Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 10:02, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 90 вопросов по "Теории государства и права".

Оглавление

1. Предмет теории государства и права
2. Методология теории государства и права
3. Теория государства и права в системе наук
4. Вариантность возникновения государства
5. Особенности становления государственности у различных народов мира
6. Основные теории (концепции) происхождения государства и права
7. Соотношение общества и государства
8. Общая характеристика глобальных проблем современности
9. Гражданское общество и правовое государство
10. Становление Российского государства и проблемы его укрепления
11.Взаимосвязь государства и права
12. Формы осуществления государственной власти
13. Правовой статус личности: понятие и структура
14. Права и свободы гражданина
15. Понятие и признаки государства. Определение государства
16. Государственная власть: характерные черты и методы осуществления
17. Классификация государств
18. Советское государство и право: особенности и уроки
19. Функции государства: понятие и виды
20. Функции современного Российского государства
21.Понятие формы государства
22. Формы государственного правления
23. Форма государственного устройства
28. Разделение властей в механизме государства
25. Аппарат (органы) государства
26. Политическая система общества
27. Государство в политической системе общества
29. Демократия и законность
30. Право и политика
31. внутригосударственное и международное право
32. Правовая конфликтология
33.Понятие и признаки права
34. Основные правовые учения
35. Естественное и позитивное право
36. Деформация правового сознания: правовой нигилизм, правовой идеализм, правовой инфантелизм
37. Преемственность в праве
38. Принципы права: понятие и классификация, роль в правовом регулировании
39.Функции права: понятие и классификация
40. Право и закон
41. Понятие и виды субъектов права
42. Субъекты правовых отношений
43. Правовая система: понятие и структура
44. Система права: понятие и структура
45. Основные правовые семьи народов мира
46. Понятие и классификация
49. Право и мораль
50. Классификация правовых норм
51. Правовая культура личности и общества
52. Правосознание: понятие и структура
53-55. Источник (форма) права: понятие, виды
56. Понятие и принципы законности
57-58. Понятие правового регулирования, его предмет и механизм
59. Правотворчество и законотворчество
60. Систематизация нпа
61. Методы, способы, типы правового регулирования. Правовые режимы
62.Правовые отношения: понятие и признаки
63, 65, 66.. Структура правовых отношений
64. Юридические факты: понятие и виды. Юридический состав
67. Гарантии законности
68. Реализация права: понятие и формы
69, 77. Применение права
71-72, 79. Толкование: понятие, виды, способы
73. Правовое воспитание
74. Правосубъектность
75. Действие нормативно-правовых актов
76. Акты применения права
78. Частное и публичное право
80. Юр процесс
81. Обратная сила
82. Правомерное поведение
83. Понятие признаки юридической практики
84. Понятие эффективности правовых норм
85. Коллизионная норма
86. Понятие и признаки
87. Понятие государственного принуждения
88-89. Понятие и признаки юридической ответственности
90. правопорядок

Файлы: 1 файл

Ответы к государственному экзамену по теории государства и права.doc

— 1.61 Мб (Скачать)

Для современного юридического статуса личности в Российской Федерации характерны следующие особенности:

а) крайняя его политизированность, неустойчивость, подверженность социальной конъюнктуре, компромиссам; положение отдельных профессиональных слоев населения корректируется в административно-волевом порядке в зависимости от ситуации (например, шахтеров, врачей, учителей, военнослужащих и др.); от накала требований меняется социальная пирамида; положение одних социальных групп улучшается, других — ухудшается;

б) слабая государственная защищенность, неспособность официальных властных структур надежно обеспечить интересы личности, ее права, свободы, честь, достоинство, безопасность; отсутствие четких и эффективных правоохранительных и гарантирующих механизмов;

в) утрата правовым статусом многих качеств единства, объединяющих начал (в силу распада союзной государственности, общего нормативно-правового пространства, дезинтеграции существовавших ранее связей и отношений, централизованного законодательства);

г) множественность (плюрализм) статусов, их несогласованность: вместо единого для всех базового статуса гражданина СССР возникли статусы граждан Российской Федерации, статусы граждан отдельных ее составных частей (часто противоречащих друг другу) и статусы граждан независимых - ныне государств — членов СНГ;

