Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 14:33, шпаргалка
Работа содержит ответы на 70 экзамнационных вопросов по дисциплине "Теория государства и права"
1. Предмет и метод теории государства и права.
2. ТГП в системе юридических наук. Функции ТГП.
3. Происхождение и ранние формы государства.
4. Понятие и признаки государства.
...
70. Власть и ее виды. Особенности государственной власти.
общество, которое можно назвать «государством всеобщего благоденствия».
Представителем
другого направления цивилизационного
подхода к вопросу о типах государства
является английский историк А.Тойнби.
Он сформулировал концепцию цивилизации,
под которой понимает замкнутое и локальное
состояние общества, отличающееся общностью
религиозных, психологических, культурных,
географических и других признаков. В
соответствии с ним он выделяет в мировой
истории более 20 цивилизаций, не связанных
между собой какими-либо общими закономерностями
развития, а существующих, подобно ветвям
дерева, рядом друг с другом.
11. Понятие и элементы формы государства.
Форма государства - это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим.
Форма
государства состоит из 3-х элементов,
а именно: 1) форма правления (характеризует
порядок образования и организации высших
органов государственной власти, их взаимоотношения
друг с другом и населением; в зависимости
от особенностей формы правления государства
подразделяются на монархические и республиканские);
2) форма государственного устройства
(отражает территориальную структуру
государства, соотношение между государством
в целом и его составными территориальными
единицами; по форме государственного
устройства государства делятся на унитарные,
федеративные и конфедеративные); 3) политический
(государственный) режим (представляет
собой систему методов, способов и средств
осуществления государственной власти;
в зависимости от особенностей набора
данных приемов государственного властвования
различают демократический и антидемократический
политические (государственные) режимы).
12. Правовое регулирование рыночных отношений. Государство и рынок.
Любая рыночная экономика не может существовать и функционировать без государственного регулирования. Неконтролируемые рыночные процессы разрушительны для общества и природы. Поэтому рыночная экономика более чем любая иная, нуждается в регулировании.
Государственное регулирование осуществляется в двух основных направлениях:
Регулирование рыночных, товарно-денежных отношений. Оно состоит главным образом в определении “правил игры”, т.е. разработка законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношение действующих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и наёмных рабочих. К ним относятся законы, постановления, инструкции государственных органов, регулирующие взаимоотношения товаропроизводителей, продавцов и покупателей, деятельность банков, а так же бирж труда. Это направление государственного регулирование рынка непосредственно с налогами не связано.
Регулирование развития народного хозяйства, общественного производства, когда основным объективным экономическим законом, действующим в обществе, является закон стоимости. Здесь речь идёт, главным образом, о финансово-экономических методах воздействия государства на интересы людей, предпринимателей, с целью направления их деятельности в нужном, выгодном обществу направлении.
Как
правило, в государственном
Маневрируя
налоговыми ставками, льготами и штрафами,
изменяя условия
13.
Монархия как форма
правления. История
и современность.
Монархия - это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству.
Основными
признаками классической монархической
формы управления являются: существование
единоличного главы государства, пользующегося
своей властью пожизненно (царь,
король, император, шах); наследственный
порядок преемственности
Монархия делится на:
- абсолютную (верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лиц)
- конституционная (власть монарха значительно ограничена представительным органом. Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом. Монарх же не в праве изменить конституцию. Конституционная монархия бывает парламентарной и дуалистической
- ограниченную (парламентарную) (правительство формируется из представителей определенной партии (или партий) получивших большинство голосов на выборах в парламент; лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становится главой государства; в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует, она является символической; законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом; правительство согласно конституции несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом. Примерами такой монархии можно считать - Великобританию, Бельгию, Данию и др.)
- дуалистическую (государственная власть носит двойственный характер. Юридически и фактически власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом. Правительство в дуалистических монархиях формируется независимо от партийного состава в парламенте и не ответственно перед ним. Монарх при этом выражает преимущественно интересы феодалов, а парламент представляет буржуазию и другие слои населения. Подобная форма правления существовала в кайзеровской Германии (1871-1918), сейчас в Марокко, Иордания)
- теократическую _В некоторых государствах монарх возглавляет не только светское, но и религиозное управление страной. Такие монархи носят название теократические (Саудовская Аравия).
Монархия
возникла в условиях рабовладельческого
общества. При феодализме она стала
основной формой государственного правления.
В буржуазном же обществе сохранились
лишь традиционные, а в основном
формальные черты монархического управления.
14. Республиканская форма правления.
Республика - это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.
Общими признаками республиканской формы правления являются: существование единоличного и коллегиального главы государства; выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти; осуществление государственной власти не по своему велению, а по поручению народа; юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом; обязательность решений верховной государственной власти.
Насчитывается несколько основных разновидностей республиканского правления. В свою очередь они делятся по форме государственного устройства на: парламентарные, президентские и смешанные.
Парламентская республика - форма государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту. В такой республике правительство формируется парламентом из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые располагают большинством голосов в парламенте. Правительство несет коллективную ответственность перед парламентом о своей деятельности. Как правило, глава государства в подобных республиках избирается парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией. Назначение парламентом главы государства является главным видом парламентского контроля над исполнительной властью. Глава государства в парламентарной республике: обнародует законы, издает декреты, назначает главу правительства, является верховным главнокомандующим вооруженными силами и т.д. Глава правительства (премьер-министр, председатель совета министра, канцлер) назначается, как правило, президентом. Он формирует возглавляемое им правительство, которое осуществляет верховную исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом. Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью. К парламентарным республикам можно отнести ФРГ, Италию (по конституции 1947 годка), Австрию, Швейцарию, Исландию, Ирландию, Индию и др.
Президентская республика - одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства. Наиболее характерные черты президентской республики: внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства; ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом; более широкие, чем в парламентарной республике, полномочия главы государства. (Например, США). Характерным для всех президентских республик, несмотря на их разнообразие, является то, что президент совмещает полномочия главы государства и главы правительства и участвует в формировании кабинета или совета министров (Франция, Индия). Президент: имеет право роспуска парламента, является верховным главнокомандующим, объявляет чрезвычайное положение, утверждает законы путем их подписания, нередко представительствует в правительстве, назначает членов Верховного суда.
Смешанная (полупрезидентская) республика
характеризуется сочетанием основных
черт перечисленных типов республиканской
формы правления. В частности, для республик
смешанного типа правления характерно
отсутствие прямой юридической связи
между президентом и правительством. В
ряде государств всенародно избранный
президент, будучи главой государства,
в формально-правовом смысле оказывается
отделен от руководства исполнительной
властью, которое конституция страны возлагает
на правительство (характерный пример
— Россия). Одним из признаков, присущих
исключительно республикам смешанного
типа правления, является закрепленная
в конституции страны возможность роспуска
парламента или его нижней палаты по инициативе
президента в случае возникновения непреодолимого
конфликта между органами исполнительной
власти и парламентом одного уровня (такое
правомочие президента закреплено конституцией
России, Франции). По окончании установленного
законом срока истекают полномочия избираемых
населением органов государственной власти,
и вся процедура их формирования повторяется
заново. Смешанная, республиканская форма
правления в наибольшей степени обеспечивает
участие населения в формировании высших
органов государственной власти.
15. Форма государственного устройства. Унитарное государство.
Форма
государственного устройства – это национальное
и административно-
Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Теория государства и права"