Шпаргалка по дисциплине "Теория государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 14:33, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 70 экзамнационных вопросов по дисциплине "Теория государства и права"
1. Предмет и метод теории государства и права.
2. ТГП в системе юридических наук. Функции ТГП.
3. Происхождение и ранние формы государства.
4. Понятие и признаки государства.
...
70. Власть и ее виды. Особенности государственной власти.

Файлы: 1 файл

Ответы по ТГП.doc

— 568.50 Кб (Скачать)

     Различают следующие формы государственного устройства: унитарные государства, федерации, конфедерации.

     Унитарное государство - это единое государство, которое подразделяется на административно-территориальные единицы, не имеющие политической самостоятельности.

     Унитарное государство характеризуется: 1) одной системой высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти. 2) одной конституцией, одной системой законодательства, единой финансовой и налоговой системой, единой системой вооруженных сил. 3) единое гражданство. 4) деление территории на административно-территориальные единицы, не обладающие политической самостоятельностью. 5) подчинение местных органов государственной власти центральным органам государственной власти. 6) составные части на местах (области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладают, не имеют своих законодательных органов. В централизованных государствах, во главе местных органов стоят назначенные чиновники. В децентрализованных государствах избираются населением. 7) унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности допускают национальную и законодательную автономию. 8) Все внешние межгосударственные сношения осуществляют центральные органы. (Финляндия, Турция, Монголия).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     16. Россия как федеративное государство. Основные черты и особенности.

     Россия  – одновременно и национальная и  территориальная федерация –  состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов РФ. Федеративное устройство России основано на ее целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов.

     Федеративное  государство  России характеризуется  тем, что в состав государства  входят территориальные образования, обладающие признаками государственности  и суверенитета.

     В федеральном государстве существует трехзвенная система государственных органов (федеральные – высшие органы, высшие органы субъектов федерации, местные органы).

      Ныне  РФ в большей мере походит на классическое федеративное государство, чем ее предшественница - РСФСР. В настоящее время субъектами РФ являются не только бывшие или настоящие автономии (республики, автономная область, автономные округа), но и области, края, города федерального значения. Таким образом, вся территория РФ складывается из территорий ее субъектов.

     РФ  характеризуется тем, что наряду с федеральной Конституцией и федеральным законодательством в ее правовой системе действуют конституции и законодательство находящихся в ее составе государств, а также уставы и законодательство всех иных ее субъектов - краев, областей, городов федерального значения; автономной области и автономных округов.

       Федеративное устройство РФ основывается  на ряде принципов, обусловленных  ее демократической сущностью.  Эти принципы определяют характер  территориального устройства не  только самой Федерации, но  и ее субъектов.

     РФ  включает ряд государств, государственно-территориальных  и национально-государственных образований, созданных для достижения общих  целей, осуществляемых с помощью  федеральной власти. Это предполагает стремление субъектов РФ к государственному, политическому и социально-экономическому единству, которое выражается в государственной целостности РФ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      17. Функции современного государства.

     Функции государства – наиболее важные направления  его деятельности, в которых проявляется его социальное назначение. Самостоятельные направления в исследовании деятельности.

     Государственные функции характеризуются некоторыми общими чертами: 1) содержание каждой функции  государства складывается из совокупности однородных аспектов государственной деятельности. 2) в отличие от функций многочисленных государственных органов функции государства охватывают его деятельность в целом, а не в части. 3) функции государства необходимо также отличать от видов государственной  деятельности, которые могут осуществляться либо специально уполномоченными на то органами, либо структурными подразделениями различных органов государства. 4) функции государства носят комплексный, собирательный характер.

     Есть  внутренние и внешние функции.

     Внутренниеэкономическая – выработка экономической стратегии, метода госрегулирования, налоги, благоприятные условия, участие государства в экономической жизни. Социальная – защита личности, нормальные условия жизни, распределение социальных благ. Финансовый контроль – выявление и учет доходов производителей, формирование и исполнение бюджета. Охрана правопорядка – деятельность государства по исполнению законов всеми, на кого они распространяются. Природоохранительная функция.

     Внешние – деятельность государства на международной арене – сотрудничество с другими государствами, международное экономическое сотрудничество, политика, культурное и научно-техническое сотрудничество, сотрудничество в области охраны окружающей среды. Особая функция государства – функция обороны, которая базируется на обороной доктрине государства, пять направлений – укрепление оборонной мощи государства, совершенствование вооруженных сил, охрана государственной границ, организация гражданской обороны, обучение запаса вооруженных сил. Функция обороны связана с другими функциями – с экономической, охраны правопорядка, социальной и экономической. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     18. Государство и общественные объединения.

