции финансов: 1) Распределительная: распределение нац.дохода в целях обеспечения субъектов хозяйствования необходимыми фин.ресурсами в форме ден.фондов нецелевого назначения; 2) Контрольная: контроль за распределением и расходованием фондов ден.средств; 3) Регулирующая (стимулирующая): воздействие гос-ва на эк.отношения через финансы; 4) Стабилизационная: обеспечение всех предприятий и населения стабильными условиями для эк. и соц.взаимоотношений. Публичные и частные финансы: Финансы: 1) Публичные: государственные и муниципальные; 2) Частные. Гос. финансы: федеральные, региональные, гос.предприятий; Муниципальные: мун.районов, мун.поселений, мун.предприятий; Частные: физических лиц и юридических лиц. Различия публичных и частных финансов: 1. Цель публичных финансов: удовлетворение гос.(муниц.) потребностей для обеспечения «общего интереса». Цель частных финансов: получение прибыли и удовлетворение собственных потребностей. 2. Способ обеспечения доходов публ.финансов: могут быть использованы инструменты принуждения; Способ обеспечения доходов частн.финансов: могут быть дополнены только экономическими методами. 3. Приоритетность доходов и расходов: в публичных финансах расходы определяют доходы; в частных финансах доходы определяют расходы.

 

Билет 6. 1.   Сущность организации управления. Элементы управленческой деятельности.

Организационная структура - логически построенные взаимоотношения уровней управления и функциональных подразделений. Под структурой управления организацией понимается упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их развитие и функционирование как единого целого.  
В рамках структуры протекает управленческий процесс, между участниками которого распределены функции и задачи управления. С этой позиции организационная структура это форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой происходит процесс управления, направленный на достижение целей организации. Отсюда структура управления включает в себя все цели, распределённые между различными звеньями, связи между которыми обеспечивают координацию по их выполнению. Структура управления оказывает огромное влияние на все стороны управления, т.к. связана с ключевыми понятиями менеджмента — целями, функциями, процессом, механизмом функционирования, полномочиями людей. Поэтому менеджеры всех уровней уделяют огромное внимание принципам и методам формирования структур, выбору типа или комбинаций типов структур, изучению тенденций их построения, оценке их соответствия решаемым целям и задачам.  
Решение об организационной структуре принимается на институциональном уровне, а сам процесс называется департаментализацией. Элементами структуры управления являются:1. Звено - должность или подразделение. 
2. Связи. Структура управления характеризуется наличием связей между её элементами. Горизонтальные связи носят характер согласования и являются, как правило, одноуровневыми. Вертикальные связи — связи подчинения, возникают при наличии нескольких уровней управления. Вертикальные связи могут носить линейный и функциональный характер. Линейные связи означают подчинение линейным руководителям, т.е. по всем вопросам управления. Функциональные имеют место при подчинении по определённой группе проблем функциональному руководителю. 3. Уровни управления.

 

2.  Виды миграции населения  и учет информации о ней  при разработке решений в социальном  менеджменте.

Миграции — это перемещения людей между отдельными территориями и поселениями, связанные с временной, постоянной или сезонной переменой ими места жительства. 
Основная причина миграции экономическая, но значительную роль играют национальные, религиозные, политические и иные причины В мире прослеживается интенсивная пространственная массовая подвижность населения. Миграции порождают крупные изменения в размещении людей внутри стран и между ними и отдельными крупными регионами мира. 
Учет миграционных процессов важен для социально-экономического развития любой страны, потому что они оказывают большое влияние на численность и структуру населения и на всю социальную и хозяйственную сферу жизни общества. 
В настоящее время существует два вида миграций: 1) внешние — это переселение людей из страны в страну; 
2) внутренние — это переселение людей из района в район внутри страны. Выезд из своей страны на постоянное жительство в другую именуется эмиграцией, а въезд — иммиграцией. Миграционные потоки менялись в разные исторические эпохи в зависимости от причин и событий планетарного и местного масштаба. Основные виды миграций\  Внешние миграции различаются по своему характеру, причинам, территориальному охвату, продолжительности и т. д. В зависимости от характера различают добровольные и принудительные миграции. Причина добровольных внешних миграций — экономическая. 
Два вида миграций предложены В. В. Покшишевским. Первый — это переселение прежде всего в те страны, где имелись неосвоенные территории. Второй вид — это миграции, связанные с договорной контрактацией рабочей силы. Экономические причины лежат в основе такого относительно нового миграционного явления, как «утечка умов». Внешние миграции могут быть вызваны как экономическими, так и политическими причинами. По территориальному охвату принято выделять межконтинентальные и внутриконтинентальные миграции. По продолжительности среди миграций различают постоянные, временные и сезонные. Большинство современных трудовых миграций относятся к категории временных. В основном причины внутренних миграций населения те же, что и у внешних миграций: экономические, политические, религиозные, экологические. 
По продолжительности они подразделяются на постоянные, временные и сезонные. Наиболее характерные внутренние миграции — это переселение из села в город (урбанизация), переезд в районы нового освоения, сезонные и временные потоки рабочей силы, поездки во время летних отпусков и прочее, но всегда только внутри одной страны. Миграция населения — это главная причина важнейших изменений, которые произошли в расселении людей за последнее столетие.

