Шпаргалка по дисциплине "Теория государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 14:33, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 70 экзамнационных вопросов по дисциплине "Теория государства и права"
1. Предмет и метод теории государства и права.
2. ТГП в системе юридических наук. Функции ТГП.
3. Происхождение и ранние формы государства.
4. Понятие и признаки государства.
...
70. Власть и ее виды. Особенности государственной власти.

Файлы: 1 файл

Ответы по ТГП.doc

— 568.50 Кб (Скачать)

     ОМСУ  – не входят в систему государственных органов, имеют представительный характер и действуют в пределах соответствующей административно-территориальной единице. Органы местного самоуправления самостоятельно решают отнесенные к их компетенции вопросы жизни и деятельности местных сообществ. Это позволяет федеральным и региональным органам сконцентрироваться на ответственных для них вопросах общего руководства, координации и контроля.

     Местное самоуправление объединяет людей, проживающих  в границах муниципального образования, предоставляя равные возможности для решения общих проблем, независимо от социального статуса, их национальной принадлежности, политических пристрастий и проч.

     Российская  и зарубежная практика развития местного самоуправления свидетельствует о тесной взаимосвязи, взаимозависимости и взаимопроникновении государственных и самоуправленческих начал. Анализ соотношения государства и местного самоуправления позволяет выявить ряд их общих признаков, в том числе: оба являются институтом общественного развития; каждый из них имеет территориальную организацию; имеют один источник власти — народ; осуществляют публичную власть, одна разновидность которой — государственная власть — распространяется на всю территорию, другая — муниципальная власть — на территории местного самоуправления; осуществляют сбор налогов; осуществляют функции по обеспечению общественной безопасности и порядка — одни (государственные структуры) в виде органов внутренних дел и других силовых структур, другие (самоуправленческие структуры) — в виде муниципальных органов охраны общественного порядка; осуществляют правовое регулирование и управление, т.е. имеют собственные правовые акты, а также собственные аппараты управления.

     Возможность передачи органам местного самоуправления полномочий как федеральных органов, так и органов субъектов Федерации определяет роль органов местного самоуправления как одной из составляющих Российского федеративного государства.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     7. Разделение властей в правовом государстве.

     Теоретическое обоснование принципа разделения властей было в 17-18 веках, определялось как средство борьбы с абсолютизмом и как средство обеспечения свободы. Главное требование принципа разделения властей, сформулированное еще Д. Локком и Ш. Монтескье, заключается в том, что для утверждения политической свободы, обеспечения законности и устранения злоупотреблений властью со стороны какой-либо социальной группы, учреждения или отдельного лица необходимо разделить государственную власть на законодательную, исполнительную и судебную. Причем каждая из этих ветвей власти, являясь самостоятельной и взаимосдерживающей друг друга, должна осуществлять свои функции посредством особой системы органов и в специфических формах. Система “сдержек и противовесов”, установленная в Конституции, законах, представляет собой совокупность правовых ограничений в отношении конкретной государственной власти: законодательной, исполнительной, судебной. Так, применительно к законодательной власти используется довольно жесткая юридическая процедура законодательного процесса, которая регламентирует основные его стадии. В системе противовесов важную роль призван играть Президент, который имеет право применить отлагательное вето при поспешных решениях законодателя. Деятельность Конституционного Суда РФ также можно рассматривать в качестве правосдерживающей, ибо он имеет право блокировать все антиконституционные акты. В отношении исполнительной власти используются ограничения ведомственного нормотворчества и делегированного законодательства, запреты на принятие ею актов, затрагивающих такие отношения, которые должны быть урегулированы только законом. Сюда можно отнести сроки президентской власти, импичмент, вотум недоверия Правительству, запрет ответственным работникам исполнительных органов избираться в состав законодательных структур, заниматься коммерческой деятельностью. Для судебной власти тоже есть свои правоограничивающие средства, выражающиеся в Конституции, процессуальном законодательстве, в его гарантиях, принципах: презумпции невиновности, праве на защиту, равенстве граждан перед законом и судом, гласности и состязательности процесса, отводе судей и т.п. Кроме всего прочего, фиксируются правоограничения, которые запрещают осуществлять функции, принадлежащие по закону другому органу. Деятельность государственных структур должна ограничиваться их компетенцией, которая основывается на принципе “дозволено только то, что прямо разрешено законом”.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      8. Государственная исполнительная власть: структура и функции.

