Шпаргалка по дисциплине "Теория государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 14:33, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 70 экзамнационных вопросов по дисциплине "Теория государства и права"
1. Предмет и метод теории государства и права.
2. ТГП в системе юридических наук. Функции ТГП.
3. Происхождение и ранние формы государства.
4. Понятие и признаки государства.
...
70. Власть и ее виды. Особенности государственной власти.

Файлы: 1 файл

Ответы по ТГП.doc

— 568.50 Кб (Скачать)

     24. Государство и политические партии.

     В системе политических отношений  важное место занимают политические партии. Политическая партия представляет собой политическую организацию, объединяющую людей с общими социальными интересами и идеалами, осуществление которых они связывают с участием в политической власти, либо ее ориентацией на достижение своих требований.

     Политическая  партия - это, как правило, весьма формализованная политическая   организация   со   своей   структурой (руководящие органы, региональные отделения, рядовые члены), выражающая интересы тех или иных общественных классов, социальных слоев, групп, объединяющая наиболее активных их пред, ставящая, как правило, своей задачей завоевания власти для осуществления определенной программы, социальных, экономических, политических преобразований, достижение ею неких целей и идеалов.

     Государство - это как раз тот социальный институт, где партийные интересы, цели, идеалы могут выступать как общественные интересы, обеспечиваться властной поддержкой, сопровождаться механизмами их реализации. Поэтому государство и выступает важнейшим и очень ценным объектом политической борьбы, определяет участие партии в завоевании государственной власти.

     По  участию в делах государства можно различать не только парламентские, но и правящие партии, которые уже получили и осуществляют власть. Партия осуществляет власть, главным образом через  «своих людей», своих членов, которых она расставляет на важнейшие государственные посты. В некоторых обществах длительное время независимо от партийного влияния формируется и функционирует аппарат министерств, других органов управления, но руководители этих министерств, других органов управления назначаются по партийной принадлежности в зависимости от того, какая парламентская партия пришла к власти. В других обществах происходит повальная смена состава аппарата государства, если к власти приходит иная партия. В крайних случаях взаимодействие партии и государства приводит к такой политической системе, которая может быть определена как «партийное государство»: функционирует одна господствующая партия, ее идеология становится государственной идеологией, происходит сращивание партии и государственного аппарата.

          
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

25. Государство и церковь.                          

     История знает теократические и светские государства, воинственно-атеистические и конфессионально-плюралистические, соответственно и разные политические системы.

     Как правило, политические системы большинства обществ особенно на современном этапе, исключили формально церковь из своего состава, произошло отделение государства от церкви. Этот принцип закреплялся конституционно, государство формально не вмешивалось в дела церкви, а церковь, имея перед собой благородную цель нравственно-религиозного, духовного воспитания, а весьма часто и возрождения общества, не вмешивалась в государственную жизнь, в политику.

     В таком взаимоотношении реализуется принцип свободы совести, вероисповедальной свободы, автономии религии. Однако так происходило лишь в нормально функционирующих либерально-демократических политических системах.

     В тоталитарно-распределительных  политических системах формальные  покрывала невмешательства скрывали фактическое вмешательство государства в дела церкви, попытки контроля за священнослужителями, гонения на них, репрессии. Taкие политические системы пытались использовать церковь для своих целей.

     Воинственно-атеистические  системы, в свою очередь, пытались применить  и применяли открытое принуждение для насильственного разрушения религиозных систем, изменения духовной, бытовой, обрядовой жизни общества.

     А в обществах, где господствовали некоторые религиозные системы, например ислам напротив религиозные организации оказывали и оказывают воздействие на функционировании государственных институтов, задают и определяют социальные цели и смыслы общественной, политической жизни, выступают фактически важным институтом политической системы. В этих обществах взаимоотношения государства и религиозных образований весьма противоречивы: от полного подчинения государственных институтов религиозным правилам и требованиям до периодических острых конфликтов государства и так называемых фундаменталистски настроенных членов общества.

     В целом, конечно же, церковь во многих обществах, как правило, - это все же практически и фактически важный элемент политической системы общества, хотя в либерально-демократических системах такое положение открыто не признается, а конституционно даже отвергается. (Например, ч.2 ст. 14 Конституции Российской Федерации гласит: «Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом». Статья 1 Билля о правах США гласит: «Конгресс не должен издавать ни одного закона, относящегося к установлению религии или запрещающего свободное вероисповедание».) Вместе с тем и в таких системах отдельные политические контакты  между государством и церковью  в конкретно-исторической обстановке являются весьма интенсивными и значимыми. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      26. Государство и  личность. Гражданство как правовой статус.

      Личность  в каждом обществе и государстве  имеет свой правовой статус. Правовой статус — юридически закрепленные положения субъекта в обществе. Правовой статус признанная Конституцией и законодательством  совокупность прав и обязанностей субъектов (субъект — человек, группа людей, общество), а также полномочий государственных органов и должностных лиц, с помощью которых они выполняют свои социальные роли.

      Именно  права и обязанности составляют ядро правового статуса.

      Правовой  статус бывает:

      1) общим, правовой статус лица как гражданина государства закреплен в Конституции; является одинаковым для всех

      2) специальным, правовой статус фиксирует особенности положения определенных категорий граждан (студенты, пенсионеры, ветераны ВОВ). Обеспечивает возможность выполнения этими лицами специальных функций.