д) деформированность правового положения личности в связи с процессами суверинизации, межнациональными и региональными конфликтами; в ряде бывших советских республик приняты дискриминационные акты, нарушающие права некоренного населения; появились значительные группы людей вообще без четкого правового статуса (беженцы, мигранты, перемещенные лица); не найдено оптимального сочетания прав человека и прав народов; права человека нередко ставятся ниже права на суверенитет;

е) изменение экономической основы статуса (многообразие форм собственности, включая частную, имущественное расслоение, неравенство, проявление рынка труда, безработицы, предпринимательства; экономика больше не является надежным базисом благосостояния личности, занятости населения;

ж) дестабилизация правового статуса в результате происходящих в обществе катаклизмов и неурядиц;

з) воздействие на правовой статус таких нравственно-психологических факторов, как потеря личностью социальных ориентиров и приоритетов, духовной опоры, неадаптированность к новым условиям, инерция старых идей и взглядов, брожение умов, социальный дискомфорт и неуверенность в своем будущем.

Это, в основном, негативные тенденции. Есть и позитивные. Они состоят в том, что, во-первых, под правовой статус личности подводится современная законодательная база (подготовленная новая российская Конституция, Декларация прав и свобод человека, Закон о гражданстве и другие важнейшие акты), причем нормативная основа создается с учетом международных критериев в данной области. Во-вторых, закладывается новая концепция взаимоотношений личности и государства, с приоритетом личности как высшей социальной и моральной ценности; патерналистские начала этих отношений уступают место свободному партнерству и сотрудничеству в соответствии с принципами гражданского общества. В-третьих, правовой статус, как и многие другие юридические институты, очищается от идеологического и классового догматизма, апологетики, тоталитарного сознания и мышления индивида как носителя этого статуса; последний начинает более адекватно отражать существующие реалиии — без камуфляжа, лицемерия, конформизма. В-четвертых, осуществляется переход от командно-запретительных методов регламентации правового положения личности к дозволительно-разрешительным, от сковывающего всякую инициативу бюрократического централизма — к разумной автономии и самостоятельности. В-пятых, меняется соотношение и роль структурных элементов правового статуса: на первый план выходят такие приоритеты, как права человека, достоинство личности, гуманизм, свобода, демократизм, справедливость.

Конечно, все эти тенденции еще не проявили себя в полной мере (да и не могли в нынешних условиях), но они действуют и упрочиваются. В связи с деидеологизацией, устранением партийно-политического монополизма в данной сфере складывается новая методология исследования правового статуса, создаются новые возможности для его развития и совершенствования. Принципиально важным в этом контексте является конституционное положение о том, что закон, устанавливающий или усиливающий ответственность лица, обратной силы не имеет. Такое правило записано впервые. Указанные новеллы особенно важны в связи с тем, что на протяжении длительного времени правовой статус личности в нашей стране формировался в условиях жестких ограничений.

Практическое значение проблемы правового статуса состоит в том, что она непосредственно затрагивает интересы людей, отражается на их судьбах, особенно в переломные периоды, когда общество реформируется, рушатся старые и нарождаются новые связи, структуры, отношения. В наши дни статус российских граждан быстро меняется и отнюдь не всегда в лучшую сторону. Изменяет его само государство, проводя «сверху» радикальные меры. Так, введение свободных цен, другие «шоковые» меры существенно изменили социальное положение населения, обесценили его вклады, накопления, снизили на несколько порядков жизненный уровень. А поскольку все это осуществляется с помощью нормативных актов (указов, законов, постановлений), то тем самым этим преобразованиям придается юридическая форма.

Следовательно, меняется не только экономическое положение личности, но и правовое. Реформа освящается законами, иначе она идти не может. И от того, как это делается, зависят, с одной стороны, успех провозглашенного курса, а с другой — прочность и незыблемость правового статуса субъектов данного процесса, их активность или пассивность. Ведь в конечном счете личность замыкает на себя все социальные проблемы и их решение.

