Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 10:02, шпаргалка
Работа содержит ответы на 90 вопросов по "Теории государства и права".
1. Предмет теории государства и права
2. Методология теории государства и права
3. Теория государства и права в системе наук
4. Вариантность возникновения государства
5. Особенности становления государственности у различных народов мира
6. Основные теории (концепции) происхождения государства и права
7. Соотношение общества и государства
8. Общая характеристика глобальных проблем современности
9. Гражданское общество и правовое государство
10. Становление Российского государства и проблемы его укрепления
11.Взаимосвязь государства и права
12. Формы осуществления государственной власти
13. Правовой статус личности: понятие и структура
14. Права и свободы гражданина
15. Понятие и признаки государства. Определение государства
16. Государственная власть: характерные черты и методы осуществления
17. Классификация государств
18. Советское государство и право: особенности и уроки
19. Функции государства: понятие и виды
20. Функции современного Российского государства
21.Понятие формы государства
22. Формы государственного правления
23. Форма государственного устройства
28. Разделение властей в механизме государства
25. Аппарат (органы) государства
26. Политическая система общества
27. Государство в политической системе общества
29. Демократия и законность
30. Право и политика
31. внутригосударственное и международное право
32. Правовая конфликтология
33.Понятие и признаки права
34. Основные правовые учения
35. Естественное и позитивное право
36. Деформация правового сознания: правовой нигилизм, правовой идеализм, правовой инфантелизм
37. Преемственность в праве
38. Принципы права: понятие и классификация, роль в правовом регулировании
39.Функции права: понятие и классификация
40. Право и закон
41. Понятие и виды субъектов права
42. Субъекты правовых отношений
43. Правовая система: понятие и структура
44. Система права: понятие и структура
45. Основные правовые семьи народов мира
46. Понятие и классификация
49. Право и мораль
50. Классификация правовых норм
51. Правовая культура личности и общества
52. Правосознание: понятие и структура
53-55. Источник (форма) права: понятие, виды
56. Понятие и принципы законности
57-58. Понятие правового регулирования, его предмет и механизм
59. Правотворчество и законотворчество
60. Систематизация нпа
61. Методы, способы, типы правового регулирования. Правовые режимы
62.Правовые отношения: понятие и признаки
63, 65, 66.. Структура правовых отношений
64. Юридические факты: понятие и виды. Юридический состав
67. Гарантии законности
68. Реализация права: понятие и формы
69, 77. Применение права
71-72, 79. Толкование: понятие, виды, способы
73. Правовое воспитание
74. Правосубъектность
75. Действие нормативно-правовых актов
76. Акты применения права
78. Частное и публичное право
80. Юр процесс
81. Обратная сила
82. Правомерное поведение
83. Понятие признаки юридической практики
84. Понятие эффективности правовых норм
85. Коллизионная норма
86. Понятие и признаки
87. Понятие государственного принуждения
88-89. Понятие и признаки юридической ответственности
90. правопорядок
Ниже перечислены признаки государственной власти которые выделяют ее от власти политической:
1) Государственная власть выступает как официальный представитель общества данной страны. Только она юридически уполномочена действовать от имени всего общества и как таковая применять от его имени в случае необходимости легализованное и в большинстве случаев легитимное принуждение, насилие.
2) Государственная власть обладает верховенством в обществе, она суверенна. Осуществление всех других разновидностей власти может регулироваться государством, правом.
3) Регулируя отношения различных классов, социальных и иных групп, государственная власть выполняет арбитражную роль в обществе, хотя при этом, прежде всего, защищает интересы экономически доминирующих классов и слоёв населения, наиболее влиятельных «групп давления».
4) В отличие от политической, государственная власть в высокой степени формализована, её организация, порядок деятельности детально определяются конституционными нормами, иным законодательством.
5) Государственная власть реализуется специализированным государственным аппаратом (парламент, правительство суды, милиция (полиция) и т.д.), тогда как политическая власть Советов в условиях двоевластия опиралась на вооруженные отряды, боровшиеся против существования государственной власти.
В федеративном государстве государственной властью обладает не только федерация, но и её субъекты (республики и другие субъекты в составе Российской Федерации и т.д.). Они имеют свои парламенты, правительство иногда – своих президентов (республики в России). Однако государственная власть субъекта федерации имеет подчиненный характер. Верховенство принадлежит федерации.
1. Сила, на которой базируется государственная власть, является государство: никакая другая власть подобными средствами воздействия не располагает.
2. Государственная власть публична. В широком смысле публичной, т.е. общественной, является всякая власть. Однако в теории государства в эту характеристику традиционно вкладывается иной, специфический смысл, а именно то, что государственная власть осуществляется профессиональным аппаратом, отделенным от общества как объекта власти.