      3) индивидуальным, статус выражает конкретику отдельного лица (возраст, пол, семейное положение, должность, стаж и так далее) и представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей личности.

      Устойчивая  связь личности с конкретным государством обычно находит своё выражение в  институте гражданства (если государство  — республика) или в институте  подданства (в монархии). Гражданство  есть устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на их признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека, то есть гражданином государства является не то лицо, которое проживает на его территории, а то лицо, которое имеет определенные особые связи с государством, которые и составляют содержание гражданства. Так, например, гражданин пользуется защитой государства, может участвовать в управлении делами государства и обязуется исполнять его законы. Долгое время в монархических странах связь лица с государством выражалась в виде подданства, то есть в связи непосредственно с монархом, а не с государством в целом. В настоящее время в большинстве монархических стран отказались от подобной концепции и институт подданства был заменён на институт гражданства.

      Гражданство или подданство удостоверяется установленным  в государстве способом. Однако среди  различных государств практика сильно различается: от права не иметь вообще никаких документов в Великобритании до обязательных ID-карточек в странах Европейского союза или даже внутреннего многостраничного паспорта. Приобрести гражданство возможно несколькими способами:

      Филиация - (по рождению) — приобретение гражданства по факту рождения. (По праву крови, По праву почвы, По наследству)

    Натурализация- (укоренение) — вступление в гражданство лица по желанию.

    Регистрацию - приобретение гражданства по заявлению лица без каких-либо дополнительных условий.

      Дарование гражданства.

      Восстановление гражданства (Оптация - выбор лицом гражданства при изменении государственных границ государств. Трансферт - переход населения какой-либо территории из одного гражданства в другое в связи с передачей территории, на которой оно проживает, одним государством другому. Реинтеграция - восстановление в гражданстве какого-либо государства лиц, ранее его имевших и затем утративших.

      Конституционное право знает ситуации, когда человек  может иметь гражданство нескольких государств или не иметь гражданства  вовсе: апатрид (лицо без гражданства) — лицо, которое не рассматривается в качестве гражданина каким-либо государством в силу его закона; бипатрид — лицо, имеющее доказательства наличия у него гражданства двух государств. Бипатридами также обычно называют и лиц, имеющих более двух гражданств. 
 
 
 
 
 

     27. Защита прав и  свобод человека  и гражданина в  РФ.

     В Российской Федерации признаются и  гарантируются права и свободы  человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией.

     Конституционная обязанность государства соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина состоит в создании условий для их реализации и механизма для их защиты. Обеспечение таких условий и защита прав и свобод человека и гражданина входят в функции всех органов государственной власти и органов местного самоуправления. Конституцией предусмотрен и орган, который занимается только данной проблемой – Уполномоченный по правам человека.

     Особую  роль в защите прав и свобод от нарушения  органами государственной власти и органами местного самоуправления, а так же другими лицами играют органы судебной власти. Суд является гарантом прав личности. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (ст.46 ч. 1). Право на судебную защиту каждого означает, что им обладает любое лицо независимо от гражданства. Гарантия судебной защиты означает, с одной стороны, право каждого подать жалобу в соответствующий суд и, с другой стороны обязанность последнего рассмотреть эту жалобу и принять по ней законное, справедливое и обоснованное решение.

     Под государственной защитой прав и свобод понимается направленная на это деятельность всех ветвей государственной власти – законодательной, исполнительной, судебной. Каждая из них, действуя самостоятельно, должна в то же время направлять свои усилия на то, чтобы предоставленные гражданам права и свободы не оставались только на бумаге, а были защищены на деле.

     Особая  роль в защите прав и свобод принадлежит  Президенту РФ, как гаранту прав и свобод человека и гражданина (ст. 80 Конституции РФ). Как глава государства Президент обладает широкими полномочиями и имеет большие возможности для выполнения этой обязанности. В его непосредственном подчинении имеется аппарат, структурные специальные подразделения, которые способствуют ему в исполнении этой государственной задачи.

     Многие  вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина разрабатываются и решаются на уровне Правительства РФ и его аппарата. В этом участвуют практически все министерства и ведомства. Органы законодательной и исполнительной власти в субъектах Федерации также должны разрабатывать и реализовывать меры, гарантирующие политические, социальные, экономические и культурные права граждан.

     Одним из способов защиты гражданином своих прав (пока наиболее распространенным в России) является направление жалоб и заявлений в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, руководителям предприятий, учреждений, организаций.

     В Российской Федерации возникли и официально действуют многочисленные неправительственные организации, в уставах которых в качестве цели ставится защита прав человека. К числу таких организаций относятся общество “Мемориал”, комитеты и фонды солдатских матерей.

     Действенным способом защиты гражданами своих прав и свобод нередко оказываются их обращения в редакции газет, журналов, на радио, телевидение и т.д.

     В последние годы для отстаивания  социально-экономических прав, широко использовались митинги, шествия, пикетирование, забастовки.

     Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами не запрещенными законом, - от обращения за помощью к судам, правоохранительным органам и т.д. до законной самозащиты и законного обращения в международные организации, судебные органы, добиваясь не только восстановления нарушенных прав, но и возмещения вызванного этим нарушением материального и морального ущерба

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Теория государства и права"