Правовой статус — комплексная категория, отражающая взаимоотношения личности и общества, гражданина и государства, индивида и коллектива. Поэтому очень важно, чтобы человек правильно представлял свое положение, свои права и обязанности, место в той или иной структуре, ибо, как справедливо отмечается в литературе, «в жизни нередко встречаются примеры ложно понятого или присвоенного статуса. Если этот статус понимается неверно, то человек ориентируется на чуждые образцы поведения»[2].

Еще более вредно и недопустимо наделение должностных лиц непредусмотренными законом полномочиями, произвольное расширение функций, что нарушает их официальный статус, свидетельствует о правовом нигилизме. Кроме того, статус может быть юридически нечетким, аморфным, размытым, что ведет к неразберихе, нарушениям законности, прав личности. Бывает, что те или иные структуры и их руководители действуют без всякого правового статуса, так как они вообще не предусмотрены законодательством.

Виды правового статуса. Различают: а) общий, или конституционный статус гражданина; б) специальный или родовой статус определенных категорий граждан; в) индивидуальный статус; г) статус физических и юридических лиц; д) статус иностранцев, лиц без гражданства или с двойным гражданством; е) отраслевые статусы — гражданско-правовой, административно-правовой и т. д.; ж) статус лиц, работающих в различных сферах или регионах народного хозяйства (например, работников Крайнего Севера, Дальнего Востока, оборонных объектов, секретных производств). Набор правовых статусов велик, но в теоретическом плане наиболее принципиальное значение имеют первые три вида.

Поясним их несколько подробнее.

Общий правовой статус — это статус лица как гражданина государства, члена общества. Определяется он прежде всего Конституцией страны и не зависит от различных текущих обстоятельств, например, перемещений по службе, семейного положения, должности, выполняемых функций. Он является единым и одинаковым для всех, характеризуется относительной статичностью, обобщенностью. Содержание такого статуса составляют главным образом те права и обязанности, которые предоставлены и гарантированы всем и каждому Основным законом. Сюда не входят многочисленные субъективные права и обязанности, постоянно возникающие и прекращающиеся у субъектов в зависимости от их трудовой деятельности, характера правоотношений, в которые они вступают, и других ситуаций. Если бы права и обязанности последней из упомянутых групп были включены в понятие общего статуса гражданина, то получился бы разный, крайне нестабильный и неопределенный статус. Он уже не был бы единым. Общий правовой статус является базовым, исходным для всех остальных. По нему можно судить о характере, социальной природе, степени демократичности общества. Он не может быть изменен без ведома государства, законодателя.

Специальный, или родовой статус отражает особенности положения определенных категорий граждан (например, пенсионеров, студентов, военнослужащих, вузовских работников, учителей, рабочих, крестьян, фермеров, участников войны и т.д.). Указанные слои, базируясь на общем статусе гражданина, могут иметь дополнительные права, обязанности, льготы, предусмотренные законодательством. Совершенствование этих статусов — одна из задач юридической науки.

Индивидуальный статус фиксирует конкретику отдельного лица (пол, возраст, семейное положение, выполняемую работу и др.). Твердое знание каждым своего статуса, своих прав, обязанностей, возможностей — признак правовой культуры, юридической грамотности. Индивидуальный правовой статус подвижен, динамичен, он изменяется вместе с происходящими в жизни человека переменами.

Рассмотренные три вида статуса соотносятся между собой как общее, особенное и единичное. Они тесно взаимосвязаны и взаимозависимы, наслаиваются друг на друга, на практике неразделимы. Каждый индивид выступает одновременно во всех указанных качествах: гражданина своего государства (общий статус), члена определенного слоя или группы (родовой статус), неповторимой личности (индивидуальный статус). Общий правовой статус у всех один, специальных статусов — множество, а индивидуальных — ровно столько, сколько граждан.

Правовой статус, как уже отмечалось, — сложная, собирательная категория, отражающая весь комплекс связей человека с обществом, государством, коллективом, окружающими людьми. В структуру этого понятия включаются следующие элементы: а) правовые нормы, устанавливающие данный статус; б) правосубъектность; в) основные права и обязанности; г) законные интересы; д) гражданство; е) юридическая ответственность; ж) правовые принципы; з) правоотношения общего (статусного) типа.