3. Государственная власть суверенна, что означает ее независимость извне и верховенство внутри страны. Верховенство государственной власти, прежде всего, состоит в том, что она выше власти всех других организаций и общностей страны, все они должны подчиняться власти государства.
4. Государственная власть универсальна: она распространяет свою силу на всю территорию и на все население страны.
5. Государственная власть обладает прерогативой (исключительным правом) на издание общеобязательных правил поведения – юридических норм.
Суверенитет государственной власти внутри страны выражается: в единстве и распространении государственной власти на все население и общественные организации страны; в общеобязательности решений органов государства на его территории и в пределах экстерриториальности (например, для граждан и учреждений, находящихся за границей в прерогативе, т.е. возможности отмены и признания ничтожным любого проявления другой общественной власти, в исключительных полномочиях государства на самостоятельное издание, санкционирование и применение общеобязательных норм и иных предписаний, выраженных в нормативных актах (законах, указах, постановлениях, приказах и т.д.), решениях судов, органов управления и иных государственных учреждений.
Государственный суверенитет - это присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях.
Государство осуществляет высшую власть в пределах собственных границ. Оно само определяет, какими будут отношения с другими государствами, а последние не вправе вмешиваться в его внутренние дела. Государство располагает суверенитетом независимо от величины территории, численности населения, политического режима.
Верховенство государственной власти означает:
- ее безусловное распространение на население и все социальные структуры общества;
- монопольную возможность применения таких средств воздействия (принуждения, силовых методов, вплоть до смертной казни), которыми не располагают другие субъекты политики;
- осуществление властных полномочий в специфических формах, прежде всего юридических (правотворческой, правоприменительной и правоохранительной);
- прерогативу государства отменять, признавать ничтожными акты других субъектов политики, если они не соответствуют установлениям государства.
Государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных единиц и невмешательство во внутренние дела. Если какое бы то ни было иностранное государство или внешняя сила нарушает границы данного государства или заставляет его принять то или иное решение, не отвечающее национальным интересам его народа, говорят о нарушении его суверенитета.
Выступая признаком государства, суверенитет характеризует его как особого субъекта политических отношений, как главного компонента политической системы общества. Суверенитет является полным и исключительным, одним из неотъемлемых свойств государства. Более того, именно он и есть тот критерий, который позволяет отличить страну от других публично-правовых союзов.
В общепринятом понимании метод означает способ, приём практического осуществления чего- либо. Применительно к государственно-управленческой деятельности под методом понимается способ, приём практической реализации задач и функций исполнительной власти в повседневной деятельности исполнительными органами (должностными лицами) на основе закреплённой за ними компетенции, в установленных границах и в соответствующей форме. В подобном виде "метод" позволяет получить необходимое представление о том, как функционирует механизм исполнительной власти, как практически осуществляются управленческие функции, с помощью использования каких средств. Данная категория имеет в силу этого прямое отношение к характеристике сущности процесса реализации исполнительной власти, являясь одним из её непременных элементов. Она служит также целям придания управлению динамики.
Арсенал методов реализации государственной власти достаточно разнообразен. В современных условиях значительно возросла роль методов морального и особенно материального стимулирования, используя которые, государственные органы воздействуют на интересы людей и тем самым подчиняют их своей властной воле.
К общим, традиционным методам осуществления государственной власти, несомненно, относятся убеждение и принуждение. Эти методы, по-разному сочетаясь, сопровождают государственную власть на всем ее историческом пути.
«Верховная власть, - отмечал еще А. Н. Радищев, -многие имеет средства направлять деяния граждан в стезю закона, и все они могут быть предметом общего законоположения. Средства сии суть:1) воспретительные; 2) побуждающие... Воспретительные средства, - продолжал он далее, - суть положенные в законе наказания, побудительные - суть награждения разного рода...»
Убеждение — это метод активного воздействия на волю и сознание человека идейно-нравственными средствами для формирования у него взглядов и представлений, основанных на глубоком понимании сущности государственной власти, ее целей и функций. Механизм убеждения включает совокупность идеологических, социально-психологических средств и форм воздействия на индивидуальное или групповое сознание, результатом которого является усвоение и принятие индивидом, коллективом определенных социальных ценностей.
Превращение идей, взглядов в убеждения связано с деятельностью сознания и чувствами человека. Только пройдя через сложный механизм эмоций, через сознание, идеи, общественные интересы и требования власти приобретают личностное значение. Убеждения тем и отличаются от простого знания, что они неотделимы от личности, становятся ее узами, из которых она не может вырваться, не причинив вреда своему мировоззрению, духовно-нравственной ориентации. По мысли Д. И. Писарева, «готовых убеждений нельзя ни выпросить у добрых знакомых, ни купить в книжной лавке. Их надо выработать процессом собственного мышления, которое непременно должно совершаться самостоятельно в нашей собственной голове...» Известный русский публицист и философ второй половины XIX в. вовсе не исключал воспитательного, убеждающего воздействия со стороны других людей, он лишь делал акцент на самовоспитание, на собственные умственные усилия человека, на постоянный «труд души» по выработке прочных убеждений. Идеи быстрее превращаются в убеждения, когда они выстраданы, когда человек самостоятельно добыл и усвоил знания.
