Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 14:33, шпаргалка
Работа содержит ответы на 70 экзамнационных вопросов по дисциплине "Теория государства и права"
1. Предмет и метод теории государства и права.
2. ТГП в системе юридических наук. Функции ТГП.
3. Происхождение и ранние формы государства.
4. Понятие и признаки государства.
...
70. Власть и ее виды. Особенности государственной власти.
43. Правовые системы современности. Европейское и общее право.
Правовая система – это конкретная историческая совокупность права, законодательства, юридической практики и правовой идеологии отдельной страны или государственного образования.
Правовая семья это совокупность национальных правовых систем, которая выделена на основе общности источников права, его структуры и исторического пути формирования. Факторы создания правовых семей: Общность исторических судеб, добровольное присоединение, колониальная зависимость, идеологическая основа, есть более устойчивые семьи – страны общего права и менее устойчивые – бельгийское Конго.
Основная классификация современных ПС выглядит так: западное право, восточное право и идеологическое право. Западное право делится на континентальное европейское право и англо-американское право. Континентальное европейское право делится на романскую правовую семью, германскую правовую семью, скандинавскую правовую семью и латиноамериканскую правовую семью.
Правовые системы: 1) англосаксонскую (Англия, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и др.); 2) романо-германскую (страны континентальной Европы, Латинской Америки, некоторые страны Африки, а также Турция); 3) религиозно-правовые (страны, исповедующие в качестве государственной религии ислам, индуизм, иудаизм); 4) социалистическую (Китай, Вьетнам, КНДР, Куба); 5) Система обычного права (экваториальная Африка и Мадагаскар).
Англо-американское право делится на Европейское общее право, право США и право Британского содружества. Идеологическое право делится на социалистическое право и постсоветское право. Восточное право делится на религиозное право и традиционное право.
У всех единый подход к правопониманию – как к совокупности определенных судебных решений, подкрепленных статутами (актами правительства). Дуализм права и право справедливости и общее право: понимание правовых правил, как судебных решений, схожесть понятийного аппарата и юридического языка, особое месту судебных решений среди источников права.
Романо-германская правовая система (континентальная правовая система), объединила национальные правовые системы европейских стран в определенную совокупность, не стерев, тем не менее, существующих между ними различий. В процессе развития межгосударственных отношений на Европейском континенте появилось также современное широкое понимание Европейское Право как совокупности региональных международно-правовых норм, регулирующих все сферы международного сотрудничества в Европе, в том числе организацию и деятельность всех европейских международных организаций (Совет Европы, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и т.д.). В создании этого права участвуют все европейские государства, включая РФ. Его источниками являются международные договоры европейских государств, а также акты, принимаемые европейскими организациями в рамках переданных им полномочий. Так, в рамках Совета Европы заключено более 155 европейских конвенций и договоров.
Общее право - единая система прецедентов, общая для всей Великобритании, одна из составных частей англо-саксонской правовой системы. Общим правом именуется как система законов, так и вид правовой системы разработанной на основании решений судов и судебных органов, а не с помощью законов или законодательных постановлений исполнительной власти.
Общее
право создается и определяется
самими судьями в решениях по определенным
делам. Решение принимается по конкретному
рассматриваемому делу, которое (решение)
в дальнейшем будет применяться
к другим подобным делам. Нормы и
принципы общего права распространены
преимущественно в тех странах, в которых
имеются следы британского правового
наследия: Великобритания, США, Канада
(без Луизианы и Квебека, там сильно влияние
Французской правовой системы) и другие
бывшие колонии Британской империи.
44. Правотворческий процесс в РФ.
Правотворчество - это деятельность гос-ых органов по принятию, изменению и отмене юридических норм. Субъектами правотворчества выступают гос-венные органы, органы местного самоуправления, профсоюзы и т.п. наделенные соответствующими полномочиями, а также народ при принятии законов на референдумах. Правотворчество заключается в принятии новых норм права, отмене либо совершенствовании старых путем внесения изменений и дополнений. В зависимости от субъектов правотворчество подразделяется на такие виды, как: 1) непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдума (всенародного голосования по наиболее важным вопросам гос-ой и общественной жизни); 2) правотворчество гос-ых органов (например, Гос-ой Думы, Правительства РФ); 3) правотворчество отдельных должностных лиц (например, Президента, министра); 4) правотворчество органов местного самоуправления; 5) локальное правотворчество (например, на предприятии, в учреждении и организации); 6) правотворчество общественных организаций (например, профсоюзов).
Правотворческий процесс в Российской Федерации состоит из
следующих шести стадий:
1) Принятие решения о внесении изменения в действующую систему норм права.
2) Подготовка проекта нормативно правого акта либо доработка проекта, внесенного в порядке правотворческой инициативы.