      Исполнительная власть — один из видов самостоятельной и независимой публичной власти в государстве, представляющий собой совокупность полномочий по управлению государственными делами, такими как подзаконодательное регулирование, внешнеполитическое представительство, осуществление административного управления. Таким образом, исполнительная власть представляет собой систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия. Основное назначение исполнительной власти — организация практического исполнения Конституции РФ и законов Российской Федерации в процессе управленческой деятельности, направленной на удовлетворение общественных интересов, запросов и нужд населения. Она осуществляется путем реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного, преимущественно административного права.

      Органы  исполнительной власти подразделяются на: федеральные (Правительство РФ, федеральные министерства и ведомства); региональные (представители Президента РФ в федеральных округах, командующие военными округами и т.д.); органы исполнительной власти субъектов Федерации (президенты, правительства, губернаторы и т.д.); избираемые и назначаемые;  органы общей компетенции, и органы отраслевой компетенции и органы межотраслевой компетенции, (государственные комитеты статистики, стандартизации, метрополии и сертификации и т.д.); единоначальные органы, и коллегиальные органы.

      В соответствии с принципом федерализма  действующая система исполнительной власти состоит из следующих звеньев:

      1. Федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации:

      · Правительство Российской Федерации.

      · Федеральные министерства.

      · Государственные комитеты Российской Федерации.

      · Федеральные комиссии России.

      · Федеральные службы России.

      · Федеральные надзоры России.

      · Иные федеральные органы исполнительной власти.

      2. Органы исполнительной власти  субъектов Российской Федерации  (республик, краев, областей, городов  федерального значения, автономной  области, автономных округов) -- это:

      · правительства республик и других субъектов Федерации;

      · администрации краев, областей, городов  федерального значения, автономных областей, автономных округов.

      В настоящее время функциями исполнительной власти являются следующие:

      1. Предвидение изменений в развитии  каких-либо событий или процессов  на основе наличной информации, в том числе научной.

      2. Определение направлений, целей, задач и ожидаемых результатов той или иной управляемой деятельности.

      3. Создание органов управления, определения их функций, право и обязанностей, подбор и расстановка кадров и т.д.

      4. Правовое регулирование - установление  правового режима какой-либо деятельности  и функционирования соответствующих  структур.

      5. Предварительная и текущая координация  действий различных органов управления, должностных лиц, организаций.

      6. Общее руководство.

      7. Проверка фактического положения дел для выявления и устранения нарушений в исполнении законов, планов, программ и принятие мер установленного порядка.

      8. Учет людских, материальных, денежных  и иных средств (ресурсов) для  осуществления исполнительно-распорядительной деятельности.

      9. Информационное обеспечение и  информационно-аналитическая работа.

      10. Методическая работа.

      11.Кадровое, материально-техническое обеспечение,  финансирование и т.п. 
 
 

      9. Судебная власть: структура и функции.

      В соответствии с принципом разделения властей одной из трёх (наряду с законодательной и исполнительной властью) ветвей власти является судебная.

      По  действующей Конституции Российской Федерации судебная власть осуществляется федеральными судами, а также судами субъектов Российской Федерации.

      Органы, осуществляющие правосудие, – третья  ветвь  государственной  власти, которая играет особую  роль  и  в  механизме  государственной  власти,  и  в системе  сдержек  и  противовесов.  Особая  роль  органов  судебной   власти определяется тем, что именно они являются арбитром в спорах о праве.  Только судебная власть, но никак не законодательная или исполнительная,  отправляет правосудие. 

      Однако,  несмотря  на  особенности  структуры  и  другие  различия  судебных органов разных стран, у них много сходства в целях и задачах, которые  перед ними ставятся. Так, например, в конституционных актах подавляющего большинства  современных государств  провозглашается  принцип   непартийного   характера   судейского корпуса, независимости судей, самостоятельности судов  в  решении  любых,  в пределах юрисдикции, вопросов. В  большинстве  конституций  современных  государств  закрепляется   принцип гласности судопроизводства, открытости судебного разбирательства.

