Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 10:02, шпаргалка
Работа содержит ответы на 90 вопросов по "Теории государства и права".
1. Предмет теории государства и права
2. Методология теории государства и права
3. Теория государства и права в системе наук
4. Вариантность возникновения государства
5. Особенности становления государственности у различных народов мира
6. Основные теории (концепции) происхождения государства и права
7. Соотношение общества и государства
8. Общая характеристика глобальных проблем современности
9. Гражданское общество и правовое государство
10. Становление Российского государства и проблемы его укрепления
11.Взаимосвязь государства и права
12. Формы осуществления государственной власти
13. Правовой статус личности: понятие и структура
14. Права и свободы гражданина
15. Понятие и признаки государства. Определение государства
16. Государственная власть: характерные черты и методы осуществления
17. Классификация государств
18. Советское государство и право: особенности и уроки
19. Функции государства: понятие и виды
20. Функции современного Российского государства
21.Понятие формы государства
22. Формы государственного правления
23. Форма государственного устройства
28. Разделение властей в механизме государства
25. Аппарат (органы) государства
26. Политическая система общества
27. Государство в политической системе общества
29. Демократия и законность
30. Право и политика
31. внутригосударственное и международное право
32. Правовая конфликтология
33.Понятие и признаки права
34. Основные правовые учения
35. Естественное и позитивное право
36. Деформация правового сознания: правовой нигилизм, правовой идеализм, правовой инфантелизм
37. Преемственность в праве
38. Принципы права: понятие и классификация, роль в правовом регулировании
39.Функции права: понятие и классификация
40. Право и закон
41. Понятие и виды субъектов права
42. Субъекты правовых отношений
43. Правовая система: понятие и структура
44. Система права: понятие и структура
45. Основные правовые семьи народов мира
46. Понятие и классификация
49. Право и мораль
50. Классификация правовых норм
51. Правовая культура личности и общества
52. Правосознание: понятие и структура
53-55. Источник (форма) права: понятие, виды
56. Понятие и принципы законности
57-58. Понятие правового регулирования, его предмет и механизм
59. Правотворчество и законотворчество
60. Систематизация нпа
61. Методы, способы, типы правового регулирования. Правовые режимы
62.Правовые отношения: понятие и признаки
63, 65, 66.. Структура правовых отношений
64. Юридические факты: понятие и виды. Юридический состав
67. Гарантии законности
68. Реализация права: понятие и формы
69, 77. Применение права
71-72, 79. Толкование: понятие, виды, способы
73. Правовое воспитание
74. Правосубъектность
75. Действие нормативно-правовых актов
76. Акты применения права
78. Частное и публичное право
80. Юр процесс
81. Обратная сила
82. Правомерное поведение
83. Понятие признаки юридической практики
84. Понятие эффективности правовых норм
85. Коллизионная норма
86. Понятие и признаки
87. Понятие государственного принуждения
88-89. Понятие и признаки юридической ответственности
90. правопорядок
Достоинства данной теории:
- способствует укреплению гражданского согласия в обществе, усилению духовности;
- препятствует насилию, революциям и гражданским войнам, переделу власти и собственности.
Недостаток теории в том, что она основана на вере (в Бога), а не на проверенном научном знании, то есть ненаучна. Теологическую теорию нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть.
Современным инвариантом теократической теории является христианско-демократическая концепция государства, основанная на подчеркивании уникальности и самоценности каждого человека, его уважении со стороны государства, заботе каждого гражданина об обществе, личности и государстве, а также помощи со стороны государства тем, кто самостоятельно не может себя обеспечить: инвалидам, безработным, детям, пожилым людям.
Патриархальная теория возникновения государства
Основоположником патриархальной теории считается древнегреческий философ Аристотель (384-322 до н. э.).
Аристотель считал, что люди как коллективные существа стремятся к общению и образованию семей, а развитие семей ведет к образованию государства. Аристотель трактовал государство как продукт размножения семей, их расселения и объединения. По Аристотелю, государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти. Он отождествлял государственную власть с патриархальной властью главы семьи.
В Китае эту теорию государства как большой семьи развил Конфуций (551 - 479 гг. до н.э.). Власть императора он уподоблял власти отца, а отношения правящих и подданных - семейным отношениям, где младшие зависят от старших и должны быть преданными правителям, почтительными и слушаться во всем старших. Правители же должны заботиться о своих подданных, как о детях.
В более современную эпоху ее развили Филмер и Михайловский.
Р. Филмер (ХVII в.) в работе "Патриарх" доказывал, что власть монарха неограниченна, поскольку исходит от Адама, который получил свою власть от бога. Поэтому Адам не только отец человечества, но и его властелин. Монархи как преемники Адама унаследовали от него свою власть.
