Шпаргалка по дисциплине "Теория государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 14:33, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 70 экзамнационных вопросов по дисциплине "Теория государства и права"
1. Предмет и метод теории государства и права.
2. ТГП в системе юридических наук. Функции ТГП.
3. Происхождение и ранние формы государства.
4. Понятие и признаки государства.
...
70. Власть и ее виды. Особенности государственной власти.

Файлы: 1 файл

Ответы по ТГП.doc

— 568.50 Кб (Скачать)

определенности  законодательство и прецедентное право. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     33. Источники (формы)  права.

     Внешнее выражение норм права - источники права. Источники права в формально юридическом смысле понимаются как способы установления правовых норм и внешние формы их выражения. Формы права - это способ выражения вовне государственной воли, юридических правил поведения. Выделяют четыре основные формы права: — нормативный акт — это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений. (К их числу относятся Конституция, законы, подзаконные акты и т.п.); - правовой обычай - это исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения, приводящее к правовым последствиям (например, согласно ст. 5 ГК РФ, отдельные имущественные отношения могут регулироваться обычаями делового оборота); - юридический прецедент - это судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел (распространен преимущественно в странах общей правовой семьи — Англии, США, Канаде и т.д.); - нормативный договор - соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права (например, Федеративный договор РФ 1992 г.). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     34. Нормативно-правовой  акт: понятие и  виды.

     НПА - это правовой акт, принятый полномочным  на то органом и содержащий правовые нормы, т.е. предписания общего характера  и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение. НПА издаются органами, обладающими нормотворческой компетенцией, в строго установленной форме. НПА является официальным документом, носителем юридически значимой информации. НПА занимает особое место в системе правовых актов. Его следует отличать от актов применения и толкования права. По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты.

     Виды  законов: 1) Конституция (закон законов) — основополагающий, учредительный  политический правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти; 2) федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным и органически связанным с Конституцией; 3) федеральные законы - это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества; 4) законы субъектов Федерации - издаются представительными органами и распространяются только на соответствующую территорию.

     Виды  подзаконных актов: 1) указы и распоряжения Президента РФ; 2) постановления и  распоряжения Правительства РФ —  акты исполнительного органа государства, наделенного широкой компетенцией по управлению общественными процессами; 3) приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов регулируют, как правило, общественные отношения, находящиеся в пределах компетенции данной исполнительной структуры; 4) решения и постановления местных органов государственной власти; 5) решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления; 6) нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов; 7) локальные нормативные акты - это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации (например, правила внутреннего трудового распорядка).

     В зависимости от особенностей правового  положения субъекта правотворчества  все нормативные акты подразделяются на: - нормативные акты государственных органов; - нормативные акты иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т.п.); - нормативные акты совместного характера (государственных органов и иных социальных структур); - нормативные акты, принятые на референдуме.

     В зависимости от сферы действия нормативные  акты делят на: - общефедеральные; - нормативные  акты субъектов РФ; - нормативные  акты органов местного самоуправления; - локальные нормативные акты. В  зависимости от срока действия нормативные акты классифицируются как: - нормативные акты неопределенно-длительного действия; - временные нормативные акты.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     35. Закон как источник права. Верховенство закона в правовом государстве.

     Закон - НПА изданный высшими представительными органами гос. власти (законодательными органами) обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

     Основные  признаки закона: 1. закон это определенный НПА. В юриспруденции термин закон понимают в широком, смысле когда под законом подразумевают любую норму права независимо от того содержится в законе или подзаконном акте. 2. закон – это такой НА который как правило принимается высшими представительными органами гос. власти. Кроме того, закон может приниматься непосредственно народом, населением (очень редко). В некоторых государствах законы могут приниматься и др. гос. органами (напр. Франция - правительство). Круг субъектов принимающих законы строго ограничен. 3. Закон это НА который обладает высшей юридической силой. Высшая юридическая сила закона выражается в следующем: ни один акт не должен в принципе противоречить закону. 1)Если подзаконный акт противоречит закону, то действует закон. 2)Ни один подзаконный акт не может вносить изменения в закон. 3) закон может быть определен только законом. 4) Законы это НА, нормы которых регулируют наиболее важные общественные отношения. 5) Законы это НА, которые принимаются в особом порядке т.е. процедура применения закона намного сложнее, чем процедура принятия подзаконного акта.

     Виды  законов. Во-первых по юридической силе и порядку их принятия подразделяются на конституционные или основные и обыкновенные или не основные. Конституционные обладают наивысшей юридической силой и принимаются квалифицированным большинством (2/3) голосов. К ним относятся: 1. конституции, 2. конституционные законы, дополняющие конституцию, 3. конституции и уставы субъектов Федерации. Обыкновенные законы должны соответствовать конституционным законам. Они принимаются простым большинством (50!% + 1 голос) голосов. Нередко обыкновенные законы подразделяют на: кодификационные (семейное право) и текущие (закон о прокуратуре).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     36. Норма права: понятие, структура и виды.