      Структура  судебных  органов  в разных  странах   неодинакова. Именуются они также по-разному. В КНР, например, -  это  Верховный  народный суд, местные народные суды, «военные  суды  и  другие  специальные  народные суды».  В США национальная судебная система состоит из Верховного суда  США, Верховных  судов  штатов,  окружных  судов,  апелляционных  судов,   военных трибуналов и других судов. Судебная  власть в Российской   Федерации   осуществляется   посредством конституционного,    гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Конституцией Российской Федерации предусмотрены:

      а) Конституционный Суд  РФ;

      б) Верховный Суд РФ;

      в) Высший Арбитражный Суд РФ,

      г)  соответствующие  суды субъектов федерации, действующие как части единой судебной системы.

      Верховный суд является высшим судебным органом  по  гражданским,  уголовным, административным и иным делам (ст. 126 Конституции РФ).

      Высший  Арбитражный Суд РФ является высшим  судебным  органом  по  разрешению экономических споров (ст. 127 Конституции РФ).

      Конституционный Суд призван осуществлять контроль за всеми  государственными органами в РФ,  давать  заключение  о  соответствии  издаваемых  нормативных актах и заключаемых международных договоров Конституции РФ.  Конституционный Суд решает  также споры между федеральными органами  государственной  власти России и органами  государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации.

      Органы  судебной власти разрешают правовые споры (тяжбы) между конкретными  лицами, а также рассматривают  дела об оспаривании правовых предписаний на предмет соответствия правилам более высокой силы (законов — Конституции, подзаконных нормативных актов — законам, так называемый нормоконтроль), в отдельных случаях дают толкование правовым нормам (в основном нормам конституции страны) вне связи с конкретным спором. Суды также выполняют отдельные удостоверительные функции (признание фактов, в отдельных государствах — укрепление прав), когда для удостоверения требуется доказывание, по сложности выходящее за компетентность нотариусов. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     10. Типы государства: формационный и цивилизационный подходы.                

     Понятие типа государства относится к  числу важнейших категорий теории государства и права.

     В настоящее время выделяют два  основных подхода к типологии государства: формационный и цивилизационный.

     Суть  формационного подхода в том, что выяснение типа государства основывается на понимании истории как естественноисторического процесса смены общественно-экономических формаций, каждой из которых в условиях существования классов соответствует определенный тип государства. Тип государства означает конкретизацию, определенность его экономической основы, классовой сущности и социального назначения.

Для определения  типа государства в данном значении необходимо ответить на три вопроса. Какой общественно-экономической формации, какому типу производственных отношений соответствует данное государство? Орудием какого класса оно является? Каково социальное назначение данного государства? Это рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический типы государства. Первые три из них охватываются единым родовым понятием эксплуататорского государства.

Согласно  формационному подходу к типологии  государства в процессе смены общественно-экономических формаций в ре социальных революций с объективной необходимостью происходит переход от одного исторического типа государства к другому, более высокому. Если буржуазное государство — последний тип эксплуататорского государства — подлежит революционному слому, социалистическое государство — исторически последний тип государства вообще.

     Другим  заслуживающим внимание современным  подходом к типологии государства является цивилизационный. Тип государства связывается с той ступенью (стадией) научно-технического прогресса и жизненного уровня населения, определяемого потреблением и оказанием услуг, которой соответствует данное государство. Одной из наиболее распространенных и характерных для этого направления цивилизационного подхода является «теория стадий экономического роста», автор которой известный американский социолог и политический деятель Уолт Ростоу. Согласно этой теории, все общества по экономическому развитию можно отнести к одной из пяти стадий: традиционное общество; переход общество, в котором закладываются основы преобразования; общество, переживающее процесс сдвига; созревающее общество и общество, достигшее высокого уровня народного положения. В соответствии с рассматриваемой концепцией именно на пятой стадии возникает

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Теория государства и права"