Суть патриархальной теории в том, что, по мнению ее авторов, государство возникает по модели семьи (то есть, государство - своеобразная "большая семья", состоящая из множества обычных семей). Государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи.
Следовательно, власть правителя (короля) является продолжением отцовской власти в семье, Согласно патриархальной теории:
- монарх является отцом всего народа;
- благосостояние общества невозможно без королевской (отцовской) заботы;
- король действует во благо подданных, охраняет и защищает их (как отец членов семьи);
- власть короля (отца) ничем не ограничена и незыблема;
- подданные обязаны чтить короля и подчиняться ему, как члены семьи отцу.
К достоинствам патриархальной теории можно отнести то, что она:
* способствует сплочению общества; уважению, почитанию государственной власти;
* культивирует дух родства, братства, взаимосвязанности членов общества (как членов семьи).
Недостатком теории является прямое отождествление государства и семьи, власти монарха и отца. Этому противоречат следующие факты:
= в семье существуют действительные родственные связи, в то время как весь народ (несмотря на наличие определенной общности) вряд ли правильно объявлять родственниками;
= монарх - представитель публичной власти, отделенной от народа, и его власть имеет иную основу, чем власть отца в семье (отец действительно является основателем рода, монарх же, если и основатель, то государства, а не народа; монарх не является родственником подавляюще го большинства населения; зачастую монарх призывается из другого государства и вообще не имеет кровнородственной связи с управляемым государством; власть отца неформальна и непосредственна, власть монарха сильно формализована, сопровождена церемониалом, осуществляется опосредованно, через чиновников, бывает подкреплена законами, хартиями, опирается на аппарат принуждения);
= вряд ли можно считать государство прямым продолжением семьи еще и потому, что оба эти института зарождались постепенно и почти в одно и то же время в процессе разложения первобытнообщинного строя.
Договорная теория возникновения государства
Теория общественного договора или естественно-правовая была сформулирована в работах раннебуржуаз-ных мыслителей и получила распространение в XVII - XVIII вв. Теория общественного договора противостояла феодальному сословному государству, царящему в обществе произволу, неравенству людей перед законом. Ее авторами и сторонниками в разное время являлись:
Гуго Гроций (1583 - 1646) - голландский мыслитель и правовед;
Джон Локк (1632 - 1704), Томас Гоббс (1588 - 1679) - английские философы;
Шарль-Луи Монтескье (1689 - 1755), Дени Дидро (1713 -1783), Жан-Жак Руссо (1712 - 1778) - французские философы- просветители;
А. Н. Радищев (1749 - 1802) - русский философ и писатель-революционер.
Теория, выдвинутая данными авторами, получила также название естественно-правовой или естественного права. В большинство концепций входит идея «естественного права», т. е. наличия у каждого человека неотъемлемых, естественных прав, полученных от Бога или от Природы.
Характерно, что в работах многих представителей указанной школы обосновывалось право народа на насильственное, революционное изменение строя, который нарушает естественные права (Руссо, Радищев и др.). Нашло это положение свое отражение и в Декларации независимости США.
Суть естественно-правовой теории в том, что, по мнению ее авторов, в основе государства лежит так называемый "общественный договор", который состоит в следующем:
- первоначально люди находились в догосударственном (первобытном) состоянии, в «естественном состоянии», которое понималось разными авторами по-разному (неограниченная личная свобода, война всех против всех, всеобщее благоденствие — «золотой век» и т.п.);
- каждый преследовал только свои интересы и не считался с интересами других, что приводило к "войне всех против всех", в результате которой неорганизованное общество могло уничтожить само себя;
- чтобы этого не случилось, люди заключили "общественный договор", в силу которого каждый отказывался от части своих интересов ради взаимного выживания;
- в результате был создан институт согласования интересов, совместной жизни, взаимной защиты - государство.
Теория общественного договора имела большое прогрессивное значение:
= были разрушены теологические и патриархальные представления о возникновении государства, а вместе с ними идеалы святости и непогрешимости власти, полного подчинения ей, отсутствия у народа возможности повлиять на власть;
= сделан шаг к созданию гражданского общества;
= фактически выдвинут принцип народного суверенитета ~ власть производна от народа и принадлежит народу;
= государственные структуры, власть существуют не сами по себе, а должны выражать интересы народа, быть у него на службе;
= теория, демократичная по своей сути, подготовила почву возникновению республик - как альтернативы реакционным монархиям XVII - XVIII вв.;
= согласно теории государство и народ имеют взаимные обязательства - народ соблюдает законы, платит налоги, выполняет воинскую и другие повинности; государство регулирует отношения между людьми, наказывает преступников, создает условия для жизни и деятельности людей, защищает от внешней опасности;
= в случае нарушения государством своих обязанностей народ может разорвать общественный договор и найти других правителей; обосновано прогрессивное для того времени право народа на восстание, говоря современным языком - право менять власть, если она перестала выражать интересы народа.