     Норма права - это общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное и обеспечиваемое государством и направленное на урегулирование общественных отношений. К признакам нормы права относят: 1) общеобязательность 2) формальная определенность 3) связь с государством 4) предоставительно-обязывающий характер (она не только предоставляет одним субъектам права, но и возлагает на других субъектов обязанности, ибо нельзя реализовать право без обязанности и обязанность без права); 5) микросистемность (она выступает в виде специфической микросистемы, состоящей из таких взаимоупорядоченных элементов, как гипотеза, диспозиция и санкция).

     Структура юридической нормы - это упорядоченное единство необходимых элементов, обеспечивающих ее функциональную самостоятельность. Данная структура показывает, из каких частей состоит норма и как они взаимосвязаны. Таких частей три: 1) гипотеза - элемент нормы права, указывающий на условия ее действия (время, место, субъектный состав и т.п.), которые определяются путем закрепления юридических фактов; 2) диспозиция - элемент нормы права, определяющий модель поведения субъектов с помощью установления прав и обязанностей, возникающих при наличии указанных в гипотезе юридических фактов; диспозиция выступает основной регулирующей частью нормы, ее ядром; 3) санкция - элемент нормы права, предусматривающий последствия для субъекта, реализующего диспозицию. Они могут быть как негативными, неблагоприятными - меры наказания, так и позитивными - меры поощрения (премия за добросовестное выполнение служебных обязанностей работником).

     Виды  правовых норм:

     1. конституционные, административные, гражданские, уголовные, др.

     2. регулятивные, охранительные и специальные. Регулятивные - эти нормы устанавливают для участников общественных отношений юридические права и обязанности. Регулятивные нормы подразделяются на запрещающие, обязывающие и управомачивающие. Охранительные нормы – это нормы которые обеспечивают действие регулятивных норм, предусматривая ответственность за их нарушение. Специальные нормы (специализированные, специального действия) – самостоятельного участия в регулировании общественных отношений не принимают. Они регулируют общественные отношения совместно либо с регулятивными, либо с охранительными. Специальные нормы подразделяются на общезакрепительные, декларативные, дефинитивные, коллизионные и оперативные. Общезакрепительные – это нормы определяющие сами общие условия правового регулирования общественных отношений. Декларативные – это нормы принципы, т.е. нормы закрепляющие определенные принципы права. Дефинитивные нормы – нормы-определения, в них дается определение тем или иным понятиям. Коллизионные – нормы призванные устранять противоречия в системе права. Оперативные – это нормы с помощью которых другие нормы права либо вводятся в действие либо отменяется. 

     3. императивные, диспозитивные, поощрительные, рекомендательные. Императивные – это нормы с категорическим предписанием. Изменять предписания этих норм участники общественных отношений не могут. Большинство норм права императивные. Диспозитивные – разрешают участникам общественных отношений выбрать иной вариант поведения, чем тот, который установлен нормой права. Диспозитивных норм больше всего в гражданском праве. Такие нормы содержат слова: Если иное не предусмотрено договором или соглашением. Поощрительные – нормы, предусматривающие определенные поощрения, льготы за то или иное поведение. Рекомендательные – это нормы, в которых даются определенные рекомендации совершать те или иные действия в определенных ситуациях. 
 
 
 
 
 
 
 
 

      37. Нормативный договор  как источник права.

     В условиях реформирования политической и экономической систем в России, когда существенно расширяются полномочия субъектов Федерации, хозяйственных предприятий и отдельных граждан, оптимальной формой учета многообразного спектра интересов становится не властный приказ из центра, а договор. Нормативные договоры получают все более широкое распространение в конституционном, трудовом, гражданском, между и других отраслях права. Они бывают внутригосударственными и международными, учредительными и обычными, типовыми и текущими. Любой договор с нормативным содержанием имеет следующие свойства:  1) содержит норму общего характера; 2) добровольного заключения; 3) общность интереса; 4) равенство сторон; 5) согласие участников по всем существенным аспектам договора; 6) эквивалентность и, как правило, возмездность; 7) взаимная ответственность сторон за невыполнение или ненадлежащее исполнение принятых обязательств; 8) правовое обеспечение.

     В отличие от договоров-сделок, нормативный  договор не носит персонифицированного, индивидуально-разового характера, его содержание составляют правила поведения общего характера — нормы. Наиболее распространенным примером такого рода актов является коллективный договор между администрацией предприятия и профсоюзной организацией, представляющей трудовой коллектив. Он выполняет весьма значительную роль при регулировании трудовых отношений. К числу нормативных относится и Федеративный договор, заключенный между федеральной властью и субъектами Российской Федерации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     38. Понятие и виды правоотношений.

     Правоотношения это определенный вид общественных отношений, охраняемых государством, участники которых являются носителями субъективных прав, юридических обязанностей и связаны друг с другом этими правами и обязанностями. Состав правоотношений: субъекты (это лица, между которыми возникают, складываются  правоотношения); субъективные права и юридические обязанности; объекты (это то, по поводу чего возникают, складываются правоотношения Объект правоотношения — это то реальное благо, на использование или охрану которого направлены субъективные права и юридические обязанности.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Теория государства и права"