 

Билет 7 1.Основные этапы развития науки государственного управления.

Этапы развития науки I этап:  с 80-х гг.XIX века по 1920 г. (формирование предмета науки) М.Вебер Теория бюрократии Бюрократия по Веберу – тип организации, для которой характерны: •распределение труда; •специализация; •четкая управленческая иерархия; •правила и стандарты; •единые принципы найма и продвижения по службе, основывающиеся на компетенции работника. Принципы бюрократии М.Вебер «Хозяйство и общество» •административные учреждения организованы иерархически; •каждое учреждение имеет свою собственную область компетенции; •гражданские служащие назначаются, а не выбираются на основе профессиональной квалификации, как указано в дипломах или по результатам экзаменов; •гражданские служащие получают заработную плату в соответствии с рангом; •для гражданского служащего эта работа представляет профессию или, по крайней мере, основное занятие; •служащий не владеет учреждением, в котором работает; •служащий подчиняется дисциплине и находится под контролем; •смещение с должности основывается на решении вышестоящих инстанций. Основные характеристики бюрократии по Веберу •Бюрократическая юрисдикция четко регламентирована, т.е. зафиксирована нормативным образом; •Иерархия бюрократической структуры основана на твердых принципах и субординации; •Вся формальная внутриорганизационная деятельность (распространение информации, принятие решений, приказы и директивы) осуществляется в форме письменных документов, подлежащих последующему хранению; •Все должностные лица должны быть хорошими специалистами в области администрирования, т.е. быть компетентными не только в сфере своих профессиональных должностных обязанностей (юриста, экономиста, военного), но и в области норм, правил, процедур деятельности бюрократической организации в целом. II этап: с 1920г. по 1950 г. В сфере административного управления: •Классическая школа (А. Файоль, Л. Уайт, Л. Урвик, Д. Муни, Т Вулси.) •Школа человеческих отношений (М. Фоллет, А. Маслоу, Э. Мэйо, У Мэрфи.) В сфере политического управления: •Кейнсианская модель государственного управления (Дж.Кейнс) Принципы кейнсианской модели государственного управления •государство должно осуществлять комплекс мер по регулированию экономики для преодоления негативных последствий рыночных отношений; •предупреждая социальные взрывы, государство перераспределяет доходы в пользу неимущих слоев через прогрессивное налогообложение, развитие бесплатной системы образования и здравоохранения; •стимулирование инвестиций в период экономического спада путем увеличения государственных расходов в целях компенсации недостающего частного спроса и путем влияния на норму банковского процента, которая в условиях спада не должна быть слишком высокой; •возможность допущения дефицита бюджета и умеренной инфляции за счет выпуска в обращение дополнительных денег. III этап: с 1950 г. до конца XX века. (развитие современной науки ГМУ) Подходы к управлению: •Поведенческий (бихевиориальный) •Системный •Ситуационный Теории государственного регулирования в экономике (2-я пол.XX в.) •Монетаристкая (неолиберальная) (М.Фридман) •Концепция социального государства (Л.Эрхард) IV этап: начиная с XXI века •Информационная парадигма в государственном управлении означает, что информация становится главным управленческим ресурсом, а высокие технологии определяют ведущие направления государственного развития. •Информационное государство - государство нового типа, использующее преимущественно информационные технологии для завоевания и удержания своего господства. Информационная модель управления

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"