     Общественные  объединения - это добровольные объединения людей для выражения и реализации общественных интересов путем "давления" на публичную власть. Это "группы интересов", которые представляют собой разнообразные группы людей, имеющих определенные  цели и требования к политической власти, которые становятся причиной их коллективных действий (профсоюзы, молодежные и женские движения, этнические и религиозные группы, ассоциации и т.д.).

     Государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений, оказывает поддержку их деятельности, законодательно регулирует предоставление им налоговых и иных льгот и преимуществ. Государственная поддержка может выражаться в виде целевого финансирования отдельных общественно полезных программ общественных объединений по их заявкам (государственные гранты); заключения любых видов договоров, в том числе на выполнение работ и предоставление услуг; социального заказа на выполнение различных государственных программ неограниченному кругу общественных объединений.

     Вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательство общественных объединений в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается.

     Государство проникает во внутреннюю жизнь общественных объединений в той мере, в какой  определяет требования к содержанию устава, то есть к тому, что в нем должно быть отражено: кто может быть их членами и участниками, объекты их собственности, отношения с бюджетом, источники их cpедств и т.п. Их деятельность как юридических лиц регламентируется гражданским законодательством. На работников аппаратов общественных объединений, работающих по найму, распространяется законодательство Российской Федерации о труде и социальном страховании.

     Общественные  объединения вправе участвовать  в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления; проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование; представлять и защищать свои права, своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях; вносить предложения в органы государственной власти и др. Общественные объединения не могут самостоятельно заниматься правотворчеством, но в установленных законом случаях и формах участвуют в этом процессе. При этом влияние их может быть весьма существенным. Например, органы государственной власти обязаны привлекать полномочных представителей общественных объединений инвалидов для подготовки и принятия решений, затрагивающих интересы инвалидов. Решения, принятые с нарушением этой нормы, могут быть признаны недействительными в судебном порядке.

     Органы  юстиции осуществляют государственную  регистрацию общественных объединений. Правда, общественное объединение вправе не регистрироваться, но в таком  случае оно не приобретает прав юридического лица.

     Орган, регистрирующий общественные объединения, контролирует соответствие их деятельности уставным целям. Он может запрашивать  у руководящих органов общественных объединений их распорядительные документы; направлять своих представителей для участия в проводимых общественными объединениями мероприятиях; в установленных случаях может вынести руководящим органам объединений письменное предупреждение с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения.

     Финансовые органы контролируют источники доходов общественных объединений, размеры получаемых ими средств и уплату налогов.

     Надзор  и контроль за выполнением общественными  объединениями существующих норм и  стандартов могут осуществлять органы надзора за соблюдением законодательства об охране окружающей среды, противопожарных, санитарно-эпидемиологических правил и иные органы государственного надзора.  
 
 
 
 

     19. Федеративное государство. Понятие и виды федерация.

     Федеративное государство состоит из нескольких государственных образований, обладающих собственной компетенцией в области осуществления государственной власти и в области государственного управления.

     Федерация характеризуется: 1) двумя системами  законодательной, исполнительной и судебной власти: федеральная и от каждого субъекта федерации. 2) территория федерации состоит из территорий отдельных ее субъектов (штатов, республик, земель). 3) каждый гражданин федерации является одновременно гражданином всей страны. 4) федерация имеет единую денежную, налоговую, финансовую систему. 5) основную внешнеполитическую деятельность осуществляют федеральные органы (Индия, США, Бразилия, Канада, Швейцария, Германия).

     Федерации строятся по территориальному и национальному признаку.

     Территориальные – государственные образования не являются суверенными государствами, их деятельность зависит от общефедеральных государственных органов; субъекты лишены права прямого представительства в международных отношениях; конституционное законодательство не предусматривает или запрещает односторонний выход из союза).

     Национальные субъекты – национальные государства и национально-государственные образования; строится на принципе добровольного объединения составляющих субъектов; обеспечивает государственный суверенитет больших и малых наций; высшие государственные органы формируются из представителей субъектов федерации; правовое положение субъектов – право наций на самоопределение.

     Отличие национальных и территориальных федераций в суверенности их субъектов. Центральная власть в территориальных федерациях обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам членов федерации. Национальное государство ограничивается суверенитетом национальных государственных образований.

     Россия  – одновременно и национальная и территориальная федерация – состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов РФ. Федеративное устройство России основано на ее целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов. 

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Теория государства и права"