Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 14:33, шпаргалка
Работа содержит ответы на 70 экзамнационных вопросов по дисциплине "Теория государства и права"
1. Предмет и метод теории государства и права.
2. ТГП в системе юридических наук. Функции ТГП.
3. Происхождение и ранние формы государства.
4. Понятие и признаки государства.
...
70. Власть и ее виды. Особенности государственной власти.
определенности
законодательство и прецедентное право.
33. Источники (формы) права.
Внешнее
выражение норм права - источники
права. Источники права в формально
юридическом смысле понимаются как способы
установления правовых норм и внешние
формы их выражения. Формы
права - это способ выражения вовне государственной
воли, юридических правил поведения. Выделяют
четыре основные формы права: — нормативный
акт — это правовой акт, содержащий
нормы права и направленный на урегулирование
определенных общественных отношений.
(К их числу относятся Конституция, законы,
подзаконные акты и т.п.); - правовой
обычай - это исторически сложившееся
правило поведения, содержащееся в сознании
людей и вошедшее в привычку в результате
многократного применения, приводящее
к правовым последствиям (например, согласно
ст. 5 ГК РФ, отдельные имущественные отношения
могут регулироваться обычаями делового
оборота); - юридический
прецедент - это судебное или административное
решение по конкретному юридическому
делу, которому придается сила нормы права
и которым руководствуются при разрешении
схожих дел (распространен преимущественно
в странах общей правовой семьи — Англии,
США, Канаде и т.д.); - нормативный
договор - соглашение между правотворческими
субъектами, в результате которого возникает
новая норма права (например, Федеративный
договор РФ 1992 г.).
34. Нормативно-правовой акт: понятие и виды.
НПА - это правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т.е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение. НПА издаются органами, обладающими нормотворческой компетенцией, в строго установленной форме. НПА является официальным документом, носителем юридически значимой информации. НПА занимает особое место в системе правовых актов. Его следует отличать от актов применения и толкования права. По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты.
Виды законов: 1) Конституция (закон законов) — основополагающий, учредительный политический правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти; 2) федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным и органически связанным с Конституцией; 3) федеральные законы - это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества; 4) законы субъектов Федерации - издаются представительными органами и распространяются только на соответствующую территорию.
Виды
подзаконных актов: 1) указы и распоряжения
Президента РФ; 2) постановления и
распоряжения Правительства РФ —
акты исполнительного органа государства,
наделенного широкой
В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества все нормативные акты подразделяются на: - нормативные акты государственных органов; - нормативные акты иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т.п.); - нормативные акты совместного характера (государственных органов и иных социальных структур); - нормативные акты, принятые на референдуме.
В
зависимости от сферы действия нормативные
акты делят на: - общефедеральные; - нормативные
акты субъектов РФ; - нормативные
акты органов местного самоуправления;
- локальные нормативные акты. В
зависимости от срока действия нормативные
акты классифицируются как: - нормативные
акты неопределенно-длительного действия;
- временные нормативные акты.
35. Закон как источник права. Верховенство закона в правовом государстве.
Закон - НПА изданный высшими представительными органами гос. власти (законодательными органами) обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.
Основные признаки закона: 1. закон это определенный НПА. В юриспруденции термин закон понимают в широком, смысле когда под законом подразумевают любую норму права независимо от того содержится в законе или подзаконном акте. 2. закон – это такой НА который как правило принимается высшими представительными органами гос. власти. Кроме того, закон может приниматься непосредственно народом, населением (очень редко). В некоторых государствах законы могут приниматься и др. гос. органами (напр. Франция - правительство). Круг субъектов принимающих законы строго ограничен. 3. Закон это НА который обладает высшей юридической силой. Высшая юридическая сила закона выражается в следующем: ни один акт не должен в принципе противоречить закону. 1)Если подзаконный акт противоречит закону, то действует закон. 2)Ни один подзаконный акт не может вносить изменения в закон. 3) закон может быть определен только законом. 4) Законы это НА, нормы которых регулируют наиболее важные общественные отношения. 5) Законы это НА, которые принимаются в особом порядке т.е. процедура применения закона намного сложнее, чем процедура принятия подзаконного акта.
Виды
законов. Во-первых по юридической силе
и порядку их принятия подразделяются
на конституционные или основные и обыкновенные
или не основные. Конституционные обладают
наивысшей юридической силой и принимаются
квалифицированным большинством (2/3) голосов.
К ним относятся: 1. конституции, 2. конституционные
законы, дополняющие конституцию, 3. конституции
и уставы субъектов Федерации. Обыкновенные
законы должны соответствовать конституционным
законам. Они принимаются простым большинством
(50!% + 1 голос) голосов. Нередко обыкновенные
законы подразделяют на: кодификационные
(семейное право) и текущие (закон о прокуратуре).
36. Норма права: понятие, структура и виды.