Существенным недостатком данной теории является ее идеалистичность:
- "общественный договор" - скорее идеал, чем реальная действительность; зачастую государства возникали другими путями - войнами, насилием и при наличии иных условий;
- ни одно государство не возникло на основе договора между гражданами (подданными) и правителями;
- сам по себе общественный договор между всеми членами общества маловероятен в силу различия интересов и слишком большого числа жителей государства, физически неспособных знать и учитывать интересы друг друга;
- общество воспринимается одномерно, как единое целое, в то время как в реальной действительности оно разделено на различные группы - классы, сословия, страты, общины, как правило, имеющие разные интересы и враждебные друг другу.
Органическая теория возникновения государства
Органическая теория возникновения государства была выдвинута во второй половине XIX века английским философом и социологом Гербертом Спенсером (1820 - 1903), а также учеными Вормсом и Прейсом, Блюнчли, Эта теория возникла в XIX в. в связи с успехами естествознания, хотя некоторые подобные идеи высказывались значительно раньше. Так, некоторые древнегреческие мыслители, в том числе Платон (IV—III вв. до н. э.) сравнивали государство с организмом, а законы государства — с процессами человеческой психики.
Появление дарвинизма привело к тому, что многие юристы, социологи стали распространять биологические закономерности (межвидовая и внутривидовая борьба, эволюция, естественный отбор и т.п.) на социальные процессы.
Суть органической теории в том, что государство возникает и развивается подобно биологическому организму:
- люди образуют государство, как клетки - живой организм;
- государственные институты подобны частям организма: правители - головному мозгу, коммуникации (почта, транспорт) и финансы - кровеносной системе, которая обеспечивает деятельность организма, рабочие и крестьяне (производители) – рукам, низшие классы реализуют внутренние функции (обеспечивают его жизнедеятельность), а господствующие классы — внешние (оборона, нападение) и т. д.;
- между государствами, как в живой среде, идет конкуренция, и в результате естественного отбора выживают самые приспособленные (то есть самые разумно организованные, как в VII в. до н. э. - IV в. н. э. - Римская империя, в XVIII в. – Великобри-тания, в XIX в. - США). В ходе естественного отбора государство совершенствуется, все ненужное отсекается (абсолютная монархия, оторвавшаяся от народа церковь и т. д.).
Достоинствами органической теории является следующее:
• восприятие государства как единого целого, целостного и взаимосвязанного организма;
• признание роли конкуренции государств в совершенствовании их внутреннего механизма;
• оригинальность теории.
Недостатками органической теории является следующее:
• прямое проецирование биологических законов на жизнь общества;
• сильное влияние дарвинизма;
• отождествление государства с биологическим организмом, в то время как оно является организмом социальным.
Психологическая теория
Основоположником психологической теории возникновения государства считается польско-российский юрист и социолог Л. И. Петражицкий (1867 - 1931). Также данную теорию разрабатывали 3. Фрейд и Г.Тард.
Согласно мнению сторонников психологической теории государство возникло благодаря особым свойствам психики человека.
Под этими свойствами подразумеваются:
• желание большинства населения быть защищенными и подчиняться более сильным;
• желание сильных индивидуумов общества повелевать над другими людьми;
• способность сильных личностей оказать психологическое воздействие на массы и подчинить их своей воле;
• желание отдельных членов общества не подчиняться обществу и бросить ему вызов - сопротивляться власти, совершать преступления и т. д. - и необходимость их обуздания.
Авторы теории считают, что предшественницей государственной власти являлась власть верхушки первобытного общества - вождей, шаманов, жрецов, которая основывалась на их особой психологической энергии, с помощью которой они влияли на остальных членов общества.
Достоинства психологической теории: отчасти она справедлива. Стремление к общению, доминированию, подчинению действительно свойственны человеческой психике и вполне могли оказать влияние на процессе образования государства.
Недостатки психологической теории: данная теория не учитывает другие факторы, благодаря которым возникло государство, - 'социальные, экономические, политические и др.
Теория насилия
Теория насилия как главного фактора возникновения государства выдвигалась различными авторами на протяжении столетий, Одним из первых ее выдвинул Шан Ян (390 - 338 до н. э.) - китайский политик.
Данную теорию разрабатывали: Евгений Дюринг (1833 - 1921) - немецкий философ; Людвиг Гумплович (1838 - 1909) - австрийский правовед и социолог; Карл Каутский (1854 - 1938).
Причину происхождения и основу политической власти и государства они видели не в экономических отношениях, а в завоевании, насилии, порабощении одних племен другими. В отдельных случаях такие причины носили внешний характер (внешнее насилие), в другом, насилие зарождалось внутри самого общества (внутреннее насилие).
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"