Некоторые авторы в числе элементов правового статуса называют правовой долг, законность, правопорядок, правосознание, гуманизм, справедливость. Вряд ли это оправданно. Указанные и некоторые другие явления выступают в качестве принципов, черт, предпосылок правового статуса, которые, безусловно, пронизывают, сопровождают его, но не входят в него как самостоятельные компоненты.

На первый взгляд, тот или иной «набор» элементов правового статуса носит сугубо формальный характер. Однако это не так, ибо речь, в конечном счете, идет об адекватности или неадекватности отражения данным понятием реальной правовой действительности, полноте или неполноте охвата предмета. Включение в правовой статус новых элементов обогащает его не количественно, а качественно.

Когда-то правовой статус личности отождествлялся с ее правосубъектностью и таким образом состоял из одного элемента. Затем его стали определять как совокупность прав и обязанностей. (два элемента), а сейчас он охватывает около десятка элементов. Эта эволюция — результат развития науки, практики. Изменяется объект — изменяется и понятие, наполняется более широким и глубоким содержанием.

Но широкая трактовка правового статуса не означает охвата им всего и вся, т.е. таких ингредиентов, которые составляют лишь его необходимую среду, обеспечивают нормальное функционирование и развитие. Включение в это понятие новых элементов должно быть продуманным и объективно обусловленным.

Современный правовой статус личности характеризуется острыми противоречиями. На него оказывает воздействие масса неблагоприятных факторов и прежде всего — общая кризисная ситуация в стране, разлад политической и правовой систем, структур власти и управления. Союзные законы либо не действуют, либо используются лишь отчасти, а новые в полном объеме еще не созданы.

В результате образовались правовые пустоты, ниши, которые произвольно заполняются результатами местного самостийного правотворчества. На всех уровнях процветает юридический нигилизм. Сама личность как носитель статуса испытывает глубокий социальный дискомфорт, связанный с экстремальностью условий существования, процессом переоценки ценностей, ломки сложившегося за десятки лет морально-психологического климата, образа жизни.

Нарушен разумный баланс в уровне благосостояния людей. Уходя от уравниловки, общество обязано обеспечить своим гражданам необходимый прожиточный минимум, а уж затем вводить принцип вознаграждения за деловую предприимчивость, инициативу, способности. Но этого пока нет. Страх, неуверенность, потеря достоинства — вот что характерно сегодня для «среднестатистического» гражданина. Личности впору занимать «круговую оборону», ибо угрозы и опасности подстерегают ее со всех сторон.

 

14. Права и свободы гражданина

В системе основных прав и свобод следует различать права человека и гражданина.

Права человека — это совокупность естественных и неотчуждаемых прав и свобод, которыми человек обладает в силу рождения, и которые не зависят от его принадлежности к государству (например, право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность и т.п.).

Права гражданина - это права и свободы, закрепляемые за лицом только в силу его принадлежности к государству.

 

Отличия основных прав и свобод человека от основных прав и свобод гражданина РФ:

1) права и свободы граждан РФ предоставляются им на основании гражданства РФ, в то время как этим объемом прав не обладают иностранные граждане и лица без гражданства;

2) права и свободы человека принадлежат каждому с момента рождения и гарантируются на территории РФ вне зависимости от его гражданства, в свою очередь гражданские права и свободы возникают у лица только с момента принятия гражданства РФ и гарантируются только по отношению к гражданам РФ.

Понятия прав и свобод человека и прав и свобод гражданина РФ соотносятся как часть и целое, так как они оба представляют собой совокупность мер должного и возможного поведения субъектов, но при этом обладают различным объемом: права и свободы человека принадлежат всем без исключения, а у граждан РФ есть еще дополнительные гражданские права и обязанности (например, гражданские права - право избирать и быть избранным в органы власти страны, иные политические права; гражданские обязанности - обязательная военная служба), которые возникают с приобретением гражданства РФ, поэтому объем правомочий гражданина РФ всегда несколько шире, чем объем прав человека.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"