Норма права - это общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное и обеспечиваемое государством и направленное на урегулирование общественных отношений. К признакам нормы права относят: 1) общеобязательность 2) формальная определенность 3) связь с государством 4) предоставительно-обязывающий характер (она не только предоставляет одним субъектам права, но и возлагает на других субъектов обязанности, ибо нельзя реализовать право без обязанности и обязанность без права); 5) микросистемность (она выступает в виде специфической микросистемы, состоящей из таких взаимоупорядоченных элементов, как гипотеза, диспозиция и санкция).
Структура юридической нормы - это упорядоченное единство необходимых элементов, обеспечивающих ее функциональную самостоятельность. Данная структура показывает, из каких частей состоит норма и как они взаимосвязаны. Таких частей три: 1) гипотеза - элемент нормы права, указывающий на условия ее действия (время, место, субъектный состав и т.п.), которые определяются путем закрепления юридических фактов; 2) диспозиция - элемент нормы права, определяющий модель поведения субъектов с помощью установления прав и обязанностей, возникающих при наличии указанных в гипотезе юридических фактов; диспозиция выступает основной регулирующей частью нормы, ее ядром; 3) санкция - элемент нормы права, предусматривающий последствия для субъекта, реализующего диспозицию. Они могут быть как негативными, неблагоприятными - меры наказания, так и позитивными - меры поощрения (премия за добросовестное выполнение служебных обязанностей работником).
Виды правовых норм:
1. конституционные, административные, гражданские, уголовные, др.
2. регулятивные, охранительные и специальные. Регулятивные - эти нормы устанавливают для участников общественных отношений юридические права и обязанности. Регулятивные нормы подразделяются на запрещающие, обязывающие и управомачивающие. Охранительные нормы – это нормы которые обеспечивают действие регулятивных норм, предусматривая ответственность за их нарушение. Специальные нормы (специализированные, специального действия) – самостоятельного участия в регулировании общественных отношений не принимают. Они регулируют общественные отношения совместно либо с регулятивными, либо с охранительными. Специальные нормы подразделяются на общезакрепительные, декларативные, дефинитивные, коллизионные и оперативные. Общезакрепительные – это нормы определяющие сами общие условия правового регулирования общественных отношений. Декларативные – это нормы принципы, т.е. нормы закрепляющие определенные принципы права. Дефинитивные нормы – нормы-определения, в них дается определение тем или иным понятиям. Коллизионные – нормы призванные устранять противоречия в системе права. Оперативные – это нормы с помощью которых другие нормы права либо вводятся в действие либо отменяется.
3.
императивные, диспозитивные,
поощрительные, рекомендательные.
Императивные – это нормы с категорическим
предписанием. Изменять предписания этих
норм участники общественных отношений
не могут. Большинство норм права императивные.
Диспозитивные – разрешают участникам
общественных отношений выбрать иной
вариант поведения, чем тот, который установлен
нормой права. Диспозитивных норм больше
всего в гражданском праве. Такие нормы
содержат слова: Если иное не предусмотрено
договором или соглашением. Поощрительные
– нормы, предусматривающие определенные
поощрения, льготы за то или иное поведение.
Рекомендательные – это нормы, в которых
даются определенные рекомендации совершать
те или иные действия в определенных ситуациях.
37. Нормативный договор как источник права.
В условиях реформирования политической и экономической систем в России, когда существенно расширяются полномочия субъектов Федерации, хозяйственных предприятий и отдельных граждан, оптимальной формой учета многообразного спектра интересов становится не властный приказ из центра, а договор. Нормативные договоры получают все более широкое распространение в конституционном, трудовом, гражданском, между и других отраслях права. Они бывают внутригосударственными и международными, учредительными и обычными, типовыми и текущими. Любой договор с нормативным содержанием имеет следующие свойства: 1) содержит норму общего характера; 2) добровольного заключения; 3) общность интереса; 4) равенство сторон; 5) согласие участников по всем существенным аспектам договора; 6) эквивалентность и, как правило, возмездность; 7) взаимная ответственность сторон за невыполнение или ненадлежащее исполнение принятых обязательств; 8) правовое обеспечение.
В
отличие от договоров-сделок, нормативный
договор не носит персонифицированного,
индивидуально-разового характера, его
содержание составляют правила поведения
общего характера — нормы. Наиболее распространенным
примером такого рода актов является коллективный
договор между администрацией предприятия
и профсоюзной организацией, представляющей
трудовой коллектив. Он выполняет весьма
значительную роль при регулировании
трудовых отношений. К числу нормативных
относится и Федеративный договор, заключенный
между федеральной властью и субъектами
Российской Федерации.
38. Понятие и виды правоотношений.
Правоотношения это определенный вид общественных отношений, охраняемых государством, участники которых являются носителями субъективных прав, юридических обязанностей и связаны друг с другом этими правами и обязанностями. Состав правоотношений: субъекты (это лица, между которыми возникают, складываются правоотношения); субъективные права и юридические обязанности; объекты (это то, по поводу чего возникают, складываются правоотношения Объект правоотношения — это то реальное благо, на использование или охрану которого направлены субъективные права и юридические обязанности.
Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Теория государства и права"