Метод убеждения стимулирует инициативу и чувство ответственности людей за свои действия и поступки. Между убеждениями и поведением нет промежуточных звеньев. Знания, идеи, которые не воплощаются в поведение, нельзя считать подлинными убеждениями. От знания к убеждению, от убеждения к практическим действиям — так функционирует метод убеждения. С развитием цивилизации, ростом политической культуры роль и значение этого метода осуществления государственной власти закономерно возрастают.
Государственная власть не может обойтись без особого, только ей присущего вида принуждения — государственного принуждения. Используя его, властвующий субъект навязывает свою волю подвластным. Этим государственная власть отличается, в частности, от авторитета, который тоже подчиняет, но в государственном принуждении не нуждается.
Государственное принуждение — это психологическое, материальное или физическое (насильственное) воздействие полномочных органов и должностных лиц государства на личность с целью заставить (принудить) ее действовать по воле властвующего субъекта, в интересах государства.
Само по себе государственное принуждение — острое и жесткое средство социального воздействия. Оно основано на организованной силе, выражает ее и потому способно обеспечивать безусловное доминирование в обществе воли властвующего субъекта. Государственное принуждение ограничивает свободу человека, ставит в такое положение, когда у него нет выбора, кроме варианта, предложенного (навязанного) властью. Посредством принуждения подавляются, тормозятся интересы и мотивы антисоциального поведения, принудительно снимаются противоречия между общей и индивидуальной волей, стимулируется общественно полезное поведение.
Государственное принуждение бывает правовым и неправовым. Последнее может обернуться произволом государственных органов, ставящих личность в никем и ничем не защищенное положение. Такое принуждение имеет место в государствах с антидемократическим, реакционным режимом — тираническим, деспотическим, тоталитарным.
Правовым признается государственное принуждение, вид и мера которого строго определены правовыми нормами и которое применяется в процессуальных формах (четких процедурах). Законность, обоснованность и справедливость государственного правового принуждения поддается контролю, оно может быть обжаловано в независимый суд. Уровень правового «насыщения» государственного принуждения обусловлен тем, в какой мере оно: «а) подчинено общим принципам данной правовой системы, б) является по своим основаниям единым, всеобщим на территории всей страны, в) нормативно регламентировано по содержанию, пределам и условиям применения, г) действует через механизм прав и обязанностей, д) оснащено развитыми процессуальными формами».
Чем выше уровень правовой организации государственного принуждения, тем оно в большей мере выполняет функции позитивного фактора развития общества и в меньшей — выражает произвол и своеволие носителей государственной власти. В правовом и демократическом государстве государственное принуждение может быть только правовым.
Формы государственного правового принуждения достаточно многообразны. Это меры предупредительного воздействия — проверка документов с целью предотвращения правонарушений, прекращение или ограничение движения транспорта, пешеходов при авариях и стихийных бедствиях и др.; правовое пресечение — административное задержание, привод, обыск и т. д.; меры защиты — восстановление чести и доброго имени и другие виды восстановления нарушенных прав.
17. Классификация государств.
Типология государств — это их специфическая классификация. Содействует более глубокому выявлению признаков, свойств, сущности государств, позволяет проследить закономерности их развития,структурные изменения, а также прогнозировать дальнейшее существование.
Формационный подход
Составители: К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин.
При формационном подходе основным критерием классификации выступают социально-экономические формации. Основой которой является базис (экономические отношения), а всё остальное называется надстройкой. Тип производственных отношений при этом формирует тип государства. Классифицирующей категорией здесь выступает исторический тип государства.
Исторический тип государства — это государство определённой общественно-экономической формации. Характеризуется рядом общих признаков: единством экономической и классовой основы, сущности, социального назначения, общими принципами организации и деятельности государства. Выделяются следующие типы государств:
Рабовладельческое государство — основа рабы и рабовладельцы. Рабовладельческое государство создано в целях охраны, укрепления и развития собственности рабовладельцев, как орудие их классового господства, орудия их диктатуры.
Феодальное государство — основа феодал и его зависимые крестьяне;
Буржуазное государство — основа буржуазия и пролетариат;
Социалистическое государство — сущность этого государства, как организацию политической власти трудящихся во главе с рабочим классом, важнейшую организационную форму экономического и социально-культурного руководства обществом в условиях строительства социализма и коммунизм.
Недостатки Формационного подхода
Не универсальная схема, не все государства подпадают под эту схему, наша история многовариантна и далеко не всегда вписывается в начерченные для нее схемы;
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"