3) Рассмотрение
проекта нормативно правового
акта правотворческим органом.
Разработчики должны также
4) Обсуждение
и согласование проекта
5) Принятие
нормативно правового акта. Вступление
в действие некоторых
6) Опубликование
нормативно правового акта.
45. Законодательный процесс. Законодательная инициатива.
Законодательный процесс выступает составной частью правотворческого процесса и включает в себя четыре основные стадии: 1) законодательную инициативу; 2) обсуждение законопроекта; 3) принятие закона; 4) обнародование закона.
Законодательная инициатива — право компетентных органов, общественных организаций и лиц возбуждать перед законодательной инстанцией вопрос об издании, изменении или отмене закона либо иного акта, поступление которого влечет за собой обязательное рассмотрение его парламентом. Это право выражается в форме предложений или готового законопроекта, которые высший законодательный орган обязан принять к своему производству. Правом законодательной инициативы обладают: Президент Российской Федерации; Совет Федерации; члены Совета Феде; депутаты Государственной Думы; Правительство Российской Федерации; представительные органы субъектов Российской Федерации; Конституционный Суд Российской Федерации; Верховный Суд Российской Федерации; Высший Арбитражный Суд Российской Федерации. Все перечисленные судеб органы обладают правом законодательной инициативы толь по вопросам их ведения.
Законопроекты вносятся в Государственную Думу. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об измене финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.
Обсуждение
законопроекта происходит на заседании
Государственной Думы. На этой стадии
допускаются поправки, изменения, дополнения
или исключения ненужных положений. Федеральные
законы принимаются Государственной Думой
большинством голосов от общего числа
ее депутатов и в течение пяти дней передаются
на рассмотрение Совета Федерации. Федеральный
закон считается одобренным Советом Федерации,
если за него проголосовало более половины
от общего числа этой палаты либо если
в течение четырнадцати дней он не был
рассмотрен Советом Федерации. В случае
отклонения федерального закона Советом
Федерации палаты могут создать согласительную
комиссию для преодоления возникших разногласий,
после чего федеральный закон подлежит
повторному рассмотрению Государственной
Думой. При несогласии Государственной
Думы с решением Совета Федерации федеральный
закон считается принятым, если при повторном
голосовании за него проголосовало не
менее двух третей от общего числа депутатов
Государственной Думы. Принятый федеральный
закон в течение пяти дней направляется
Президенту Российской Федерации для
подписания и обнародования. Если Президент
в течение указанного срока с момента
поступления федерального закона отклонит
его, то Государственная Дума и Совет Федерации
в установленном Конституцией РФ порядке
вновь рассматривают данный закон. Если
при повторном рассмотрении федеральный
закон будет одобрен в ранее принятой
редакции не менее чем двумя третями голосов
от общего числа членов Совета Федерации
и депутатов Государственной Думы, он
подлежит подписанию Президентом РФ в
течение семи дней и обнародованию.
46. Порядок опубликования и вступления в силу нормативно-правовых актов.
Согласно статье 2 Федерального закона «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» от 25 мая 1994г., датой принятия конституционного федерального закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания, а датой принятия текущих федеральных законов считается день принятия их Государственной Думой в окончательной редакции.
Все федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после их подписания Президентом Российской Федерации. Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее десяти дней после их принятия.
Федеральные законы и акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.
Источниками
официального опубликования федеральных
законов и актов палат Федерального Собрания
считается первая публикация их полного
текста в «Российской газете» или «Собрании
законодательства Российской Федерации».
47. Действие нормативных актов во времени, пространстве и по кругу лиц. Обратная сила закона.
Действие нормативных актов во времени. 1.Наиболее распространенным моментом начала действия нормативного акта являются истечение определенного срока после его официального опубликования. 2.Начало действия некоторых актов определяется моментом их принятия или официального опубликования. 3.Время вступления нормативного акта в действие может быть указано в нем самом в специально принятом по этому поводу акте. 4.Те нормативные акты, которые не публикуются, а рассылаются в соответствующие ведомства и учреждения, вступают в действие с момента их получения этими органами, если в самих актах не указан иной срок введения их в действие.
Прекращение действия нормативных актов связывается со следующими обстоятельствами:
1) истечением срока действия, на который был принят тот или иной акт;
2) в
связи с прямой отменой
3) в связи с фактической заменой нормативного акта иным актом, регулирующим ту же группу общественных отношений.
Вновь принятый нормативный акт, как правило, распространяет свое действие на те общественные отношения, которые возникают после его принятия. Закон обратной силы не имеет. Одна из этого правила есть исключение:
1) когда
в самом нормативном акте
Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Теория государства и права"